Формы и методы работы с родителями по ознакомлению с основами финансовой грамотности
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Вы можете использовать предложенные формы работы с родителями по ознакомлению детей с основами финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_dlya_roditeley.docx | 77.86 КБ |
roditelskoe_sobranie.docx | 23.33 КБ |
anketa_dlya_roditeley.docx | 21.14 КБ |
buklet.pdf | 644.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей по финансовой грамотности.
Подготовил воспитатель:
Сивизьянова Н.И.
г. Когалым
2021г.
Цель: педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования основ финансовой грамотности.
Задачи:
- формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам;
- пробуждение интереса к финансовой грамотности;
- развитие практических умений быстрого и правильного нахождения и принятия решений в ходе игры;
- продемонстрировать на практическом примере варианты игровых упражнений в рамках формирования основ финансовой грамотности;
- способствовать сплочению коллектива родителей.
Оборудование: бумага, ручки (карандаши), муляжи денег, картинки продуктов, мольберт.
Участники мастер-класса: родители, воспитатели ДО.
Ход мастер-класса
Теоретическая часть.
Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена»: можно услышать много разных суждений, часто противоположных.
По нашему мнению, взрослых людей, деньги – лишь средство платежа: они нужны для удовлетворения наших материальных и духовных потребностей. Человек думает не столько о деньгах, сколько о качестве своей жизни.
У ребенка же изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимость.
В младшем дошкольном возрасте затрагивать эти темы с ребенком нужно со стороны бережного отношения к игрушкам, вещам, подаркам.
Само слово «деньги» станет постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага.
На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Семья - это реальная экономика и по справедливому мнению известного ученого и педагога Е. А. Аркина, «в семье не учатся жить, а живут». Дети видят настоящие деньги, труд своих близких, их трудовые доходы (зарплату), принимают участие в покупках и приобретениях для членов своей семьи. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.
Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике.
Уважаемые родители!
Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте?» - спросите Вы. Это задача трудная, но решаемая и я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.
Деловая игра для родителей детей дошкольного возраста
« Мы и деньги»
Цель: создать условия для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через взаимодействие с семьей.
Задачи
1.Сформировать у родителей элементарные экономические знания при помощи деловой игры.
2. Расширить представление дошкольников о том, что деньги можно и нужно зарабатывать.
3.Привить дошкольникам экономное и бережное отношение к деньгам путем вовлечения родителей в образовательный процесс.
Ход деловой игры.
Родители делятся на две команды. Каждая команда выбирает себе название и капитана. Для команд предлагаются задания. Та команда, которая быстро и правильно выполнит задание, зарабатывает 1 рубль. Побеждает тот, кто больше заработает денег.
Задание 1. «Экономические загадки – добавлялки»
А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с экономическими терминами. Вот некоторые из них.
(Загадываю экономические загадки – добавлялки).
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
Задание 2. Как заработать? Начни свой бизнес.
Вы помните сказку « Кот в сапогах»? Как она начинается?
Представьте, что вы получили наследство одна команда - молоток, а другая - ножницы. Начни свой бизнес и расскажи, как можно заработать денег. (Команда по очереди рассказывают, как можно заработать используя данный предмет).
Задание 3. Реклама.
«Делать деньги без рекламы может только монетный двор». Томас Маколей.
Придумайте рекламу для своего бизнеса. (Придумывают слоган, и вывеску своего бизнеса).
Задание 4. Экономика должна быть экономной, Семейная копилка.
Семьи Ивановых и Сафроновых мечтают поехать отдыхать в Крым. Путевка на 1 человека стоит 30000, с проживанием и питанием. Доход семей не позволяет сразу купить путёвки всем членам семьи. Они решили накопить на отдых. Высчитайте, сколько времени им потребуется на осуществление мечты, если….
Семья Ивановых (отец, мать, дочь18 лет, сын10 лет)
Доходы: зарплата: отец – 32000, мать – 25000, стипендия: 2000, детское пособие – 400 рублей.
Расходы: питание – 20000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 9000, прочие траты – 13000.
Экономия бюджета_________
Семья Сафроновых (отец, мать, дочь7 лет, сын 11 лет, бабушка)
Доходы: зарплата: отец – 36000, мать – 24000, пенсия бабушки: 14000, детское пособие – 800 рублей.
Расходы: питание – 16000, коммунальные платежи (свет, газ, вода, телефон) – 5000, лекарства для бабушки – 5000, прочие траты – 18000.
Экономия бюджета: _________
Задание 5. «Живая картинка» Отгадай пословицу
А теперь я Вам предлагаю немного размяться. Все знают игру крокодил? Сейчас и мы с вами поиграем в нее. Вы по очереди будете выходить и показывать пословицу, если команда отгадала, получает 1 рубль.
Зал угадывает пословицы, которые оживили команды.
- «Считай деньги, не отходя от кассы»
- «Будешь крутиться – будут и денежки водиться»
- «Доход лопнул, как мыльный пузырь»
- «Деньги к деньгам»
Уважаемые знатоки экономики, я благодарю вас за помощь.
Задание 6. Кто последний? Аукцион.
Назовите валюту разных стран.
Команды по очереди называют валюту разных стран, проигрывает та команда, от которой не поступило очередного названия. (команда победитель зарабатывает 1 руб.).
Задание 7. Храните деньги в банке.
Три поросёнка решили построить себе дома. Где взять деньги на строительство- 300 000 руб.?
Ниф – Ниф предложил занять деньги у Волка.
Наф – Наф предложил ограбить Волка.
Нуф – Нуф предложил посоветоваться с Тётушкой Совой.
Сова, выслушав братьев, предложила им пойти в банк и взять денежный кредит.
1. Банк «Перспектива» предлагает кредит на 5 лет под 12% годовых.
2. Банк «Надежный» предлагает кредит на 7 лет под 11%годовых.
Посчитайте, в каком банке выгоднее взять кредит поросятам? (команда, которая правильно рассчитала, получает 1 руб.).
Задание 8. Экономическая викторина.
1. Кто, согласно пословице, платит дважды? Скупой
2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя». Хвалит
3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? Двигатель
4. Название какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? Блоха
Задание 9. Собери потребительскую корзину.
Чтобы собрать свою потребительскую корзину, я предлагаю вашим командам отправиться в магазин. Вы на протяжении всего мероприятия зарабатывали деньги. Выберете на данную сумму только самый необходимый товар, и помести его на доске в потребительскую корзину.
(Члены команд собирают потребительскую корзину.).
А теперь посмотрим, какие товары выбрали в потребительскую корзину члены команд.
Команды демонстрирует свою потребительскую корзину. Анализирует свой выбор.
Задание 10.Мудрые мысли.
Замените цифры буквами по номеру в алфавите, чтобы получить известное изречение. Объясните полученную фразу.
3.16.3.18.6.14.33.12.16.17.6.11.12.1.5.16.18.16.8.6.18.21.2.13.33
Задание 11. Вопрос на засыпку.
Почему родителям нужно вовремя объяснять ребёнку, что такое деньги и как их нужно зарабатывать и экономить? (дискуссия со всеми родителями).
Вот и подошло наше путешествие к концу.
Хочу пожелать Вам, стабильного финансового благополучия!
Играйте с детьми в экономику!
Развивайте у них финансовую грамотность.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Дети и деньги, или как воспитать предприимчивого ребёнка»
Цель: Повышение педагогической культуры родителей по экономическому воспитанию детей.
Задачи:
- Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду;
- Убедить родителей в важности экономического воспитания;
- Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями.
Участники:
Родители воспитанников;
Воспитатель
Подготовка к проведению беседы с родителями:
Изучение литературы по данной теме:
- «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста», Мазеева Т. С., журнал «Воспитатель ДОУ» №11, 2008 г.;
- «Зачатие денежной гармонии», Бородянский М. С., журнал «Управление ДОУ» № 3, 2006;
- «Что такое экономика», опыт работы педагогов города Йошкар-Ола, журнал «Дошкольное образование» № 21, 2005 г.;
- «Экономика и человек», методист Н. Клюшкина, ДОУ № 4 «Берёзка», г. Уральск, Казахстан, журнал «Обруч» № 1, 1999 г.;
- «Как знакомить детей с денежными единицами», заведующая ДОУ № 4 «Берёзка», г. Уральск, Казахстан, журнал «Обруч» № 1, 1999 г.;
- стихи на тему «Экономическая безопасность», журнал «Основы Безопасности Жизнедеятельности», № 6, 2008 г.
Оформление приглашений на беседу для родителей;
Разработка буклетов с рекомендациями для родителей «Дети и деньги»;
Создание мультимедийной тематической презентации;
Выставка тематических развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста.
Ход встречи:
Слайд № 1 «Тема беседы»
1. Вступительная беседа.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Я очень рада видеть Вас! Спасибо, что Вы нашли время и пришли к нам для беседы.
Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, дающим ребёнку первые знания и умения, я призываю Вас к сотрудничеству и взаимодействию. Только вместе с Вами мы можем решить любые задачи в воспитании и развитии наших детей! Сегодня я хочу с Вами побеседовать на интересную и актуальную в наше время тему. Как Вы думаете, в каком возрасте у человека закладываются основы экономического воспитания? Предполагаемые ответы родителей: 6-7 лет; с того момента, как ребёнок увидел деньги, узнал, что за покупки в магазине надо платить и др.
Воспитатель: Совершенно верно, я согласна с Вами, каждый из Вас прав. Действительно, интерес к деньгам и экономическим отношениям возникает у детей с момента знакомства с деньгами.
А сейчас давайте вспомним, когда в вашей семье родился ребёнок, как Вы радовались первым проявлением его активности! Как через несколько месяцев после его рождения, он начал произносить первые слова, среди которых было слово… (родители продолжают фразу: «Дай…»). Слово «Дай» – психологически самое важное, отвечающее за денежную гармонию.
Слайд № 2 «Фазы развития денежной гармонии»
Воспитатель: По мнению психолога Валерии Сергеевны Мухиной, у ребёнка до трёх лет главная потребность – это брать и получать от жизни всё, что он пожелает – родительскую любовь, внимание, игрушки. Мы, как «правильные родители», не желая воспитывать эгоиста, недолго получаем удовольствие, глядя на его (ребёнка) единоличные наслаждения жизнью. Мы с Вами стремимся привить ребёнку некоторые правила культуры, выражающиеся фразой… (родители добавляют: «…надо делиться»).
Оказывается, по мнению современных учёных, данную фразу использовать нельзя. Если бы Вы только знали, сколько удачливых людей могло вырасти на планете, если бы не эта фраза, прозвучавшая слишком рано! Психологом, Дмитрием Борисовичем Элькониным, выявлено, что у ребёнка до трех лет, нет психологической потребности, делиться. Этот возраст просто не предполагает такой потребности.
Уважаемые родители, ни в коем случае не пытайтесь привить ребёнку навык отдавания, пока ему не исполнится три года. Этим Вы не только нарушите порядок его психологического развития, но и заложите основы денежного неуспеха в дальнейшей жизни. Потребность искренне поделиться формируется у детей в возрасте с 3-х до 7 лет. Здесь есть некоторые проблемы. Ребёнок может отдать «по доброте душевной» очень дорогую игрушку, поэтому уважаемые родители, постарайтесь решать такие проблемы очень тонко, не обижая его, потому что умение – отдавать – не менее важно для гармонии с жизнью и с деньгами, чем умение брать.
С 7-летнего возраста у ребёнка наступает третья фаза формирования денежной гармонии – «фаза договорных отношений». В это время дети в детском саду начинают обмениваться игрушками, в школе получают вознаграждение от мамы и папы за хорошую учёбу. Обмениваются услугами «ты мне – куклу, я с тобой играть», – одним словом, учатся первым «товарно-денежным отношениям» и общению на языке денег. Такие отношения мы должны поддерживать. Они ведут детей к умению строить гармоничные отношения с деньгами.
Уважаемые родители, мы выяснили, что основы будущей денежной гармонии начинаются закладываться в раннем возрасте. Нашим детям предстоит жить в современных условиях, овладевать новыми профессиями, требующими новых знаний и особой экономической культуры. И мы им в этом помогаем!
Для воспитания современных и предприимчивых, в недалёком будущем детей, в нашей группе мы строим работу в трёх направлениях.
Слайд № 3 «Экономическое воспитание»
Воспитатель предлагает посмотреть родителям, как их дети размышляют на тему «Что такое деньги?.»
Слайд № 4. Демонстрация видеоролика с участием воспитанников группы
«Размышления детей на тему «Что такое деньги?.».
2. Дискуссия «Предлагаем обсудить»
Вопрос родителям: - Какие качества, на Ваш взгляд, присущи предпринимателю?
Предполагаемые ответы родителей: общительность, мобильность, честность и порядочность, предприимчивость и др.
Воспитатель: Совершенно с Вами согласна. Ваши мнения подтверждаются и экономистом Алексеем Агеевым, которые Вашему вниманию предлагаются на слайде.
Слайд № 5 «Качества предпринимателя»
3. Практическая игра «Найди предпринимателя»
Слайд № 6 «Сказочные герои»
Задание родителям: - Уважаемые родители, на следующем слайде Вы видите героев сказок и мультфильмов, подумайте и назовите, кого из них можно считать предприимчивым и почему? (Белоснежка, Кот в сапогах, колобок, Кот Базилио, Лиса Алиса, Мальчик-с-пальчик, Емеля, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», поросёнок Нуф-Нуф).
4. «Есть идея!»
Родителям предлагается побывать в роли предпринимателей.
Задание: Придумать несколько различных вариантов использования шариковой ручки в повседневной жизни.
Родители предлагают свои варианты. Словесно поощрить участников за проявленную смекалку, сообразительность и изобретательность.
5. Итог:
Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы с Вами выяснили, что сегодня как никогда нужно быть предприимчивым человеком. Выдающийся учёный Лев Семёнович Выготский говорил, что будущее вундеркинда в его прошлом. Поэтому очень важно предоставить детям возможность самим выбирать свою судьбу. Под Вашим чутким руководством дети смогут самостоятельно оценить происходящее, будут инициативны, независимы, предприимчивы, разумеется, в рамках своего возраста. А в этом помогут Вам наши практические советы в буклете «Дети и деньги»(вручение буклетов участникам встречи).
6. Рефлексия:
Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме.
Ответы на вопросы:
- Какая часть нашей беседы вызвала у Вас особый интерес?
- Ваши предложения и пожелания на будущее.
Воспитатель: Благодарю Вас за состоявшуюся беседу и активную работу!
Предварительный просмотр:
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«МОЙ РЕБЕНОК И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТА»
Чтобы определить, насколько Вы, уважаемые родители, заинтересованы в обучении ваших детей основам финансовой грамоты и формировании у них навыков рационального экономического поведения, предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты.
Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
а) положительно, считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребёнка;
б) отрицательно;
в) не готов оценить значимость курса.
Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?
а) в старшем дошкольном возрасте; б) в начальной школе;
в) не вижу необходимости в таком обучении.
Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?
а) да, он проявляет живой интерес; б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?
а) ничего не изменилось в поведении детей;
б) ребенок стал задавать вопросы и употреблять в речи слова, связанные с экономикой и финансами;
в) ребенок бережнее относится к вещам и предметам; участвует в планировании покупок и семейного бюджета.
Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?
а) да;
б) нет;
г) возможно.
Анализ анкет родителей
№ вопроса | Формулировка вопроса | Положительно, % | Отрицательно, % | Не готов оценить значимость курса, % |
1. | Как Вы относитесь к введению в группе нового дополнительного образовательного курса по финансовой грамотности? | |||
№ вопроса | Формулировка вопроса | В старшем дошкольном возрасте, % | В начальной школе, % | Не вижу необходимости в таком обучении, % |
2. | Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам? | |||
№ вопроса | Формулировка вопроса | Да, он проявляет живой интерес, % | Нет, % | Затрудняюсь ответить, % |
3. | Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту? | |||
№ вопроса | Формулировка вопроса | Да, % | Нет, % | Иногда, % |
4. | Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности? | |||
№ вопроса | Формулировка вопроса | Ничего не изменилось, % | Ребенок стал задавать вопросы, употреблять слова, | Ребенок бережнее относится к вещам, участвует в |
связанные с финансами и экономикой, % | планировании покупок и распределении семейного бюджета, % | |||
5. | Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты? | |||
№ вопроса | Формулировка вопроса | Да, % | Нет, % | Возможно, % |
6. | Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающей дополнительной программе по изучению финансовой грамоты? |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формы и методы работы с родителями по ознакомлению детей с правилами дорожного движения"
Реализация задач, стоящая перед ДОУ, возможна при условии тесного сотрудничества с семьей. Педагоги выступают инициаторами установления этого сотрудничеств. Такой подход позволяет приобщить роди...
Формы и методы работы с детьми при ознакомлении с музыкальными профессиями.
Дошкольный возраст детей - как наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Главное - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН...
Работа с родителями по ознакомлению дошкольников с финансовой грамотностью.
План работы с родителями...
Перспективные план работы в подготовительной группе «Обучение детей основам финансовой грамотности»
Перспективные план работы в подготовительной группе «Обучение детей основам финансовой грамотности»...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ в подготовительной группе «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Материал содержит практические рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста базисных экономических понятий. Серия конспектов, игр поможет педагогам, объяснить детям, что ценность, сколько...