Консультация для воспитателей "Формы и методы работы с родителями по ознакомлению детей с правилами дорожного движения"
консультация по обж на тему

Маняхина Оксана Михайловна

Реализация задач, стоящая перед ДОУ, возможна при условии тесного сотрудничества с семьей. Педагоги выступают инициаторами установления этого сотрудничеств. Такой подход позволяет  приобщить родителей к активной работе по воспитанию и развитию детей, пополнить их педагогические  знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

140422172940

Формы и методы работы с родителями по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.

     В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход: учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, культуру педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию с родителями. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество  с семьёй. Одним из требований является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной программы организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

•    информировать родителей (законных представителей) относительно целей  дошкольного образования;

•   обеспечить открытость дошкольного образования;

 •    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

•    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;

•    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность;

•    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде.      Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную  целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

•     установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

•    объединение усилий для развития и воспитания детей;

•    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов;

•    активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

     Одним из направлений работы нашего детского сада является работа по обучению детей безопасному поведению на улицах города. Но не только дети обучаются этому. Оказалось, что и родители нуждаются в повышении уровня знаний по данной теме.

      Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, с анализа знаний по ПДД.  Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему, что помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
    Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие закономерности домашнего воспитания, уровень знаний по ПДД.

    Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы:  

-    социологические опросы,

-    интервьюирование и анкетирование.

 Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов.

Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями.

 Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала.

  Беседа отличается от интервью большей свободой и в организации, и в содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с намеченной целью педагог продумывает план беседы, вычленяет ключевые вопросы. В ходе беседы можно

получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты. Это гибкий, целенаправленный, оперативно корректируемый метод. Беседа нужна для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного

изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. Для успешного проведения беседы надо обладать способностью располагать к себе, вызвать доверие умением направлять разговор в нужное русло.

 Родительское собрание ДОУ.

Его цель: координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.  Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами.

 Педагогический совет с участием родителей

 Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных

потребностей.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги, психологи и т.д.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Главное назначение консультации

—родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Круглый стол – в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

Родительский совет (комитет) группы.

Родительский совет -  это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ.

Показ открытых занятий для родителей.

Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно

включить в занятие элементы беседы с родителями.

      Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились

принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.

 

Дни открытых дверей.

В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи

с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы

родителей только при условии, что оно является открытой системой.  Дни

открытых дверей дают родителям возможность увидеть стиль общения

педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и

педагогов.

Презентация дошкольного учреждения

 Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную

информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Клубы для родителей.

Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями - что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении

возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную ин

формацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.

Вечера вопросов и ответов

Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Родительский университет.

В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей,  например «Кафедра грамотного пешехода».

Ролевые, имитационные и деловые игры.

В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.

Примерными темами игр могут стать: «Происшествие на дороге», «Поездка в автобусе».

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования).

К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов, как «Вечер с инспектором ГИБДД», «Наш друг - светофор», «Праздник в стране Светофории».

Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.

Так выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности

родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между

ребёнком и родителем. Например, выставки «Я по улице иду», «Островок безопасности».

Совместные  экскурсии в автогородок.

 Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений.  Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается через любовь к близким.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

ним относятся:

 видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;

 фотографии, 

 стенды, ширмы, папки-передвижки.

Выставки, вернисажи детских работ.

Их цель - демонстрировать родителям важные разделы программы или успехи детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

Например: выставка, освящающая разделы программы «Безопасность дорожного движения».

Информационные листы.

Они могут нести в себе следующую информацию:

 информацию о дополнительных занятиях с детьми;

 объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

 просьбы о помощи;

 благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей.

Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) поведения на улице города, в автомобиле и др. Памятки знакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного процесса в семье и детском саду. Буклеты, листовки, памятники адресные, каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время.

Папки–передвижки.

Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не попали в беду», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Когда родители ознакомятся с содержанием

папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Я во дворе один» и т.д.

Видеофильмы создаются по определенной тематике, например «Воспитываем грамотных пешеходов».

    Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга.

    И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными

участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более

компетентными в воспитании детей.

   Работа с семьей должна вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. В качестве примерного плана предлагаем вам наш перспективный план, составленный на год.

Сентябрь         Анкетирование родителей «Знаете ли вы правила дорожного движения?»

                         Родительское собрание «Дети и дорога. Просмотр видеозаписи о детском                         травматизме на дороге с привлечением инспектора ГИБДД».

                         Информационные листы о работе кружка для детей «Юный пешеход».

Октябрь            Папка – передвижка «Ошибка родителей – беда на дороге».

                          Памятки для родителей о ПДД.

Ноябрь               Консультация «Безопасный путь до детского сада».

                            Выставка детских работ «Дорожная фантазия».

Декабрь             Консультация «Внимание, гололед!»

                           Беседа с некоторыми семьями с целью выявления дополнительных  сведениях.

                           Показ открытого занятия «Зеленый, желтый, красный!»

Январь               Просмотр видеофильма «Воспитываем грамотных пешеходов»

                           Анкетирование родителей «Мой папа купил автомобиль!»

Февраль             Родительская гостиная «Пример взрослого заразен»

                           Оформление стенда «Осторожно, дорога!»

                                Родительская газета «Мы за безопасность

Март                  Выставка детских рисунков «Дорога глазами детей»

                           Показ открытого занятия  «Наш друг – Светофор».

Апрель               Праздник «Вперед пешеход!»

                           Вечер вопросов и ответов с родителями

                            Презентация для родителей «Знаки дорожного движения»

Май                   Экскурсия в автогородок

                           Родительское собрание «Итоги работы за год по ПДД»

                           Семейный вернисаж «Я по улице иду»

Июнь                Круглый стол «Школа дорожных наук»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы ДОУ по профилактике дорожно –транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Основные задачи. Формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Учить наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении. ...

«Система работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной работы в...

Консультация для воспитателей и родителей "Синквейн, как дидактический прием ознакомления детей с Правилами дорожного движения"

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо  с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребе...

Рекомендации для родителей по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах — соблюдать правила дорожного движения!  Дорога прочно занимает первое место среди печальной статистики детского тр...

«Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Государственное бюджетное учреждение дополнительногопрофессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Кафедра профессионального образования...

«Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Цель: Создание в ДОУ условий оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения, формирование у детей умений пользоваться знаниями и следить за своим поведением в...

Консультация для родителей:"Организация работы с родителями по ознакомлению детей с правилами дорожного движения"

Консультация для родителей:"Организация работы с родителями по ознакомлению детей с правилами дорожного движения"...