Конспект НОД по финансовой грамотности в старшей группе «Поможем Барбоскиным помириться!» Составила: Воспитатель Хабибуллина А.Н.
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
В конспекте по финансовой грамотности цель состоит в формировании у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о профессии банковского работника- кассира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomoshch_barboskinym_pomiritsya.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
Города Когалыма «Березка»
Конспект НОД
по финансовой грамотности
в старшей группе
«Поможем Барбоскиным помириться!»
Составиль:
Воспитатель: Хабибуллина А.Н.
Цель: Формирование первичных представлений о деньгах, их назначении, разновидности, посредством игровых технологий.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Обогатить знания детей о видах денег (монеты и купюры), их номинальной стоимости;
- Закрепить знания детей о назначении денег;
- Закрепить знания детей о потребностях и желаниях;
- Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить за деньги;
Развивающие задачи:
- Развивать внимание, логическое мышление;
- Развивать связную речь: учить высказывать предложения и делать простейшие выводы;
- Развивать познавательный интерес.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание помогать тем, кто нуждается в помощи;
- Формировать понимание того, что главные ценности в жизни, не покупаются за деньги;
- Учить вырабатывать свое мнение, уважать мнение товарищей;
- Учить применять полученные знания в игре.
Словарная работа:
- Обогащение словаря: купюра, номинал.
- Активизация словаря: монета, деньги, покупка.
Предварительная работа: интерактивная игра «Что можно купить за деньги?», беседа «Тратим разумно», заучивание речевки «Мы будем денежки считать», рассматривание иллюстраций «Монеты и купюры», дидактическая игра «Откуда к нам пришли деньги?», игры с лэпбуком «Финансисты», сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Кафе», просмотр серии мультфильмов «Тетушка Сова о деньгах», «Три кота: поход в магазин», чтение сказки «Приключения монеточки».
Оборудование:сенсорная панель переносная, видеопрезентация «Разновидности денег», монеты, купюры, демонстрационные иллюстрации: кошелек, музыкальное сопровождение, мяч, видео «Звонок Малыша», полоски красного и синего цвета, набор карточек с иллюстрациями покупок на каждого ребенка, игрушка солнце, монета «1 копейка» на палочке.
Методы и приемы:
Наглядные:
- Видео «Звонок по скайпу»;
- Видеопрезентация «Разновидности денег»;
- Иллюстрации кошельков, монет, купюр;
Словесные:
- Игра с мячом «Для чего нужны деньги?»;
- Беседа «Как помочь Малышу»;
- Речевка: «Будем денежки считать»;
- Беседа «Что нельзя купить за деньги».
Игровые:
- Дидактическая игра «Разложи деньги по номиналу»;
- Дидактическая игра «Хочу - надо»;
- Гимнастика для глаз «Копеечка».
Метод повышения эмоциональной активности:
- Ресурсный круг «Солнышко в наших руках»;
- Музыкальное сопровождение;
Задачи для молодого педагога:
-Закрепить умение использовать игровые технологии: организовывать с детьми словарные и дидактические игры: ставить цель, подводить итог.
- Закрепить умение педагога целесообразно использовать ИКТ на занятиях, соблюдать при этом ограничение по времени, и своевременное снятие напряжения с глаз;
-Формировать понимание педагога о здовьесберегающихтехлогиях во время занятия: проветривание перед началом занятия, правильное освещение, проведение физминутки, гимнастики для глаз, соблюдение двигательной активности на протяжение занятия;
-Формировать понимание педагога вести косвенное руководство во время занятия, путем наводящих вопросов, контроля выполнения заданий;
Ход НОД.
Дети играют в группе, раздается видеозвонок по скайпу, с характерным звуком. Педагог привлекает внимание детей.
Педагог: Ребята вы слышите, нам звонят, нужно скорее принять вызов!
Молодой педагог: Присаживайтесь поудобнее к экрану.
Педагог принимает вызов, проводя рукой по экрану. Под фоновую музыку мультфильма «Ты и я, мы с тобой друзья», на экране появляется Малыш, герой из мультфильма «Барбоскины».
Малыш: Здравствуйте,ребята! Вы представляете! Лиза, Роза, Гена и Дружок поссорились! Они разбили копилку и спорили, кому же достанутся эти круглые железки и фантики. Роза хочет все потратить на одежду, а Лиза на куклу, ну а Дружок купить новый мяч. Я не могу понять, почему они ссорятся из-за этого мусора?(демонстрирует деньги). Ребята, помогите мне во всем разобраться и помирить моих братьев и сестер!
Педагог: Не расстраивайся, Малыш, мы обязательно тебе поможем!
Звонок обрывается.
Педагог: Ребята, скажите, что произошло у Малыша и какой помощи он ждет от нас?
Предполагаемые ответы детей: Его братья и сестры поссорились, они не могут поделить деньги из копилки.
Предполагаемые ответы детей:Малыш не понимает, что в копилке не железки и фантики, а деньги.
Педагог:Ребята, а как же нам ему помочь?
Предполагаемые ответы детей:Рассказать что такое деньги и для чего они нужны.
Педагог:Замечательная идея!
Молодой педагог: Рассказать Малышу, для чего нужны деньги, нам поможет нам игра с мячом, встаньте ребята в круг.
Игра с мячом
«Для чего нужны деньги»
-для оплаты детского сада;
-для покупки еды;
-для того чтобы заправить машину бензином;
-для покупки одежды;
-для покупки лекарств;
-для оплаты квартиры;
-для путешествий;
-для развлечений;
-для покупки корма животным;
-для покупки игрушек.
Молодой педагог:Вы все назвали верно! Присаживайтесь.
Педагог: Ребята, Малыш называет деньги железками и фантиками? Как же на самом деле они называются, и какие они бывают?
Предполагаемые ответы детей:Деньги бывают железные и бумажные, железные деньги называют монетами.
Молодой педагог: Правильно. А чтобы подробнее узнать о них, я предлагаю вам посмотреть интересный фильм.
Видеопрезентация
«Какие бывают деньги»
Педагог включает видеопрезентацию, комментирует каждый слайд. Видеопрезентация включает сюжет о том, что деньги бывают железные- это монеты, и бумажные-это купюры. Монеты бывают разным номиналом от 1 коп до 10руб, а купюры от 10 до 5000 руб., и чем больше номинал денег, тем выше его стоимость и значимость.
Молодой педагог: Но это вовсе не значит, что эта маленькая копеечка ничего не стоит, посмотрите на нее, внимательно.
Молодой педагог с помощью монетки на палочке проводит гимнастику.
Гимнастика для глаз
Копеечка в кошельке, не сидит…
Скачет бойко скок для скок!
Снизу вверх, наискосок,
Сверху вниз, наискосок.
А потом скатилась вниз,
Копеечка притихла, и лежит.
Педагог:Вот не зря ведь говорят «Копейка рубль бережет!». А копейка, это у нас монеты. Так как же называются бумажные деньги?
Предполагаемые ответы детей:Бумажные деньги называются - купюры.
Молодой педагог:Антон повтори, Даша повтори, все вместе повторите «купюры».
Педагог:Чем же отличаются монеты от купюр?
Предполагаемые ответы детей:цветом, монеты железные, а купюры бумажные, разные по номиналу, у них разные достоинства.
Молодой педагог: Данил повтори, Саша повтори, все вместе повторите «номинал».
Молодой педагог: Вот и Шарик с Дружком смешали все деньги, которые были в копилке, посмотрите.
Демонстрирует деньги на разносе.
Педагог: Я предлагаю вам разложить деньги по возрастанию, заодно и Малыша научим какая купюра и монета больше, какая меньше.
На мольбертах иллюстрации кошельков больших размеров (прямоугольный и круглый).
Педагог: Как вы считаете, в какой кошелек мы будем складывать купюры?
Предполагаемые ответы детей:В прямоугольный кошелек, потому что они той же формы.
Молодой педагог: Ну а куда тогда мы будем складывать монеты?
Предполагаемые ответы детей:В круглый пузатый кошелек, потому что монеты той же формы.
Молодой педагог:Скорее берите деньги и разложите их в нужные кошельки.
Дидактическая игра «Разложи деньги в кошелек»
Дети берут по одной, по 2 денежному эквиваленту, и крепят ее на мольберты. Педагоги во время игры, задают наводящие вопросы детям.
Педагог: Маша, какую купюру ты прикрепила?
Маша: Я закрепила 50 рублей самую первую, потому что она самая маленькая по номиналу в нашем кошельке.
Молодой педагог: Даша, а почему твоя купюра самая последняя?
Даша: Потому, что 5 тысячная -купюра самого большого номинала в нашем кошельке.
Педагог: Дима, а куда ты поместил монету номиналом в 2 рубля?
Дима: Я ее поместил второй по счету, так как 2 рубля больше чем 1 рубль.
Педагог:Молодцы! Деньги разложили верно, никто не ошибся.
Молодой педагог:А теперь давайте научим Малыша их правильно считать.
выходите на коврик.
Музыкальная физминутка «Будем денежки считать»
(под музыку)
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
За сто рублей оплатим дом, (отсчитываем)
Дом, в котором мы живём.(над головой имитируем крышу)
Ну за триста купим шорты, майку, туфли(показываем)
Все эту одежду- (разводят руками)
На четыреста рублей купим, хлеба, молока (перечисляют, загибают пальцы)
Вобщем, все эти продукты(гладят живот)
Ну, а пятитысячную пока (показывают 5 пальцев)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать руки за спину).
Педагог:Вот теперь Малыш знает многое о деньгах, осталось помирить Барбоскиных, вы помните, из-за чего они ссорились?
Предполагаемые ответы детей:Они не могли выбрать, что купить. Роза хотела платье, Лиза куклу, Дружок мячик.
Педагог: Просто ребята не знают, как правильно распоряжаться деньгами, я предлагаю вам научить их. Проходите к столам.
Дидактическая игра
«Хочу-надо»
На столах у каждого ребенка по 2 полоски красная и синяя и карточки с иллюстрациями разных покупок. Один ребенок выполняет задание у доски, остальные дети за столами. Педагог контролирует, работающего у доски, молодой педагог контролирует работу детей за столами.
Молодой педагог: У вас есть карточки, на которых изображены разные покупки с магазина, вам нужно правильно распланировать бюджет:на красную дорожку нужно выложить то, что необходимо купить, а на синюю то что не является обязательным, и мы можем купить это, если будут лишние деньги.
Педагог: А я предлагаю самому смелому, выложить покупки рядом со мной, у доски.
Педагог: Миша, почему ты оплату за свет поставил на красную дорожку?
Миша: Потому что это обязательный платеж и его нельзя пропустить.
Молодой педагог: Алена, а куда ты поместила оплату за воду?
Алена: На красную дорожку, это надо делать обязательно.
Педагог: Миша, а почему машинку ты поместил на синюю дорожку?
Миша: Потому что это игрушка, она необязательная покупка.
Молодой педагог: Ваня, ты поместил машинку на ту же дорожку что и Миша?
Ваня: Да, потому что игрушку можно купить только тогда, когда будут лишние деньги.
Педагог: А теперь проверьте своего соседа, верно ли он совершил покупки, поменяйтесь дорожками.
Дети проверяют друг друга, комментируют «все верно».
Молодой педагог: Верно вы распределили покупки, ведь не всегда можно купить то, что хочется. В первую очередь нужно тратить деньги на нужное!
Педагог: Теперь то уж точно Барбоскиныне станут расходовать свои деньги НЕ зря! Открою вам секрет,есть вещи, которые намного дороже любых денег. Пройдемте на коврик, я вам о них расскажу.
Дети с педагогом проходят и садятся на коврик вкруг.
Педагог: Ребята, мы узнали, что деньги, конечно же, нужны, но я хочу открыть вам секрет, что за деньги нельзя купить, семью, братьев и сестер, которые есть и у Малыша и у вас, и, нашу добрую помощь, которую мы сегодня оказали Малышу, тоже невозможно купить. И даже это теплое осеннее солнышко (демонстрирует). Давайте все чуточку погреемся от тепла этого солнышка и подскажем Барбоскиным, что есть то, чего не купить за деньги.
Ресурсный круг
«Что можно-нельзя купить за деньги»
Дети передают по кругу солнце-игрушку и говорят, что нельзя купить за деньги.
-Нельзя купить за деньги здоровье;
-Нельзя купить за деньги любовь;
-Нельзя купить за деньги радугу;
- Дружба, ее не купить за деньги;
-Семью не купить за деньги;
-Заботу нельзя купить;
-Речку, море, природу не купить.
Педагог: Как же все-таки стало тепло и светло не только от солнца, но и от ваших замечательных слов!
Раздается звонок по скайпу от Барбоскиных. Дети с педагогом поворачиваются к экрану. Отвечают на звонок.
Педагог: Ну, а нам звонят, наверное, это Барбоскины.
Малыш:Ребята, спасибо вам огромное, я узнал, что это вовсе не круглые железки, а деньги. Спасибо, что рассказали, для чего они нужны. А главное, вы рассказали нам что есть то, что важнее всяких денег!(Видео заканчивается тем, что в семье царит покой и лад) Досвидания! До новых встреч!
Дети прощаются с Барбоскиными.
Педагог: Скажите, какую помощь сегодня мы оказали Малышу?
Предполагаемые ответы детей:Мы рассказали, для чего нужны деньги, и что они бывают бумажные – купюры и железные - монеты. Мы показали, что деньги различаются по номиналу. Научили правильно тратить деньги, сначала покупать самое нужное.
Молодой педагог: Вы были очень старательны, Миша очень быстро навел порядок в кошельке, разложив деньги по номиналу, а Маша быстрее всех разобралась с тратами, и верно разложила покупки на красную и синюю дорожки.
Педагог: Как вы считаете, каким образом у нас получилось помирить Барбоскиных?
Предполагаемые ответы детей:Мы рассказали им, что из-за денег не стоит ссориться. Мы рассказали, что важнее всего это семья, это братья и сестры. А еще, что самые лучше в мире вещи не купить за деньги!
Педагог: Конечно же! Вы большие молодцы, сделали столько добрых дел сегодня! И я хочу, чтоб у нас в группе появилась вот такая копилка «Добрых дел», куда мы будем копить все свои добрые поступки!
Педагог демонстрирует копилку детям.
Молодой педагог: Ребята, предлагаю скорее пополнить нашу копилку первым рисунком нашего доброго поступка, который мы совершили сегодня.
Педагог предлагает детям пройти за столы порисовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в старшей группе «Поможем Доктору Айболиту»
Изучение порядкового счета в старшей группе...
Конспект занятия по ПДД в старшей группе «Поможем Смешарикам»
Конспект для старшей группы ПДД...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Поможем мышатам»
Программные цели:1. Упражнять в прямом счете в пределах десяти;2. Продолжать учить навыкам работы со счетными палочками;3. С помощью графического диктанта закреплять умение разграничивать направления ...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Поможем Аленушке выполнить задания Бабы Яги"
Познавательно - исследовательская деятельность, в ходе которой дети в процессе экспериментирования выявляют свойства различных материалов и закрепляют их в дидактической игре. Конспект составлен в соо...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Поможем Незнайке"
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Поможем Незнайке"...
Конспект по формированию финансовой грамотности старших дошкольников
Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций....