Опыты по финансовой грамотности.
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Опыты по финансовой грамотности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия по финансовой грамотности с элементами экспериментальной деятельности «Путешествие
в страну денег» в подготовительной группе.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста
Задачи:
- познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать у детей интерес к экономике.
Оборудование: ИКТ, монеты, купюры разного номинала, лупы, карандаши, бумага.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
(Дети садятся на стулья полукругом)
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте загадку: «В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем»? Правильно, это деньги.
- А как вы думаете, куда же мы сегодня с вами отправимся? (Предположения детей).
- Мы сегодня отправляемся в путешествие в страну денег. А как называется страна, где живут деньги? (Ответы детей)
– Эта страна называется - экономика.
- Но вначале, я хочу спросить у вас, что вы знаете о деньгах, для чего они нужны? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно, ребята, деньги это такой предмет, которым мы расплачиваемся за что- то. А за что же расплачиваются деньгами? (Ответы детей)
- Верно, деньгами расплачиваются за покупки, за оказанную услугу, за работу. Родители получают деньги там, где они работают.
- Сейчас я буду задавать вам вопросы, вы на них отвечать и мы выясним - для чего нам нужны деньги.
- Давайте встанем, сделаем круг. Вы подумайте немного и начнем.
(Воспитатель, по очереди задает вопросы детям, если ребенок затрудняется с ответом, задает наводящие вопросы: Когда мы едем в автобусе, нам нужны деньги? А когда пришли в аптеку, за что мы платим? Дома мы пользуемся светом, интернетом, газом, за это нужно платить деньги? А если разговариваем по мобильному телефону, нужно пополнять счет? и т. д.)
Экспериментальная часть (Дети садятся на места)
Ребята, все вы видели, как выглядят деньги. Вспомните, из чего они сделаны? (Ответы детей)
Воспитатель: Деньги, которые сделаны из бумаги, называются купюры. Давайте все вместе повторим это слово. Как называются деньги, которые сделаны из бумаги? Купюры бывают 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 (Слайд с изображением всех купюр).
Посмотрите, все эти купюры разного цвета, чтобы не перепутать их.
А еще, деньги бывают металлические. Называются они монеты. Давайте повторим, как называются металлические деньги. Монеты бывают: 1копейка, 5копеек, 10копеек, 50копеек, 1рубль, 2 рубля, 5рублей и 10рублей (слайд с изображением монет).
Воспитатель:
- Ребята, сейчас мы с вами разомнем свои ручки и пальчики.
Пальчиковая гимнастика
- «Будем денежки считать» : Один, два, три, четыре, пять (Загибаем пальцы) - Будем денежки считать. (Сжимаем и разжимаем пальцы рук)
- Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.
- Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
- На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
- Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
- Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Молодцы и теперь я предлагаю вам рассмотреть деньги с помощью лупы.
- Давайте вначале рассмотрим монету. Посмотрите, что изображено на одной стороне (Ответы детей, а что на другой. Правильно, на одной стороне изображен государственный герб, а на другой цифра. Какая цифра изображена у вас? Как вы думаете, какая сторона главная у монеты? Главной, лицевой частью монеты считается та сторона, на которой изображен герб.
- А теперь давайте рассмотрим бумажную купюру. Посмотрите, что изображено на бумажной купюре? (Ответы детей) Банкнота в 50 рублей, например, отмечена узнаваемыми местами города Санкт-Петербурга. На переднем плане лицевой стороны изображение памятника.
- Посмотрите, есть ли на бумажных деньгах изображение герба?
- Как вы думаете, где лицевая часть у купюры?
- А как вы думаете, какие деньги удобнее бумажные или металлические? (Ответы детей) Мнения разделились, поэтому, я предлагаю, это проверить, и, как настоящие исследователи, мы с вами будем записывать результаты в карты.
- Итак, начнем. Как вы думаете, для чего у нас лежит бумага? Правильно, бумага будет символизировать купюру.
- Возьмите лист бумаги, помните его, попробуйте разорвать. Получилось?
- А с монетой можно сделать эти действия: порвать, помять? Какой вывод?
(На карте, напротив монеты ставим плюс).
- Следующий опыт, в котором мы узнаем что легче, а что тяжелее.
- На одну ладонь положим монету, а на другую купюру. Подуем на бумагу, что происходит, почему бумага слетает с ладони? Правильно, потому, что бумага легче.
- Бумага легче, и поэтому в этом эксперименте мы ставим плюс ей.
- Теперь посмотрите на свои записи, сколько плюсов вы поставили купюре и сколько монете? Что удобнее? Хорошо, удобнее оказались монеты. Но один существенный недостаток у таких денег - это то, что они тяжелые и когда их много, то они занимают много места. Чтобы купить большое количество покупок, нужно возить с собой целый мешок монет.
- В наше время люди придумали использовать вместо денег банковскую карту (слайд с изображением карт). Она легкая и не занимает много места. И деньги можно совсем не использовать. С такой карточкой можно ехать в другой город или полететь в другую страну без денег.
А сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка «Покупка» :
-Мы бежали по дорожке (бег на месте)
-Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
-Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
-Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
-Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
-Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
-Один, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью о левую и наоборот, 4 хлопка)
-Вот мы туфельки купили! (указываем руками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
Дети садятся за стулья.
Историческая часть
- Как вы думаете, всегда ли существовали деньги? (нет).
- А как же люди совершали покупки в то время, когда денег не было? Как люди обходились без них?
- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие во времени и узнаем историю происхождения денег.
- Вот мы и попали в прошлое. Давайте посмотрим мультфильм. (Мультфильм «История появления денег»).
- А сейчас нам пора возвращаться.
Рисование монеток в технике «Фроттаж».
Воспитатель:
- Ребята, а хотите мы с вами сделаем свои денежки? Мы возьмем монетки, положим на них бумагу и с помощью карандаша оставим на бумаге отпечаток монеты. Видите, они у нас отпечатались! У нас появятся свои настоящие деньги, в которые вы будете играть!
Подведение итогов:
- Ребята, давайте с вами вспомним, о чем мы сегодня с вами разговаривали и что узнали? (Ответы детей). Молодцы, мне очень приятно было с вами работать. Давайте прощаться. До свидания, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Единое пространство - детский сад, семья. Воспитание финансовой грамотности" (из личного опыта)
Дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у реб...
Из опыта работы "Финансовая грамотность в работе с детьми среднего дошкольного возраста"
В настоящее время очень важно сформировать элементарные представления об экономических категориях: «потребности», «труд», «товар», «деньги&raqu...
«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)
На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...
Презентация опыта работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают....
Интеграция основ финансовой грамотности в различных образовательных областях (из опыта работы).
В данном материале опмсывается интеграция основ финансовой грамотности в различных образовательных областях на примере модуля "Труд - продукт - товар"...
"Из опыта работы творческой группы проекта по финансовой грамотности старших дошкольников "Экономыч" с использованием современных ИКТ – технологий"
В статье представлен отчет из опыта работы педагогов проекта "Экономыч" по финансовой грамотности старших дошкольников с использованием ИКТ - технологий. Педагоги смогут узнать, как можно пр...
Презентация из опыта работы"Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста"
Презентация из опыта работы на тему "Финансовая грамотность детей старшего возраста"...