Интеграция основ финансовой грамотности в различных образовательных областях (из опыта работы).
методическая разработка (старшая группа)
В данном материале опмсывается интеграция основ финансовой грамотности в различных образовательных областях на примере модуля "Труд - продукт - товар"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интеграция образовательных областей при раскрытии темы "Профессии разные нужны" | 42.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция основ финансовой грамотности в различных образовательных областях (из опыта работы)
Хочу представить свой опыт по разработке и реализации образовательного проекта «Детский групповой финансовый клуб «Монетка».
Ведущая педагогическая идея моей работы: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе системно-деятельностного подхода.
Прежде, чем приступить к разработке и реализации образовательного проекта определила цель своей работы:
- создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста,
- формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
- Сформировать первичные экономические понятия;
- Дать представления о правильном отношении к деньгам, способам их зарабатывания и их разумному использованию;
- Дать представления о правильном отношении к деньгам, способам их зарабатывания и их разумному использованию;
- Показать детям примеры правильного поведения в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В проекте представлены все образовательные области и направления развития дошкольников, обозначенные Федеральным стандартом:
- Социально – коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно – эстетическое развитие
- Физическое развитие
В процессе интеграции всех образовательных областей использую дидактические формы, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника. При проектировании образовательного пространства, учитываю, что игра, общение и исследовательская познавательная деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми.
Использую интеграцию в качестве приоритетного средства организации образовательной деятельности и как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы, методы в единую систему. При этом основной формой становятся не занятия, а деятельность детей (как совместная, так и самостоятельная) по освоению первичных социальных компетенций в сфере личных и семейных финансов.
Познавательная, практическая деятельность строится по следующим модулям:
- Первый модуль «Труд – продукт – товар»
- Второй модуль «Деньги, цена (стоимость)»
- Третий модуль «Реклама».
- Четвертый модуль «Полезные навыки и привычки в быту»
Более подробно хочу представить возможность реализации задач всех образовательных областей в рамках одного из модулей «Труд-продукт – товар».
Предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой обозначены образовательные области и некоторые направления, которые можно реализовать при изучении основ финансовой грамотности.
Образовательные области | Область применения основ финансовой грамотности в соответствии целевыми ориентирами ФГОС ДО |
Социально – коммуникативное развитие | Формирование позитивных установок к различным видам труда; Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности. |
Познавательное развитие | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. |
Речевое развитие | Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров. |
Художественно – эстетическое развитие | Формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни; восприятие художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительная, конструктивно – модельная) |
Физическое развитие | Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук; владение подвижными играми с правилами. |
Цель образовательной области в соответствии с ФГОС ДО «Социально- коммуникативное развитие»:
- позитивная социализация детей дошкольного возраста
- приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
- развитие коммуникативных способностей ребенка
Хочу отметить, что опорой для более успешного освоения детьми основ финансовой грамотности в русле развития социально-коммуникативных навыков является программа Л.В. Коломийченко «Дорогою добра».
Приведу несколько примеров:
Так, при раскрытии темы «Профессии разные нужны» решала следующие задачи социально-коммуникативного развития:
- Систематизировала знания детей о мире профессий, учила устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека.
- Познакомила детей с понятиями «рабочее место», «рабочее время», «орудия труда», «инструменты», «предмет и продукт труда», «продукция».
- Подводила к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий.
- Формировала уважительное отношение к продуктам, полученным в результате трудовых действий.
Перед погружением детей в данную тему провела ряд экскурсий по предприятиям города. В рамках промышленного детского туризма наглядно познакомила детей с деятельностью предприятий города. Так, посетив магазин бытовой техники «Техно Лайн» ребята узнали об отличии профессий «Продавец – консультант» и «Менеджер», детям продемонстрировали работу кассового аппарата, рассказали о наличном и безналичном расчетах. Дети стали свидетелями купли - продажи холодильника и стиральной машинки. Они на практике услышали речевые навыки (продавец – покупатель), необходимые для общения: умение вступать в разговор, поддерживать его, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения (в данном случае конструктивный диалог между продавцом и покупателем) и в дальнейшем использовали аналогичный диалог в с/р игре «Супермаркет».
На предприятии «Копицентр» ребят встретил владелец магазина, он подробно рассказал о выборе названия, его смысле и почему было принято решение открыть магазин именно такого направления. У детей возникло множество вопросов. Некоторые из них стали темой для обсуждения «Как можно открыть свое дело».
Так же ребята посетили отделение Сбербанка. Управляющая офисом, познакомила детей с особенностями банковских профессий, ребята узнали о различных кредитных продуктах. По результатам полученных знаний у детей значительно обогатился сюжет игры в «Банк».
Директор магазина «Мебель» познакомил ребят с профессиями мебельного производства: дизайнер, конструктор, столяр, комплектовщик, сборщик мебели и о доставке мебели в магазин. Данная экскурсия обогатила и углубила представления детей о труде человека и его социальной значимости. Так же детям была дана возможность использовать речевые навыки, приобретенные на предыдущей экскурсии: умение вступать в разговор, применять формы речевого этикета. Дети задавали вопросы по существу, выслушивали ответы директора магазина, благодарили за ответы.
В нашей группе существует традиция «Встречи с интересными людьми» когда ребята знакомятся с трудом взрослых через реальные встречи с людьми разных профессий. Большое значение придаю знакомству с трудом взрослых через реальные встречи с людьми разных профессий, в группу приходят предприниматели, в ходе непринужденных бесед рассказывают ребятам, как они искали себя в мире профессий, как решили открыть свой бизнес, какие шаги они для этого предпринимали.
Так же у нас состоялись встречи с пожарным, который рассказал ребятам о нужности и важности своей работы; бухгалтером завода «Нерпа»; экономистом детского сада.
Известно, что труд взрослых дети отражают в игре. Самой востребованной детей на данном этапе является игра в «Супермаркет».
Ребятам группы нравится играть в настольную игру «Монополия». Они с удовольствием «покупают» новые объекты, берут ренту с других детей за свои объекты и считают деньги.
После посещения банка дети «любят» менять валюту, обналичивать деньги в банкомате и совершать путешествия по странам. В результате совместных исследований в группе появился материал «Путешествуем по странам ближнего и дальнего зарубежья».
Таким образом я реализую задачи социально – коммуникативного развития: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками и формирование позитивных установок к различным видам труда.
Задачи следующей образовательной области – «Речевое развитие» так же решаются во всех видах детской деятельности. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков буде его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным.
С целью обогащения речевого запаса детей знакомлю детей с экономическими терминами: бизнес, бизнесмен, менеджер, партнер, потребитель, профессия, труд. Мы с ребятами создали свою «Экономическую азбуку», которая постоянно пополняется новыми терминами. Таким образом, обогащается активный словарь детей.
Задачи развития связной речи решаю через составление рассказов о профессии.
Так же для реализации данных задач я использую д/и «Закончи предложение», «Как можно закончить предложение», «Вставь в предложение пропущенное слово», «Аукцион профессий».
Восприятие литературных произведений и малых форм фольклора также содействует формированию у детей основ финансовой грамотности: художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире.
В рамках реализации направления «Художественно – эстетическое развитие» организовываю самостоятельную творческую деятельность: ребята рисуют рабочие места своих родителей, атрибуты, необходимые им для работы.
Направление «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательной и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.
После посещения банка и знакомства с работой валютного кассира ребята стали самостоятельно дома изучать страны и валюту этих стран.
Использую дидактические игры: «Место работы» (расширять знания детей о профессиях людей одного трудового коллектива, деятельность которого направлена на удовлетворение определенной потребности человека, и об их роли в общем трудовом процессе).
Дидактическая игра «Самая нужная профессия» (позволяет показать необходимость разных профессий в жизни людей, их ценность для общества).
Д/и « Помоги почтальону» (учительнице, механику) развивает внимание, позволяет закрепить счетные навыки, графические образы цифр.
Задачи физического развития реализую через овладение подвижными играми с правилами (п/игра «Сапожник»); играми, направленными на развитие внимания и координацию движений, провожу тематические физминутки, пальчиковую гимнастику по темам.
Таким образом, любой из модулей, представленный в направлении формирования основ финансовой грамотности и экономического воспитания у детей дошкольного возраста, в данном случае модуль «Профессии разные нужны» позволяет интегрировать задачи всех образовательных областей развития ребенка.
Список используемой литературы:
Стахович Л.В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений//Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова,, Л.Ю.Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы.Азы для дошкольников».- М.:ВИТА – ПРЕСС, 2019 -80с.
Стахович Л.В. Говорим с детьми о финансах: пособие для родителей дошкольников//Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова,, Л.Ю.Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы.Азы для дошкольников».- М.:ВИТА – ПРЕСС, 2019 -32с.
Стахович Л.В. Читаем и обсуждаем :пособие для воспитателей дошкольных учреждений//Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова,, Л.Ю.Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников».- М.:ВИТА – ПРЕСС, 2019 -64с
Стахович Л.В. Мини – спектакли :пособие для воспитателей дошкольных учреждений//Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова,, Л.Ю.Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников».- М.:ВИТА – ПРЕСС, 2019 -32с
Стахович Л.В. Играем вместе: :пособие для воспитателей дошкольных учреждений//Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова,, Л.Ю.Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников».- М.:ВИТА – ПРЕСС, 2019 -64с
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий».// Научный руководитель Л.Г.петерсон/ Под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой. – Издательский дом «Цветной мир»,2016. -336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция оздоровительных компонентов во всех образовательных областях из опыта работы.
laquo;Интеграция оздоровительных компонентов во всех образовательных областях» Существуют раз...
Работа с родителями ДОУ по образовательным областям (из опыта работы)
Рассказывается о работе с родителями по 5 образовательным областям, о программе "Работа с родителями", которая объединяет работу в единое целое, позволяет эффективно организовывать сотруднич...
Выступление на районном практико - ориентированном онлайн -семинаре по теме:«Проектирование образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников» (из опыта работы Шивараковой Раисы Евгеньевны, старшего воспитателя
В рамках семинара разговор идет о том, что раскрывает понятие «финансовая грамотность», как организована образовательная деятельность в ДОУ,об инновационных п...
Включение основ финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников
Актуальность включения основ финансовой грамотности в воспитательно образовательный процесс дошкольников...
«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неот...
Технологическая карта НООД в подготовительной к школе группе Образовательная область: Познавательное развитие Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
Технологическая карта к занятию в подготовительной группе...
2020-2024г. Презентация "Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через организацию различных видов детской деятельности»
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимат...