Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы " Обмен и деньги"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Познакомить детей с понятиями " обмен", "деньги". "купюра", "номинал", "монета". Расмотреть особенности создания денег, их разновидности. Способствовать развитию интереса к экономической сфере жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_finansovoy_gramotnosti.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по финансовой грамотности   для детей подготовительной группы«Обмен и деньги».

Цель:  

-  познакомить детей с  понятиями «обмен»«деньги»«купюра»«номинал»«монета».

Задачи:

-  рассмотреть особенности создания денег, 

-  познакомить с их разновидностями,

     -  способствовать развитию интереса к экономической сфере жизнедеятельности.

     -  воспитывать уважительное отношение друг к другу, самостоятельность в высказываниях, при ответах на вопросы;

     - чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу,

     -  умение договариваться, работая в небольших группах.

Материал к занятию: мультимедийная установка, презентация на тему: «Деньги в древнем мире»; изображение древних племен, изображение денежных купюр, монет (или денежные купюры) номиналом 1 рубль, 2, 5 и 10 рублей, монеты номинала 5, 10, 25 копеек;

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Деньги разных стран», чтение пословиц и поговорок о деньгах.

Словарная работа«деньги»«обмен»«купюра»«номинал»«монета».

Ход занятия:

Мотивационный момент.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

А хотите, мы сегодня совершим путешествие во времени? (ответы)

Вы знаете, что такое путешествие во времени?

Дети: Это путешествие, в котором можно вернуться назад или наоборот оказаться на несколько лет вперед во времени.

Воспитатель: - Совершенно верно. А чтобы совершить путешествие, нам нужно встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Раз, два, три – в другую эпоху попади!».

(Дети открывают глаза).

Воспитатель:- Посмотрите на экран. Как вы думаете, в каком времени мы очутились?

Дети(ответы)

Воспитатель:

– Как выглядели люди в древние времена? Где они жили, во что одевались? - Как вы думаете, могли ли тогда люди тогда разговаривать? А как же они здоровались друг с другом? Покажите, как это происходило?

Дети(ответы)

Воспитатель:— Дети, а как вы думаете, были ли деньги в те древние времена? (золото, драгоценные камни, мех, красивые украшения, необычные и редкие предметы — то, чего не было у всех и поэтому это ценилось)

Воспитатель: - Как они выглядели? (Ответы)

Воспитатель: — Дети, дело в том, что каждое племя занималось своим делом: одни ловили рыбу — и у них было много рыбы; другие собирали мёд — и у них было очень много мёда; третьи выращивали зерно и собирали плоды — и поэтому у них этого всегда было вдоволь.

— Подумайте, что нужно было сделать племенам, чтобы попробовать продукты других племён? (поменяться)

— Правильно, поменяться. Это называется обмен.

Воспитатель: - Я предлагаю вам поиграть в игру «Экономические лото - «Обмен».

Правила игры. Воспитатель показывает 16 карточек с изображением мебели, одежды, продуктов питания и жилья — всё по четыре штуки. Дети разделяются на четыре группы. Карточки перемешиваются и раздаются поровну между всеми группами (по 4)

Задание: каждая группа должна собрать комплект, состоящий их 4 предметов — мебель, еда, жильё, одежда. Дети производят между собой обмен.

Воспитатель:- Так люди чтобы получить необходимый товар, обменивались между собой: рыбу меняли на соль, мёд на мясо, зерно на коров и курей. А что же делать, если у вас много мёда, а вам нужно молоко, а ваши соседи меняют молоко только на зерно. Вот и догадались люди, что можно использовать дорогие товары для любого обмена. Дети, видите как было неудобно обмениваться друг с другом без денег нужно было носить какой-то товар с собой, чтобы обменяться. Это было тяжело, занимало много места, в карман не положить как деньги. Попробуем и мы как когда то люди справлялись без денег, меняли один товар на другой.

Воспитатель: - Давайте, поиграем в игру «Обмен товаров».

- Мы разделимся на три команды, и каждому из вас я раздам медальки с изображением товара, которого у вас нет, то вы очень хотите его у кого ни будь выменять.

-А в руки вам дам карточки с изображением товара, который у вас есть, и вот вы должны постараться так произвести обмен, чтобы получить нужную необходимую вам вещь.

Мы сюда пришли, чтобы узнать были ли деньги у древних людей. Давайте посмотрим. (Показ слайдов)

1. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа.

2. Кто- то из древних людей хорошо рыбачил, а кто- то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары.

3. Деньгами древнему человеку служили: мех животных. Зёрна, соль, орехи, ракушки.

4. Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки.

5. Затем появились деньги похожие на современные.

6. После металлических денег, появились бумажные . Вот такая история

Воспитатель:- Так были ли у древних людей деньги?

Дети: Да.

Воспитатель:- Какие они были?

Дети: Кости, брусочки, ракушки.

Воспитатель: - А почему же ракушки?

Дети: Это древняя денежка.

Воспитатель:- Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Дети: Металлические.

Воспитатель: А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому?

Дети: Нет.

Воспитатель: Металлические деньги называют монетами. А бумажные деньги называются купюры.

-А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?

Дети: Высказывают своё мнение.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о деньгах.

(ответы)

Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.

Денег много, да разума мало.

Деньги не грибы – можно и зимой найти.

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Без хозяина деньги – черепки.

Денег палата, да ума-то маловато.

Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? Мы можем проверить?

У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.

И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. (карта на мольберте).

Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Не перечислять, что есть в лаборатории. Как вы думаете, что будут символизировать бумага?

Дети: Бумага – купюры.

1. Эксперимент № 1 - бумага мнётся, рвется; монета нет.

Воспитатель:- Какой вывод можно сделать?

Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Эксперимент № 2

Дети: Намочим бумагу.

Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?

Дети: Она намокает.

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Дети: Она развалится.

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Саша отметь в нашей карте. ВЫВОД

А теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.

3. Эксперимент № 3

Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети: Предполагают.

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.

4. Эксперимент № 4

Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети(ответы)

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?

Дети: Ничья.

Воспитатель: А что значит ничья?

Дети: Одинаковое количество плюсиков.

Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети: Размышляют.

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.

Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?

Дети: Банковская карта.

Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?

Уважаемые гости поднимите руку, если считаете, что картой удобно пользоваться.

Воспитатель: Какой вывод сделаем? (ответы).

А вы делали покупки самостоятельно?

Дети(ответы)

Воспитатель: А что нельзя купить за деньги?

(Дружбу, любовь, жизнь)

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?

Дети: Нисколько.

Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.

Воспитатель: Ребята я начала делать игру, которая называется «Что можно купить?», но не успела доделать. Вы мне поможете?

Дети(ответы)

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в творческую мастерскую. Смотрите, у меня есть игровое поле с красными и зелёными клетками. Правило: На зелёные клетки мы должны приклеить, то что можно купить, а на красные, то что не продаётся. Всё, что необходимо тут есть. Дети рассматривают картинки, вместе с воспитателем, рассуждают, что можно купить. А что нельзя купить. Как будем играть(1раз)

Дети: Бросать кубик.

Воспитатель: Если кубик попадет на красный квадрат, что будем делать? Придумайте действие.

Дети: Обниматься.

Воспитатель: А если кубик попадёт на зелёное поле?

Дети: Хлопать в ладоши.

Воспитатель: Замечательно. Начинаем играть.

(дети играют)

Рефлексия.

А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…»

Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. А теперь нам пора возвращаться в наше время. Давайте положим ладошки друг на друга и скажем:

«-Время, времечко вперёд,

В наше время переход!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей подготовительной группы

Формирование у детей представлейний о пользе и вреде рекламы....

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей подготовительной группы.

Тема: «Денежное царство».Продолжительность занятия: 30- 35 минут. Возраст детей: дети 6-7 лет подготовительная группа. Цели занятия:- сформировать представления у ...

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Как продукт труда превращается в товар»

С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и акк...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Обучение финансовой грамотности» для детей подготовительной группы Тема: «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Обучение финансовой грамотности»для детей подготовительной группыТема: «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»...

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского сада Путешествие в страну «финансовой грамотности»

Цели: расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами; учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; развивать умения находить...

Конспект ОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы на тему: «Кошелёк и его жители»

Конспект ОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы на тему: «Кошелёк и его жители»...

Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему « Истории о деньгах»

Конспект НОД по финансовой грамотности дошкольника в подготовительной группе на тему « Истории о деньгах»...