ДОКЛАД К СЕМИНАРУ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию педагогический проект: «Первые шаги в экономику»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_seminaru_po_fg_2022.docx | 29 КБ |
seminar_po_fg_2022_wecompress.com_.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к семинару по финансовой грамотности
«Первые шаги в экономику»
Слайд № 1
Добрый день! Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию педагогический проект: «Первые шаги в экономику»
Слайд №2
Экономика — это социальная наука, которая изучает, как правильно использовать ограниченные ресурсы для того, чтобы удовлетворить неограниченные человеческие потребности.
В настоящее время тема - экономическая грамотность детей дошкольного возраста является актуальным вопросом. Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Дети, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, спрашивают у родителей, дорогая ли игрушка, и смогут ли ее купить; или же получают в подарок на день рождения конверт с купюрами, обсуждают с родителями, куда их потратить, или сэкономить. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме.
И в будущем позволит стать финансово-грамотным человеком, который знает свои права; умеет вести учет своих доходов и расходов; умеет ориентироваться в мире финансов; тратить меньше, чем зарабатывать, т.е быть экономным; умеет рационально распределять финансовые продукты и услуги и в целом правильно планирует свою жизнь.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает всестороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Слайд №3
Поэтому цель моей работы - формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд №4
Задачи:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора и чтения художественной литературы;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса;
- сформировать у детей начальные представления о деньгах (история возникновения денег, купюры, банкноты, бумажные, металлические монеты, наличные, безналичные,);
научить соотносить понятия: потребности и желания;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями (трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы, зарплата; покупать, тратить, расходовать; копить, сберегать; планировать, экономить);
Слайд №5
- Развивающие:
- Способствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей.
Воспитательные:
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе
Слайд №6
I Этап. Подготовительный
- Знакомство с темой проекта:
Как правильно познакомить ребенка с финансовойграмотностью? С чего начать? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке, объяснить, где хранят деньги и почему нельзя разбрасываться деньгами. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. Детям нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.
На данном этапе велась проработка форм и методов
- Изучение интерактивного материала по финансовой грамотности автор Кузнецова Наталья Александровна «Сказка о Копеечке»;
- Внедрение современных форм содержательного взаимодействия за счет ресурсов сети Интернет, и других сопутствующих мероприятий.
Подбор сюжетно-ролевых игр, развивающих, дидактических игр, видео, слайдов, мультфильмов, интерактивного обучающего материала, тематических занятий, детской художественной литературы, материала для творчества и продуктивных видов деятельности. Создание предметно- развивающей среды для работы, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, иллюстраций по теме.
- Взаимодействие с родителями
велось по данной теме, с целью настроить детей и их родителей на совместную работу перевести родителей из наблюдателей в участников.
Слайд №7
II Этап. Практический
Реализация проектных мероприятий проводилась в форме совместной деятельности воспитателя с детьми в как свободной деятельности, в НОД и родителями. Ежедневно в ходе игровой деятельности «Получаем зарплату» дети трудились (мыли и прибирали игрушки, «делали уборку», оказывали посильную помощь и др.) и получали деньги (зарплату) в личные кошельки, а затем расплачивались ими в магазине, кафе и салоне красоты.
Слайд №8,9
Речевое развитие
В ходе коммуникативной деятельности с помощью интерактивного оборудования, дети слушали и просматривали иллюстраций интерактивной книги «Сказка о Копеечке» (автор Кузнецова Н.А.), познакомились с монетой «1 копейка»; познакомить с метафорой «денежное дерево» для переноса на образ «древо денежной системы».
Слайд №10,11,12,13
Проводились беседы: «Труд. Профессии», «Реклама: хорошо - плохо», беседа и рассматривание ЛЭПбука «Мир экономики» и др.
Слайд №14
Познавательное развитие
В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети отвечали на вопросы по тексту сказки о копеечке (автор Кузнецова Н.А.), с озвучкой правильных ответов с использованием интерактивной доски. Тем самым были сформированы нормы и правила финансового поведения; профилактика и коррекция денежной зависимости.
Слайд №15,16,17,18,19,20,21
Художественно-эстетическое развитие
Изготавливали с детьми атрибуты к играм: кошелек– оригами; вырезывание монет; проводилась лепка на тему: «Конфеты», «Открываем бутербродную». Развернули торговлю бутербродами, дети сами оценивали свои бутерброды от 20 – 100 руб. Дети раскрашивали раскраску: «Фея Копеечка»
Слайд №22,23,24,25
Социально-коммуникативное развитие
В ходе социально-коммуникативной деятельности дети расставляли «товар» на витрину, развешивали ценники и рекламу, распределяли роли, азатем играли в сюжетно-ролевые игры: Кафе «Мороженое», салон красоты «Ромашка», «Супермаркет «Магнит».
В ходе территориального методического объединения и проведения НОД на тему «Фея Копеечка», дети закрепили знания, через интерактивные игры: «Бюджет семьи», «Товарный склад».
Играли в настольные и развивающие игры: «Потребности и желания», «Лото. Профессии» и др.
Слайд №26
III Этап. Заключительный
На заключительном этапе, состоялась презентация проекта на родительском собрании, где были приглашены эксперты, с непосредственным участием детей и родителей, в сюжетно-ролевой игре: «Супермаркет «Магнит». Дети с родителями посещали магазин, чтобы применить полученные знания на практике: просчитывали свой бюджет, считали деньги, отсчитывали сдачу, экономили, рассчитывались наличными и безналичными деньгами.
Слайд №27
Предполагаемые результаты
Для детей
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности с помощью универсальной визуальной основы норм, правил, моделей, алгоритмов гармоничного взаимодействия в сфере денежных отношений и успешно социализируются.
Для родителей
Финансовая компетентность и участие родителей. Родители организуют с помощью современных технологий взаимодействие с ребенком дома, данная работа способствует развитию в семье правильного экономического мышления, повышает эффективность финансовой грамотности.
Для педагогов
Педагоги в ходе сетевого взаимодействия повысят финансово-педагогические компетенции, творческую активность, получат систему работы по формированию финансового опыта дошкольников.
Слайд №28
Заключение
Комплекс мероприятий по финансовой грамотности помог подвести детей к пониманию, того, что с деньгами надо правильно обращаться: экономить, беречь, не тратить по пустякам. Надо иметь привычку копить деньги. Дети узнали, что в наше современное время без денег никак не обойтись, но есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь, ни за какие деньги!
Таким образом, работая и изучая данную тему, могу с уверенностью сказать, что тема актуальная, своевременная и, несомненно, интересная. Дети с удовольствием играют в экономику.
Слайд №29
В свою очередь продолжаю совершенствовать знания по финансовой грамотности, участвовала в окружном конкурсе учебно-методических материалов по формированию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций ХМАО – Югры, где заняла 2 место.
Слайд №30
Список источников
- Парциальная программа финансового воспитания дошкольников,/«Деньги и денежные отношения»/ Кузнецова Н.А., 2019 г.
- Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин, Волгоград, 2015 ;
- Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин, О.И. Юрчишина - г. Нягань, 2014 г;
- Рабочая программой «Афлатот: социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова- Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района 2016 г.;
- «Играем в экономику» / Л.Г. Киреева, Волгоград, 2008 г;
- В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности»
- Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003 г.
Слайд №31
Интернет ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=uFR4m8bTa7I
Слайд №32
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экономика — это социальная наука, которая изучает, как правильно использовать ограниченные ресурсы для того, чтобы удовлетворить неограниченные человеческие потребности. Финансово-грамотный человек: знает свои права; умеет вести учет своих доходов и расходов ; умеет ориентироваться в мире финансов ; тратить меньше, чем зарабатывать, т.е . экономить; умеет рационально распределять финансовые продукты и услуги и в целом правильно планирует свою жизнь.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи : Образовательные : познакомить дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора и чтения художественной литературы; раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать; сформировать у детей начальные представления о деньгах (история возникновения денег, купюры, банкноты, бумажные, металлические монеты, наличные, безналичные,); научить соотносить понятия: потребности и желания; обогатить словарный запас и познакомить с понятиями (трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы, зарплата; покупать, тратить, расходовать; копить, сберегать; планировать, экономить ).
Развивающие : с пособствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей. Воспитательные : способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе.
I Этап. Подгото вительный Знакомство с темой проекта; Изучение интерактивного материала по финансовой грамотности автора Кузнецовой Н.А. «Сказка о Копеечке»; Внедрение современных форм содержательного взаимодействия за счет ресурсов сети Интернет, и других сопутствующих мероприятий; Взаимодействие с родителями
II Этап. Практический Посильный труд детей в ходе игровой деятельности «Получаем зарплату за свой труд»
Речевое развитие
«Денежное дерево »
«Труд . Профессии»
«Труд. Профессии»
«Реклама: хорошо - плохо»
ЛЭПбук «Мир экономики»
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие А трибуты к играм: кошелек– оригами
А трибуты к играм : монеты
Лепка на тему: «Конфеты»
Лепка на тему: «Открываем бутербродную »
Лепка на тему: «Открываем бутербродную»
Т орговля бутербродами
Дети раскрашивали раскраску: «Фея Копеечка»
Социально-коммуникативное развитие сюжетно-ролевая игра: Кафе «Мороженое»
Сюжетно-ролевая игра: салон красоты «Ромашка»
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет «Магнит»
Н астольные и развивающие игры: « Потребности и желания»
III Этап. Заключительный
Предполагаемые результаты
Заключение
Список источников Парциальная программа финансового воспитания дошкольников,/«Деньги и денежные отношения»/ Кузнецова Н.А., 2019 г. Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин , Волгоград, 2015 ; Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин , О.И. Юрчишина - г. Нягань , 2014 г; Рабочая программой « Афлатот : социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова - Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района 2016 г.; «Играем в экономику» / Л.Г. Киреева, Волгоград, 2008 г; В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности» Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003 г.
Интернет ресурсы https://www.youtube.com/watch?v=uFR4m8bTa7I https://yandex.ru/video/preview/?text=интерактивная+книга+фея+копеечка&path=wizard&parent-reqid=1616090687405072-1825404521884102617300748-prestable-app-host-sas-web-yp-157&wiz_type=vital&filmId=17259215763108301521&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DCa6yizW3VsA https://yandex.ru/video/preview/?text=смешарики%20финансовая%20грамотность&path=wizard&parent-reqid=1616091187181347-1265509885868951102300279-production-app-host-sas-web-yp-143&wiz_type=vital&filmId=9377168018425565230 https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%202%20жадных%20медвежонка%20сказка&path=wizard&parent-reqid=1616091471737481-1254025975204598634500756-prestable-app-host-sas-web-yp-148&wiz_type=vital&filmId=11020380435005568842
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...
КАРТОТЕКА дидактических игр для детей средней группы «Первые шаги в экономику»
первичное ознакомление с составляющими экономики...
Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое экономика?» для детей средней группы
Цель занятия содействие формированию основ финансовой грамотности, развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям....
Дидактическое пособие (лэпбук) по финансовой грамотности «Познаем основы экономики» .
Лэпбук - яркая, многофункциональная папка с множеством кармашков, окошек, книжек-малышек, гармошек, секретиков и картинок, которые можно не только рассматривать и играть с ними, но и создавать. Чтобы ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Первые шаги в экономику"
Программа способна:- Положить начало для развития экономического мышления, проявления интереса к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; пополнению представлений о новых профессиях и т...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (самообразование) в подготовительной группе ТЕМА: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ»
Комплекс мероприятий по финансовой грамотности поможет подвести детей к пониманию, того, что с деньгами надо правильно обращаться: экономить, беречь, не тратить по пустякам. Надо иметь привычку копить...
Доклад очного этапа районного конкурса «Педагог года – 2023» «Мой успешный проект» ПО ФГ "ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ"
В настоящее время тема - экономическая грамотность детей дошкольного возраста актуальна. Экономика и дошкольник - тесно связаны. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективн...
- Мне нравится (1)