Доклад очного этапа районного конкурса «Педагог года – 2023» «Мой успешный проект» ПО ФГ "ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
В настоящее время тема - экономическая грамотность детей дошкольного возраста актуальна. Экономика и дошкольник - тесно связаны. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_moy_uspeshnyy_proekt_2023.docx | 26.19 КБ |
seminar_po_fg_2022_wecompress.com_1.pptx | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад очного этапа районного конкурса «Педагог года – 2023»
«Мой успешный проект» по финансовой грамотности
ПРОЕКТ «Первые шаги в экономику»
Слайд № 1
Добрый день! Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию педагогический проект: «Первые шаги в экономику»
Слайд №2
Экономика — это социальная наука, которая изучает, как правильно использовать ограниченные ресурсы для того, чтобы удовлетворить неограниченные человеческие потребности.
В настоящее время тема - экономическая грамотность детей дошкольного возраста актуальна. Экономика и дошкольник - тесно связаны. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме.
И в будущем позволит стать финансово-грамотным человеком, который знает свои права; умеет вести учет своих доходов и расходов; умеет ориентироваться в мире финансов; тратить меньше, чем зарабатывать, т.е быть экономным; умеет рационально распределять финансовые продукты и услуги и в целом правильно планирует свою жизнь.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает всестороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Слайд №3
Поэтому цель моей работы - формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд №4
Задачи:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора и чтения художественной литературы;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса;
- сформировать у детей начальные представления о деньгах (история возникновения денег, купюры, банкноты, бумажные, металлические монеты, наличные, безналичные);
научить соотносить понятия: потребности и желания;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями (трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы, зарплата; покупать, тратить, расходовать; копить, сберегать; планировать, экономить);
Слайд №5
- Развивающие:
- Способствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей.
Воспитательные:
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе
Слайд №6
I Этап. Подготовительный
- Знакомство с темой проекта:
Как правильно познакомить ребенка с финансовой грамотностью? С чего начать? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке, объяснить, где хранят деньги и почему нельзя разбрасываться деньгами. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями.
На данном этапе велась проработка форм и методов
- Изучение интерактивного материала по финансовой грамотности автора Кузнецовой Натальи Александровны «Сказка о Копеечке»;
- Внедрение современных форм содержательного взаимодействия за счет ресурсов сети Интернет, и других сопутствующих мероприятий.
Подбор сюжетно - ролевых игр, развивающих, дидактических игр, видео, слайдов, мультфильмов, интерактивного обучающего материала, тематических занятий, детской художественной литературы, материала для творчества и продуктивных видов деятельности. Создание предметно- развивающей среды для работы, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, иллюстраций по теме.
- Взаимодействие с родителями
велось по данной теме, с целью настроить детей и их родителей на совместную работу перевести родителей из наблюдателей в участников.
Слайд №7
II Этап. Практический
Реализация проектных мероприятий проводилась в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, в свободной деятельности, в ходе непрерывной образовательной деятельности (НОД) и с родителями.
Ежедневно в ходе игровой деятельности «Получаем зарплату» дети трудились (оказывали посильную помощь и др.) и получали деньги (зарплату) в личные кошельки, а затем расплачивались ими в магазине, кафе и салоне красоты.
Слайд №8,9
Речевое развитие
В ходе коммуникативной деятельности с помощью интерактивного оборудования, дети слушали и просматривали иллюстрации интерактивной книги «Сказка о Копеечке» (автора Кузнецовой Н.А.), познакомились с монетой «1 копейка»; познакомить с метафорой «денежное дерево» для переноса на образ «древо денежной системы».
Слайд №10,11,12,13
Проводились беседы: «Труд», «Профессии», «Реклама: хорошо - плохо», беседа и рассматривание ЛЭПбука «Мир экономики» и др.
Слайд №14
Познавательное развитие
В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети отвечали на вопросы по тексту сказки о копеечке (автор Кузнецова Н.А.), с озвучкой правильных ответов с использованием интерактивной доски. Тем самым были сформированы нормы и правила финансового поведения; профилактика и коррекция денежной зависимости.
Слайд №15,16,17,18,19,20,21
Художественно-эстетическое развитие
Изготавливали с детьми атрибуты к играм: кошелек – оригами; вырезали монеты; проводилась лепка на тему: «Конфеты», «Открываем бутербродную». Развернули торговлю бутербродами, дети самостоятельно оценивали свои бутерброды от 20 – 100 руб. Дети раскрашивали раскраску: «Фея Копеечка»
Слайд №22,23,24
Социально-коммуникативное развитие
В ходе социально-коммуникативной деятельности дети расставляли «товар» на витрину, развешивали ценники и рекламу, распределяли роли, а затем играли в сюжетно-ролевые игры: Кафе «Мороженое», салон красоты «Ромашка», «Супермаркет «Магнит».
Слайд №25, 26
В ходе территориального методического объединения и проведения непрерывной образовательной деятельности (НОД) на тему: «Фея Копеечка», дети закрепили знания, через интерактивные игры: «Бюджет семьи», «Товарный склад».
Играли в настольные и развивающие игры: «Потребности и желания», «Лото. Профессии», «Что можно купить за деньги» и др.
Слайд №27
III Этап. Заключительный
На заключительном этапе, состоялась презентация проекта на родительском собрании, где были приглашены эксперты, с непосредственным участием детей и родителей, в сюжетно-ролевой игре: «Супермаркет «Магнит». Дети с родителями посещали магазин, чтобы применить полученные знания на практике: просчитывали свой бюджет, считали деньги, отсчитывали сдачу, экономили, рассчитывались наличными и безналичными деньгами.
Слайд №28
Предполагаемые результаты
Для детей
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности с помощью универсальной визуальной основы норм, правил, моделей, алгоритмов гармоничного взаимодействия в сфере денежных отношений и успешно социализируются.
Для родителей
Финансовая компетентность и участие родителей. Родители организуют с помощью современных технологий взаимодействие с ребенком дома, данная работа способствует развитию в семье правильного экономического мышления, повышает эффективность финансовой грамотности.
Для педагогов
Педагоги в ходе сетевого взаимодействия повысят финансово-педагогические компетенции, творческую активность, получат систему работы по формированию финансового опыта дошкольников.
Слайд №29
Заключение
Комплекс мероприятий по финансовой грамотности помог подвести детей к пониманию, того, что с деньгами надо правильно обращаться: экономить, беречь, тратить на более важные покупки. Надо иметь привычку копить деньги. Дети узнали, что в наше современное время без денег никак не обойтись, но есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь, ни за какие деньги!
Таким образом, работая и изучая данную тему, могу с уверенностью сказать, что тема актуальная, своевременная и, несомненно, интересная. Дети с удовольствием играют в экономику.
Слайд №30
Считаю данный проект наиболее удачным в своей работе, т. к.
обобщила педагогический опыт работы на педагогическом совете на тему: «Первые шаги в экономику» (2021г.); заняла 1 место в творческом конкурсе «Лучший проект по финансовой грамотности в ДОУ» (2021г.);
Участвовала в конкурсе учебно-методических материалов по формированию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (2021 г.), отмечена дипломом II степени.
Слайд №31
Показала открытое занятие на территориальном методическом объединении педагогов Ханты-Мансийского района на тему «Фея-копеечка» (2021г.); обобщила педагогический опыт на районном семинаре по теме: «Формирование финансовой грамотности» (2022 г.).
Слайд №32
Список источников
- Парциальная программа финансового воспитания дошкольников,/«Деньги и денежные отношения»/ Кузнецова Н.А., 2019 г.
- Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин, Волгоград, 2015 ;
- Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин, О.И. Юрчишина - г. Нягань, 2014 г;
- Рабочая программой «Афлатот: социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова- Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района 2016 г.;
- «Играем в экономику» / Л.Г. Киреева, Волгоград, 2008 г;
- В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности»
- Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003 г.
Слайд №33
Интернет ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=uFR4m8bTa7I
Слайд №34
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экономика — это социальная наука, которая изучает, как правильно использовать ограниченные ресурсы для того, чтобы удовлетворить неограниченные человеческие потребности. Финансово-грамотный человек: знает свои права; умеет вести учет своих доходов и расходов ; умеет ориентироваться в мире финансов ; тратить меньше, чем зарабатывать, т.е . экономить; умеет рационально распределять финансовые продукты и услуги и в целом правильно планирует свою жизнь.
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи : Образовательные : познакомить дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора и чтения художественной литературы; раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать; сформировать у детей начальные представления о деньгах (история возникновения денег, купюры, банкноты, бумажные, металлические монеты, наличные, безналичные,); научить соотносить понятия: потребности и желания; обогатить словарный запас и познакомить с понятиями (трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы, зарплата; покупать, тратить, расходовать; копить, сберегать; планировать, экономить ).
Развивающие : с пособствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей. Воспитательные : способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе.
I Этап. Подгото вительный Знакомство с темой проекта; Изучение интерактивного материала по финансовой грамотности автора Кузнецовой Н.А. «Сказка о Копеечке»; Внедрение современных форм содержательного взаимодействия за счет ресурсов сети Интернет, и других сопутствующих мероприятий; Взаимодействие с родителями
II Этап. Практический Посильный труд детей в ходе игровой деятельности «Получаем зарплату»
Речевое развитие
«Денежное дерево »
«Труд . Профессии»
«Труд. Профессии»
«Реклама: хорошо - плохо»
ЛЭПбук «Мир экономики»
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие А трибуты к играм: кошелек– оригами
А трибуты к играм : монеты
Лепка на тему: «Конфеты»
Лепка на тему: «Открываем бутербродную »
Лепка на тему: «Открываем бутербродную»
Т орговля бутербродами
Дети раскрашивали раскраску: «Фея Копеечка»
Социально-коммуникативное развитие сюжетно-ролевая игра: Кафе «Мороженое»
Сюжетно-ролевая игра: салон красоты «Ромашка»
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет «Магнит»
НОД «Фея Копеечка»
Н астольные и развивающие игры: « Потребности и желания»
Дид . игра «Что можно купить за деньги?»
III Этап. Заключительный
Предполагаемые результаты Предполагаемые результаты Для детей Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности с помощью универсальной визуальной основы норм, правил, моделей, алгоритмов гармоничного взаимодействия в сфере денежных отношений и успешно социализируются. Для родителей Финансовая компетентность и участие родителей. Родители организуют с помощью современных технологий взаимодействие с ребенком дома, данная работа способствует развитию в семье правильного экономического мышления, повышает эффективность финансовой грамотности. Для педагогов Педагоги в ходе сетевого взаимодействия повысят финансово-педагогические компетенции, творческую активность, получат систему работы по формированию финансового опыта дошкольников.
Заключение
Удачный проект
Семинар на тему: «Формирование финансовой грамотности»
Список источников Парциальная программа финансового воспитания дошкольников,/«Деньги и денежные отношения»/ Кузнецова Н.А., 2019 г. Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин , Волгоград, 2015 ; Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин , О.И. Юрчишина - г. Нягань , 2014 г; Рабочая программой « Афлатот : социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова - Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района 2016 г.; «Играем в экономику» / Л.Г. Киреева, Волгоград, 2008 г; В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности» Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003 г.
Интернет ресурсы https://www.youtube.com/watch?v=uFR4m8bTa7I https://yandex.ru/video/preview/?text=интерактивная+книга+фея+копеечка&path=wizard&parent-reqid=1616090687405072-1825404521884102617300748-prestable-app-host-sas-web-yp-157&wiz_type=vital&filmId=17259215763108301521&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DCa6yizW3VsA https://yandex.ru/video/preview/?text=смешарики%20финансовая%20грамотность&path=wizard&parent-reqid=1616091187181347-1265509885868951102300279-production-app-host-sas-web-yp-143&wiz_type=vital&filmId=9377168018425565230 https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%202%20жадных%20медвежонка%20сказка&path=wizard&parent-reqid=1616091471737481-1254025975204598634500756-prestable-app-host-sas-web-yp-148&wiz_type=vital&filmId=11020380435005568842
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Я педагог!" Сельдемировой Жанны Александровны для участия в заочном этапе муниципального конкурса "Педагог года Березовского района - 2019"
Эссе «Я педагог!» ( см. Видеоролик "Моё участие в профессиональном конкурсе "Педагог года Берёзовского района - 2019" в разделе ВИДЕО или по ссылке https://nsporta...
Эссе "Я - педагог!" на заочный этап муниципального конкурса "Педагог года Берёзовского района - 2020"
«Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». ...
Визитная карточка (видеопредставление) к районному этапу городского конкурса "Воспитатель года-2023"
Визитная карточка (видеопредставление) к районному этапу городского конкурса "Воспитатель года-2023"https://cloud.mail.ru/stock/bEBssZGTf5SjRkUGxFE3MEX6...
Эссе «Я - Педагог» для участия в районном конкурсе "Педагог года Березовского района - 2022"
В чем заключается самое простое и самое естественное предназначение человека? Отвечаю: – Жить в мире среди людей! А что значит жить? - Это значит уметь восхищаться и разо...
МАСТЕР - КЛАСС на очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023» «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»
Мастер - класс «Технология развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений» направлен на знакомство коллег - воспитателей со своим опытом ра...
Очный этап районного конкурса «Педагог года – 2023» Конспект непрерывной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Город игрушек»
Вашему вниманию представлен конспект непрерывной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Город игрушек» Образовательная деятел...
Характеристика профессиональной деятельности участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Педагог года Березовского района – 2024» в номинации «Специалист психолого-педагогической службы – 2024»
Результаты профессиональной деятельности за 3 года работы с 2020 по 2023 год....
- Мне нравится (1)