Проект Юный экономист
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Проект по формированию основ финансовой грамотности для детей от 5 до 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunyy_ekonomist.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Рябинка»
Воспитатель: Кузнецова Надежда Викторовна
Тема проекта:
«Юный экономист»
(формирование основ финансовой грамотности)
г. Мегион 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………….стр. 2
Актуальность проекта ……………………………………………...стр. 2
Цель, задачи проекта…………………………………………….…стр. 3
Этапы проекта………………………………………………………стр. 4
Планирование работы………………………………………………стр. 5
Предполагаемые результаты……………………………………….стр. 7
Заключение ………………………………………………………….стр. 7
Список литературы………………………………………………….стр. 8
Приложение…………………………………………………………стр. 9
Введение
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Юный экономист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Данный проект реализован с воспитанниками МАДОУ №2 "Рябинка" г. Мегион.
Актуальность
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста (от 6 до 7лет);
- воспитатели группы;
- родители.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (в течение года)
Тип проекта: информационно – практико - ориентированный
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный экономист».
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме участия в интеллектуально-познавательной викторине «Финансовая грамотность».
Планирование работы
Беседа | Чтение художественной литературы | Игры | Демонстрация Презентации | Просмотр мультфильмов | |
Сентябрь | «Зачем нужны деньги» .Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран. | Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке» К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха | Д/и «Заветные желания» | Презентация «История денег» | «Уроки тётушки -Что такое деньги? Совы». |
Октябрь | «Что такое потребности?» | С.Я. Маршак «Кошкин дом», р.н.с. «Жадная старуха» А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Сл/и «Что мне нужно?» Д\И «Кто трудится, кто играет» [см. приложение № 2] Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой) | Презентация «Деньги» | «Уроки тётушки Совы» (7 серия)- «Потребности и возможности» «Барбоскины» - Дедушка хочет на море. «Телефон» |
Ноябрь | «Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда). Малые фольклорные формы «Пословицы и поговорки о труде». | «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень). | Д/и «Что сделано руками человека?», С/и «Кому что нужно?» | Игровое занятие «В гостях у сказок» с применением ИКТ | «Уроки тётушки Совы»(2 серия) – «Ценные вещи», «Как старик корову продавал» |
Декабрь | «Кем я хочу стать и почему?» «Зачем всему надо учиться?», «Профессии моих родителей». | Р.н.с «Лисичка со скалочкой», В.П.Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Д/и игра «Заветные желания» Игра «Купи другу подарок» [см. приложение № 2] Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. | Демонстрация «Альбом коллекционера» | «Уроки тётушки Совы» (12серия – Безналичные деньги», |
Январь | Беседа «Где можно взять товар?» (первичное понимание термина «товар» «полезность товара). | А.Н. Толстой «Приключения Буратино» | Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины). | Викторина «Что мы знаем о деньгах» | «Незнайка учится» (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?). |
Февраль | Беседа и рисование на тему: «Моя будущая профессия» | Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», В.В. Маяковсий «Кем быть?» | Д/и «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет). | Демонстрация - Лепбук «Юнный экономист» | «Уроки тётушки Совы» (6 серия – Работа и зарплата) |
Март | Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Беседа «Что быстрее купят?» [см. приложение № 2] Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него. | Ш. Перро «Кот в сапогах» | Сюжетно-ролевая игра «Кафе» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?» | Презентация «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения) | «Уроки тётушки Совы» (10 серия – «О банке). |
Апрель | Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» [см. приложение № 2] | Э.Н. Успенский «Трое из Простоквашино» Романов А. «Чудеса в кошельке» | Д\и «Угадай, где продаются» [см. приложение № 2] Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов. | ООД «Путешествие в страну Экономика» [см. приложение № 3] | «Уроки тётушки Совы» (4 серия – Карманные деньги) |
Май | Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара» [см. приложение № 2] | Э.Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены» | Игровая ситуация «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя – первичное представление о рекламе товара). | Викторина «Финансовая грамотность» | Уроки тётушки Совы» (5 серия умение экономить) |
Взаимодействие с семьями воспитанников: Консультация для родителей «Дети и деньги», «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» [см. приложение №1], «Учите ребёнка считать деньги». Рекомендации «Учите ребёнка выбирать и покупать товар» Изготовление лэпбука «Юные экономисты». |
Предполагаемые результаты
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Заключение
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольники за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Список использованных литературных источников
- Стахович Л.В., Семенкова Е.В. Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок. – М.: ВАКОША, 2019. – 32.
- Поварницина Г.П., Киселёва Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Занятия и игры – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 186 с.
- Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
- Письменюк О.С. Вокруг денег: Рабочая тетрадь. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2016. – 32 с.: ил.
- Любимова Л.В. Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников. – Москва: Издательство «Национальное образование», 2020. – 144 с.: изд., испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – 2-е изд.
- Токарева И.А. Детям о финансах. – 2-е изд. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2020. – 47 с.: ил.
- Ульева Е. Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках. – Изд. 5-е. – Ростов н/д: Феникс, 2021. -45 с.
Интернет ресурсы
https://www.minfin.ru/ru/document
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект «Юный экономист»
Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств, для существов...
Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет. «Юные экономисты»
Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет.«Юные экономисты»...
Проект по формированию основ финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста "Юный экономист"
Реализация проекта "Юный экономист"...
Проект по финансовой грамотности "Юные Экономисты"
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими упра...
Проект по финансовой грамотности "Юный экономист"
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять....
Проект « Юные экономисты» по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста долгосрочный, творческий
Ежедневное принятие важных финансовых решений и сложность в использовании современных финансовфх инструментов обуславливают необходимость приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финан...
Проект "Юные Экономисты"
Введение элементов экономического воспитания в образовательнуюдеятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего,необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночнойэкономике ...