Проект Юный экономист
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Кузнецова Надежда Викторовна

Проект по формированию основ финансовой грамотности для детей от 5 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yunyy_ekonomist.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Рябинка»

Воспитатель: Кузнецова Надежда Викторовна

Тема проекта:

«Юный экономист»

(формирование основ финансовой грамотности)

г. Мегион 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………….стр. 2

Актуальность проекта ……………………………………………...стр. 2                                                                                      

Цель, задачи проекта…………………………………………….…стр. 3

Этапы проекта………………………………………………………стр. 4                  

Планирование работы………………………………………………стр. 5

Предполагаемые результаты……………………………………….стр. 7

Заключение ………………………………………………………….стр. 7

Список литературы………………………………………………….стр. 8

Приложение…………………………………………………………стр. 9

Введение

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности «Юный экономист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Данный проект реализован с воспитанниками МАДОУ №2 "Рябинка" г. Мегион.

Актуальность

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (от 6 до 7лет);
  • воспитатели группы;
  • родители.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (в течение года)

Тип проекта: информационно – практико - ориентированный

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный экономист».
  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме участия в интеллектуально-познавательной викторине «Финансовая грамотность».

Планирование работы

Беседа

Чтение

художественной литературы

Игры

Демонстрация Презентации

Просмотр мультфильмов

Сентябрь

«Зачем нужны деньги» .Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.

Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке»

К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха

Д/и «Заветные желания»

Презентация «История денег»

 «Уроки тётушки -Что такое деньги? Совы».

Октябрь

«Что такое потребности?»

С.Я. Маршак «Кошкин дом»,

р.н.с. «Жадная старуха»

А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сл/и «Что мне нужно?»

Д\И «Кто трудится, кто играет» [см. приложение № 2]

Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)

Презентация «Деньги»

«Уроки тётушки Совы» (7 серия)- «Потребности и возможности»

«Барбоскины» - Дедушка хочет на море.

«Телефон»

Ноябрь

«Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда).

Малые фольклорные формы «Пословицы и поговорки о труде».

 «Петушок и два мышонка» (раскрыть понятия: труд и лень).

Д/и «Что сделано руками человека?»,

С/и «Кому что нужно?»

Игровое занятие «В гостях у сказок» с применением ИКТ

«Уроки тётушки Совы»(2 серия) – «Ценные вещи»,

«Как старик корову продавал»

Декабрь

«Кем я хочу стать и почему?»

«Зачем всему надо учиться?»,

«Профессии моих родителей».

Р.н.с «Лисичка со скалочкой»,

В.П.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Д/и игра «Заветные желания»

Игра «Купи другу подарок» [см. приложение № 2]

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Демонстрация

«Альбом коллекционера»

«Уроки тётушки Совы» (12серия – Безналичные деньги»,

Январь

Беседа «Где можно взять товар?» (первичное понимание термина «товар» «полезность товара).

А.Н. Толстой «Приключения Буратино»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» (откуда берутся товары в магазине, как приобрести товар, какие бывают магазины).

Викторина «Что мы знаем о деньгах»

«Незнайка учится» (Незнайка пробовал разные занятия, но у него ничего не получалось. Почему?).

Февраль

Беседа  и рисование на тему: «Моя будущая профессия»

Д.Родари «Чем пахнут ремёсла»,

В.В. Маяковсий «Кем быть?»

Д/и «Кто что делает?» (использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет).

Демонстрация - Лепбук «Юнный экономист»

«Уроки тётушки Совы» (6 серия – Работа и зарплата)

Март

Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет»

Беседа «Что быстрее купят?» [см. приложение № 2]

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»

Презентация «Семейные расходы» (сформировать представления о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения)

«Уроки тётушки Совы» (10 серия – «О банке).

Апрель

Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» [см. приложение № 2]

Э.Н. Успенский «Трое из Простоквашино»

 Романов А. «Чудеса в кошельке»

Д\и «Угадай, где продаются» [см. приложение № 2]

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

ООД «Путешествие в страну Экономика» [см. приложение № 3]

«Уроки тётушки Совы» (4 серия – Карманные деньги)

Май

Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара» [см. приложение № 2]

Э.Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»

Игровая ситуация «Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя – первичное представление о рекламе товара).

Викторина «Финансовая грамотность»

Уроки тётушки Совы» (5 серия умение экономить)

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Консультация для родителей «Дети и деньги», «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» [см. приложение №1], «Учите ребёнка считать деньги».

Рекомендации «Учите ребёнка выбирать и покупать товар»

Изготовление лэпбука «Юные экономисты».

Предполагаемые результаты

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольники за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список использованных литературных источников

  • Стахович Л.В., Семенкова Е.В. Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок. – М.: ВАКОША, 2019. – 32.
  • Поварницина Г.П., Киселёва Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Занятия и игры – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 186 с.
  • Стахович Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.
  • Письменюк О.С. Вокруг денег: Рабочая тетрадь. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2016. – 32 с.: ил.
  • Любимова Л.В. Открытия Феечки Копеечки: образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников. – Москва: Издательство «Национальное образование», 2020. – 144 с.: изд., испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
  • Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – 2-е изд.
  • Токарева И.А. Детям о финансах. – 2-е изд. – Минск: Белорусская Православная Церковь, 2020. – 47 с.: ил.
  • Ульева Е. Откуда берутся деньги?: энциклопедия для малышей в сказках. – Изд. 5-е. – Ростов н/д: Феникс, 2021. -45 с.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

http://e.stvospitatel.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Юный экономист»

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств, для существов...

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет. «Юные экономисты»

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет.«Юные экономисты»...

Проект по финансовой грамотности "Юные Экономисты"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими упра...

Проект по финансовой грамотности "Юный экономист"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять....

Проект « Юные экономисты» по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста долгосрочный, творческий

Ежедневное принятие важных финансовых решений и сложность в использовании современных финансовфх инструментов обуславливают необходимость приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финан...

Проект "Юные Экономисты"

Введение элементов экономического воспитания в образовательнуюдеятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего,необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночнойэкономике ...