конспект занятия «Что такое — семейный бюджет» в подготовительной группе
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chto_takoe_semeynyy_byudzhet.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №14
607042, Нижегородская область, город Выкса,
с. Верхняя Верея , улица Школьная, здание 44.
Тел. 8 (83177) 77-4-24 77-4-25
Е-mail: detskiysadv14@mail.ru
Конспект занятия.
Тема: «Что такое — семейный бюджет»
в подготовительной группе
Воспитатель Карпова Т.С.
Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей, используя различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» Учить детей определять направления и источники доходов и расходов.
Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.
Методы и приемы:
выполнение упражнений, мотивация-сюрпризный момент, беседа по теме, рефлексивные методы (похвала, поощрение)
Демонстрационный материал:
-Копеечка и Пятачок, монеты, денежные купюры, мультимедийная установка лэпбук «Доходы и расходы».
Раздаточный материал:
- монеты, денежные купюры, иллюстрации по теме профессии, пазлы.
Предварительная работа:
Рассматривание монет, денежных купюр, беседа о профессиях родителей.
Ход занятия
Ребята, к нам сегодня в гости пришли 2 героя! Посмотрите на них. Кто это?
Правильно- это денежки, монетки. Давайте познакомимся с ними. Это Копеечка и Пятачок!
Ребята, вы обратили внимание, что каждое утро все люди просыпаются и спешат по делам? Как вы думаете, куда же спешат мамы и папы, дяди и тёти? (На работу.)
А зачем нужно работать? (Чтобы зарабатывать деньги, приносить пользу обществу.)
Правильно, за то, что люди трудятся, работают, им платят зарплату. Ведь любой труд необходим и приносит пользу. Давайте скажем, что такое зарплата? (Зарплата — это деньги, получаемые за выполненную работу.) А если сложить зарплату папы и мамы, то получится семейный бюджет. А хотите узнать, как распределить семейный бюджет? (Ответы детей.)
Открытие детьми нового знания
– Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом. Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождения, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля, яблок.
Но в каждой семье есть и расходы.
— Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Покупка еды, одежды, оплата детского сада, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Воспитатель рассматривает с детьми лэпбук «Доход-расход».
—Дети, посмотрите на картинку.
(Воспитатель показывает детям схему дохода)
- Ребята, представьте, что тучки – это бюджет. На тучку капают капли (присоединяет капли к тучке, эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы. Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.
- Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)
(Воспитатель показывает детям схему расхода)
-А теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из тучки (убирает капли, эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.
- повторите, что такое расходы (ответы детей)
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?
-Правильно, дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми.
Включение нового знания в систему знаний
- А давайте мы с вами проиграем в «Семейный бюджет», предлагаю разделиться на пары. Но разделимся на пары мы необычным способом, у меня есть пазлы, (подает пазлы для мальчиков и для девочек) ваша задача пока играет музыка перемещаться по залу, только музыка замолкает, вы должны соединить пазлы по цвету. Понятно условие игры? Тогда начнем.
- Молодцы справились! Что у вас получилось?
- Дети: Кошелек!
- Предлагаю каждой образовавшейся паре занять любой домик, и прикрепить кошелек в центр.
Дидактическая игра.
Игра – диалог «Доход-расход».
-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите-«расход».
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 10 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за газ — Р.
Купили арбуз — Р.
-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.
- Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с семьей Барбоскиных.
Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:
Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»
-маме очень хотелось купить новое платье,
-папа решил стать охотником- нужно ружье,
-бабушка заболела – нужны лекарства,
-у дедушки сломались очки – нужны новые
-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
-сестре - новую куклу.
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
Дети: нет!
Воспитатель. На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?
Дети: отвечают
Воспитатель. Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?
Ответы детей
Воспитатель- верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.
-А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.
- Ну а сейчас дети откройте конверт с семейным бюджетом.
После этого каждой паре нужно получить свой «Семейный бюджет», в котором лежит ваш общий доход. Кто может сказать, сколько рублей он составляет? (ответы детей).
-Правильно, доход каждой семьи составляет десять рублей.
-Но каждая семья кроме дохода имеет еще и расходы. Давайте, вместе обратим внимание, на окна ваших домов. Что относиться к расходам? (ответы детей). Правильно, это питание мы кушаем с вами каждый день, коммунальные услуги - это свет, вода, газ, одежда, развлечение, копилка в которую мы откладываем деньги на свою мечту.
- Давайте попробуем вместе, распределить ваши доходы. На питание ваша семья тратит 3 рубля, и на коммунальные услуги тратит 2 рубля, а вот остальные деньги прошу распределить самостоятельно (дети выполняют задание).
- Ребята кто хочет рассказать, как вы распределили свой доход (рассказы детей по выбору).
- Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники?
( Дети отвечают: не лить зря воду, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы не покупать их, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки)
– Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.
- Скажите, что такое семейный бюджет? Из чего он складывается?
- Еще мы с вами узнали, что у каждой семьи есть доходы и расходы.
- кто мне скажет, что такое доходы? А что такое расходы?
- Какие расходы мы называем основными? А неосновными?
- Молодцы, ребята! А наши друзья Копеечка и Пятачок остануться с нами! С ними мы узнаем еще много всего интересного!
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Что такое доброта» для детей подготовительной группы
ЦЕЛЬ: Обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь. ЗАДАЧИ:- Формировать дружеские взаимоотношения;- раскрыть сущность по...
Конспект занятия «Что такое доброта» для детей подготовительной группы.
Материал направлен на обобщение представления детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи....
план-конспект занятия по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе "Семейный бюджет"
Конспект по формированию финансовой грамотности. Содержит инновационные технологии: использование ИКТ, игровая деятельность, процесс взаимодействия детей друг с другом....
Конспект занятия НОД "Такая разная осень" для подготовительной группы
Конспект тематического занятия для подготовительной группы "Такая разная осень" .Развивитие эмоциональной отзывчивость дошкольников в различных видах музыкально-творческой деятельности...
конспект занятия "Что такое семейный бюджет"
Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей,используя различные виды деятельности.Задачи:Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, ипознакомить с понятиями «...
Конспект занятия-игры по экономическому воспитанию в подготовительной группе. Тема "Семейный бюджет"
Программное содержание:формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей;развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению...
НОД по финансовой грамотности для дошкольников ТЕМА: «Путешествие в страну Экономику. Семейный бюджет» в подготовительной группе
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является гл...