Конспект занятия на тему: «Семейный бюджет и расходы семьи» в подготовительной группе.
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Климашевская Ольга Николаевна

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Задачи:

  • Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;
  • Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
  • Воспитывать в детях бережливость и умение экономить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Семейный бюджет и расходы семьи» в подготовительной группе.   

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Задачи:

  • Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;
  • Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
  • Воспитывать в детях бережливость и умение экономить.

Оборудование и материалы: фланограф, карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.),

Ход НОД:

1. Водная часть.

Воспитатель: Встанем рядышком по кругу,

                       Скажем «Здравствуйте» друг другу

                       Нам здороваться не лень;

                       Всем «Привет!» и «Добрый день!»,

                       Если каждый улыбнётся

                       -Утро доброе начнется.

Воспитатель: -ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья. - Что такое семья? Сколько человек в вашей семье? - Из кого она состоит? (ответы детей)

Воспитатель: У каждого члена семьи есть свои обязанности. - Что делает мама?

Дети: Работает, стирает, убирает, готовит обед, приводит в детский сад и забирает домой, покупает продукты …

Воспитатель: Чем занимается папа?

Дети: Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.

Воспитатель: Как помогаете маме и папе вы?

Дети: Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.

Воспитатель: Что делает бабушка?

Дети: Вяжет носки, печет пироги, читает сказки и т. д.

Воспитатель: Что делает дедушка?

Дети: читает газету, играет с внуками и т.д.

2. Основная часть.

Садятся на стулья.

Воспитатель: Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире). Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что?

Дети: Продукты.

Воспитатель: Для того чтобы постирать белье, нужно иметь что?

Дети: Порошок, мыло.

Воспитатель: А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести что?

Дети: Моющее средство.

Воспитатель: То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Дети: Без денег.

Воспитатель: Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.

Дети: Папа и мама работают.

Воспитатель: Ребята, а что они получают за свой труд.

Дети: зарплату

Воспитатель: Ребята, а у вас есть бабушка и дедушка. (ответ детей). Что получают они?

Дети: пенсию, зарплату.

Воспитатель: А что такое пенсия?

Дети: Это деньги, получаемые в старости за то, что они работали в молодости.

Воспитатель: У кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия. Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Воспитатель: Давайте передохнем немного

Физминутка: Раз, два, три, четыре, пять

                        Все умеем мы денежки считать

                        Отдыхать умеем тоже,

                        Руки за спину положим,

                        Голову поднимем выше

                        И легко, легко подышим.

                        (Подтянитесь на носочках столько раз,

                       Ровно сколько, пальчиков у вас.)

Воспитатель: А теперь ребята давайте поиграем:

Игра «Доход - расход»

Воспитатель: - Я начну читать сейчас.

Я начну, а вы закончите: доход или расход

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз –доход

Потеряла кошелёк –расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

Воспитатель: Молодцы, правильно распределили.

Воспитатель: А сейчас послушайте историю, которая однажды произошла с одной семьей:

Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:

Каждая покупка присоединяется к модели «РАСХОД»

-маме очень хотелось купить новую шубку,

-папа вступил в союз охотников- нужно ружье,

-бабушка заболела – нужны лекарства,

-у дедушки сломались очки – нужны новые

-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,

-сестре - новую куклу.

Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.

Воспитатель: Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

Дети: нет!

Воспитатель: На что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Конечно, ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?

Дети: продукты, одежду и т.д.

Воспитатель: Верно, дети, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте.

Воспитатель: А еще, ребята, есть расходы неосновные - это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.

Воспитатель: Какие неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите. Подойдите к ландграфу и выберите неосновные расходы неосновные расходы семьи (новая шуба, перчатки, новая кукла, путевка)

Дети: составляют схему.

Воспитатель: Верно, молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары.

Домашнее задание.

Воспитатель: А домашним заданием для вас будет: узнать у родителей, на что в вашей семье тратятся деньги, и нарисовать все покупки.

3.Итог занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что такое доход и расход. Что расходы бывают разные: основные – это покупки, без которых человек не обойдется; и неосновные – это товары, без которых мы можем пока обойтись.

Мы так же убедились, что деньги надо тратить разумно, экономно, чтобы их хватило на все необходимое.

Вы хорошо работали, правильно отвечали на вопросы. Молодцы!

Список используемых источников.

1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению «Семейный бюджет и расходы семьи»

раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный)....

Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)

Цель: раскрыть  сущность  понятий  семейный  бюджет  и  его основныеисточники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).  За...

Конспект НОД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)

Конспект НОД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи»(для детей старшей группы)Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи.»

Цель: формировать умения и навыки рационального использования доступных материальных ценностей; развивать экономическое мышление, интерес к материально-предметному окружению.Задачи: образовательн...

Сценарий образовательной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников на тему :«Семейный бюджет и расходы семьи»

Сценарий образовательной деятельности с детьми группы    компенсирующей   направленности для детей подготовительной группы по формированию основ финансовой грамотности д...

Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).Задачи: Расширять представление детей о том, как ...