Конспект сюжетно-ролевой игры по патриотическому воспитанию «Спасатели МЧС и волонтеры» с элементами финансовой грамотности. Подготовительная группа (дети 6-7 лет)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В сюжетно-ролевой игре «Спасатели МЧС и волонтеры» патриотизм выражен в том, что дети разыгрывают ситуации из реальной жизни, в которых спасатели МЧС и волонтеры помогают людям, которые попали в трудные жизненные ситуации. Эта игра содержит элементы финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzh.-rolev._igra_mchs_i_volontery_finanov._gramotnost_sokolova_n.docx | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Конспект сюжетно-ролевой игры по патриотическому воспитанию
«Спасатели МЧС и волонтеры»
с элементами финансовой грамотности.
Подготовительная группа (дети 6-7 лет)
Автор воспитатель:
Соколова Наталия Викторовна
2022г
Цель игры: воспитать у детей чувства уважения и признательности к людям патриотических профессий – спасателям и волонтерам и закрепить знания и умения финансовой грамотности.
Задачи игры:
Образовательные задачи:
- расширить представления детей о патриотической основе профессий спасателей МЧС и волонтеров;
- формировать основы безопасного поведения в обществе;
- повторить материал по финансовой грамотности;
Развивающие задачи:
- развивать мышление, внимание, память, воображение, связную речь, любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе;
- развить положительные эмоции от совместной игры.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к труду людей разных профессий;
- воспитывать согласованность действий с партнерами по игре, взаимопомощь, взаимопонимание.
Сюжетно-ролевая игра «Спасатели МЧС и волонтеры» проводится в конце учебного года (в апреле или мае), так как она направлена на закрепление патриотических чувств и навыков патриотического поведения, а также на повторение и обобщение знаний и умений по финансовой грамоте, полученных дошкольниками в течение учебного года.
Игра состоит из трех эпизодов. Они разыгрываются последовательно, один за другим. Их можно разыграть в течение одного дня нахождения детей в детском саду: эпизод №1ё – до дневного сна, эпизод № 2 – перед полдником, эпизод №3 – после полдника. Также эти три эпизода можно разыгрывать в течение трех дней, а можно – через несколько дней. Любой вариант подходит, его выбирает воспитатель и дети.
Эта игра содержит элементы финансовой грамотности. В конспекте игры они помечены словами «*Финансовая грамотность» и выделены курсивом. При разыгрывании этих ситуаций дети знакомятся с профессией бухгалтера, повторяют, что такое заработная плата, правила пользования пластиковыми кредитными картами, отрабатывают и закрепляют умения производить расчеты денежных средств и т.д.
• ЭПИЗОД 1. ПРИЕМ НА РАБОТУ СОТРУДНИКОВ В МЕСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МЧС
Предварительная работа:
1. Беседы о работе МЧС.
2. Беседы по финансовой грамотности: о заработной плате, о работе бухгалтера.
3. Ситуативные беседы о том, когда нужна помощь работников МЧС или волонтеров.
4. Рассказы о работе волонтеров.
5. Чтение художественной литературы о работе спасателей, волонтеров.
6. Рассматривание иллюстраций с изображением работников МЧС и волонтеров.
7. Подбор и изготовление материалов и оборудования к игре.
8. Дети готовят индивидуальные выступления (резюме) по той профессии, которая им нравится и которая подходит для отделения МЧС.
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей, предложить им основные или вспомогательные роли в игре, поддерживать их инициативу в игре с помощью обращения к ним с вопросами, советами, рекомендациями, поощрениями.
Материалы и оборудование:
• интерактивная доска и ноутбук (компьютер) с изображением работников МЧС и волонтеров;
• карты пластиковые – на каждого ребенка;
• интерьер отделения МЧС:
- столы, стулья, на которых лежат бумага для записей, ручки, карандаши;
- отгороженное место с табличкой «Диспетчер».
Роли:
• Начальник отделения МЧС – воспитатель.
• Бухгалтер – 1 ребенок.
• Диспетчер (отвечает на звонки, передает работникам распоряжения начальника отделения МЧС) – 2 чел.
• Спасатели – 3-4 ребенка.
• Пожарные – 3-4 ребенка.
• Врач – 1 ребенок.
• Медсестра – 1 ребенок.
• Санитары – 2 ребенка.
• Волонтеры – 5-8 детей.
ХОД ИГРЫ
1. Мотивационно-организационный этап
Дети сидят на стульчиках в один ряд.
Беседа.
Начальник отделения МЧС:
- Здравствуйте. Сегодня в нашем городе (поселке) открывается отделение МЧС. И мы набираем туда работников.
- Вы знаете, что такое МЧС? Кто там работает?
Выслушивает ответы детей и обобщает:
- Правильно вы все сказали. МЧС – министерство чрезвычайных ситуаций. Это ситуации, в которых возникает опасность здоровью и жизни людей. Пожары, наводнения, ураганы, технические катастрофы и другие.
В МЧС работают сильные, смелые люди. Это специально обученные спасатели, пожарные, врачи, санитары, медсестры, водители автомобилей.
Им часто помогают волонтеры.
- Кто такие волонтеры?
Выслушивает ответы детей и обобщает:
- Волонтеры – это добровольные помощники, которые работают бесплатно. Они помогают организовывать и проводить разные мероприятия.
- Сейчас начинаем набор работников. Выступать будете по очереди. Каждый из вас назовет свою профессию, расскажет, чем она ему нравится и что он (она) умеет делать по этой профессии.
*Финансовая грамотность
- Рядом со мной сидит бухгалтер. Тем, кого сегодня примут на работу в наше отделение МЧС, она выдаст пластиковые карты, на которые будет начисляться заработная плата.
- Итак, все готовы? Все понятно? Начинаем. Первым будет выступать Саша.
2. Основной этап.
2.1. Распределение ролей.
Выступления детей с краткими резюме профессий:
- спасателей
- пожарных
- врача
- медсестры
- санитаров
- водителей автомобилей
- диспетчеров и т.д.
3. Заключительный этап
Начальник отделения МЧС:
- Вы все приняты на работу в МЧС Бухгалтер раздаст вам карты для получения зарплаты. Поздравляю! Вы будете помогать людям в трудных жизненных ситуациях. Это благородное дело!
- А сейчас всех приглашаю на чаепитие. Завтра в 8-00 часов утра жду всех на работе.
Чаепитие за общим столом (или полдник в группе детского сада).
Подведение итогов.
Воспитатель задает вопросы:
- Как называлась наша игра?
- Кого вы в ней изображали?
- Каким должен быть работник МЧС?
- Опасная ли это работа? Почему?
- О чем расскажете сегодня дома про эту игру?
Рефлексия:
Воспитатель задает вопросы:
- Какую пользу приносят работники МЧС людям? Как они им помогают?
- Вам понравилась игра?
- Что больше всего понравилось?
- Кто хочет стать спасателем?
- Будем продолжать играть в эту игру?
Восп.:
- Вы молодцы, ребята! Теперь вы знаете про работников МЧС. Обязательно расскажите об этом родителям, своим друзьям и приятелям! И можете теперь и с ними играть в эту игру, для которой вы обязательно придумайте новые и интересные сюжеты и персонажей.
• ЭПИЗОД 2. ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ЖИЛЬЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЖАРА
Предварительная работа:
1. Беседы о противопожарной безопасности.
2. Беседы по финансовой грамотности: о пластиковых кредитных картах, об экономном расходовании денежных средств.
3. Ситуативные беседы о первой помощи при ожогах.
4. Рассказы о работе волонтеров.
5. Рассматривание иллюстраций с изображением пожарных и волонтеров.
6. Подбор и изготовление материалов и оборудования к игре.
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей, предложить им основные или вспомогательные роли в игре, поддерживать их инициативу в игре с помощью обращения к ним с вопросами, советами, рекомендациями, поощрениями.
Материалы и оборудование:
•телефон;
• макеты двух машин – пожарная и «Скорая»; аудиозапись сирены;
• карты пластиковые;
• место пожара: два деревянных дома;
• интерьер отделения МЧС.
Роли:
• Начальник отделения МЧС – воспитатель.
• Потерпевшие на пожаре (отцы, матери, дети).
• Бухгалтер отделения МЧС.
• Диспетчер.
• Командир бригады спасателей.
• Спасатели.
• Пожарные.
• Врач.
• Медсестра.
• Санитары.
• Волонтеры.
ХОД ИГРЫ
1. Мотивационный этап
Интерьер отделения МЧС.
Звонит телефон.
Диспетчер (снимает трубку):
- Отделение МЧС. Слушаю.
Пострадавший:
- Горят два деревянных дома! Помогите! Спасите!
Диспетчер:
- Назовите адрес.
Пострадавший:
- Улица Садовая, дома 14 и 16 в коллективном саду «Дружба». Приезжайте скорее.
Диспетчер:
- Посылаю бригаду. Будут через 8 минут. Отойдите от горящих домов подальше и не приближайтесь к ним.
- Бригада спасателей, на выезд!
2. Основной этап
Водители, пожарные, спасатели, медработники садятся в две машины – пожарную и «Скорую». Едут к месту пожара с сиреной.
На месте пожара они выполняют действия по своим профессиям: пожарные тушат пожар в двух деревянных домах, спасатели им помогают. Врач, медсестра и санитары оказывают помощь пострадавшим: осматривают людей, обрабатывают и смазывают раны и ссадины, дают выпить воду, успокоительные средства и т.д.
После того как пожар потушен, командир бригады спасателей беседует с пострадавшими – двумя семьями.
Командир бригады спасателей:
- Дома ваши, к сожалению, очень пострадали от пожара.
- У вас есть, где жить, пока будет идти их ремонт?
Мать первой семьи: Да. Мы будем жить в городской квартире. Автомобиль наш не сгорел. На нем мы доедем сами.
Отец второй семьи: Нам негде жить. Нам нужна ваша помощь. Нас четверо: отец, мать и двое детей, сыну 7 лет, дочке – 5 лет. Помогите, пожалуйста.
Командир бригады спасателей (обращается ко второй семье):
- Мы вас отвезем в отделение МЧС. Там волонтеры вам помогут.
Все садятся в автомобили и едут в отделение МЧС.
Там волонтеры беседуют с пострадавшими.
Волонтер: Мы для вашей семьи приготовили комнату в общежитии. Она большая, в ней 4 кровати, стол, диванчик, стулья, телевизор, холодильник. Есть туалет и душевая кабинка. Общая кухня – в боксе на четыре квартиры. Там можно варить еду на газовой плите. Плату за ваше проживание за два месяца будем вносить из фонда МЧС.
*Финансовая грамотность
- Бухгалтер МЧС выдала вам карту, на которой есть 20 000 рублей. Сходите в магазины и купите то, что вам нужно: продукты, одежду, посуду. Расходы свои считайте внимательно, потому что больше этой суммы вам расходовать нельзя. Чек и карту сдадите бухгалтеру.
Сначала семья записывает на листке то, что им необходимо купить в первую очередь.
Потом семья идет в супермаркет и делает там покупки. Мать и отец считают расходы, чтобы не превысит лимит карты.
Начальник отделения МЧС (обращается к бухгалтеру):
- Предоставьте мне расчет денег, которые буду израсходованы на содержание этой семьи погорельцев из четырех человек за один месяц.
Бухгалтер МЧС делает такие расчеты.
Примерный расчет:
1. Проживание в общежитии – 3000 руб.
2. Продукты питания – 20000 руб.
3. Одежда и обувь – 30000 руб.
4. Другое (плата за телефоны, смартфоны, игрушки, моющие средства, посуда и т.д.) – 7000 руб.
ИТОГО: 60000 руб. в месяц на семью из четырех человек.
*Финансовая грамотность
Волонтеры закупают в магазине разные предметы (вещи, продукты, хозяйственные товары, игрушки и т.д.) для пострадавших от пожара (членов первой семьи). Бухгалтер дает им карту на 20 000 рублей. Им нужно купить2 набора: один – для взрослых членов семьи, второй – для детей от 4 до 8 лет. Превышать лимит денег на карте нельзя. Нужно уложиться в сумму 20000 рублей. Чек и карту волонтеры сдают бухгалтеру. А с покупками едут к первой семье и вручают им наборы.
3. Заключительный этап
Начальник отделения МЧС:
- Благодарю волонтеров за отличную работу и за заботу о семьях пострадавших. Спасибо вам огромное! Нам очень нужна ваша помощь. Приходите к нам еще.
Подведение итогов. Воспитатель задает вопросы:
- Какое доброе дело сделали спасатели МЧС?
- Как волонтеры помогли людям?
- Какую помощь оказали пострадавшим? (здесь про финансовую поддержку надо сказать).
Рефлексия: Воспитатель задает вопросы:
- Вам понравилась игра?
- Что больше всего понравилось?
- Будем продолжать играть в эту игру?
• ЭПИЗОД № 3. БЮРО ДОБРОТЫ. ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ИЗ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.
Предварительная работа:
1. Беседы о трудных (чрезвычайных) ситуациях.
2. Беседы по финансовой грамотности: о пластиковых кредитных картах, об экономном расходовании денежных средств.
3. Рассказы о работе волонтеров.
4. Рассматривание иллюстраций с изображением работы волонтеров.
5. Подбор и изготовление материалов и оборудования к игре – интерьер магазинов «Подарки для детей» «Игрушки».
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей, предложить им основные или вспомогательные роли в игре, поддерживать их инициативу в игре с помощью обращения к ним с вопросами, советами, рекомендациями, поощрениями.
Материалы и оборудование:
• полки с товарами для детей – мягкие игрушки, машинки, куклы, книги, раскраски, наборы пластилина, цветные карандаши, акварельные краски, конструкторы и т.д.;
• бумажные ценники со стоимостью товаров по 300, 400, 500, 1000, 2000 и т.д. рублей (не превышая 2000 рублей);
• карты пластиковые;
• интерьер отделения МЧС.
Роли:
• Начальник отделения МЧС – воспитатель.
• Бухгалтер отделения МЧС.
• Волонтеры и члены их команд (3-5 команд по 3 ребенка в каждой).
• Продавцы в магазине.
• Кассир в магазине.
ХОД ИГРЫ
1. Мотивационный этап
Интерьер отделения МЧС.
Начальник отделения МЧС:
Уважаемые волонтеры! К нам в отделение пришло много писем от детей, семьи которых находятся в трудной жизненной ситуации. У родителей нет денег на подарки и игрушки для своих детей. Я передаю вам эти пиьма. Помогите, пожалуйста.
Дети, изображающие волонтеров, делятся на команды по 3 человека.
*Финансовая грамотность
Бухгалтер выдает карты и сообщает:
- На каждой карте по 10000 рублей. В магазинах каждой команде нужно купить подарки 5 детям. Нельзя превышать лимит карты. На меньшую сумму купить можно. Если же вы купите больше, чем на 10 000 рублей, то все деньги на карте «сгорят». Поэтому будьте внимательны, считайте сумму ваших покупок.
2. Основной этап
Волонтеры идут в магазины и делают покупки.
*Финансовая грамотность
Волонтеры возвращаются в отделение МЧС. Команды по очереди показываю и рассказывают о своих покупках. Бухгалтер и начальник отделения считают суммы покупок.
Примерное выступление волонтера:
- Это мягкая игрушка – мишка. Его можно подарить и мальчику, и девочке. Он стоит 600 руб. Ребенку, которому он достанется, мы скажем: это твой новый друг, Он очень добрый. С ним можно спать и играть. Он тебя защитит от любых напастей. Береги его.
- Это цветные карандаши (200 руб.) и две раскраски (300 руб.). Они для девочки, потому что в раскраске много цветов и кошек. Раскрась их так, как ты хочешь. Тебе будет очень интересно. На память у тебя останется цветная книжка с цветами и кошечками. Ее ты можешь показывать своим родственникам, друзьям и знакомым.
3. Заключительный этап
Начальник отделения МЧС:
- Благодарю волонтеров за отличную работу и за заботу о семьях пострадавших. Спасибо вам огромное!
Подведение итогов.
Воспитатель задает вопросы:
- Как спасатели помогают людям?
- Как волонтеры заботятся о людях?
- Какую помощь людям оказывают спасатели и волонтеры? (спасают жизни, имущество, сохраняют здоровье, оказывают финансовую поддержку).
Рефлексия:
Воспитатель задает вопросы:
- Вам понравилась игра?
- Что больше всего понравилось?
- Будем продолжать играть в эту игру?
- Какие еще эпизоды можно в нее включить о работе спасателей и волонтеров?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию
Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста...
Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию
В настоящее время одной из проблем является воспитание патриотизма. Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения. Поскольку игра явля...
Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста
Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста...
Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста
Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возрастаВыполнила: Пуштова Наталья Викторовна «ПОГРАНИЧНИКИ»Цель: закрепление знаний дете...
Игра-викторина "Машины помощники" план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Игра-викторина направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных экономических представлений....
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста "Сказочное путешествие в страну Финансов" методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Квест-игра направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных экономических представлений через игровую деятельность....
Сценарий развлечения «Ярмарка» по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ экономического мышления, умения использовать в игре знания о финансовых понятиях....