«Экономическое образование старших дошкольников в условиях ДОО»
консультация по основам финансовой грамотности

Романова Вера Геннадьевна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Троицка»

Консультация для воспитателей на тему:

«Экономическое образование старших дошкольников в условиях ДОО»

                                                                                    Подготовила воспитатель:

                                                                                                          Романова В.Г.

Экономика в переводе с древнегреческого: «Дом», правило, закон - правила ведения хозяйства, искусство ведения домашнего хозяйства. В  изменяющихся условиях современного общества экономическое образование подрастающего поколения необходимо начинать с дошкольного возраста, т.к. период дошкольного детства – это период приобретения  первичного опыта в элементарных экономических отношениях.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Именно  в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия,   достатка и ущербность бедности.  Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу.

       Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д.

Перед дошкольным образованием встает задача формирования первичных экономических знаний у детей как  подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Дошкольник не способен самостоятельно освоить эту область, но организуя эффективное сотрудничество педагогов и родителей, возможно дать детям доступные знания и представления о месте экономики в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

В основу экономического образования детей ложатся разнообразные виды деятельности, обогащенные экономическим содержанием: беседы, дидактические игры, проблемные ситуации, сюжетно-ролевые игры и др.

В данном пособии представлены методические разработки разнообразных форм образовательной деятельности с экономическим содержанием: беседы, дидактические игры, проблемные ситуации, сюжетно-ролевые игры, работа в рабочих тетрадях и др.

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области. Экономическое образование детей осуществляется в интеграции разнообразных видов и форм деятельности. Однако, игра (дидактическая, сюжетно-ролевая) носит ведущий характер.

Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети могут постичь смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кафе», «Ателье», «Рекламное агентство», «Мастерская», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения.

Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.

Беседы, рассматривания расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

    В дошкольном возрасте формируются представления о разнообразии профессий. Ознакомление детей с профессиями позволяет раскрыть содержание труда взрослых, качества трудящегося человека, показать воспитательную ценность труда - его преобразующую роль.

     Система знаний о труде взрослых, в основе, которой лежат представления о преобразовании человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат) труда имеет экономическую основу: рациональное, расчетливое отношение к ресурсам, из которых изготовляется любой предмет; осознание необходимости освоения орудий труда, использование их по назначению, бережное к ним отношение; овладение социокультурным,  нормированным способом изготовления предмета, что отражается на качестве и скорости его изготовления, экономит время и силы человека; осознание того, что продукт труда необходимого качества ему служит, экономит новое сырье.

       В детском саду дети ежедневно наблюдают разнообразные виды труда, пользуются их результатами. У детей формируется осознание того, что материалы, инструменты, продукты труда произведены для людей данной профессии другими. При этом результатом труда пользуется как сам производитель, так и многие потребители.

         В совместной работе со взрослыми дошкольник выделяет  цепочку  связей в производстве товара, представляет его «жизненный» цикл труда, его постоянную  необходимость.

      В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения - продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место.

   Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование) направлена на развитие изобразительных и творческих  способностей,  формирование художественного вкуса, эстетических качеств личности.

      В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности, в процессе которой ребенок творчески создает продукт, соответствующий его интересам и желаниям.   В  процессе работы   они   осваивают   структуру   трудовой  деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда.

В процессе изготовления творческих работ дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделие (товар) от качества его изготовления, определяют нужное количество материалов, выделяют  рациональные способы изготовления изделия.

     Особенность продуктивной деятельности в том, что, вне зависимости от материалов, она представляет собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом). Значение продуктивной деятельности для экономического воспитания дошкольников состоит в том, что в ее процессе развивается «чувство инициативы», бережливости, стремление к созидательной активности, способность к целеполаганию, волевому усилию, а также принятию и реализации цели в соответствии с заданными стандартами (условиями).

Таким образом, разнообразие методов, приемов и средств работы с дошкольниками позволит создать фундамент экономического воспитания и расширить их социально-коммуникативный опыт.

            Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) должна соответствовать требованиям ФГОС. Оптимально организованная РППС способна решить  как задачи всестороннего развития дошкольников, так и цели и задачи их экономического образования.

Перечень дидактических, наглядных и игровых материалов.

Наглядный материал: серии картинок, плакатов, открыток  «В мире профессий», «Что кому нужно для работы», «Кто - где работает», «Детский сад», «Откуда вещи пришли», «Бытовая техника»; фотоальбомы «Профессии детского сада», «Кем работают мои родители», «Профессии нашего края».

Медиа-презентации: «Все профессии нужны…», «На стройке», «Специализированные машины», «Бытовая техника».

Настольно-печатные игры: лото «Профессии», «Прогулка по городу», «Супермаркет»,  домино «Транспорт», «Орудия труда».

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:

«Семья» - макеты денег, кошельки, сумки, посуда, муляжи продуктов, фруктов, овощей , книга рецептов.

«Магазин. Супермаркет» - макет банкомата,  кассовый аппарат, «игрушечные» деньги,  ценники, корзины, наборы «Мучные изделия», «Молочные продукты», «Фрукты», «Овощи»,  игрушки.

«Рынок» - «игрушечные» деньги,  ценники, наборы «Мучные изделия», «Молочные продукты», «Фрукты», «Овощи», игрушки,  изделия детей.

 «Кафе». «Пищеблок» - костюмы поваров, фартуки, кассовый аппарат, посуда, муляжи фруктов, мучных и колбасных изделий,  овощей, фетровые наборы «Продукты», макеты «Сок», «Мороженое», «Меню».

«Парикмахерская» - набор «Парикмахер», зеркало, образцы причесок с ценами.

«Больница. Ветеринарная клиника» - костюмы врачей, набор «Доктор», кроватка.

«Аптека» - кассовый аппарат, ценники, макеты лекарств.

«Мастерская» - костюм мастера, инструменты, «Прейскурант».

«Путешествие (Автобус. Поезд. Самолет.)»- руль, фуражки, сумка кондуктора, «билеты».

«Ателье» - образцы тканей, элементы костюмов, зеркало, ценники.

«Прачечная» - стиральная машина, утюги, макеты моющих средств, корзины, «Прейскурант», кукольная одежда.

Итак,  организация  развивающего и игрового пространства в группе детского сада является важным фактором для развития дошкольников. Данный фактор позволит создать оптимальные условия для экономического воспитания воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

В связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо развивался в сложнейших эконо...

Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно –дидактических игр

Путем рассуждений и через игровые моменты ввести понятие « потребности» человека, животного; воспитывать чувство любви к окружающим людям, животным, желание заботится о них....

Проект по экономическому воспитанию старших дошкольников "Гном Эконом"

Цель: формировать понимание детьми необходимости разумного распоряжения деньгами семьи....

Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»

Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...

«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников».

В  данной  статье  рассматривается актуальность экономического воспитания  детей  старшего дошкольного  возраста  средствами игры- сюжетно- ролевой  и дидактиче...

«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников»

В программе обосновывается актуальность экономического  воспитания  детей  старшего дошкольного  возраста, разработан перспективный  план и картотеки по экономическому в...