План работы по самообразованию "Финансовая грамотность старших дошкольников по развитию речи"
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Этапы работы с детьми по воспитанию финансовой грамотности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Золотая рыбка»
«Утверждаю»
Заведующий МДОУ № 2
«Золотая рыбка»
Е.М.Фомина
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2020-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ф.И.О. Колумбаева Эльвира Алексеевна
Должность: воспитатель
Квалификационная категория: первая
Методическая тема: Финансовая грамотность старших дошкольников по развитию речи.
Цель:
Повышение своего профессионального мастерства и компетенции.
Изучение и внедрение в практику эффективных методов и приёмов по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по данной теме.
- Собрать и систематизировать материалы по данной теме.
- Спланировать работу с детьми с применением разнообразных форм и методов обучения по развитию финансовой грамотности.
- Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению.
- Учить детей понимать и ценить окружающий предметный мир, уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
- Воспитывать бережное отношение ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.
- Привлечь родителей и педагогов к проблеме воспитания финансовой грамотности у детей.
Актуальность выбранной темы:
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике.
В современном мире дети рано включаются в экономическую жизнь семьи.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств и грамотно их приумножать.
Формирование финансовой грамотности поможет избежать ошибок и заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем,
формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в
дошкольной педагогике – в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.
1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации»
Ожидаемый результат:
- Необходимый минимум экономических, финансовых и предпринимательских знаний.
- Представление о содержании деятельности людей некоторых профессий, о
производстве, о том, как получают профессию.
- Осознание, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела.
- Обладание установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека.
- Обладание знаниями, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.
- Понимание, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно.
- Развитие экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность)
- Стимулирование социально-культурной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности со взрослым.
Этапы | Срок | Планируемый результат |
I этап подготовительный | 1.09.2020-31.12.2021 | 1. Выявлен уровень знаний детей по данной теме. 2. Поставлена цель, задачи по обогащению знаний детей по теме. 3. Изучены научно-методическая литература и пособия по теме. 4. Собрана информация в сети Интернет по теме. 5. Разработан план по самообразованию.
|
II этап основной | 01.01.2021-30.03.2023 | Работа с детьми: 1. Усвоены знания по теме. 2. Улучшены умения по развитию социально-культурных знаний. Работа с родителями: 1. Оформление наглядно-просветительская информации по теме. 2. Вовлечение родителей в обучение детей финансовой грамотности. Самореализация: 1. Повышена педагогическая компетентность путём изучения методической литературы и опыта других педагогов, подбора информации в сети Интернет. 2. Распространение педагогического опыта на педсоветах. 3. Проведение мастер-класса для педагогов по данной теме. 4. Подготовлены материалы к аттестации. |
III этап заключительный | 01.04.2023-31.05.2023 | 1. Обобщен опыт работы по теме самообразования. 2. Определена эффективность проделанной работы. 3. Обозначены перспективы применения опыта работы по теме. |
План работы на 2020-2021 учебный год
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практический выход |
Работа с детьми | сентябрь | Дидактическая игра «Товар». Чтение К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» | Дети имеют представление о товаре. |
октябрь | Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» | Дети осваивают нормы поведения в магазине. | |
ноябрь | Беседа о профессиях родителей. | Дети интересуются трудом взрослых и профессиями своих родителей | |
декабрь | Беседа «Почему взрослые работают» Чтение сказки «Как братья разбогатели» | Дети имеют представление о важности труда. | |
январь | Дидактическая игра «Доскажи словечко» | Дети правильно используют финансовые термины. | |
февраль | Беседа о видах денег и способах их хранения. Изготовление кошелька способом Оригами. | Дети учатся хранить и беречь деньги. | |
март | Дидактическая игра «Третий лишний» (Что нельзя купить за деньги) Чтение К.Д. Ушинского «Петушок и бобовое зёрнышко» | Дети имеют представление о человеческих ценностях, что товар получают в результате труда. | |
апрель | Отгадывание загадок про финансовые термины. | Дети понимают значение финансовых терминов. | |
май | Чтение русской народной сказки «Лиса и козёл» | Дети понимают, что для продажи товара нужна реклама. | |
Работа с родителями | сентябрь | Родительское собрание «Воспитание финансовой грамотности у детей» | Родители осознают важность и актуальность темы. |
октябрь | Предложить сводить детей в разные магазины и познакомить их с разнообразием товаров. | Родители заинтересованы в обогащении знаний детей. | |
ноябрь | Предложить рассказать детям о своей профессии. По возможности сводить на место работы. | Родители обогащают знания детей о своих профессиях. | |
декабрь | Предложить познакомить детей с различными профессиями. | Родители обращают внимание детей на деятельность других людей, рассказывают о значимости и важности разных профессий. | |
январь | Организация папки-раскладушки «Финансовые понятия для детей» | Родители понимают, о чём и как рассказывать детям про финансовые понятия. | |
февраль | Предложить создать копилку. | Родители учат детей бережно относиться к деньгам. | |
март | Предложить вовлекать детей в совместную трудовую деятельность. | Родители воспитывают в детях желание трудиться. | |
апрель | Консультация «Художественные произведения детям по развитию финансовой грамотности» | Родители читают и обсуждают художественные произведения, обогащая знания и развитие речи детей. | |
май | Организация папки-раскладушки «Загадки про финансы» | Родители развивают мышление детей. | |
Взаимосвязь с педагогами | сентябрь | Доклад «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 4-7 лет» | Заинтересованность воспитателей темой. |
ноябрь | Консультация «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности» | Обогащение игровых уголков развивающими играми по развитию финансовой грамотности. | |
Самореализация | В течение года | Ознакомление с авторскими программами: «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова. Изучение сборника методических разработок педагогов по финансовой грамотности № 2 Материалы районного конкурса методических разработок по финансовой грамотности для дошкольников «ЗНАКОМИМСЯ С ФИНАНСАМИ» для детей 5-7 лет, 2020. / Сост. педагоги, участникам СМВ «Финансовая грамотность», Нефтеюганский район - 70 с. | |
Создание картотеки дидактических игр, загадок, пословиц, поговорок по финансовой грамотности. | |||
Подбор библиотеки художественной литературы по развитию финансовой грамотности. |
План работы на 2021-2022 учебный год
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практический выход |
Работа с детьми | сентябрь | Лото «Профессии» Отгадывание загадок о профессиях. | Дети имеют представление о содержании деятельности людей разных профессий, о производстве, о том, как получают профессию. |
октябрь | Занятие «Чем пахнут ремёсла» Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» Знакомство с пословицами и поговорками о труде | Дети проявляют уважение к людям разных профессий. | |
ноябрь | Презентация «Как появились деньги» Чтение «Сказка про то, как на Руси рубль появился» | Дети интересуются происхождением разных предметов. Проявляют любознательность. | |
декабрь | Дидактические игры «Доход-расход», «Дорого-дёшево» Викторина по финансовой грамотности. | Дети понимают источники доходов и расходов в семейном бюджете, учатся совершать выгодные покупки. Дети понимают финансовые отношения. | |
январь | Занятие «Расходы семьи» Чтение «Сказка о золотой рыбке и пескаре» | Дети относятся с уважением к результатам труда взрослых. | |
февраль | Беседа «Какие бывают магазины» Дидактическая игра «Распредели товары по магазинам» | Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин. | |
март | Виды денег: монеты, банкноты, пластиковые карты. Кошелёк, банк, банкомат. Чтение сказки «Хранители бюджета» | Знают российские деньги. Имеют представление о способах использования денег и банковских карт. | |
апрель | Сюжетно-ролевая игра «Поход в магазин» Чтение сказки «Чтобы жить хорошо, нужно потрудиться» | Дети получают навыки социального общения со взрослыми. | |
май | Занятие «Путешествие в страну денег» | Дети учатся правильно обращаться с деньгами. | |
Работа с родителями | сентябрь | Анкета для родителей «Мой ребёнок и финансовая грамотность» | Родители обращают внимание на развитие финансовой грамотности детей. |
октябрь | Познакомить родителей с интернет-ресурсами: Сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура», ваши финансы. | Родители обогащают свои знания. | |
ноябрь | Предложить почитать детям книгу Елены Ульевой «Откуда берутся деньги. Энциклопедия для детей» | Родители дают детям знания о финансовой грамотности. | |
декабрь | Консультация «Полезные экономические навыки» | Родители стараются развить в детях полезные экономические умения. | |
январь | Предложить почитать детям книгу Джолайна Годфри «Как научить ребёнка обращаться с деньгами» | Родители учат детей правильному обращению с деньгами. | |
февраль | Предложить почитать детям книгу Татьяны Поповой и Анастасии Булавкиной «Волшебный банкомат» | Родители знакомят детей с работой банкомата. | |
март | Предложить провести экскурсию к банкомату | Дети имеют представление о работе банкомата. | |
апрель | Создание папки-передвижки «В магазин с ребёнком» | Родители учатся правильному взаимодействию с ребенком в магазине. | |
май | Предложить создать атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Банк» | Родители и дети развивают свои творческие способности. | |
Взаимосвязь с педагогами | октябрь | Консультация «Организация уголка финансовой грамотности в группе» | |
январь | Памятка «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности у дошкольников» | ||
Самореализация | В течение года | Изучение методической литературы: Шатова А. Д. «Тропинка в экономику». Для детей 4-7 лет. Шатова. А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шатова. — М., 2005. 254 с. Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», издательство «Сфера» г. Москва 2002 год. Изучение интернет ресурсов, статей педагогических журналов; чтение методических пособий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях; изучение опыта педагогов, представляющих свой материал на интернет порталах, педагогических сайтах. |
План работы на 2022-2023 учебный год
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практический выход |
Работа с детьми | сентябрь | Беседа «Семейный бюджет» Чтение сказки «Сказ про то, как баба и дед забыли про семейный бюджет» | Дети имеют представление о том, из чего состоит семейный бюджет. |
октябрь | Игра «Школа банкиров». Деньги любят счёт. Чтение Б.В. Минина «Доверчивый зайчик» | Дети учатся считать деньги. | |
ноябрь | Беседа «Экономим тепло, свет, воду» Чтение сказки «История одной реки» | Развитие экономически значимых качеств (бережливость, трудолюбие, аккуратность) | |
декабрь | Презентация «Бартер» Чтение сказки Т.В. Грековой «Клад», русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» | Стимулирование социальной активности дошкольников в ходе совместной деятельности со взрослым, ребенка со сверстниками. | |
январь | Викторина «Финансовая азбука» Чтение сказки «Мишкин магазин» | Дети учат финансовые понятия. | |
февраль | Презентация «Какая бывает валюта» Игра «Распредели валюту по странам» | Дети изучают валюту разных стран. | |
март | Сюжетно-ролевая игра «Поход в магазин» Чтение сказки «Домашнее хозяйство» | Бережно, рационально, экономно используют материалы для игр и занятий; в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность | |
апрель | Творческая мастерская «Создаём рекламу» Игра «Лучший менеджер» Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» и русской народной сказки «Лиса и козёл» | Получение необходимого минимума экономических, финансовых и предпринимательских знаний. | |
май | Путешествие в страну Экономики | Дети учатся экономить свои и чужие ресурсы. | |
Работа с родителями | сентябрь | Создание проекта «Семейный бюджет» | Родители вовлекают детей в обсуждение семейного бюджета. |
октябрь | Предложить почитать детям книгу Анны Ворониной, Татьяны Ворониной, Татьяны Поповой «Математика и деньги: покупаем, продаём, меняем» | Родители учат детей правильно распоряжаться деньгами. | |
ноябрь | Консультация «Формирование экономических навыков в семье» | Родители повышают знания о том, как привить ребёнку экономические умения. | |
декабрь | Создание папки-передвижки «Карманные деньги» | Родители имеют представление о том, для чего детям нужны карманные деньги. | |
январь | Предложить привести ребёнка в магазин и предложить выбрать необходимый товар самостоятельно. Обсудить результат дома. | Родители учат детей быть самостоятельными и социально-активными. | |
февраль | Предложить почитать детям книгу Хайди Фидлера «Инструкция к деньгам. Потрясающе весёлый гид по миру финансов» | Родители знают о чём, нужно говорить с детьми на тему финансов. | |
март | Памятка для детей и родителей «Как можно сэкономить деньги в семье». | Родители и дети учатся экономить деньги. | |
апрель | Фотовыставка «Я в магазине» | Развитие у детей социально-культурных навыков. | |
май | Предложить список детской литературы по развитию финансовой грамотности: «Колосок», «Трудовые деньги», «Айога», «Муха-Цокотуха», «Мороз Иванович», «Как старик корову продавал» и т.п. | ||
Взаимосвязь с педагогами | ноябрь | Мастер-класс по развитию финансовой грамотности у дошкольников. | |
Самореализация | В течение года | Изучение научно-методической литературы: Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: методические рекомендации / О.В.Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50с. Шатова А. Д. «Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников». Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику», издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» г. Санкт-Петербург 2001 год. Изучение интернет ресурсов, статей педагогических журналов; чтение методических пособий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях; изучение опыта педагогов, представляющих свой материал на интернет порталах, педагогических сайтах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по ОБЖ со старшими дошкольниками
План разработан для использования в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
План работы по самообразованию: "Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников".
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложне...
Индивидуальный план работы по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи дошкольников»
Индивидуальный план работы по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи дошкольников»...
Формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников
некоторые формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников...
План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14
План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...
план работы микро группы "Использование технологии синквейн в развитии речи дошкольников"
План работы икрогруппы, разработанный совместно с участниками микро группы: Кисекбаевой Р.Б., Шляпкиной Т.А., руководителем Мерзликиной Н.В.Целью работы микро группы, являются:1. Научить детей составл...