План работы по самообразованию "Финансовая грамотность старших дошкольников по развитию речи"
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

КОЛУМБАЕВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА

Этапы работы с детьми по воспитанию финансовой грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Золотая рыбка»

                                                                                                                                                                      «Утверждаю»

        Заведующий МДОУ № 2

                «Золотая рыбка»

                                     Е.М.Фомина

             

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2020-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ф.И.О. Колумбаева Эльвира Алексеевна

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: первая

Методическая тема: Финансовая грамотность старших дошкольников по развитию речи.

Цель:

Повышение своего профессионального мастерства и компетенции.

Изучение и внедрение в практику эффективных методов и приёмов по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по данной теме.
  2. Собрать и систематизировать материалы по данной теме.
  3. Спланировать работу с детьми с применением разнообразных форм и методов обучения по развитию финансовой грамотности.
  4. Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению.
  5. Учить  детей понимать и ценить окружающий предметный мир, уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
  6. Воспитывать бережное отношение ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.
  7. Привлечь родителей и педагогов к проблеме воспитания финансовой грамотности у детей.  

Актуальность выбранной темы:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике.

В современном мире дети рано включаются в экономическую жизнь семьи.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств  и грамотно их приумножать.

Формирование финансовой грамотности поможет избежать ошибок и заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем,

формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в

дошкольной педагогике – в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации»

Ожидаемый результат:

  1. Необходимый минимум экономических, финансовых и предпринимательских знаний.
  2. Представление о содержании деятельности людей некоторых профессий, о

производстве, о том, как получают профессию.

  1. Осознание, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела.
  2. Обладание установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека.
  3. Обладание знаниями, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.
  4. Понимание, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно.
  5. Развитие экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность)
  6.  Стимулирование социально-культурной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности со взрослым.

Этапы

Срок

Планируемый результат

I этап

подготовительный

1.09.2020-31.12.2021

1. Выявлен уровень знаний детей по данной теме.

2. Поставлена цель, задачи по обогащению знаний детей по теме.

3. Изучены научно-методическая литература и пособия  по теме.

4. Собрана информация в сети Интернет по теме.

5. Разработан план по самообразованию.

 

II этап

основной

01.01.2021-30.03.2023

Работа с детьми:

1. Усвоены знания по теме.

2. Улучшены умения по развитию социально-культурных знаний.

Работа с родителями:

1. Оформление наглядно-просветительская информации по теме.

2. Вовлечение родителей в обучение детей финансовой грамотности.

Самореализация:

1. Повышена педагогическая компетентность путём изучения методической литературы и опыта других педагогов, подбора информации в сети Интернет.

 2. Распространение педагогического опыта на педсоветах.

3. Проведение мастер-класса для педагогов по данной теме.

4. Подготовлены материалы к аттестации.

III этап

заключительный

01.04.2023-31.05.2023

1. Обобщен опыт работы по теме самообразования.

2. Определена эффективность проделанной работы.

3. Обозначены перспективы применения опыта работы по теме.

План работы на 2020-2021 учебный год

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практический выход

Работа с детьми

сентябрь

Дидактическая игра «Товар».

Чтение К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»

Дети имеют представление о товаре.

октябрь

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

Дети осваивают нормы поведения в магазине.

ноябрь

Беседа о профессиях родителей.

Дети интересуются трудом взрослых и профессиями своих родителей

декабрь

Беседа «Почему взрослые работают»

Чтение сказки «Как братья разбогатели»

Дети имеют представление о важности труда.

январь

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Дети правильно используют финансовые термины.

февраль

Беседа о видах денег и способах их хранения.

Изготовление кошелька способом Оригами.

Дети учатся хранить и беречь деньги.

март

Дидактическая игра «Третий лишний» (Что нельзя купить за деньги)

Чтение К.Д. Ушинского «Петушок и бобовое зёрнышко»

Дети имеют представление о человеческих ценностях, что товар получают в результате труда.

апрель

Отгадывание загадок про финансовые термины.

Дети понимают значение финансовых терминов.

май

Чтение русской народной сказки «Лиса и козёл»

Дети понимают, что для продажи товара нужна реклама.

Работа с родителями

сентябрь

Родительское собрание «Воспитание финансовой грамотности у детей»

Родители осознают важность и актуальность темы.

октябрь

Предложить сводить детей в разные магазины и познакомить их с разнообразием товаров.

Родители заинтересованы в обогащении знаний детей.

ноябрь

Предложить рассказать детям о своей профессии. По возможности сводить на место работы.

Родители обогащают знания детей о своих профессиях.

декабрь

Предложить познакомить детей с различными профессиями.

Родители обращают внимание детей на деятельность других людей, рассказывают о значимости и важности разных профессий.

январь

Организация папки-раскладушки «Финансовые понятия для детей»

Родители понимают, о чём и как рассказывать детям про финансовые понятия.

февраль

Предложить создать копилку.

Родители учат детей бережно относиться к деньгам.

март

Предложить вовлекать детей в совместную трудовую деятельность.

Родители воспитывают в детях желание трудиться.

апрель

Консультация «Художественные произведения детям по развитию финансовой грамотности»

Родители читают и обсуждают художественные произведения, обогащая знания и развитие речи детей.

май

Организация папки-раскладушки «Загадки про финансы»

Родители развивают мышление детей.

Взаимосвязь

с

педагогами

сентябрь

Доклад «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Заинтересованность воспитателей темой.

ноябрь

Консультация «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Обогащение игровых уголков развивающими играми по развитию финансовой грамотности.

Самореализация

В течение года

Ознакомление с авторскими программами:

«Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова.

Изучение сборника методических разработок педагогов по финансовой грамотности № 2 Материалы районного конкурса методических разработок по финансовой грамотности для дошкольников «ЗНАКОМИМСЯ С ФИНАНСАМИ» для детей 5-7 лет, 2020. / Сост. педагоги, участникам СМВ «Финансовая грамотность», Нефтеюганский район - 70 с.

Создание картотеки дидактических игр, загадок, пословиц, поговорок по финансовой грамотности.

Подбор библиотеки художественной литературы по развитию финансовой грамотности.

План работы на 2021-2022 учебный год

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практический выход

Работа с детьми

сентябрь

Лото «Профессии»

Отгадывание загадок о профессиях.

Дети имеют представление о содержании деятельности людей разных профессий, о производстве, о том, как получают профессию.

октябрь

Занятие «Чем пахнут ремёсла»

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Знакомство с пословицами и поговорками о труде

Дети проявляют уважение к людям разных профессий.

ноябрь

Презентация «Как появились деньги»

Чтение «Сказка про то, как на Руси рубль появился»

Дети интересуются происхождением разных предметов. Проявляют любознательность.

декабрь

Дидактические игры «Доход-расход», «Дорого-дёшево»

Викторина по финансовой грамотности.

Дети понимают источники доходов и расходов в семейном бюджете, учатся совершать выгодные покупки.

Дети понимают финансовые отношения.

январь

Занятие «Расходы семьи»

Чтение «Сказка о золотой рыбке и пескаре»

Дети относятся с уважением к результатам труда взрослых.

февраль

Беседа «Какие бывают магазины»

Дидактическая игра «Распредели товары по магазинам»

Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин.

март

Виды денег: монеты, банкноты, пластиковые карты. Кошелёк, банк, банкомат.

Чтение сказки «Хранители бюджета»

Знают российские деньги. Имеют представление о способах использования денег и банковских карт.

апрель

Сюжетно-ролевая игра «Поход в магазин»

Чтение сказки «Чтобы жить хорошо, нужно потрудиться»

Дети получают навыки социального общения со взрослыми.

май

Занятие «Путешествие в страну денег»

Дети учатся правильно обращаться с деньгами.

Работа с родителями

сентябрь

Анкета для родителей «Мой ребёнок и финансовая грамотность»

Родители обращают внимание на развитие финансовой грамотности детей.

октябрь

Познакомить родителей с интернет-ресурсами:

Сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»,

ваши финансы.

Родители обогащают свои знания.

ноябрь

Предложить почитать детям книгу Елены Ульевой «Откуда берутся деньги. Энциклопедия для детей»

Родители дают детям знания о финансовой грамотности.

декабрь

 Консультация «Полезные экономические навыки»

Родители стараются развить в детях полезные экономические умения.

январь

Предложить почитать детям книгу Джолайна Годфри «Как научить ребёнка обращаться с деньгами»

Родители учат детей правильному обращению с деньгами.

февраль

Предложить почитать детям книгу Татьяны Поповой и Анастасии Булавкиной «Волшебный банкомат»

Родители знакомят детей с работой банкомата.

март

Предложить провести экскурсию к банкомату

Дети имеют представление о работе банкомата.

апрель

Создание папки-передвижки «В магазин с ребёнком»

Родители учатся правильному взаимодействию с ребенком в магазине.

май

Предложить создать атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Банк»

Родители и дети развивают свои творческие способности.

Взаимосвязь

с педагогами

октябрь

Консультация «Организация уголка финансовой грамотности в группе»

январь

Памятка «Использование художественной литературы при формировании финансовой грамотности у дошкольников»

Самореализация

В течение года

Изучение методической литературы:

Шатова А. Д. «Тропинка в экономику». Для детей 4-7 лет.

Шатова. А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шатова. — М., 2005. 254 с.

Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», издательство «Сфера» г. Москва 2002 год.

Изучение интернет ресурсов, статей педагогических

журналов;

чтение методических пособий по финансовой грамотности в

дошкольных учреждениях;

изучение опыта педагогов, представляющих свой материал на интернет порталах, педагогических сайтах.

План работы на 2022-2023 учебный год

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практический выход

Работа с детьми

сентябрь

Беседа «Семейный бюджет»

Чтение сказки «Сказ про то, как баба и дед забыли про семейный бюджет»

Дети имеют представление о том, из чего состоит семейный бюджет.

октябрь

Игра «Школа банкиров». Деньги любят счёт.

Чтение Б.В. Минина «Доверчивый зайчик»

Дети учатся считать деньги.

ноябрь

Беседа «Экономим тепло, свет, воду»

Чтение сказки «История одной реки»

Развитие экономически значимых качеств (бережливость, трудолюбие, аккуратность)

декабрь

Презентация «Бартер»

Чтение сказки Т.В. Грековой «Клад», русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

Стимулирование социальной активности дошкольников в ходе совместной деятельности со взрослым, ребенка со сверстниками.

январь

Викторина «Финансовая азбука»

Чтение сказки «Мишкин магазин»

Дети учат финансовые понятия.

февраль

Презентация «Какая бывает валюта»

Игра «Распредели валюту по странам»

Дети изучают валюту разных стран.

март

Сюжетно-ролевая игра «Поход в магазин»

Чтение сказки «Домашнее хозяйство»

Бережно, рационально, экономно используют материалы для игр и занятий;

в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность

апрель

Творческая мастерская «Создаём рекламу»

Игра «Лучший менеджер»

Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» и русской народной сказки «Лиса и козёл»

Получение необходимого минимума экономических, финансовых и предпринимательских знаний.

май

Путешествие в страну Экономики

Дети учатся экономить свои и чужие ресурсы.

Работа с родителями

сентябрь

Создание проекта «Семейный бюджет»

Родители вовлекают детей в обсуждение семейного бюджета.

октябрь

Предложить почитать детям книгу Анны Ворониной, Татьяны Ворониной, Татьяны Поповой «Математика и деньги: покупаем, продаём, меняем»

Родители учат детей правильно распоряжаться деньгами.

ноябрь

Консультация «Формирование экономических навыков в семье»

Родители повышают знания о том, как привить ребёнку экономические умения.

декабрь

Создание папки-передвижки «Карманные деньги» 

Родители имеют представление о том, для чего детям нужны карманные деньги.

январь

Предложить привести ребёнка в магазин и предложить выбрать необходимый товар самостоятельно. Обсудить результат дома.

Родители учат детей быть самостоятельными и социально-активными.

февраль

Предложить почитать детям книгу Хайди Фидлера «Инструкция к деньгам. Потрясающе весёлый гид по миру финансов»

Родители знают о чём, нужно говорить с детьми на тему финансов.

март

Памятка для детей и родителей «Как можно сэкономить деньги в семье».

Родители и дети учатся экономить деньги.

апрель

Фотовыставка «Я в магазине»

Развитие у детей социально-культурных навыков.

май

Предложить список детской литературы по развитию финансовой грамотности:

«Колосок», «Трудовые деньги», «Айога», «Муха-Цокотуха», «Мороз Иванович», «Как старик корову продавал» и т.п.

Взаимосвязь

с педагогами

ноябрь

Мастер-класс по развитию финансовой грамотности у дошкольников.

Самореализация

В течение года

Изучение научно-методической литературы:

Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: методические рекомендации / О.В.Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50с.

Шатова А. Д. «Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников».

Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику», издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» г. Санкт-Петербург 2001 год.

Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Изучение интернет ресурсов, статей педагогических

журналов;

чтение методических пособий по финансовой грамотности в

дошкольных учреждениях;

изучение опыта педагогов, представляющих свой материал на интернет порталах, педагогических сайтах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ОБЖ со старшими дошкольниками

План разработан для использования в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

План работы по самообразованию: "Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников".

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложне...

Индивидуальный план работы по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи дошкольников»

Индивидуальный план работы по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи дошкольников»...

Формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников

некоторые формы работы по финансовой грамотности старших дошкольников...

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...

план работы микро группы "Использование технологии синквейн в развитии речи дошкольников"

План работы икрогруппы, разработанный совместно с участниками микро группы: Кисекбаевой Р.Б., Шляпкиной Т.А., руководителем Мерзликиной Н.В.Целью работы микро группы, являются:1. Научить детей составл...