план работы микро группы "Использование технологии синквейн в развитии речи дошкольников"
методическая разработка
План работы икрогруппы, разработанный совместно с участниками микро группы: Кисекбаевой Р.Б., Шляпкиной Т.А., руководителем Мерзликиной Н.В.
Целью работы микро группы, являются:
1. Научить детей составлять синквейны и рассказывать их.
2.Формирование познавательного интереса и снятие эмоционального напряжения детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска».
В. Шаталов
Если научить детей составлению синквейна и регулярно использовать этот прием, то речь детей станет более богатой, содержательной, насыщенной, образной и яркой, обогатится словарный запас.
Цель работы микрогруппы:
- Научить детей составлять синквейны и рассказывать их.
- Формирование познавательного интереса детей.
- Снятие эмоционального напряжения.
Задачи работы микрогруппы:
- Развивать у детей образное мышление и память.
- Развивать способность резюмировать информацию; умение излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.
- Обогащать словарный запас слов.
- Учить выделять главную мысль с облачением в речевую форму.
- Развивать умение анализировать
Участники микрогруппы:
Воспитатели групп № 8,11,12: Кисекбаева Регина Булатовна, Шляпкина Татьяна Анатольевна, Мерзликина Наталья Викторовна.
Этапы работы микрогруппы:
1 этап. Подготовительный
Дата | Направление работы | Способы достижения | |
Сентябрь 2019г. |
| Создание банка необходимой методической литературы по теме работы микрогруппы. Подбор диагностического материала. Использование ИКТ технологий. |
2 этап. Основной.
Октябрь 2019г. | Консультация для педагогов «Синквейн – что это и как его использовать?» | Выступление на педагогическом часе воспитатель: Кисекбаева Р.Б. |
Ноябрь – декабрь 2019г. | Изготовление дидактических игр и упражнений по технологии синквейн: - «Кто больше подберет слов к существительному» (признаки предмета или живого существа, действия предмета или живого существа), - «Подбери слово» (синоним), - «Выбери подходящее слово» (синоним из предложенных слов, признаки, действия), - «Отгадай загадку» (назвать несколько признаков предмета и предложить угадать, что это; то же самое с действиями предмета), - «Придумай загадку» (подбор признаков предмета, действий предмета), - «Закончи предложение», - «Магазин» (чтобы купить предмет, надо его описать), - «Допиши синквейн» (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части и совершенствование готового синквейна), - « Исправь ошибку», «Поправь меня» (коррекция готового синквейна), - «Определи тему готового синквейна». | Составление картотеки дидактических игр и упражнений. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды. Все участники микрогруппы. |
Январь 2020г. | Разработка и изготовление папки передвижки для родителей «Организация игр с использованием технологией синквейн дома» | Подбор материала для родителей. Воспитатель: Шляпкина Т.А. |
Февраль 2020г. | Мастер – класс на педагогическом совете. Игра-соревнование для педагогов «Кто больше придумает синквейнов». | Подготовка мастер – класса Воспитатель: Мерзликина Н.В. |
Март 2020г. | Организация развлечения «КВН - составление синквейнов на заданную тему» (старшая, подготовительная группы) | Проведение развлечения с привлечением детей старшей и подготовительной групп. Использование ИКТ технологий. Все участники микрогруппы. |
3 этап. Заключительный
Апрель 2020г. | 1. Проведение итогового мониторинга 1.Обработка и анализ результатов мониторинга | Подведение итогов. Изготовление творческого продукта – сборника синквейнов, лепбук «Как составить синквейн?». |
В перспективе – применение метода по использованию синквейна на фронтальных занятиях у детей дошкольного возраста для закрепления изученной лексической темы, для закрепления понятий.
Мониторинг. Обследование речи по Стребелевой, Ушаковой, Струниной.
Старший возраст
Методика № 1 «Подбор синонимов».
Цель: выявить уровень подбора синонимов.
Оборудование: словесный материал.
Инструкция:
Проводится в форме игры «Скажи по- другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.
Результаты:
Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.
Оценка: высокий уровень - от 8 до 10 баллов, средний- от 4 до 7, низкий- от 0 до 3.
Методика № 2 «Подбор определений».
Цель: выявить уровень подбора определений.
Оборудование: словесный материал.
Инструкция:
Проводится в форме игры с лова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов : платье, береза, девочка, яблоко, лиса ( платье - какое оно? как про него можно сказать? каким оно может быть?).
Результаты:
Высшая оценка 20 баллов. 2 балла - если придумано более 3 слов, 1 балл- если придумано менее 3, 0 баллов- если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.
Оценка: высокий уровень - от 14 до 20 баллов, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.
Методика № 3 «Составь рассказ по картинке».
Цель: выявить умение описывать по картине, словарный запас.
Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи( через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.
Задание 2. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов - 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл.
Задание 3 Звуковое оформление высказывания: плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.
Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:
I уровень – высокий
Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.
II уровень - средний
Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом
III уровень – низкий
Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.
Методическое обеспечение:
1.Акименко В.М. Новые педагогические технологии. Учеб. метод. пособие. Ростов н/Д. 2008г.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ, 2005.
3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 2005г.
4. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 20011
5. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»; Журнал «Первое сентября», № 4 2006г.
6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи дошкольного возраста. – Владос - Москва, 2010г.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. 5-е изд., испр и доп. М.: АРКТИ, 2013
Приложение 1. Памятка «Синквейн, что это такое и как его использовать»
Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хокку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Например:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
Синквейн, как и хокку, несет определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.
Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.
Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Развивающая работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.
Дети знакомятся с понятиями «слово»:
• «слова-предметы»
• «слова-предметы неживые»
• «слова-предметы живые»
• «слова-признаки»
• «слова-действия»
Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.
Работа строится по определенной схеме:
1. Называние слов-предметов живых.
2. Называние слов-предметов неживых.
3. Постановка вопросов к каждому слову:
Кто это?
Что это?
Какой? Какая? Какие?
Что делает?
Что делал (а)?
4. Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет – летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает)
5. Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)
6. Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце, яркое, светит) после того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова, их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.
7. коррекция и совершенствование готового синквейна;
8. анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).
Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.
Правила составления синквейна:
• Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).
• Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
• Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
• Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
• Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально
Приложение 2. Дидактические игры и упражнения.
- «Подбери слово» (подбор синонимов).
Цель: способствовать пониманию разных значений многозначного слова, приучать вдумываться в смысл употребляемых слов, помочь употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит». Спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» - как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».
Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по – другому?» (Летят, кружатся, сыплются.) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как ещё можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой.)
- «Узнай предмет по описанию»
Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры: Взрослый называет признаки предмета - Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? Дети отгадывают : Береза.
Лохматый, косолапый….
Голодный, серый, злой….
Яркое, теплое…
Серый, маленький, колючий…
- Игровое упражнение «Кто как ест?»
Цель: акцентировать внимание детей на действия живых существ, на действия с предметами.
Ход игры: взрослый спрашивает: как ест кошка? собака? корова? Курица и т.д. (Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.)
Вариант: «Какие звуки издают разные птицы?»,
Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-
Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.
- «Придумай загадку»
Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры:
Вначале загадывает предмет педагог, дает образец, а затем дети.
- «Магазин»
Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.
Ход игры:
Дети «покупают» игрушки, картинки, оплачивая описанием предмета (назвать несколько признаков, различные действия с предметом).
- «Слова – друзья»
Цель: упражнять в подборе слов – синонимов
Ход игры: Здание – дом
Конь -…
Приятель -…
Идти -…
Глядеть -…
Смелый -…
- Игровое упражнение «На что похоже?»
Цель: развивать образное мышление.
Ход игры: взрослый предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на
- Игровое упражнение «Новые слова»
Цель: учить детей подбирать определения к словам – существительным.
Зимой холодно, значит зима какая? Зимой много снега, значит, как можно сказать какая зима? У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;
У мальчика длинные ноги - длинноногий
- «Что бывает легким» (холодным, тяжелым, блестящим и пр.)
Цель: активизировать словарный запас.
Дети по памяти называют легкие, холодные, тяжелые, блестящие, металлические , бумажные, пластмассовые и т.д. предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.
План работы микрогруппы МДОАУ № 101
Тема
«Использование технологии синквейн в развитии речи дошкольников»
Г. Оренбург
2019 – 2020 уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИДЕО: Круглый стол- презентация для воспитателей инновационной образовательной технологии «Использование технологии «Синквейн» по развитию речи дошкольников»
«Использование технологии «Синквейн» по развитию речи дошкольников» ...
Консультация для родителей: "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи дошкольников с ОНР"
Консультация для родителей : "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи дошкольников с ОНР"...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
Мастер-класс для педагогов ДО Школы 2083 «Технология синквейн в развитии речи дошкольников»
Мастер-класс на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»....
Технология синквейн в развитии речи дошкольников
Технология синквейн в детском саду...
Использование технологии «Синквейн» в развитии речи дошкольников
Консультация для воспитателей...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников». для педагогов Канского района. Воспитатель: Понькина Ольга Владимировна
Цель:Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.Совершенствова...