план работы микро группы "Использование технологии синквейн в развитии речи дошкольников"
методическая разработка

Мерзликина Наталья Викторовна

План работы икрогруппы, разработанный совместно с участниками микро группы: Кисекбаевой Р.Б., Шляпкиной Т.А., руководителем Мерзликиной Н.В.

Целью работы микро группы, являются:

1. Научить детей составлять синквейны и рассказывать их.

2.Формирование познавательного интереса и снятие эмоционального напряжения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска».

В. Шаталов

Если научить детей  составлению синквейна  и регулярно использовать этот прием, то  речь детей  станет более богатой,  содержательной, насыщенной, образной и  яркой, обогатится словарный запас.

Цель работы микрогруппы:

- Научить детей составлять синквейны и рассказывать их.

- Формирование познавательного интереса детей.

- Снятие эмоционального напряжения.

Задачи работы микрогруппы:

- Развивать у детей образное мышление и память.

- Развивать способность резюмировать информацию; умение излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.

- Обогащать словарный запас слов.

- Учить  выделять главную мысль с облачением в речевую форму.

 - Развивать умение анализировать

Участники микрогруппы:

Воспитатели групп № 8,11,12: Кисекбаева Регина Булатовна, Шляпкина Татьяна Анатольевна, Мерзликина Наталья Викторовна.

Этапы работы микрогруппы:

1 этап. Подготовительный

Дата

Направление работы

Способы достижения

Сентябрь 2019г.

  1. Изучение и анализ методической литературы.
  2. Подготовка диагностического материала.
  3. Мониторинг уровня развития детей.

Создание банка необходимой методической литературы по теме работы микрогруппы.

Подбор диагностического материала.

Использование ИКТ технологий.

2 этап. Основной.

Октябрь

2019г.

Консультация для педагогов  «Синквейн – что это и как его использовать?»

Выступление на педагогическом часе воспитатель: Кисекбаева Р.Б.

Ноябрь – декабрь

2019г.

Изготовление дидактических игр и упражнений по технологии синквейн:

- «Кто больше подберет  слов к существительному» (признаки предмета или живого существа, действия предмета или живого существа),

- «Подбери слово» (синоним),

- «Выбери подходящее слово» (синоним из предложенных слов, признаки, действия),

- «Отгадай загадку» (назвать несколько признаков предмета и предложить угадать, что это; то же самое с  действиями предмета),

- «Придумай загадку» (подбор признаков предмета, действий предмета),

- «Закончи предложение»,

- «Магазин» (чтобы купить предмет, надо его описать),

- «Допиши синквейн»  (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части и  совершенствование готового синквейна),

- « Исправь ошибку»,  «Поправь меня» (коррекция готового синквейна),

- «Определи тему готового  синквейна».

Составление картотеки дидактических игр и упражнений.

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

Все участники микрогруппы.

Январь

2020г.

Разработка и изготовление папки передвижки для родителей «Организация игр с использованием технологией синквейн дома»

Подбор материала для родителей.

Воспитатель:

Шляпкина Т.А.

Февраль

2020г.

Мастер – класс на педагогическом совете. Игра-соревнование для педагогов

«Кто больше придумает синквейнов».

Подготовка мастер – класса

Воспитатель:

Мерзликина Н.В.

Март

2020г.

Организация  развлечения «КВН - составление синквейнов на заданную тему» (старшая, подготовительная группы)

Проведение развлечения с привлечением детей старшей и подготовительной групп.

Использование ИКТ технологий.

Все участники микрогруппы.

3 этап. Заключительный

Апрель 2020г.

1. Проведение итогового мониторинга

1.Обработка и анализ результатов мониторинга

Подведение итогов.

Изготовление творческого продукта – сборника синквейнов, лепбук «Как составить синквейн?».

В перспективе – применение метода по использованию синквейна на фронтальных занятиях  у  детей дошкольного возраста для закрепления изученной лексической темы, для закрепления понятий.

Мониторинг. Обследование речи по Стребелевой, Ушаковой, Струниной.

Старший возраст

Методика № 1 «Подбор синонимов».

Цель: выявить уровень подбора синонимов.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Проводится в форме игры «Скажи по- другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.

Результаты:

Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

Оценка: высокий уровень - от 8 до 10 баллов, средний- от 4 до 7, низкий- от 0 до 3.

Методика № 2 «Подбор определений».

Цель: выявить уровень подбора определений.

Оборудование: словесный материал.

Инструкция:

Проводится в форме игры с лова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов : платье, береза, девочка, яблоко, лиса ( платье - какое оно? как про него можно сказать? каким оно может быть?).

Результаты:

Высшая оценка 20 баллов. 2 балла - если придумано более 3 слов, 1 балл- если придумано менее 3, 0 баллов- если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.

Оценка: высокий уровень - от 14 до 20 баллов, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

Методика № 3 «Составь рассказ по картинке».

Цель: выявить умение описывать по картине, словарный запас.

Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи( через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

Задание 2. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов - 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл.

Задание 3 Звуковое оформление высказывания: плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:

I уровень – высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким  лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом

III уровень – низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.

Методическое обеспечение:

1.Акименко В.М. Новые педагогические технологии. Учеб. метод. пособие. Ростов н/Д. 2008г.

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ, 2005.

3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 2005г.

4. Акименко В.М. Развивающие технологии  в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 20011

5. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»; Журнал «Первое сентября», № 4 2006г.

6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи дошкольного возраста. – Владос - Москва, 2010г.

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. 5-е изд., испр и доп. М.: АРКТИ, 2013

        

Приложение 1. Памятка «Синквейн, что это такое и как его использовать»

Синквейн слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хокку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Например:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

Синквейн, как и хокку, несет определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.

Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.

    Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас.  Развивающая работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.

Дети знакомятся с понятиями «слово»:

• «слова-предметы»

• «слова-предметы неживые»

• «слова-предметы живые»

• «слова-признаки»

• «слова-действия»

Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Работа строится по определенной схеме:

1. Называние слов-предметов живых.

2. Называние слов-предметов неживых.

3. Постановка вопросов к каждому слову:

Кто это?

Что это?

Какой? Какая? Какие?

Что делает?

Что делал (а)?

4. Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет – летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает)

5. Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)

6. Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце,  яркое, светит) после того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова, их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.

7. коррекция и совершенствование готового синквейна;

8. анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.

Правила составления синквейна:

• Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).

• Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

• Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

• Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

• Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально

Приложение 2. Дидактические игры и упражнения.

  1. «Подбери слово» (подбор синонимов).

Цель: способствовать пониманию разных значений многозначного слова, приучать вдумываться в смысл употребляемых слов, помочь употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.

     

Ход игры:

Взрослый предлагает детям словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит». Спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» - как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».  

        Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по – другому?» (Летят, кружатся, сыплются.) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как ещё можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой.)

        

  1. «Узнай предмет по описанию»

Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры: Взрослый называет признаки предмета - Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это?  Дети отгадывают : Береза.

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

 

  1. Игровое упражнение «Кто как ест?»

Цель: акцентировать внимание детей на действия живых существ, на действия с предметами.

Ход игры: взрослый спрашивает: как ест кошка? собака? корова?  Курица и т.д. (Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.)

Вариант: «Какие звуки издают разные птицы?»,

Вариант:  «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

  1. «Придумай загадку»

Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры:

Вначале загадывает предмет педагог, дает образец, а затем дети.

  1. «Магазин»

Цель: учить детей обозначать качества, признаки, действия предмета.

Ход игры:

Дети «покупают» игрушки, картинки, оплачивая описанием предмета (назвать несколько признаков, различные действия  с предметом).

  1. «Слова – друзья»

Цель: упражнять в  подборе слов – синонимов

Ход игры: Здание – дом

Конь -…

Приятель -…

Идти -…

Глядеть -…

Смелый -…

  1. Игровое упражнение «На что похоже?»

Цель: развивать образное мышление.

Ход игры: взрослый предлагает детям  подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед  похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на

  1.  Игровое упражнение «Новые слова»

Цель: учить детей подбирать определения к словам – существительным.

Зимой холодно, значит зима какая? Зимой много снега, значит, как можно сказать какая зима? У лисы длинный хвост – как  одним словом сказать? – длиннохвостая;

У  мальчика длинные ноги  - длинноногий

  1. «Что бывает легким» (холодным, тяжелым, блестящим и пр.)

Цель: активизировать словарный запас.

Дети по памяти называют легкие, холодные, тяжелые, блестящие, металлические , бумажные, пластмассовые и т.д.  предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

     

План работы микрогруппы МДОАУ № 101

Тема

 «Использование технологии синквейн в развитии речи дошкольников»

Г. Оренбург

2019 – 2020 уч. год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи дошкольников с ОНР"

Консультация для родителей : "Использование технологии "Синквейн" в развитии речи дошкольников с ОНР"...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Мастер-класс для педагогов ДО Школы 2083 «Технология синквейн в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс на тему: «Использование технологии  «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»....

Технология синквейн в развитии речи дошкольников

Технология синквейн в детском саду...

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников». для педагогов Канского района. Воспитатель: Понькина Ольга Владимировна

Цель:Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную заданную тему.Совершенствова...