Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников
статья по основам финансовой грамотности

Каштанова Юлия Анатольевна

Опыт представлен на Муниципальных педагогический чтений «Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов», XIV Всероссийской научно – методической конференции

« Современная дидактика и качество образования: Новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада»

Актуальность внедрения финансовой грамотности  в дошкольную педагогику совершенно обоснованно, ведь современный ребенок довольно рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, посещает с родителями магазины, участвует в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_finansovoy_gramotnosti_doshkolnikov.docx195.35 КБ

Предварительный просмотр:

Каштанова Юлия Анатольевна

Старший воспитатель

Подобулкина Наталья Николаевна

Воспитатель

МБДОУ№18 «Подснежник»

 Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников

Ключевые слова: финансовая грамотность, экономика, просвещение родителей, самостоятельность.

Финансовое просвещение и воспитание детей старшего возраста – одно из современных направлений в дошкольной педагогике.

Актуальность внедрения финансовой грамотности  в дошкольную педагогику совершенно обоснованно, ведь современный ребенок довольно рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, посещает с родителями магазины, участвует в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. Перед нами стала проблема как научить детей правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Целью работы в данном направлении стало формирование основ финансово-экономической грамотности дошкольников.

Достичь поставленной цели позволит ряд задач:

- формировать основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста;
- формировать основы финансово-экономической грамотности в процессе активного познания ребенком окружающего мира, самого себя, общества, культуры посредством разнообразных видов детской деятельности
-содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий;

- воспитывать бережливость к семейному бюджету.

Работа с детьми в нашем детском саду выстраивается в нескольких направлениях:

- формирование первоначальных представлений о семейном бюджете, рачительном ведении домашнего хозяйства, значимости добросовестного труда и финансовой грамотности в семейной экономике;

- содействие пониманию детьми ценности и значения денег в жизни человека.

Опыт работы по формированию финансовой грамотности детей представлен активным преобразованием РППС группы, а именно:

- оформлением Центра финансовой грамотности «В гостях у Рублика»;

- изготовлением дидактических пособий для осуществления игровой деятельности: (макет банкомата, настольная ширма «Банк», «Магазин», «д/и «Расходы», «Финансовое домино»);

- оформлением картотеки игр по финансовой грамотности;

- лэпбук « Финансовая грамотность»

-  в мульти-студии с помощью педагогов, дети создают мультфильм по тематике финансовой грамотности и демонстрируют детям с других групп.

В систему работы с детьми входят следующие формы работы:

- беседы («Понятие об экономике», «Потребности современного человека», «Что такое ресурсы», «Труд и товар», «Поговорим о профессиях» и др);

- занятия («Какие бывают деньги и для чего они нужны?», «Экономическое воспитание дошкольников», «Путешествие в страну Экономика»)

- просмотр презентаций («Деньги стран мира» и др)

- просмотр мультфильмов (из цикла «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Уроки тетушки Совы. «Азбука денег»)

- экскурсия в отделение банка

- акция «Сумочка-хозяюшка»

- чтение (цикл сказок «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»);

- рассматривание энциклопедий («Деньги», «Экономика малышам»);

- продуктивная деятельность (конструирование из бумаги, лепка, рисование по теме);

- отгадывание загадок;

- знакомство с пословицами и поговорками по теме.

С целью педагогического просвещения родителей по формированию основ финансовой грамотности у детей мы оформили стенд с одноименным названием. Систематически в нем обновляется материал: консультации («Экономика в дошкольном возрасте», « Учимся бережливости» «Поход в банк»), памятки («Планируем семейный бюджет вместе», «Нужно ли поощрять ребенка деньгами» и др).

Все чаще в работе с детьми и родителями мы применяем возможности сферы ИКТ, а именно: интерактивные открытки для родителей и интерактивные дидактические пособия для детей. Также предлагаем папки,       («Мы копим», «Наша семья трудиться», « Мы планируем») где указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут папки на выходные дни, занимаются с детьми, высказывают свои пожелания. Осуществляется « Обратная связь» с семьей.

Своим опытом работы мы активно делимся с коллегами, а именно:

- был опубликован опыт работы «Финансовая грамотность дошкольников – необходимость современность жизни» в сборнике XXIII Международной научно-практической конференции имени профессора В.А. Ковалевского

- проведен мастер – класс для педагогов и родителей «Поиграем – экономику узнаем».

- педагоги прошли курсы повышения квалификации по теме «Экономическое образование детей дошкольного возраста» ( 4 педагога

Благодаря организованной работе мы имеем следующие результаты:

В начале года был проведен мониторинг экономической просвещенности детей на начало учебного года. В основу легла диагностическая методика выявления уровня сформированности экономических представлений  по А.Д. Шатовой. Детям был предложен ряд вопросов, ответы на которые помогли сформировать представление об имеющихся у них знаниях.

Результаты опроса отображены в диаграмме, по которой видно, что уровень сформированности экономических представлений у детей преимущественно низкий.  

Результат мониторинга на начало учебного года.

Мониторинг уровня сформированности экономических представлений на конец года показал более высокий результат.

- дети освоили основные экономические понятия: доходы, расходы, потребности, финансы и др;

- дети познакомились с деятельностью работников экономической сферы;

- дети научились планировать бюджет, поняли разницу между основными и второстепенными потребностями;        

- приобретенные знания находят свое отражение в самостоятельной игровой деятельности детей;

- родители получают исчерпывающую информацию о способах ознакомления детей с финансовой грамотностью.

-  педагоги развивают профессиональную компетентность в вопросах финансовой грамотности дошкольников.

Одним из показателей эффективности являются благодарные отзывы родителей воспитанников, которые, благодаря проводимой работе, получили возможность правильно отвечать на детские вопросы, планировать совместно с детьми покупки в интересах всей семьи, научились экономить и расставлять приоритеты, планируя семейный бюджет.

Организация воспитательно – образовательного процесса основывается на следующих принципах:  

-        Доступности

-        Прогностичности

-        Последовательности и концентричности

-        Системности

-        Интегративности

-        Культуросообразности и регионализма.

Пути нашей  работы в детском саду по данному направлению:

  • расширить представления детей об экономических профессиях;
  • познакомить с отраслями экономики родного края.

C:\Users\Наталья\Downloads\Collage_20210507_192542.jpgC:\Users\Наталья\Downloads\Collage_20210507_192612 (1).jpg

Литература:

1.        Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.

2.  Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.-М.: ВИТА-ПРЕСС,2019.

3.        Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. – М.: Вышэйшая школа, 2007.

4.        Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2017.

5.       А.Т. Шатова. Деньги. М.: «Ювента», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через разные виды игр.

Работа по формированию финансовой грамотности разделена на блоки:1 блок – «Потребности» 2 блок – «Труд»3 блок - «Товар»4 блок – «Деньги...

Презентация на тему: "Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности"

Представление опыта работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности....

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников «Копеечка к копеечке – рубль набегает»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе, целью которого является формирование у дошкольников понимания зачем надо копить и сберегать деньги....

Выступление на тему: «Культурные практики как средство формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников»

В данной статье раскрывается понятие о культурных практиках, их значении для развития у дошкольников самостоятельности и творчества и более подробно остановлено внимание на культурных практиках к...