Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников
статья по основам финансовой грамотности
Опыт представлен на Муниципальных педагогический чтений «Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов», XIV Всероссийской научно – методической конференции
« Современная дидактика и качество образования: Новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада»
Актуальность внедрения финансовой грамотности в дошкольную педагогику совершенно обоснованно, ведь современный ребенок довольно рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, посещает с родителями магазины, участвует в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_finansovoy_gramotnosti_doshkolnikov.docx | 195.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Каштанова Юлия Анатольевна
Старший воспитатель
Подобулкина Наталья Николаевна
Воспитатель
МБДОУ№18 «Подснежник»
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономика, просвещение родителей, самостоятельность.
Финансовое просвещение и воспитание детей старшего возраста – одно из современных направлений в дошкольной педагогике.
Актуальность внедрения финансовой грамотности в дошкольную педагогику совершенно обоснованно, ведь современный ребенок довольно рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, посещает с родителями магазины, участвует в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. Перед нами стала проблема как научить детей правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.
Целью работы в данном направлении стало формирование основ финансово-экономической грамотности дошкольников.
Достичь поставленной цели позволит ряд задач:
- формировать основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста;
- формировать основы финансово-экономической грамотности в процессе активного познания ребенком окружающего мира, самого себя, общества, культуры посредством разнообразных видов детской деятельности
-содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий;
- воспитывать бережливость к семейному бюджету.
Работа с детьми в нашем детском саду выстраивается в нескольких направлениях:
- формирование первоначальных представлений о семейном бюджете, рачительном ведении домашнего хозяйства, значимости добросовестного труда и финансовой грамотности в семейной экономике;
- содействие пониманию детьми ценности и значения денег в жизни человека.
Опыт работы по формированию финансовой грамотности детей представлен активным преобразованием РППС группы, а именно:
- оформлением Центра финансовой грамотности «В гостях у Рублика»;
- изготовлением дидактических пособий для осуществления игровой деятельности: (макет банкомата, настольная ширма «Банк», «Магазин», «д/и «Расходы», «Финансовое домино»);
- оформлением картотеки игр по финансовой грамотности;
- лэпбук « Финансовая грамотность»
- в мульти-студии с помощью педагогов, дети создают мультфильм по тематике финансовой грамотности и демонстрируют детям с других групп.
В систему работы с детьми входят следующие формы работы:
- беседы («Понятие об экономике», «Потребности современного человека», «Что такое ресурсы», «Труд и товар», «Поговорим о профессиях» и др);
- занятия («Какие бывают деньги и для чего они нужны?», «Экономическое воспитание дошкольников», «Путешествие в страну Экономика»)
- просмотр презентаций («Деньги стран мира» и др)
- просмотр мультфильмов (из цикла «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Уроки тетушки Совы. «Азбука денег»)
- экскурсия в отделение банка
- акция «Сумочка-хозяюшка»
- чтение (цикл сказок «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»);
- рассматривание энциклопедий («Деньги», «Экономика малышам»);
- продуктивная деятельность (конструирование из бумаги, лепка, рисование по теме);
- отгадывание загадок;
- знакомство с пословицами и поговорками по теме.
С целью педагогического просвещения родителей по формированию основ финансовой грамотности у детей мы оформили стенд с одноименным названием. Систематически в нем обновляется материал: консультации («Экономика в дошкольном возрасте», « Учимся бережливости» «Поход в банк»), памятки («Планируем семейный бюджет вместе», «Нужно ли поощрять ребенка деньгами» и др).
Все чаще в работе с детьми и родителями мы применяем возможности сферы ИКТ, а именно: интерактивные открытки для родителей и интерактивные дидактические пособия для детей. Также предлагаем папки, («Мы копим», «Наша семья трудиться», « Мы планируем») где указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут папки на выходные дни, занимаются с детьми, высказывают свои пожелания. Осуществляется « Обратная связь» с семьей.
Своим опытом работы мы активно делимся с коллегами, а именно:
- был опубликован опыт работы «Финансовая грамотность дошкольников – необходимость современность жизни» в сборнике XXIII Международной научно-практической конференции имени профессора В.А. Ковалевского
- проведен мастер – класс для педагогов и родителей «Поиграем – экономику узнаем».
- педагоги прошли курсы повышения квалификации по теме «Экономическое образование детей дошкольного возраста» ( 4 педагога
Благодаря организованной работе мы имеем следующие результаты:
В начале года был проведен мониторинг экономической просвещенности детей на начало учебного года. В основу легла диагностическая методика выявления уровня сформированности экономических представлений по А.Д. Шатовой. Детям был предложен ряд вопросов, ответы на которые помогли сформировать представление об имеющихся у них знаниях.
Результаты опроса отображены в диаграмме, по которой видно, что уровень сформированности экономических представлений у детей преимущественно низкий.
Результат мониторинга на начало учебного года.
Мониторинг уровня сформированности экономических представлений на конец года показал более высокий результат.
- дети освоили основные экономические понятия: доходы, расходы, потребности, финансы и др;
- дети познакомились с деятельностью работников экономической сферы;
- дети научились планировать бюджет, поняли разницу между основными и второстепенными потребностями;
- приобретенные знания находят свое отражение в самостоятельной игровой деятельности детей;
- родители получают исчерпывающую информацию о способах ознакомления детей с финансовой грамотностью.
- педагоги развивают профессиональную компетентность в вопросах финансовой грамотности дошкольников.
Одним из показателей эффективности являются благодарные отзывы родителей воспитанников, которые, благодаря проводимой работе, получили возможность правильно отвечать на детские вопросы, планировать совместно с детьми покупки в интересах всей семьи, научились экономить и расставлять приоритеты, планируя семейный бюджет.
Организация воспитательно – образовательного процесса основывается на следующих принципах:
- Доступности
- Прогностичности
- Последовательности и концентричности
- Системности
- Интегративности
- Культуросообразности и регионализма.
Пути нашей работы в детском саду по данному направлению:
- расширить представления детей об экономических профессиях;
- познакомить с отраслями экономики родного края.
Литература:
1. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015.
2. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.-М.: ВИТА-ПРЕСС,2019.
3. Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике. – М.: Вышэйшая школа, 2007.
4. Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2017.
5. А.Т. Шатова. Деньги. М.: «Ювента», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников
Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...
«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»
Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...
Перспективный план работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников на 2 года
перспективный план по финансовой грамотности дошкольников...
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через разные виды игр.
Работа по формированию финансовой грамотности разделена на блоки:1 блок – «Потребности» 2 блок – «Труд»3 блок - «Товар»4 блок – «Деньги...
Презентация на тему: "Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности"
Представление опыта работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности....
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников «Копеечка к копеечке – рубль набегает»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе, целью которого является формирование у дошкольников понимания зачем надо копить и сберегать деньги....
Выступление на тему: «Культурные практики как средство формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников»
В данной статье раскрывается понятие о культурных практиках, их значении для развития у дошкольников самостоятельности и творчества и более подробно остановлено внимание на культурных практиках к...