Методическая разработка по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Финансовая грамотность детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Ранее в дошкольных образовательных учреждениях не делали акцент на формирование у детей финансовой грамотности. В настоящее же время – это тема актуальна, рекомендована Министерством Образования и Науки Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_razvitiya_finansovoy_gramotnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 42.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет
(Экскурсии в банки г. Севастополь, сюжетно-ролевая игра «Банк»)
Введение
В современном мире существует проблема - низкая финансовая грамотность населения. Чтобы решить данную проблему, многие рекомендуют формировать финансовую грамотность у детей уже в дошкольном возрасте. Важно помнить, что современные дети - это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики, заёмщики.
Актуальность финансовой грамотности
Финансовая грамотность детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Ранее в дошкольных образовательных учреждениях не делали акцент на формирование у детей финансовой грамотности. В настоящее же время – это тема актуальна, рекомендована Министерством Образования и Науки Российской Федерации.
Сложность усвоения экономических навыков в данной области послужило основой для разработки совместной деятельности по формированию финансовой грамотности. В связи с этим были организованы экскурсии в банки г. Севастополь (РНКБ, АБ «Россия»), организована в группе сюжетно - ролевая игра «Банк» и проведен конкурс рисунков «Банк глазами детей».
В процессе экскурсий дети смогли увидеть востребованность услуг банка, и получили знания в данной области. Отсюда важность и актуальность применения сюжетно-ролевой игры «Банк». В основу сюжета игры легла деятельность банка как учреждения, выдающего денежные кредиты для организации собственного дела.
Новизна финансовой грамотности
Новизна по обучению дошкольников финансовой грамотности заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками, в разработке системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности в занимательной игровой форме, с использованием игрового оборудования, с привлечением к сотрудничеству социальных партнеров (сотрудников банков). Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но и не лишним будет знать детям, что достаточно количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
План – конспект экскурсии в РНКБ.
Цель: формировать у детей элементарные представления детей о работе РНКБ; расширять ориентировку детей в социальной жизни и формирование основ финансовой грамотности; познакомить с характерными особенностями одежды и символикой РНКБ; с банковскими терминалами; с использованием банковской карты; новыми словами и выражениями: банковская карта, банкомат, терминал.
Задачи:
Обучающие:
1. Дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка.
2. Познакомить детей с новыми словами, которые встречаются в современной жизни, объяснить их значение.
3. Показать детям как с помощью банковской карты можно пользоваться виртуальными деньгами.
Развивающие:
1. Закрепить знания о правилах дорожного движения при переходе проезжей части дороги.
2. Уточнить и закрепить ранее полученные знания о денежных купюрах.
3. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.
Воспитывающие:
Воспитывать ответственность, самостоятельность. Способствовать формированию устойчивого интереса воспитанников к познавательной деятельности.
Словарная работа.
Обогащение словаря: банковская карта, банковский работник, оператор, банкомат, ссуда, консультант, банковские операции.
Активизация словаря: деньги, денежные купюры.
Предварительная работа: беседы: «Для чего нужны деньги?», «Зачем нужно хранить деньги?», «Откуда приходят деньги?», «Профессии банка»; знакомство с купюрами российских денег и других государств; ООД «Знакомство с монетами»; чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха», просмотр мультфильма «Как старик корову продавал», договориться с банком о времени экскурсии.
Материалы и оборудование: банковская карточка, сберегательная книжка; оборудование банка: банкомат, банковские стойки, кабинки и т. д.
Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.
Беседа перед экскурсией.
Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое деньги? (Это средства, с помощью которых мы приобретаем товары, продукты, игрушки и нужные нам вещи). Правильно.
Воспитатель: Мы тратим какое-то определенное количество денег, остальные находятся у нас, мы их можем хранить до того времени, пока они снова нам не понадобятся. А иногда бывает и так, что мы хотим приобрести вещь очень дорогую, а денег не хватает. Вот мы и откладываем их понемногу, пока не наберем нужную сумму для покупки этой вещи. Но если мы будем держать эти деньги дома, то их больше не станет. Для этого люди придумали другой дом, где можно хранить деньги. Этот дом, где хранят деньги, называется банк, и работают в нем люди — служащие банка, банкиры. И сегодня служащие РНКБ пригласили нас на экскурсию.
Ход экскурсии:
Дети входят в просторный зал РНКБ. Встретила нас радушно и провела экскурсию, управляющий РНКБ Шорина Светлана Владимировна. В ходе данной экскурсии, управляющий банка познакомила детей с жизнью банка изнутри, с его устройством и ключевыми функциями. Светлана Владимировна начала экскурсию с помещения, где установлены терминалы.
Светлана Владимировна: Ребята, для чего люди ходят в банк? (ответы детей –Оплатить платежи, получить пенсию, снять деньги с карточки, оплатить кредит).
Светлана Владимировна: Как вы думаете, ребята, а для чего нужны терминалы? (ответы детей). Правильно, терминал нужен для того чтобы: снять или положить наличные деньги, перечислить деньги, оплатить услуги.
Светлана Владимировна: Как вы думаете, что нужно, чтобы воспользоваться терминалом? (ответы детей).
В ходе экскурсии Ольга Николаевна рассказала и показала, какие действия можно выполнить с картой, объяснила, что у каждой карты есть пин-код. Обратила внимание детей на то, что с картой надо обращаться бережно, чтобы ее не потерять и не испортить.
Светлана Владимировна: В банке много отделений. Когда людям надо подойти к специалистам, они берут талончик, ждут своей очереди. По электронной очереди называют номер талона, номер окна. В кабинках за компьютером работают операторы, они обслуживают своих клиентов. Так же в банке есть помощник консультант. Он помогает людям выполнить какую - либо операцию с картой.
Светлана Владимировна: Ребята, а как можно узнать сотрудника банка? (ответы детей). Правильно, у сотрудников банка есть своя форма – белая блузка, рубашка с зеленым галстуком. Ребята, а как вы думаете, какими качествами должны обладать служащие банка? (Ответы детей). Совершенно верно, банковские сотрудники должны многое знать и уметь: быть точными, внимательными, в совершенстве владеть компьютером, уметь работать с людьми и хорошо знать математику.
Светлана Владимировна: Ребята, какие профессии есть в банке? (ответы детей). В закрытых кабинках сидят кассиры. Они работают с наличными деньгами. В операционном зале работают консультанты по обслуживанию частных, то есть физических лиц. Кроме операционного зала, есть отделы по работе с юридическими лицами. В банке есть и другие помещения, где работают сотрудники разных специальностей.
Светлана Владимировна: Все операции в банке осуществляются при наличии у клиентов документа удостоверяющую личность – паспорт.
Светлана Владимировна: Банк – очень нужное и важное учреждение. Если человек заработал деньги и не хочет хранить их дома, он может отнести деньги в банк и положить их на свой личный счет. В нужный момент этот человек всегда может взять свои деньги из банка, да еще и с начисленными процентами. Хранить деньги в банке намного удобнее и надежнее, чем дома.
Представьте себе такую ситуацию: в магазине к концу дня в кассах очень много денег находится. Где их хранить? Ну, конечно же, в банке. За дневной выручкой на специальном автомобиле приезжают инкассаторы и перевозят деньги в банк. Точно таким же образом многие учреждения, где за рабочий день накапливается большая сумма денег, передают ее на хранение в банк. Если вам нужна крупная сумма денег, для приобретения дома или квартиры, или осуществить дорогостоящее лечение, вы можете взять в банке деньги взаймы или в кредит, а потом постепенно возвращать их банку.
Воспитатель: Вот и заканчивается наша экскурсия в банк. Что нового вы для себя узнали, побывав здесь?
Давайте вспомним!
- Для чего вам необходим банк?
- Зачем человеку деньги?
- Кто работает в банке?
- Как пользоваться банкоматом и картой?
Подумайте и скажите: полезна ли для вас была информация, в чём?
План – конспект экскурсии в АБ «Россия».
Познакомить с работой данного финансового учреждения АБ «Россия» любезно согласилась управляющий Локтева Анастасия Андреевна . Анастасия Андреевна очень доступно, подробно и интересно рассказала о структуре и назначении банка, предложила детям зайти в отдел кредитования, кассу, обратила внимание на девушек – сотрудниц, работающих с физическими и юридическими лицами. Очень заинтересовал ребят аппарат для счёта денег, для проверки денежных банкнот на подлинность. Дети узнали и даже сами попробовали, как правильно пользоваться банкоматами, чем занимается управляющий в своём кабинете, как осуществляется охрана банка – на эти вопросы ребята тоже получили ответы.
Ход экскурсии:
Экскурсия начинается на входе в банк у банкомата.
Анастасия Андреевна: Кто из вас когда-нибудь приходил с родителями в банк АБ «Россия»? А зачем ваши родители приходили в банк? (ответы детей).
Анастасия Андреевна: Как вы думаете, что это такое и для чего это устройство здесь стоит? (это банкомат).
Анастасия Андреевна: Да правильно, это устройство называется банкомат. С помощью вот такой банковской карточки в банкомате можно снять свои деньги. На каждой карточке есть свой пароль и свой код. И другой человек уже не сможет снять с твоего счета деньги. Посмотрите, как с помощью банковской карточки можно снять деньги со своего счета. (Показывает детям, как снимают с карточки деньги). Я подхожу к банкомату, вставляю карточку в специальное отверстие, набираю пароль карты, набираю сумму и получаю деньги. А еще можно через банкомат оплачивать покупки в магазине и многое другое. Теперь давайте зайдем в само здание банка.
Анастасия Андреевна: Кто знает где рождаются деньги? (ответы детей).
Ребята, деньги «рождаются» на специальном заводе, который называется «Монетный двор». Такой завод в нашей стране всего один и находиться он в Санкт-Петербурге - там выпускают (чеканят и печатают) денежные знаки. С этого завода деньги попадают в банк, где они хранятся. Банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг. В банк мы приносим деньги, оплачивая разные услуги: плату за квартиру, детский сад.
Далее экскурсия продолжается на втором этаже, в отделе кредитования.
Анастасия Андреевна: Посмотрите, что вы видите здесь? (ответы детей).
Здесь зал разделен на несколько отделений. Там стоят столы, за ними сидят работники банка. Это консультанты. Когда у людей не хватает своих денег чтобы что-нибудь купить, например: квартиру, мебель, машину, они обращаются в банк, и банк дает им деньги в долг. Это называется кредит. Консультанты помогают людям оформлять документы, чтобы получить эти деньги (кредит).
В процессе рассказа дети наблюдали за работой консультанта, оператора.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Скажите, ребята, что вы узнали нового, что вам больше всего понравилось? (ответы детей).
Воспитатель: Мы благодарим Анастасию Андреевну и сотрудников банка за гостеприимство, очень полезную и интересную информацию, а также за подаренные сувениры и конфеты.
На основе полученной информации в ходе экскурсий в группе была организована и проведена сюжетно – ролевая игра «Банк» и проведен конкурс рисунков «Банк глазами детей».
Конспект сюжетно – ролевой игры «Банк»
Подготовительная к школе группа.
Цель сюжетно-ролевой игры: Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний, совершенствовать «технику» сюжетно- ролевой игры.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания воспитанников о работе банка;
- Закреплять знания воспитанников о профессиях людей, работающих в банке, с их трудовыми действиями;
- Закреплять название банковской техники «детектор валют», «счетчик валют», «банкомат»;
- Формировать умение пользоваться банкоматом;
- Активизировать словарь воспитанников: доход, расход, расчет, кредит, менеджер, договор, оплата, купюра, валюта.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать коммуникативные умения воспитанников в совместной игровой деятельности. Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого этикета, развивать диалогическую речь.
Воспитательные:
- Способствовать формированию устойчивого интереса воспитанников к совместной познавательной деятельности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы:
- С. Михалков «Кем быть»;
- Л.М. Кларина «Уроки гнома Эконома».
Дидактические игры: сюжетно – ролевая «Магазин» (разный профиль, универсальный, торговый маркет, мини магазин-палатка); «Денежное лото», «Электронная очередь», «Касса», «Инкассаторы».
Беседы с детьми: «Что такое деньги?», «Что такое экономия?», «Оплата услуг».
Ресурсное обеспечение: муляжи банковских реквизитов; кошельки, квитанции, банковские карточки, бланки для записей, ручки, печати, компьютер, папки с документами, кассы, денежные знаки, книжки по оплате за коммунальные услуги, рация, бейджики, банкомат; костюмы для: кассиров, охраны, консультантов, администратора.
Организация игрового пространства
Банк: Пункт охраны. Кассы. Банкомат. Инкассаторы. Место для управляющего. Зал ожидания.
Ожидаемые результаты реализации игры:
• Получение знаний о «банке».
• Знание основных операций с наличными средствами.
• Расширение границ изображаемого в игре «Банк», через проигрывание ситуаций по определенным (тематическим) сюжетам.
• Овладение детьми норм и правил социального поведения, определенных умений и навыков.
• Умение детей самостоятельно придумывать разнообразные сюжеты игр, игровых действий, правил, оригинальных замыслов.
Игровая деятельность детей
Поиск решения профессиональных задач с помощью педагога.
Воспроизведение диалогов персонажей (которые разучивались ранее в отдельных играх).
Распределение ролей: решают дети заранее, кто кем будет.
Ход игры:
Дети заходят в группу и размещаются в зале ожидания.
Воспитатель:
- Сегодня, ребята я вам предлагаю совершить путешествие во времени, когда вы все станете большими и взрослыми, деловыми людьми. Каждый из вас на работе будет зарабатывать деньги, а вот как с ними обращаться знают в банке. Вы согласны?
Итак, все вместе мы создадим будущее – один день работы банка. Прошу банковских работников занять свои рабочие места. Предлагаю управляющим банка назначить Киру Владимировну. Вы согласны? Тогда займите свое место. Кассиры (обращение по имени отчеству) займите свои места. Консультанты (обращение по имени отчеству) займите свои места, диктор электронной очереди, инкассаторы и охранник.
Воспитатель: Ребята, почему я обращалась к работникам банка по имени отчеству? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а почему у всех банковских работников есть бейдж, на котором написана профессия и Ф.И.О. участника игры? (ответы детей).
Воспитатель: Внимание! (показывает песочные часы и запускает их перевернув). Наступило утро. Начинается рабочий день в банке.
Воспитатель: В банке, вы можете получить банковскую карточку, положить или снять деньги на счета, оплатить за услуги детского сада, школы, и многое другое. Всегда к вашим услугам кассир. Работает банкомат. В зале банка присутствует охрана. Дети встают в очередь за талончиками электронной очереди.
(примерные диалоги детей и работников банка):
Кассир 1: Добрый денгь! Чем я могу быть для Вас полезна?
Клиент 1:
- Здравствуйте! Я хочу снять деньги со своего счета, вот мой паспорт.
Кассир 1:
- Сколько будете снимать наличных?
Клиент 1:
- (Счет до 10). Три рубля.
Кассир 1:
- Назовите, пожалуйста, Ф.И.О. Вот ваши деньги. Получите! Спасибо за то, что выбрали услуги нашего банка. До свидания.
Клиент 1:
- Спасибо, до свидания!
2-й клиент:
- Добрый день! Мне необходимо заплатить за детский сад.
Кассир:
- Назовите, пожалуйста, Ф.И.О. ребёнка, детский сад и группу. Сколько будете платить? (2-й клиент называет сумму).
Кассир:
- Возьмите, пожалуйста, квитанцию, всего вам доброго…
3-й клиент:
- Здравствуйте! Мне нужно перевести деньги моему отцу на карту.
Кассир:
- Сколько? Назовите Ф.И.О. вашего папы? Предоставьте свой паспорт.
(3-й клиент называет сумму).
Кассир:
- Деньги отправлены. Ваш папа скоро их получит.
Примерные диалоги у банкомата.
Консультант:
- Добрый день, вы умеете пользоваться банкоматом?
- Нет, (да).
- Вставьте карту…. Введите пин код… Выберите операцию. Сколько будете снимать? Возьмите карточку. Возьмите купюру. Возьмите чек. Спасибо за выбор услуг нашего банка. До свидания.
По ходу игры воспитатель помогает создавать игровые ситуации, обстановку, наладить взаимоотношения, следит за культурой общения.
Заключительная часть
Воспитатель:
- В нашем селе, наступил вечер, закончился рабочий день, банк закрывается. Наше путешествие закончилось (поднимет часы показывает, что песок пересыпался).
- Понравилось вам путешествие в будущее?
- Как прошел рабочий день?
- Все ли смогли совершить свои операции в банке?
- А понравилось ли обслуживание? Поднимите руки, кому понравилось?
- Ребята, будем играть в эту игру повторно? До свидания!
Далее был организован конкурс рисунков «Банк глазами детей». Воспитанники, принявшие участие в конкурсе были награждены сертификатами.
Заключение
Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Можно говорить о том, что это был наш первый опыт работы по обучению дошкольников финансовой грамотности, но тем не менее, поставленные цели нами достигнуты.
В процессе экскурсий в банки с. Месягутово у воспитанников формировались элементарные представления детей о работе банков; дети смогли увидеть востребованность услуг банка, и получили знания в данной области, познакомились с характерными особенностями одежды и символикой каждого банка; с банковскими терминалами; с использованием банковской карты; новыми словами и выражениями: банковская карта, банкомат, терминал.
В процессе сюжетно-ролевой игры «Банк» воспитанники учились воплощать свои творческие способности, фантазию и артистизм, научились вживаться в образ того или иного сотрудника банка, клиента банка, играть определенную роль. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учились идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В процессе участия воспитанников в конкурсе рисунков на тему «Банк глазами детей» у детей повысился уровень финансовой культуры.
Таким образом, работа по приобщению дошкольников к финансовой грамотности не только интересна, но и всегда продуктивна!
Список использованных источников литературы
- Ефименко Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? / Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001. - №4, 24-26 с.
- Изгарнива В. М. Деньги в жизни детей // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16
- Кошель П. История денег //Дошкольное образование. 2007. №6.
- Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11, 75 с.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – 113 с.
- Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176 с.
- Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Играем вместе. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях / Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г.
- Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Рыжановская Л. Ю. Азы финансовой культуры для дошкольников: Пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Стахович Л. В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л. Ю.- Издательство: Вита-Пресс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Статья "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ «ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ» ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В современных условиях дошкольное образование, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость ...
Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Проект «Юные финансисты»
Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.Проект«Юные финансисты»Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об эк...
Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»
Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Проект по формирование предпосылок финансовой грамотности дошкольников....
Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"
Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...
Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Проект «Юные финансисты»...