Конспект ООД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Бюджет семьи «Дяди Федора».
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Юрьева Юлия Евгеньевна

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_d.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» г. Сухиничи Калужской области

Конспект ООД по финансовой грамотности для

детей старшего дошкольного возраста

«Бюджет семьи «Дяди Федора».

        Подготовила:

Юрьева Ю.Е.

Гераськина Ю.А.

Сухиничи, 2022 г.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Дать детям первоначальные представления о семейном бюджете.

2. Обогащать словарь детей за счет слов: семейный бюджет, доход и расход семьи, товар, зарплата.

3. Развивать умственные способности детей, речь, познавательный интерес.

Материалы и оборудование: Лэпбук «Финансовая грамотность», мяч, кошелёк, картинка семьи. Дидактическая игра «Магазин»; шаблон монет из бумаги (по 2 шт. на каждого ребёнка), карандаши, ножницы. Сюрприз для детей (Шоколадные монеты).

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу с хорошим настроением, мне по дороге Почтальон Печкин передал интересный предмет семьи «Дяди Федора» из Простоквашино. А что это за предмет, вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Я живу – не тужу.

Я со звонкими монетами

Дружбу крепкую вожу».

Угадайте, друзья,

Как зовут весельчака?

(кошелек).

Воспитатель: Это кошелёк. Он принадлежал семье «Дяди Фёдора». Посмотрите, вот их семейное фото: (картинка с изображением семьи «Трое из Простоквашино»). Семья в кошельке хранили деньги. Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы будем говорить о деньгах. Посмотрим, есть ли в этом кошельке деньги?  

Воспитатель открывает кошелёк, он пустой

Воспитатель: Этот кошелёк пустой, по какой - то причине семья наверно его оставила, так как подумала, что больше он им не пригодится. Давайте мы ребята поможем и постараемся наполнить этот кошелёк деньгами и вернём его семье «Дяди Фёдора». А пока я хочу спросить у вас, куда уходят утром ваши родители, когда отведут вас в детский сад?

Дети: на работу.

Воспитатель: А расскажите, кем работают ваши родители? Сейчас мы это проверим. Игра «Назови профессию»:

Цель: формирование детей умения определять название профессии по названиям действий.

Лечит, ставит градусник, делает укол, дает таблетки (Врач)

Тушит пожар, поливает водой из шланга, спасает людей. (Пожарник)

Чистит, моет, жарит, печет, солит, нарезает овощи. (Повар)

Строит дома, заводы, мосты. (Строитель)

Рассказывает, объясняет, дает домашнее задание, спрашивает, играет, танцует, учит.  (Учитель)

Взвешивает на весах, считает, продает одежду, продукты питания. (Продавец)

Воспитатель: Молодцы ребята! Справились! Мы с вами знаем, что все взрослые работают. А подумайте и скажите, что получают ваши родители за свою работу?

Дети: деньги, заработную плату (зарплату).

Воспитатель: Все деньги, которые получают взрослые: мама и папа, называются семейным бюджетом. Давайте посмотрим внимательно мультфильм Тетушки Совы «Семейный бюджет». (Просмотр мультфильма Тетушки Совы «Семейный бюджет»).

Воспитатель: Обсуждение мультфильма. Из чего - же складывается бюджет любой семьи.  Итак, мама работает воспитателем в «Детском саду» и получает за это …

Дети: зарплату. 

Воспитатель: Давайте положим мамину зарплату в кошелёк

Воспитатель: Зарплата — денежное вознаграждение за труд или участие в работе. Зарплата — это оплата труда за месяц или за неделю, или за день.

Ситуация: если папа работает в школе учителем физкультуры и получает за это …

Дети: зарплату. 

Воспитатель: Давайте и папину зарплату положим в кошелёк.

Воспитатель: Ситуация: ваша сестра учится в институте, получает стипендию за хорошую учебу и живет вместе с вами.

А как вы думаете, она может пополнить ваш семейный бюджет?

Дети: рассуждают

Воспитатель: Сестра получает стипендию, за хорошую учебу, а стипендия – это деньги. Стипендия тоже будет входить в семейный бюджет.

Дети: стипендию.

Воспитатель: Давайте стипендию сестры тоже положим в кошелёк.

Ситуация: с вами в одной семье живут бабушки и дедушки и уже не работают – они пенсионеры, они могут пополнить семейный бюджет?

Дети: рассуждают

Воспитатель: Наши бабушки и дедушки, много лет проработав на предприятиях, за свой труд получают от государства пенсию. Пенсия тоже будет входить в семейный бюджет. Пенсия - это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике и других предприятиях.

Воспитатель: Давайте пенсию так - же положим в кошелёк.

Воспитатель: Все деньги, которые поступили в семейный бюджет, называют доход семьи. Доходы в каждой семье могут быть не одинаковыми. Все деньги семейного бюджета, сложив в один кошелёк, становиться полным. Как вы думаете, что произойдет, если в нашей семье мы получили много денег? Верно, то деньги семейного бюджета, мы можем тратить. В каждой семье есть и будут расходы. А на что могут тратить деньги мама с папой из семейного бюджета? (дети рассуждают и называют свои варианты).

Воспитатель: (из Лэпбук «Финансовая грамотность», воспитатель дополняет показом карточек)

- транспорт;

- одежда;

- жилье;

- оплата интернета;

- подарки;

- игрушки;

- еда;

- лекарства;

Воспитатель: Смотрите, наш кошелек, постепенно может оказаться пустым. А это для семьи, на что мы потратили деньги, будет называться расходы семейного бюджета,

Воспитатель: Повторите это - расходы.  

Воспитатель: Давайте, вставайте в круг, поиграем в игру «Доходы и расходы». Я буду бросать мяч и называть вам разные ситуации, а вы должны поймать мяч и назвать, доход это или расход. Будьте внимательными.

- Папа получил зарплату – доход

- Заболела сестра – расход

- Мама выиграла приз – доход

- Заплатили за жилье – расход

- Сестра получила стипендию – доход

- Купили стиральную машину – расход

- Бабушка продала рассаду – доход

- Брат порвал брюки – расход

- Семья купила путевку на море – расход

Воспитатель: А теперь посмотрим, куда потратила деньги наша знакомая семья «Дяди Фёдора».

Игра «Разложите товар»

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять в речи обобщающие понятия: «мясные продукты», «молочные продукты», «хлебные продукты», «овощи», «фрукты». 

Материал: 5 больших карточек. Витрины магазина: «Молоко», «Хлеб», «Мясо», «Овощи», «Фрукты».

Ход игры

Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

Задание 1 Разложите картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Овощи»,

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, всё ли на свете можно купить за деньги?

Дети: нет. Рассмотреть Лэпбук «Финансовая грамотность» и поиграть в игру «Что нельзя купить за деньги». Сейчас мы проверим. Я буду показывать карточки - картинки, а дети выбирают, показывают и объясняют, например, что можно купить, потом что нельзя купить за деньги. Будьте внимательны: время, ум, солнце, здоровье, любовь, счастье, друг, погода и т.д.

Воспитатель: Оказалось, не всё на свете, можно купить за деньги. Подумайте, пожалуйста, почему ваши мамы не всегда могут покупать вам то, о чём вы у них просите?

Дети: у родителей закончились деньги, доход.

Воспитатель: Всё верно, если каждый день что-то покупать, можно потрать весь семейный бюджет. Вот так и получилось в нашей семье «Дяди Фёдора». Свой бюджет они потратили, а кошелёк стал пустым и он им стал не нужен. Но я хочу вместе с вами научить эту семью правильно распланировать деньги, которые они заработали. Поиграем в игру «Груша-яблоко». 

Игра «Фрукты». 

Цель: научить считать деньги и ресурсы. Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы. Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги апельсин. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа слива. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и апельсин, и сливу.

Воспитатель: объясните, что, конечно, это невозможно. Так как лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Физкультминутка «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Воспитатель: Когда заплатили за все жизненно важные потребности, можно потратить оставшиеся деньги на развлечения, отдых или отложить их на следующую покупку. Я думаю, что мы научили нашу семью «Дяди Фёдора» правильно тратить, расходовать деньги. И надеюсь, что нам и им эти знания пригодятся. А сейчас мы с вами попробуем изготовить монеты для нашей игры в «Магазин», которые предлагаю назвать «Фант».

Воспитатель: Для изготовления монеты, нам потребуется бумага и карандаш. Возьмите шаблон монеток и рисуем нужный рисунок. Это могут быть точечки, или различные точки изготовим монетки, на которые нанесем свой неповторимый узор. Каждую денежку складываем. Как много новых монет «Фантов» получилось – целая коллекция.

Воспитатель: Каждый из вас сделает монеты для игры в «Магазин».

Практическая работа детей

Рефлексия.

А теперь давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили. Какие новые слова вы запомнили?

Дети: семейный бюджет, доход, расход.

Воспитатель: Вы узнали для себя что – то полезное? Где вам это пригодится? Что запомнилось вам больше всего? Какие задания показались вам трудными? Почему? А какие задания  не вызвали затруднений? Для вас я приготовила подарки. (Шоколадные монеты).

Воспитатель: Я предлагаю Вам простейшее и интереснейшее домашнее задание: - завести копилку и откладывать туда деньги «на потом», создавая свои накопления. Можно вместе с родителями изготовить копилку своими руками. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.  ...

КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста :« Что такое потребности?»

Формирование у детей представления о социальных потребностях человека....

«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в семье»

Период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах экономики.Семья – экономическая академия, в которой...

Конспект ООД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Бюджет семьи «Дяди Федора»

Конспект ООД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Бюджет семьи «Дяди Федора»...