Мастер-класс "Изучаем экономику, играя"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Захарченко Лариса Дмитриевна

Формирование основ финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_izuchaem_ekonomiku_igraya.docx565.6 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Красногвардейского района

 Белгородской области

Мастер-класс на тему:

«Изучаем экономику, играя»

Подготовила:

Захарченко Л.Д.

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад

«Солнышко» г. Бирюча»

г. Бирюч

Мастер-класс «Изучаем экономику, играя»

Подготовила: Захарченко Л.Д., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Бирюча»

  Финансовая грамотность для дошкольников - это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры  и развитие нестандартного мышления, в области финансов  включая, творчество и воображение. Применительно к дошкольнику, находящемуся на  начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее  материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

Исследования некоторых ученых подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не обсуждал проблему денег, как А.С. Макаренко. Он прямо говорил: деньги — это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте. Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности одно из важнейших средств формирования знаний детей в области финансов.

Сегодня я познакомлю вас с игрой экономической направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Деньги в кармане», которая позволит:

-различать монеты и банкноты – ребенок поймет, что у них разная стоимость, и внешние различия;

-закрепит математический счет;

- научит собирать указанную сумму;

- будет способствовать аналитическому мышлению.

Вот ваш карман.

Возьмите ножницы, клей и цветные карандаши.

Вырежьте карман, раскрасьте и приклейте на картонный лист, чтобы крепче держался.

Проверьте, нет ли у вашего кармана дырок! Если найдете, то вырежете заплатку и приклейте на карман. Не забудьте написать на ней свое имя.

Очень важно, чтобы карман был без дырок!

Не поверите, но в свой карман вы положите деньги!

Знаете какие? Карманные!

Карманные деньги - это деньги, которые дают вам родители для того, чтобы вы использовали их по своему усмотрению - то есть, как захотите!

Деньги - это ресурс ограниченный, то есть они всегда заканчиваются. А чтобы их получить (или заработать) ваши родители каждый день ходят на работу, где тратят свои силы на выполнение разных задач.

Очень важно научиться расходовать деньги очень осторожно, покупать только то, что вам нужно.

Вот ваши карманные деньги. Это монеты.

Возьмите ножницы и вырежьте монеты.

Ответьте на вопросы:

Какой формы монеты?

Какого они цвета?

Какие цифры на них написаны?

Сколько у вас монет?

Какая сумма получается, если сложить все цифры на монетах?

Это первая часть ваших карманных денег. Сложите их в карман!

Вот ваши карманные деньги. Это банкноты.

Возьмите ножницы и вырежьте банкноты.

Ответьте на вопросы:

Какой формы банкноты?

Какого они цвета?

Какие цифры на них написаны?

Сколько у вас банкнот?

Какая сумма получается, если сложить все цифры на банкнотах?

Это вторая часть ваших карманных денег. Сложите их в карман!

Сколько всего денег у вас в кармане?

Что можно делать с карманными деньгами?

  1. Можно купить что-нибудь прямо сейчас.
  2. Можно положить деньги в копилку, и копить на что-то в будущем.

Копить – это значит, что все деньги, которые оказываются в ваших руках (карманные, подарочные) сохраняются в копилке на будущее. Так можно собрать сумму денег на более дорогую покупку или доброе дело.

Что вы сможете купить?

Вырежьте и приклейте свои покупки в тележку.

Сколько денег вы потратили?

Сколько денег осталось в вашем кармане?

Выберите то, на что ваших карманных денег пока не хватает.

Нарисуйте то, что очень хотите себе купить, но пока не можете.

Сколько это стоит?

Сколько вам не хватает?

Сколько времени вам нужно, чтобы накопить на мечту, если каждую неделю родители дают вам 50 рублей карманных денег?

Дальше предлагается работа с родителями.

Расскажи родителям

Почему ты решил потратить деньги сразу или положить их в копилку?

Какие у тебя есть желания и мечты?

Знаешь ли ты сколько стоят твои мечты?

Вместе с родителями составьте список твоих желаний, узнайте сколько денег они стоят?  (Нарисовать желаемые вещи, обозначить их цену).

 Решите на самом ли деле тебе нужно все то, что написано в списке?

Если это действительно нужные и полезные вещи, то договоритесь с родителями когда они могут купить это тебе? Возможно, что вам придется накопить достаточную сумму денег и отказаться от каких-то других покупок!

С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Успехов вам в личных финансах!

Современные дети с раннего детства сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике появилось инновационное направление — экономическое воспитание. Педагог поможет создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.

Дидактическая игра «Доходы-расходы» 

Задачи: знакомить детей с понятием «семейный бюджет» и его составляющими (доходы и расходы семьи). Формировать знания о расходах семьи, потребностях человека, их многообразии, упражнять в умении определять разницу между «хочу» и «надо». Развивать кругозор и познавательный интерес.

 Материал: карточки-поля «доходы», «расходы», карточки с видами доходов: зарплата, пенсия; расходов: на продукты, на одежду, на оплату коммунальных услуг, услуг связи, расходы на медицину, образование, гигиену и др.

Ход игры:

Воспитатель в игровой форме объясняет детям значение понятия семейный бюджет - это доходы и расходы. Далее вводится разъяснение таких слов как доход - это получение денежных средств; и расход - это затраты на определенные товары и услуги. Ребятам предлагается разложить карточки на два поля «доходы» и «расходы», отмечая при этом большое количество потребностей человека. Фишками зеленого цвета отмечают основные (жизненно важные потребности), красного-не основные.

 Дидактическая игра «Учись экономить».

Задачи: знакомить с понятиями «экономия», «бережливость»; со способами экономии семейного бюджета. Формировать умения разделять потребности человека и его желания, дифференцировать предметы и услуги по степени их значимости, делая логические выводы. Упражнять в умении определять реальные потребности в приобретении определенных товаров и услуг. Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Материал: Магнитное поле, картинка с изображением веселого кошелька, сюжетные картинки.

Ход: Детям предлагаются карточки, из которых необходимо выбрать только те, которые позволяют экономить семейный бюджет и разместить их на магнитном поле. Ребята аргументируют свой выбор, придумывают свой способ экономии бюджета. Обсудить с дошкольниками, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов и что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».

Дидактическая игра «Беречь-значит экономить!»

Задачи: продолжать знакомить с понятиями «экономия», «бережливость»; формировать представления о взаимосвязи бережного отношения к вещам и предметам обихода и экономии семейного бюджета, знакомить детей с доступными для них способами экономии бюджета семьи. Воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку.

Материал: карта-поле с изображением различных ситуаций бережного и нет отношения детей к различным предметам, фишки зеленого и красного цвета.

Ход: Ребятам предлагается отметить фишками красного цвета картинки, на которых изображены действия небрежного отношения к вещам, приводящие к трате семейного бюджета. Фишками зеленого цвета картинки способствующие экономии бюджета. Можно предложить детям привести примеры из собственного опыта, как они помогают родителям экономить.

Дидактическая игра «Что дороже?»

Задачи: формировать знания детей о видах товаров, их классификации; развивать наблюдательность; упражнять в использовании жизненного опыта в анализе стоимости товаров, применение при этом арифметических действий; использование арифметических знаков.

Материал: карточки для классификации товаров на две группы «Дороже» и «Дешевле»; карточки товаров, среди которых товары следующих категорий: товары для творчества, продукты питания, игрушки, мебель, книги, одежда, транспорт.

Ход игры:

Детям предлагается определить категории товаров: товары для творчества, продукты питания, игрушки, мебель, книги, одежда, транспорт. Затем разложить карточки-товары на две группы, с учетом знаков неравенства, «дороже» - «дешевле».

Сегодня я познакомлю вас с игрой экономической направленности, которая позволит:

-различать монеты – ребенок поймет, что у них разная стоимость, и внешние различия;

-закрепит математический счет в пределах 10,

- научит собирать указанную сумму разными способами,

- закрепит состав числа из 2-х меньших в пределах 10,

-будет способствовать аналитическому мышлению и усидчивости.

Это дидактическая игра «Умный кошелек»

Предварительная работа заключаться в наглядном рассмотрении настоящих монет, обсуждении чем «отличаются монеты?», «какова их стоимость, что больше?».

Для игры нам понадобятся  макеты в виде кошельков, карточки с изображением кошелька с обозначенной цифрой (2,3,4,5, 6,7,8,9,10), набор монет достоинством 1, 2, 5 рублей, макеты монет соответствуют настоящим, но увеличены в масштабе.

Есть несколько вариантов игры:

  1. Детям предлагается выбрать кошелек и составить указанную на кошельке сумму разными способами с помощью монет.
  2. Задача воспитанников - разместить монеты в центре кошелька не нарушая границы самих монет. Перед ребенком встанет логическая задача, ведь монета достоинством 5 рублей немного больше чем монета достоинством 2 рубля, но и сумма в кошельке будет иная. Выигрывает тот участник, который разместит наибольшую сумму в кошельке.

С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада -преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Научить ребенка правильно и экономно обращаться с деньгами - это очень важный элемент воспитания. Необходимо обучить ребенка так, чтобы он не только знал цену труду и деньгам, но и умел копить. В этом случае на помощь приходит копилка. Именно поэтому, предлагаю создать своими руками дидактическую копилку «Считай и копи»

методический материал «Деньги в кармане»

Копилка может быть в форме цилиндра или призмы, на ее гранях примеры на сложение и вычитание. Каждый день решайте по одному примеру, записывайте ответ фломастером и бросайте в копилку столько рублей, сколько получилось в ответе. Открыть копилку тогда, когда будут решены все примеры. С помощью взрослого подсчитать деньги и сравнить их количество с числом, которое написано внутри копилки. Если числа совпадают, значит примеры были решены правильно. Копилки учат ребенка ставить цели, стремится к их исполнению и бережно относиться к деньгам

1. Игра «Нужные покупки» Цель: закрепить представление детей о деньгах. Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Детипокупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

        3. Игра «Разложите товар» Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов. Ход игры: Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах. Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное. Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное

        5. Игра «Овощи-фрукты» Цель: научить считать деньги и ресурсы. Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы. Суть игры: Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги любой овощь. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа фрукт. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и овощ, и фрукт. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

        8. Игра: «Дорого – дешево» Цель: познакомить с понятиями «дороже/дешевле». Материал: карточки с разнообразным товаром. Ход игры: 1. Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже. https://vk.com/doshkoll 2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами. 3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого

        9. Игра: «Потребность – возможность» Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Материал: карточки с товаром, игрушечные деньги, ценники. Ход игры: 1. Перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. 2. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

10. Игра: «Запланированная покупка» Цель: сформировать у детей понятие «список покупок». Материал: Список покупок, корзина, игрушки. Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее)

        15. Игра: «Сдача» Цель: формирование умения делать первичные экономические расчеты. Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок https://vk.com/doshkoll составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее. Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.

        Дидактические игры по направлению «Дошкольник в экономике» Дидактические игры являются одним из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время, игра – основной вид деятельности детей, который представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, способствующее развитию самостоятельной игровой деятельности, и средством всестороннего развития личности ребёнка. Дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений, на разном материале, что важно для развития памяти детей.

        «Товарный поезд» Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства. Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами. Содержание. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д. Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и

        «Маршруты товаров» Цель. Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.) Материал. Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д. Содержание. Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

«Угадай, где продаются» Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов. Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д. Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

        «Магазин игрушек» Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость). Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги. Содержание. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

        «Волшебный кошелёк» Вариант 1. Цель: Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить. Задание: Педагог предлагает поиграть в интерактивную игру «Волшебный кошелек». На экране появляются картинки, ребенку предлагается нажать на те картинки, которые можно купить. 22 Ребенок должен объяснять, почему не все можно купить и продать, что еще продается и покупается. Например: «Снег (дождь, солнце, радугу, звёзды, ветер) нельзя купить за деньги, т.к. это явление природы», «Дружба не покупается и не продаётся» и т.д. Если ребёнок выполнил задание правильно, то появляется улыбающийся смайлик. Если ответ неверный – ничего не происходит. При нажатии на смайлик переходим к следующему заданию. Вариант 2. Цель: Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить. Задание: На экране появляется картинки в которых есть усложнение. И кошелек с определенным количеством монет и геометрических фигур. Ребенку предлагается нажать на те картинки, которые можно купить за эти деньги. Ребенок должен объяснить, что на данной карточке нельзя купить и почем

        Ребенок должен объяснять, почему не все можно купить. Например: на первом слайде дом , т.к. в кошельке не хватает геометрической фигуры треугольник, и т.д. Если ребёнок выполнил задание правильно, то появляется смайлик. Если ответ неверный – ничего не происходит. Усложнение: Ребенку предлагается купить несколько товаров, используя все денежные средства без сдачи.

        Магазин на липучках

3+игры на липучкахсборка по шаблонулогикаанглийский

Цель игры: собрать продукты в корзину из разных отделов по образцу из "списка покупок" (можно воспользоваться готовыми списками, либо сформировать свои). Возможен вариант игры со списком слов на родном или иностранном языке.

Задание способствует развитию внимания и логического мышления.

PDF-файл состоит из 15 листов формата А4.

Размер файла: 6,64 Мб.

Сетки памяти

2+логикасетка памяти

Как играть? Распечатать по 2 экземпляра сеток с картинками. Один из них разрезать на отдельные карточки. Показать ребенку целую сетку с картинками в течение 5-10 секунд, а затем убрать. Дать ребенку пустую сетку и карточки с тем же картинками. Попросить ребенка выложить эти картинки на клетках пустой сетки в том порядке, какой был показан.

Задание тренирует зрительную память, способствует развитию концентрации внимания и сосредоточенности.

В игре предусмотрено 4 уровня сложности: сетки 2х2, 2х3, 3х3, 3х4.

PDF-файл состоит из 16 листов формата А4.

Скачать

Поделиться в социальных сетях

Описание: Сетки памяти

Описание: 🔥Описание: 😱 ТОП-3 любимых детских игр для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников!

В процессе сюжетно-ролевых игр учите детей составлять списки покупок, определять, что из покупок «желаемое», а что «необходимое». Обращайте внимание на труд продавцов и кассиров, объясняйте, как формируется цена на любимые конфеты и почему их нельзя бесплатно взять с прилавка магазина.

1) Игра в «Магазин» 
Описание: 💥

Что понадобится?
• игрушечные деньги (монеты и купюры)
• кассовый аппарат
• корзинка или сумка 
для покупок
• товары (игрушки или игрушечные продукты)

Один ребенок из группы исполняет роль продавца, остальные дети исполняют роли покупателей. В процессе 
игры меняйте роли – пусть каждый попробует побыть продавцом. Детям старшего дошкольного возраста можно усложнить игру:

• составляйте списки покупок, перед походом в магазин
• запланируйте сумму, которую можно потратить в магазине
• используйте игрушечные купюры разной величины и вводите понятие "сдачи"
• привлекайте детей к созданию рекламного материала, который размещается в магазине
• распределите роли: пусть кто-то будет кассиром, кто-то пусть раскладывает продукты на витрине, кто-то назначает цену

2) Сюжетно-ролевая игра «БАНК» 
Описание: 💥

Для игры следует оборудовать в помещении специальный уголок, где будет располагаться банк. Вам понадобятся:
• игрушечный кассовый аппарат
• игрушечный банкомат
• игровые банковские карточки
• игрушечные деньги (купюры и монеты)
• сейф
• ручки или карандаши и листы бумаги (можно заранее распечатать 
для игры схематические формы банковских документов)

Сценарии у этой игры могут быть совершенно разные. Перед началом игры расскажите детям, как происходит хранение и получение денег, как обсуживают клиентов.

А дальше распределяем роли и начинаем игру:
• учимся пользоваться банкоматом и набирать пин-код
• оформляем банковскую карту, кладем на счет деньги, снимаем их
• осуществляем перевод денег
• оплачиваем коммунальные услуги и так далее

Пусть ребята меняются ролями, пробуя себя в образе работника банка или его клиента.

3) Игра «Желаемое – необходимое» Описание: 💥

Раздайте каждому ребёнку в группе по две карточки – синей и красной. Синяя карточка будет отвечать за «желаемое», а красная – за «необходимое».

 Узнайте у детей, понимают ли они разницу между этими понятиями? Какие товары, по их мнению, являются необходимыми в повседневной жизни, а какие нам хотелось бы получить? Затем попросите малышей внимательно слушать ваш вопрос и поднимать карточку синего или красного цвета в зависимости от категории товара. Воспитатель называет товар, например:

“мыло” — дети должны поднять красную карточку. Спросите: "Почему?" Пусть дети порассуждают
“хлеб” — красная карточка. Почему?
“обувь” — красная карточка. Почему?
“игрушечная машинка” — синяя карточка. Почему?
“воздушный шарик” — синяя карточка. Почему? И так далее.

А здесь 
https://vk.cc/cfhOi3 мы собрали все книги и игры, которые помогут организовать веселую и полезную игру в группе детского сада или дома.

Игра настольная Денежка. Без сдачи (жестяная коробочка), арт. 03565

Настольная игра «Денежка. Без сдачи» из серии «Игры в табакерке» поможет познакомить ребёнка со всеми разновидностями монет Российской Федерации и научит рациональному использованию денег. Состав игры: карточки товаров с ценниками – 14 шт. (5,5 х 8,4 см), игральный кубик с изображёнными на гранях номиналами монет – 1 шт. (1,5 х 1,5 см), монеты 1, 2, 5, 10 руб. – 52 шт. (размеры приближены к натуральным), правила игры. Материалы: картон, пластмасса, жесть. Игра хранится в компактной жестяной коробочке размером 9 х 9 см. Развивает математические способности, учит обращаться с деньгами, вести счёт.

Описание: Игра настольная Денежка. Без сдачи (жестяная коробочка), арт. 03565 Десятое королевство Вид 4

Игра «Магазин» на липучках

Цель игры: собрать продукты в корзину из разных отделов по образцу из «списка покупок» (можно воспользоваться готовыми списками, либо сформировать свои).

Задание способствует развитию внимания и логического мышления.

План-конспект логопедического занятия по обучению

финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:Учитель-логопед Долгих Раиса Викторовна

Пермский край Нытвенский район

МБОУ СОШ «Шерьинская-Базовая школа» СП д./с. с.Шерья

Тема: «Зачем нужно работать?»

Цель: формирование доступных пониманию старших дошкольников представлений о базовых финансово-экономических понятиях.

Задачи :

Коррекционные: продолжать развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук.

Развивающие: создать игровую образовательную ситуацию развития познавательной активности, начало формирования финансово-экономического мышления, социальных и нравственных качеств, ответственности ребёнка через наблюдение и общение.

Образовательные: Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд», «профессия», «специальность»;

Продолжать формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях.

Обогатить словарный запас дошкольников.

Воспитательные: воспитывать принятие социокультурных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека и общества. Стимулировать мотивацию к бережливости,

Ход образовательной деятельности:

Логопед: Здравствуйте ребята! Этот день мы посвятим финансовой грамотности, а что это, мы узнаем на нашем занятии. Слушайте внимательно и узнаете много интересного

Ребята, станем вместе в круг!

Руку дал другу друг.

Вера дала руку Полине,

А Миша дал руку Мураду

(про каждого ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг.

(покачать руками вместе)

Логопед: Сегодня наш Весёлый Язычок проснулся, открыл «Окошечко», «Почистил зубки» и отправился за покупками. Пришёл он в магазин и глаза его разбежались. И то хочется купить и другое. Но он хорошо помнил, что ему нужно! Он купил «Часик», они тикали (показ), купил «Чашечку», т.к. прежняя у него разбилась, и сковородочку. Язычок очень любил печь «Блинчики». И отправился домой, т.к. денежки в его кошелёчке закончились.

А мы с вами продолжаем дальше.

Логопед: На прошлых занятиях мы с Вами говорили о труде и профессиях. Разные профессии помогают людям удовлетворять свои потребности.

- Назовите профессии, которые вы знаете. (Ответы детей)

- А все ли вы знаете, кем работают Ваши родители? Дети рассказывают о профессиях своих родителей.

- Как вы думаете, зачем родители ходят на работу? (Ответы детей)

- Люди работают, а что получают взамен?

Пальчиковая гимнастика:

Торговля

Деньги были не всегда. (все пальчики гладят большой палец )
Люди многие года (пальчики вверх и пошевелить)
Покупали, торговали.(выкладываем по очереди ладошки вверх)
И при этом всё меняли(руки перед собой, на уровне груди, ладошки вниз)
Соль – на шкуры, на зерно.(Солим, показываем ладошку-шкуру)
Мех – на злато, серебро.(меха –гладим по себе, серебро-трясём «домик»)
Люди торговать учились,(ладошки вниз, движения от себя к себе)
Деньги позже появились.(все пальчики гладят большой палец)

(Л. Шмакова)

Деньги не появляются сами собой – их люди зарабатывают своим трудом, своими знаниями и умениями. Для того, чтобы потратить деньги, их нужно сначала заработать. Чем больше человек может заработать и чем разумнее он в своих расходах, тем больше у него получится купить.

Цена товаров тоже не появляется просто так. Она зависит от качества товара, от его нужности и популярности. А ещё товар – это результат труда других людей, который тоже стоит денег.

В наше время большая часть денег хранится не у людей дома или в кошельках, а в банках. А люди пользуются банковскими карточками. Этот кусочек пластика может заменить целую пачку бумажных денег и целую гору монет. Поэтому пользоваться им очень удобно.

Деньги любят счёт. Поэтому свои доходы и расходы нужно уметь планировать заранее. К твоим деньгам всегда есть интерес у других людей, поэтому реклама и предлагает тебе купить то и это. Но важно не быть легко внушаемым, а покупать только то, что тебе действительно

нужно. Тогда деньги всегда будут для тебя верным средством изменить свою жизнь к лучшему.

Но не всё в нашей жизни продаётся и покупается. Самые главные ценности – здоровье, любовь и дружбу – ни за какие деньги купить невозможно!

Логопед: домашняя работа оплачивается?

Дети: Нет, домашняя работа не оплачивается, но она очень нужна и детям и взрослым.

Логопед: для чего мама работает на кухне для вас? (Ответы детей)

Физминутка:

Мы в профессии играем,

(дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются)

Их с друзьями называем.

Врач, учитель, адвокат,

(каждый ребёнок делает шаг вперёд)

Президент и дипломат,

Сторож, дворник, музыкант,

Есть у каждого талант.

(руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх)

Токарь, швея, продавец,

(каждый ребёнок делает шаг вперёд)

Менеджер и певец,

Колхозник и акушер,

Садовод, милиционер,

Все профессии нужны,

(ходьба по кругу, взявшись за руки)

Все профессии важны.

Пора занятие продолжать.

Логопед размещает на доске картинки-путаницы с изображением людей различных профессий.

Логопед: Ребята, посмотрите, что на нашей доске? (ответы детей)

Логопед: Молодцы, тут изображены различные предметы, атрибуты, обозначающие профессии людей. Угадайте какие профессии я загадала?

Ответы детей (руль-водитель, касса-продавец, фен-парикмахер и т. д.)

Логопед создает проблемную ситуацию, чтобы подвести детей к пониманию

значимости труда.

Логопед: Ребята, а как вы думайте, если бы у нас не было поваров в садике? Не было бы доктора в поликлинике? Продавца в магазине?.) .

К чему это приведет? (рассуждения детей)

В ходе беседы дети делают вывод, что деятельность всех взрослых имеет результат труда для общества - делать людей здоровыми, образованными, красивыми, жить в порядке. Все, кто работают, приносят пользу людям.

Подведение итога.

Логопед: Мы с вами узнали, что получают люди за свою работу. Работа бывает разнообразной…

А какая работа не оплачивается? Каждый труд важен и полезен для людей.

Нужно трудиться, чтобы всем пригодиться.

.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/484816-konspekt-logopedicheskogo-zanjatija-po-finans

        Пожалуйста, зарегистрируйтесь на МААМ. Копировать можно только зарегистрированным пользователям МААМ. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-osnov-finansovoi-gramotnosti-na-korekciono-logopedicheskih-zanjatijah.html Начало формы

Формирование основ финансовой грамотности на коррекционно-логопедических занятиях

Минеева
Формирование основ финансовой грамотности на коррекционно-логопедических занятиях

МДОУ «Суксунский детский сад Улыбка» 2 корпус

Учитель-логопед: Минеева Лидия Анатольевна

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ».[/b]

Наш детский сад является инновационной площадкой по апробации программы «Открытие Феечки-копеечки»Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Начав изучение этой темы, не до конца было понятно, с чего начать, и как связать работу учителя-логопеда с финансовым развитием детей. Но изучив литературу, познакомившись с опытом коллег, пофантазировав, постепенно стало понятно что:

В календарно-тематическое планирование отдельным пунктом включена неделя «Финансовая грамотность». В течение тематической недели корректировали речь и обогащали словарный запас, связанный с областью экономики и трудовой деятельности людей. Познакомились со словами экономика, купюра, монета, банк, семейный бюджет, доход, расход. В доступной форме, дети получили представление о таких экономических качествах как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность и многими другими понятиями. Узнали кто такой работодатель и что такое зарплата.

Важно, чтобы ребёнок правильно понимал значение слов и смысловое родство этих слов. Для детей, а для детей с речевыми патологиями особенно важно, чтобы словарь накапливался в определённой системе. Ещё Александр Романович Лурия отмечал, что слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему. Таким образом у ребёнка актуализируется целый комплекс ассоциаций вокруг одного слова, т. е формируется семантическое поле. Чем шире развито семантическое поле, тем быстрее ребёнок сможет производить отбор слов во время общения.

Стоит уточнить, что такое семантическое поле?

Действие предмета Действие с предметом Признаки предмета

Родственные слова МОНЕТА Падежные конструкции

Части предмета Слова антонимы, синонимы. Работа над фразой.

Эту технологию разработали З. А. Репина и Т. В. Васильева, они представляют семантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова. Ключевое слово называют ядерным, а ассоциации – реактивными словами. Разработана она для детей с ТНР, но работает и с норматипичными детьми.

И так, на занятиях тематической недели «Финансовая грамотность» развивали семантические поля разных слов, связанных с финансовой грамотностью. В частности, с ядерным словом МОНЕТА.

Дети узнали, что МОНЕТА – это денежный знак, который изготавливается из металла, имеет определённую форму вес и достоинство.

Слово МОНЕТА происходит от латинского слова moneta, которое было прозвищем богини Юноны, храм которой стоял рядом с монетным двором.

Подобрали родственные слова и синонимы к этому слову (копейка, денежка, грош,).

Кто зарабатывает в семье деньги?

Мама и папа – работают на работе.

Бабушка и дедушка – получают пенсию.

Старшие братья и сестры учатся в колледже или институте и получают стипендию.

Доходы семьи – это все деньги, которые поступают в семью. Называется семейный бюджет. Который, тратится на нужды всех членов семьи.

Разобрали слово МОНЕТА по звуковому составу.

Поиграли в игру «Объяснялки» :

Что обозначают словосочетания:

• звонкая монета

• фальшивая монета

• памятная монета

• старая, старинная монета

• иностранная монета

На этом этапе помог мини-музей «Монеты»где дети смогли рассмотреть разные монеты: памятные, старинные, иностранные.

Следующее задание преследовало цель, изменить слово по падежам.

Задание:Закончить предложение, словом МОНЕТА.

У Тани в кошельке лежат … .

У Вани карманах нет …. и т. д.

Далее глагольный словарь: Что можно делать с монетами?

Что-то купить, положить в копилку, отнести и положить на счёт в банке, отдать маме, обвести, посчитать, потерять и т. д.

Поработали над словообразованием сложных слов:

Работу даёт – работодатель.

Заработанная плата – зарплата.

Универсальный магазин – Универмаг.

В качестве динамической паузы использовала игру с мячом:

«Что не купишь на МОНЕТЫ?» (любовь, дружбу, семью,)

Работали с деформированной фразой :

Папы, у, монет, 6, кармане, в.

Объясняли значение фразеологических оборотов:

Платить той же монетой - отвечать тем же самым, таким же отношением, поступком и т. д

Принимать за чистую монету.

Существовало несколько способов проверки подлинности монет. Один из них заключался в проверке на зубок. Если на монете не оставались вмятины, значит это чистая монета, а если оставалась вмятина - значит это фальшивка. Позже приобрело переносное значение : принять за правду, какой либо вымысел.

Приём «зарабатывание» монет особенно нравится детям.

За каждое правильно выполненное задание, дети получают МОНЕТЫ. В конце занятия подводим итоги, кто больше заработал монет, считаем бюджет? Решаем не сложные экономические задачи: как, когда и куда рационально потратить заработанные деньги?

• Купить сыну зимнюю одежду или дочери новую игрушку?

• Или, например, предлагаю «купить» билеты идём смотреть мультфильм.

• Или «отправляемся» в магазин и решаем, что можем купить на наши монеты, а что не можем? И почему?

Эту игру используем не только на неделе «финансовой грамотности», но и на других занятиях.

Таким образом, формирование основ финансовой грамотности способствует решению следующих задач:

Формирование основ экономической культуры у детей-дошкольников;

- побуждению детей к общению друг с другом;

- комментированию своих действий;

- способствует закреплению навыков пользования звуками;

- совершенствованию разговорной речи;

- расширению словарного запаса;

формированию грамматического строя языка и связной речи.

Элементы работы над финансовой грамотностью прослеживаются в течении всего учебного года.

На тематических занятиях знакомились с профессиями людей:

• «Транспорт» : шофёр, водитель, лётчик, капитан корабля.

• «Мебель» : столяр, плотник, мебельщик, стекольщик.

• «Посуда, продукты питания» : повар, официант.

• «Семья» : Кто в семье зарабатывает? Кем работают родители? И т. д.

На занятиях по звуковой культуре речи, особое место отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Решая задачи по освоению программы, выполняли задания, например:

• Разобрать слово КОПИЛКА по звуковому составу;

• провести анализ и синтез слова РЫНОК;

• из предложенных, выбери картинки на заданный звук и др.

Настольный театр и мини-постановка по стихотворению Корнея Чуковского «Муха Цокотуха».

• Слушали и пересказывали отрывки из сказок«Теремок»«Хаврошечка»«Морозко»«Кот в сапогах»«Сказка о попе и работнике его Балде» и др

заучивали стишки и потешки:

«Три копейки», К. И. Чуковский «Федорино горе»и др.

Игры«Что нельзя купить за деньги?»«Кому, что нужно для работы»«Доскажи словечко».

Таким образом, использование игры по формированию экономического мышления на определенном этапе обучения, позволило развить интеллект, расширить кругозор ребенка.

На старте работы сомневалась, смогу ли заинтересовать детей, смогут ли дети выполнить предложенные задания. Опасения оказались напрасными – дети с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Что для детей с речевыми патологиями тоже нелегко.

Формирование основ финансовой грамотности на коррекционно– логопедических занятиях

Автор: Полищук Наталья Анатольевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №29 «Ласточка»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Прокопьевск

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния. Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию. Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с речевым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования речевого развития.

Мы предположили, что систематическое включение в коррекционно-развивающую работу игровых заданий, мультимедийных презентаций, мультфильмов, решение простейших проблемных экономических ситуаций повысит познавательную речевую активность старших дошкольников, а также уровень подготовки к последующему обучению в школе.

Основной целью моего педагогического опыта стало развитие речевой активности детей, повышению результативности коррекционной работы посредством игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности.

Для достижения поставленной цели мной были решены следующие задачи:

- Изучила методическую литературу по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры в условиях введения ФГОС ДО.

- В центре по развитию речи, создала и накопила материал и дидактические игры по теме. Познакомила дошкольников с дидактическими играми по развитию речи.

Использование игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности способствует решению следующих задач:

- побуждению детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствованию закрепления навыков пользования инициативной речью;

- совершенствованию разговорной речи;

- обогащению словаря;

- формированию грамматического строя языка и связной речи.

Воспитание основ финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя» А. О. Жданова, «Дети и деньги» А. Е. Пушкарь, «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова.

Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. Считаю, что тема воспитания основ финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна.

Речевое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.

Задачи по развитию речи и формированию основ финансовой грамотности дошкольников решались в разных видах детской деятельности и развития:

-комплексно-тематических занятиях, сюжетно-ролевых, дидактических, настольных играх;

-экскурсиях-знакомствах с людьми разных профессий;

-беседах, с целью выявления насколько дети усвоили материал;

-чтении художественной литературы: стихов, сказок, заучивании пословиц и поговорок;

-проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами».

-знакомство с понятиями: бюджет, доход, расход, из чего складывается семейный бюджет;

-решение проблемных ситуаций «Кто купит больше», «Как поступить», «Мини-банк».

Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые предложения мы использовали театральные постановки, игры в группе из трех-пяти сверстников, развитие речи с помощью небольших сказок, разбора различных ситуационных задач и т.д.

Игра является основным видом деятельности, в которой ребенок без труда осваивает социальный мир. Поэтому именно игра взята нами как основной метод приобщения детей к миру финансов. На наш взгляд игра является наиболее успешной культурной практикой для развития ребенка-дошкольника. Игра помогает не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дает представление в доступной детям форме о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Для организации занятий в детском саду преобразована развивающая предметно-пространственная среда групп: изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет»; настольные и дидактические игры «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные», «Супермаркет», «Кто хочет стать миллионером» и т.д, совместно с родителями собраны мини-музеи «Деньги разных стран». Педагогами созданы картотеки НОД, бесед, проблемных ситуаций, игр, заданий, литературных произведений по экономическому воспитанию дошкольников.

Создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование основ финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Кроме этого позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. Так же использование игры по формированию экономического мышления на определенном этапе обучения, позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка.

Огромная роль в развитии связной речи ребенка принадлежит игре – ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в ней реализуются потребность общения и познания ребенком окружающего мира.

Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением. Очень важно в это время исправлять недостатки речи. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие. Благодаря использованию игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка.

Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для речевого развития детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность.

Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной деятельности – это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр очень разнообразна: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому, что нужно для работы».

Главное место в играх, направленных на формирование основ финансовой грамотности, я отвожу работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в речевом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала, так как оказываются недостаточно сформированными практические навыки общения.

В ходе бесед, направленных на формирование основ финансовой грамотности, знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы мы воспитываем чувства детей, формируем отношение к событиям, о которых идет речь.

Осуществляя экономическое воспитание детей, я ставлю их перед необходимостью думать, поощряю процесс поиска, поддерживаю при возникновении трудностей. Очень важным в работе считаю индивидуальный подход к детям. Дети робкие не потому, что они безучастны ко всему, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним стараюсь быть особенно внимательной, поддерживаю их усилия, помогаю в достижении успеха, создаю доброжелательное отношение других детей. В реализации поставленных задач мне помогает использование ТРИЗ. Проведенная работа показала, что игры детей стали более интересными, продолжительными. Пополняются знания детей с помощью игр: «Кому что нужно?», «Определи цену товара», «Волшебная мозаика», «Ярмарка», «Дороже - дешевле», интереснее стала игра «Рынок» и другие.

Дети узнали новые термины: труд, товар, продукт труда, услуга, продукция; бережливость, щедрость, экономность, богатство, бедность, жадность, честность, достоинство, работа, права, обязанности; завод, банк, банкомат, монетный двор, пункт обмена валюты, покупка, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево, долг, должник, заем, план; потребность, капризы, желание, возможность, торговые предприятия, киоск, универсам, ларек, базар, рынок, ярмарка, аукцион, рекламное агентство, детская лотерея; заработная плата, доход, заработок, стоимость, цена, бюджет семьи, семейные доходы и расходы, накопления, копилка, кошелек, сбережения, пенсия, монета, купюра, карманные деньги (появление денег и как они тратятся).

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью игр по формированию основ финансовой грамотности я использовала разнообразные подходы, формы и методы работы. Подходы, которые я использую в своей работе — это совокупность приемов, оказывающих непосредственное воздействие на детей дошкольного возраста с учетом временных рамок и объема программного обеспечения.

В своей практике я использовала следующие виды дидактических игр: на развитие лексической стороны речи: «Подбери слово», «Покупатель», «Назови три предмета», «Верно ли это?»; на развитие лексического строя речи: «Дополни предложение», «Придумай предложение», «Напишем кукле письмо», «Доскажи словечко», «Распутай слова», «Стоимость товара», «Составь фразу»; на развитие связной речи «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Скажи пословицу о деньгах», «Чего на свете не бывает», «Поиск пропавших деталей».

  • результате моей работы созданы максимально возможные условия для обеспечения обучения связной речи в специально организованной деятельности. Нами созданы условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий: настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые и др. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства. Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности языка произведений художественной литературы и фольклора. Использование игрового метода даёт возможность эмоционально представить речевой материал, попасть ребёнку в ситуацию успеха.

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: перед завтраком, во второй половине дня, а также на занятиях, построенных в игровой форме. Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов речевого развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

Сюжетно-ролевая игра создает благоприятный эмоциональный фон, приподнятое настроение. Дети берут на себя роли взрослых, воспроизводят отношения между людьми и их деятельность. Для этого нужно общаться между участниками, комментировать свои действия и действия сверстников. Чтобы все прошло удачно, ребенку приходится связно выражать свои мысли, использовать в речи правильные грамматические формы. В противном случае никто не поймет, что нужно «продавцу» (пожарному, учителю, строителю, воспитателю). Поэтому все, что проходит через игру, усваивается легко и быстро.

С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели. Наблюдая за играми детей, я видела, что их интересует жизнь взрослых. Они с удовольствием играют в игры: «Семья и семейный бюджет», «В банке», «Супермаркет», «Центр здоровья», «Почта», «Аптека» и другие.

Центральным моментом сюжетно-ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, старается действовать как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим отождествляет себя с ним. Игровая роль воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых.

Богатый речевой потенциал по формированию основ финансовой грамотности содержится в следующих формах художественного слова - потешки, сказки, загадки, пословицы, поговорки. Я организую данный процесс, уделяя особое внимание отбору художественных текстов, методику чтения и проведения бесед после прочтения, чтобы помимо коррекционной задачи, состоящей в закреплении произносительных умений и навыков, формировать и развивать у детей экономические представления. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

В ходе работы с детьми мы использовали такие формы и методы как: чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций, картинок, просмотр мультфильмов, организовывались выставки по произведениям писателей. По этим темам изготавливали рисунки, делали выставки работ, раскрашивали героев различных сказок.

Ознакамливаясь со сказками затрагивались различные стороны речи, обогащался словарь. Во время пересказа дети пользовались простыми и сложными предложениями, делали свою речь красочной. Во время принятия роли, изображая сказочного героя, меняли интонацию, темп речи.

Сказки отражающие труд людей:

  • «Терем – теремок»
  • «Хаврошечка»
  • «Морозко»
  • «Мужик и медведь»
  • А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
  • К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

  • Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
  • А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • К.И. Чуковский «Телефон»

Сказки о труде:

  • Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»
  • А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
  • К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о бартере:

  • Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
  • В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Сказки о деньгах:

  • К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»
  • Г.Х. Андерсен «Огниво»

Сказки о рекламе:

  • Народные сказки «Лиса и козёл»
  • Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
  • Ш. Перро «Кот в сапогах»
  • С. Михайлов «Как старик корову продавал»

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:

  • Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»
  • С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

 

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: в результате применение игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности в воспитательно-образовательном процессе увеличился интерес детей к обучению, активизировалась познавательная деятельность, повысилось качество усвоения речевого программного материала детьми.

Таким образом, использование игровых технологий в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень, несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной речевой активности, облегчая работу педагога.

Я заметила, что игры и упражнения по формированию основ финансовой грамотности, подобранные в соответствии с тематикой занятия и индивидуальных особенностей детей моей группы повышают результативность, нормализуют и активизируют основные функциональные системы организма ребенка и благотворно влияют на его речевую активность. Благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в развитии речевой деятельности.

 

Список литературы и источников

  1. Баранова Г.А. Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 1. С.24-25.
  2. Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию у дошкольников// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.
  3. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. 47 с.
  4. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия / под ред. Ушаковой О.С. М.: ТЦ Сфера. 2015.176 с.
Опубликовано: 02.07.2020

Программное содержание:

-Формировать представление о прямой взаимосвязи труда и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует полагаться на собственные способности и трудолюбие.

-Уточнить знания детей о некоторых профессиях, образовывать слова-действия зная название профессий.

-Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определённой профессии.

-Формировать представление о том, где могут хранится деньги.

-Формировать понимание того, что не все можно купить за деньги.

 

Материалы и оборудование:

-Мультимедийное оборудование

-Карточки «Профессии»

-Карточки «определи профессию по первым буквам картинок»

-Картон, клей, предметные картинки «кому что нужно для работы»

-Картонные монеты (условные деньги)

-Таблички с изображением кошелька, сейфа, шкатулки, копилки, банка, банковских карт, монет, купюр.

Ход занятия:

Воспитатель:https://ds14-ros.edu.yar.ru/badaeva/azbuka/2_w500_h337.jpg

«Как у наших у ворот чудо-дерево растёт чудо, чудо расчудесное!

Не листочки на нём, не цветочки на нём, а чулочки, башмачки словно яблочки!

 Туфельки, калошки, новые сапожки.»

Ребята, а существует ли такое дерево? (ответы детей)

А где мы можем взять вещи? (ответы детей)

А как мы можем их приобрести? (ответы детей)

Сегодня мы будем говорить о деньгах или по-другому, о финансах.

Ребята, скажите, а для чего нужны деньги? (ответы детей)

Как деньги попадают к нам в дом? (ответы детей)

https://ds14-ros.edu.yar.ru/badaeva/azbuka/3_w600_h439.jpgЛюди получают вознаграждение за труд.

Труд человека кормит, а лень портит. Только если человек много знает и умеет, у него есть профессия он с успехом выполнит работу. Людям любой профессии для работы необходимы определённые инструменты, оборудование. Без них они не смогут выполнить свою работу.

Предлагаю вам, выбрать среди предметов, лежащих на столе, те предметы которые нужны людям данной профессии. (Дети разбиваются на пары и получают карточку с заданием: «Определи название профессии по первым буквам картинок.»)

(Дети выполняют задание.)

 Каждая пара детей представляет своё задание, рассказывают о профессиях.

Воспитатель: Все работы хороши выбирай на вкус, и все вы молодцы с заданием справились. Делу время, а потехе час и у нас физкультминутка

«Будем денежки считать»

 

1.2.3.4.5 (шагаем на месте) Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

1 и 2 оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) в котором мы живём.

Третья монетка-одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монету купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька (спрятать большой палец в кулак)

 (Дети садятся на стулья)

 

Воспитатель: Выполняя работу люди зарабатывают деньги и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относится к ним бережливо, сберегать и копить. Давайте посмотрим, как копили деньги Медвежонок Потапыч, и Белочка Умелочка и что советовал им их друг Мудрый Ёжик. ( Мини спектакль « Мишкина копилка)

Весной после зимней спячки просыпается в своей берлоге Медвежонок Потапыч.

Медвежонок Потапыч.

 Красота, просто дух захватывает! Небо синее, солнышко яркое! Всё бы хорошо, только есть очень хочется.

Забегал, ищет, что из припасов осталось; ничего съестного не находит.

Медвежонок Потапыч. Вспомнил! У меня с осенней ярмарки деньги оставались, которые я на мёд поменял, да так и не потратил.

Заглядывает везде, денег не находит. Мимо проходит Мудрый Ёжик.

Мудрый Ёжик. С весной тебя, друг Потапыч!

Медвежонок Потапыч. Спасибо, Ёжик, только мне сейчас не до весны, голодный я.

Появляется белочка Умелочка.

Белочка Умелочка. Да и я бы тоже покушать не отказалась.

Мудрый Ёжик. Пойдёмте со мной, я как раз сейчас в лесной магазин иду.

Медвежонок Потапыч. Никак не найду деньги, которые специально берёг про запас.

Белочка Умелочка. И я тоже не нашла.

Мудрый Ёжик. По всему видно, что вы ещё не проснулись.

Медвежонок Потапыч. Почему?

Мудрый Ёжик. Да я же каждому из вас сам подарил на день рождения копилку-хрюшку.

Медвежонок Потапыч. Точно! И ещё объяснял, какая это нужная вещь.

Мудрый Ёжик. Да, и на разные вещи поможет накопить, и в трудную минуту выручит. (Обращается к зрителям.) У вас есть копилки? Что вы с ними делаете?

Все слушают ответы зрителей, при необходимости Ёжик комментирует их.

Медвежонок Потапыч (с большой радостью). Так вот же она! На самом виду стоит!

Мудрый Ёжик. Сытым и без нужды живёт тот, кто деньги умеет копить и сберегать!

Медвежонок Потапыч. Я сейчас деньги из копилки посчитаю. (Считает деньги)

Мудрый Ёжик. Запомните, Потапыч и Белочка, сберечь-значит сохранить, не растратить на ненужные и бесполезные вещи.

Медвежонок Потапыч. Большое тебе спасибо за подарок. Моя копилка никогда не будет пустой.

Белочка Умелочка. И моя тоже.

Мудрый Ёжик (назидательно). Учтите, что выполнить это обещание непросто. В жизни много соблазнов, да и товаров ведь столько, что глаза разбегаются. Как захотите на что-то деньги потратить, что-то купить, сразу вспоминайте, каким трудом они достаются. Поразмыслите, будет ли польза от траты денег на ту вещь, которую хотите купить.

Медвежонок Потапыч. Помню, как малину и мёд собирал! Спина от малиновых колючек до сих пор болит.

Белочка-Умелочка. А я собирала орехи.

Мудрый Ёжик. Да деньги трудом достаются!

И друзья весело зашагали в магазин по весеннему лесу.

Воспитатель: Да деньги достаются трудом их нужно заработать и сохранить. А где нужно хранить деньги, нам расскажут дети.

Ведущий: Ой беда, беда, беда! Денежки остались без жилья. Что нам делать и как быть? Как нам деньги сохранить? Куда деньги поселить?!

Кошелёк:

 Я солидный кошелёк, я монетам бы помог!

 Приходите ко мне жить, будем вместе мы дружить!

Несколько монет (дети с табличками «Монета») идут к кошельку.

Сейф:

Приходите ко мне жить, могу я деньги защитить!

Заходи скорей, не дрейфь! Я самый прочный в мире сейф!

 Часть монет и купюр отправляются к сейфу.

Копилка:

 Я копилка, хрюшка «Милка» приходите сюда жить, помогу вам накопить! Часть монет и купюр отправляются в копилку.

Банк:

Я банк, я денежки люблю! Приютить я всех смогу.

 Часть монет и купюр отправляются в банк.

Банковские карты: (хором)

 Мы карточки-подружки, симпатичные подружки.

 Приходите, деньги, к нам, здесь удобно будет вам!

 Часть монет и купюр отправляется к карточкам.

Шкатулка:

 Хоть я шкатулочка простая, а всё ж девчонка удалая!

 Приходите ко мне жить, не придётся вам тужить!

 Оставшаяся часть монет и купюр отправляются в шкатулку.

Банк:

 Согласились вы напрасно, в шкатулке жить не безопасно!

Воспитатель: Хорошо мы потрудились, наши деньги расселились! Славно все мы поиграли, много нового узнали!

https://ds14-ros.edu.yar.ru/badaeva/azbuka/4_w600_h450.jpgВоспитатель: Ребята количество денег в семье может как увеличиваться, так и уменьшаться. Давайте проверим, знаете ли вы секреты прихода и ухода денег. У каждого из вас на столе лежит две карточки-одна со знаком «+», а другая со знаком «-». Знак «+» всегда означает увеличение, доход, то есть приход денег, а знак «-» – их трату, расход и уход. Представим, что мы с вами большая дружная семья. Даня –финансист, он поможет нам правильно распределить семейный бюджет. Он будет говорить, какое событие произошло в нашей семье, а вы будите поднимать карточку со знаком «+», если это приход денег, или со знаком «-», если это расход денег. (Приход денег-на магнитную доску выкладываем условную монету, если расход денег условную монету убираем. Итак, начинаем:

-Мама и папа получили зарплату. (выкладывает монету)

-За хорошую работу папа получил вознаграждение-премию. (выкладывает монету).

-Бабушка получила пенсию. (выкладывает монету.)

-Брат принёс стипендию. (выкладывает монету.)

-Папа заплатил за квартиру, электричество, газ и телефон. (убирает монету)

-Бабушка продала укроп и петрушку со своего огорода. (выкладывает монету.)

-Мама сходила в магазин за хозяйственными покупками. (убирает монету)

-Бабушка купила продукты на рынке. (убирает монету)

-Вся семья съездила на экскурсию в другой город. (убирает монету)

-Сестра получила деньги в подарок на день рождения. (выкладывает монету)

-Мама выиграла деньги в лотерею. (выкладывает монету)

-Сыну купили велосипед. (убирает монету)

-Сестре купили платье. (убирает монету).

-Маме купили новые туфли. (убирает монету)

-Сын попросил купить ему роликовые коньки. Дети поднимают карточки, но ведущий объявляет, что денег больше нет.

Воспитатель: Действительно, посмотрите, у нашей семьи не осталось больше монет, а нам ещё необходимо бабушке купить лекарство.

Теперь вы наглядно увидели, что деньги имеют свою ценность, и если их тратить, то они исчезают. Нельзя купить сразу всё, что хочется, потому что сумма денег, которой располагает семья, всегда ограниченна.

А как вы думаете, можно ли всё, что нас окружает, купить за деньги? (ответы детей). Что же купить невозможно? (дети перечисляют)

https://ds14-ros.edu.yar.ru/badaeva/azbuka/5_w500_h415.jpgВоспитатель:(подводит итог) Итак, дети, на наших занятиях вы узнали, что деньги в нашей жизни имеют очень большое значение, но тем не менее главные ценности-жизнь, радость близких людей-за деньги купить невозможно. Они для нас бесценны, и их надо беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Играем в экономику"

Консультация для воспитателей как правильно учить играть в экономику....

Примерный конспект интегрированного занятия: "Путешествие в страну Экономика" Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Задачи: Учить детей  действовать согласно предложенной ситуации общения, делать обобщения  и выводы, решая экономические задачи; понимать значение  экономических пословиц, поговорок; да...

Дидактические игры "Играем в экономику".

Знакомство детей с профессиями, с продуктами труда. Воспитывать в детях уважение ко всем профессиям, показать необходимость разных профессий в жизни людей, их ценность для общества....

« Веселая экономика» ( игра – путешествие родителей)

в данной публикации представлены интересные задания по экономике для родителей...

Квест - игра с детьми 6 - 7 лет "Играем в экономику: семейный бюджет"

Данная квест - игра призвана в игровой форме вызвать интерес у воспитанников к новым знаниям в области экономики на примере семейного бюджета дружелюбного семейства гномов. Игра предназначена для дете...

Учим экономике играя

авторы  в статье рассказывают как у детей дошкольного возраста с помощью игры заложить основы экономического мышления , осознания того, каков «я в мире экономических ценностей»  ...