ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по основам финансовой грамотности (старшая группа)
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Рассматривается дидактическая игра как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников. Авторы приводят примеры дидактических игр по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_kak_sredstvo_formirovaniya_finansovoy_gramotnosti_u_doshkolnikov.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Рассматривается дидактическая игра как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников. Авторы приводят примеры дидактических игр по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова
Финансовое образование, финансовая грамотность, дошкольный возраст, игра, дидактическая игра.
В настоящее время финансовое образование дошкольников является новым направлением в дошкольной педагогике. Связано это с тем, что финансовая грамотность выступает как глобальная социальная проблема, которая неотделима от ребенка с раннего возраста.
Финансовая грамотность представляет собой умение к управлению собственными доходами и расходами, принятие правильных решений по распределению денежных средств и грамотному их приумножению [1].
В дошкольных образовательных учреждениях сегодня уделяется внимание вопросу формирования финансовой грамотности у дошкольников. Основной целью является создание условия для формирования представлений об основных экономических категориях как аспекта экономического воспитания детей дошкольного возраста [3].
Для формирования финансовой грамотности у дошкольников можно использовать различные дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой такую целенаправленную деятельность, когда каждый участник решает главную задачу и ориентирует свое поведение на положительный результат или выигрыш [2].
Мы предлагали детям поиграть в игру «Необходимые товары». В игре могут участвовать от 2 до 6 участников. Основная ее цель заключается в обучении дошкольников покупке товара первой необходимости, воспитании умения сдерживать собственные желания в приобретении товара.
Материалом для игры были карточки, которые разделены на 6 полей, где в 4 полях располагался товар первой необходимости, а в 2 остальных – изображения сладостей и игрушки, а также набор денежных купюр, фишки в виде корзинок.
Воспитатель выполняет роль родителя и говорит ребенку о том, что у него нет разменных денег и дает 1 тысячу игровых рублей, но напоминает, что это последние деньги и до зарплаты нужно еще прожить неделю. Взрослый просит купить только продукты первой необходимости. Дети получают деньги, идут в магазин и покупают товары, складывают их в корзинку (фишками закрывается товар на игровом поле). Продавец считает стоимость купленного товара и дает сдачу покупателю. Если ребенок купил один товар не первой необходимости, то продавец дает ему сдачу 200 или 100 рублей, если купил два таких товара, то сдачу не дает вовсе. Потом осуществляется анализ покупок: воспитатель с дошкольниками обсуждает, что нужно было купить в первую очередь, что нужно для семьи. Затем вспоминают, какие продукты нужны на каждый день. А потом считают, хватит ли оставшихся денег до следующей зарплаты как просил родитель.
Также предлагали игру «Капитал», ее цель – познакомить детей с возможностью приумножать свой «капитал». Для игры понадобились фишки, выполняющие роль денег, копилка и банк. Дети были разделены на две команды, где каждый участник получил фишку – деньги. Одна команда положила деньги в копилку, а другая в банк. К банке за каждый 5 фишек начислялась еще 1 фишка. Задачей детей было вычисление дохода команды.
Дидактическая игра «Потребность – возможность» направлена на формирование умение к приобретению товара согласно желанию, потребностям и возможностям. Для этой игры потребовались картинки или предметы с ценовым обозначением, фишки - «деньги». Перед дошкольниками воспитатель раскладывал товары из разных категорий. У детей была определенная сумма денег в руках. Предлагалось выполнить такое задание: Друг пригласил на день рождения, что можно купить ему на эти деньги в подарок?
Таким образом, использование дидактической игры для развития финансовой грамотности у дошкольников является эффективным педагогическим средством, обеспечивающим формирование представлений об основных экономических категориях, а также делающим данный процесс интересным и увлекательным. Воспитатель должен подбирать дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями, потребностями, возможностями детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. Горяев А.Е. Основы финансовой грамотности: учебное пособие/авт.- сост. А.Е. Горяев, В. В. Чумаченко. М.: Просвещение, 2016. 272 с.
2. Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет». Невтеюганск, 2019. 90 с.
3. Ханова Т.Г., Прокофьева Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1(21). С. 25-31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра, как средство формирования финансовой грамотности
У воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент - игра. С помощью игры у любого ребенка дошкольного возраста можно сформировать базу понятий на любую тему....
«Дидактическая игра - как средство формирования экономической грамотности дошкольников»
Консультация для педагогов ДОУ по финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.. В статье дидактическая игра рассматривается как средство формирования финансовой грамотности у ...
Буклет "Квест-игра как средство формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста"
Квест-игры по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста – это универсальная образовательная технология, которая помогает расширить представления дошкольников о деньгах, как можно правильно...
Дидактические игры математического содержания как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оц...
Дидактическая игра как средство формирования финансовых навыков дошкольников
Дидактическая игра как средство формирования финансовой грамотности дошкольников ...
Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности дошкольников
Финансовая грамотность — особое качество, формируемое у людей с самого раннего возраста, показывающее умение человека зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться. Современные дети принимают...
Театрализованная деятельность — как средство формирования финансовой грамотности у дошкольников.
Финансовая грамотность нужна абсолютно любому человеку.В современном мире, в котором так много неизвестного, порой мы, взрослые, теряемся в непрерывном потоке информации. А как помочь маленькому челов...
- Мне нравится (1)