Примерный сценарий НОД в старшей группе "Доходы-расходы"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Чупина Надежда Леонидовна

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

 -познакомить детей с составляющими семейного бюджета,

-познакомить детей с путями экономии расходов бюджета семьи;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение

- расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»;

Воспитательные:

 -воспитывать чувство меры в своих желаниях;

-воспитывать правильное отношение к деньгам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности в старшей группе «Доходы- расходы»

Подготовила Чупина Н.Л.

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

 -познакомить детей с составляющими семейного бюджета,

-познакомить детей с путями экономии расходов бюджета семьи;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение

- расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»;

Воспитательные:

 -воспитывать чувство меры в своих желаниях;

-воспитывать правильное отношение к деньгам.

Материалы: атрибуты для игры «Распределение семейного бюджета» (картинки с изображением расходов), игрушечные деньги, презентация, мультимедийное оборудование, мяч.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям закончить стихотворение:

               Чтоб продукты потреблять,

               В платьях ярких щеголять,

               Чтобы вкусно есть и пить,

               Надо всё это …….    (купить)!

Воспитатель:  За все товары мы платим деньги. А откуда берутся деньги?

Ответы детей

Воспитатель: Что такое зарплата?

Ответы детей.

Воспитатель:  Правильно, это деньги, которые родители получают за свой труд. А если человек состарился и не может работать, где он берёт деньги на   покупки?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, пенсия – это деньги, которые государство платит пожилому человеку за то, что он честно работал, когда был молодым. У нас государство помогает тем, кто уже не работает – пожилым людям, и тем, кто ещё не работает – детям. Это называется пособие на детей. Вы подрастёте, окончите школу, поступите в институт или университет, а государство будет вам помогать, платить деньги за то, что вы учитесь. Это называется стипендия.(Слайд)

Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Слово бюджет произошло от старинного  слова «бюджетте», что переводится как кошелек, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разным: бюджет страны, области, ваших семей. И тогда это будет называться «семейный бюджет».(Слайд)

Воспитатель:  Семейный бюджет складывается из зарплат родителей, пенсий дедушек и бабушек, стипендий и пособий сестричек и братиков. Это доходы семейного бюджета. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день рождения, дополнительный заработок — продажа с огорода овощей.(Слайд)

Воспитатель: Но в каждой семье есть и расходы. Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.(Слайд)

Пальчиковая гимнастика

Один, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши) 

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук) 

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и    

                                                                                            безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув  

                                                                                                                все пальцы)

 Схема  «Семейный бюджет»

(Семейный бюджет в виде тучек, капли-монетки)

Воспитатель: Дети, посмотрите на эти тучки. Представьте, что это бюджет семьи. В тучку падают дождинки, эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился и это - доходы. Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.(Слайд)

Воспитатель: А теперь посмотрите на другую тучку. Из нее падают капельки, она становится меньше – значит бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы - это деньги, которые семья тратит.(слайд)

Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру

«Доход - расход» (игра – диалог  с мячом)

Дети встают в круг, воспитатель бросает им мяч и задает вопрос.

Воспитатель: Ребята,  сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры семейных доходов и расходов. И тот, кому я брошу мяч, должен ответить, доход это или расход

Папа получил зарплату — Д.

Ребенок заболел — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Купили новую игрушку  - Р.

Продали часть урожая — Д.

Оплатили телефон – Р.

Маме дали премию – Д.

Порвались штаны — Р.

Папа продал гараж – Д.

Заплатили за воду — Р.

Подарили деньги на день рождения сестре – Д.

Купили арбуз — Р.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились! Теперь вы точно знаете, где доходы, а где расходы в семье.(дети садятся на места)

Воспитатель: В семейном бюджете есть необходимые расходы, на которые нужно тратить деньги в первую  очередь, а есть расходы необязательные, на которых можно и сэкономить  и не тратить деньги. Как вы думаете, какие в вашей семье есть обязательные расходы? (Слайд)

Ответы детей.

Воспитатель: А какие расходы можно назвать ненужными и без них можно обойтись? (Слайд)

Ответы детей.

Воспитатель: Я хочу вам рассказать сказку, да не простую, а экономическую.

Сказка про курочку Рябу (Слайд)

Жили-были дед да Баба, и была у них курочка Ряба.

Однажды получили они пенсию и начали думать и гадать, как им деньги потратить. Думали-думали, вдруг бабка говорит «Мне срочно нужен новый холодильник, а то мышь в подполе все овощи сгрызет». А дед говорит «А мне нужен новый телевизор, а то сегодня футбол по телевизору, а я на старом даже мяча не увижу».

Пошли они в магазин электроники и купили нужные им товары. Привезли домой, сидят – радуются.

 Вдруг слышат – страшный стук у дверей, а это волк пришел. Закричал он страшным голосом – «А ну открывайте дверь! Вы за дом заплатили? Вы за свет заплатили? А за воду? Уходите по добру, по здорову, теперь я здесь жить буду!»

Дед плачет, бабка плачет, а курочка Ряба кудахчет «Не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам новое яичко, да не простое, а золотое, вот с долгами и расплатимся».

Так и случилось, снесла курочка Ряба яичко золотое, продали его на рынке, а на вырученные деньги оплатили кварплату, свет, телефон, еще и на продукты осталось.

Воспитатель: Вы слушали сказку внимательно? Кто из героев сказки неправильно поступил? как нужно было поступить? А кто помог?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, ребята, внимательно слушали сказку, но не у всех у нас есть волшебные помощники, поэтому рассчитывать нужно только на бюджет своей семьи и тратить деньги правильно. А сейчас я предлагаю вам немного размяться.

Физкультминутка (Слайд)

Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)

Стали думать, как нам быть? (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в стороны)

Чтоб хватило всем друзьям, (круговые движения руками)

делим ровно пополам.(руки вместе вперед)


Воспитатель: Ребята, продолжим нашу беседу, а что нужно сделать, чтобы семейный бюджет увеличивался, а расходы уменьшались? (Слайд)

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, дети, нужно больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми. И тогда в семейном бюджете появятся еще и сбережения или накопления. Как вы думаете, что такое сбережения? (Слайд)

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, это так называемые «свободные» деньги, которые остаются после всех обязательных расходов. Их можно на что – то потратить, а можно отложить, тем самым накапливая больше денег, чтоб потом купить что – то более дорогое. А для этого важно  планировать бюджет. Кто планирует бюджет в вашей семье?(Слайд)

Ответы детей.

Воспитатель:  А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?

Ответы детей

Воспитатель: Конечно, вы тоже участвуете в планировании семейного бюджета, потому что при распределении средств учитываются потребности и желания всех членов семьи. И вот сейчас я предлагаю вам стать членами нашей «садовской» семьи и распланировать бюджет, который мы имеем.(Слайд)

Игровое упражнение  «Распределение семейного бюджета»

Дети делятся на группы – семьи и получают в распоряжение определенное количество «монет». Участники должны определить неотложные расходы и отнести в условное место монеты для оплаты за товары и услуги. В конце игры воспитатель определяет, какая семья наиболее «правильно» распорядилась семейным бюджетом.

Рефлексия: 

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Интересно вам было? А может кому-то трудно было? Что мы сегодня нового узнали? А кому можно об этом рассказать? Вам понравилось?

Ответы детей

Воспитатель: И в конце занятия я хотела бы вам напомнить, что очень многое в нашем мире нельзя купить за деньги. Давайте вместе вспомним, что это.(Слайд)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, и я хочу пожелать вам, чтобы в ваших семьях было как можно больше того, что не продается  – счастье, здоровье, уважение, дружба и любовь. Вы все большие молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный сценарий совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательного проекта о воде «Превращения капельки»

Этот материал является частью образовательного тематического проекта о воде. Знакомясь опытныи путем со свойствами воды, дети осознают значение воды для всего живого на земле; начинают понимать, почем...

Примерный сценарий проведения масленицы

прелагаемый материал может служить помощником при проведении масленицы...

Примерный сценарий НОД по развитию речи в старшей группе

Основная цель предлагаемой  образовательной деятельности - формирование диалогической речи у старших дошкольников...

Примерный сценарий сюжетно-ролевой игры «Почта» в старшем дошкольном возрасте

Программное содержание:Расширить представления детей о профессии почтальона.Продолжать формировать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре  ролевые взаим...

Примерный сценарий НОД с детьми старшей группы по теме: «Красавица зима »

Конспект занятия для детей старшей группы по теме:"Красавица зима"...

Примерный сценарий спектакля по мотивам сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Цель: развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольников.Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить знания детей об элементарных  переживаний человека;- научить проявлять основные эмоции ...