Обобщение опытом.
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Давай детям столько денег, чтобы они делали что-то,
а не столько, чтобы они не делали ничего.
Эти слова сказал герой Джорджа Клуни (Метт Кинг) в фильме «Предки»
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого раннего возраста и показывает умение самостоятельно не только зарабатывать деньги, но и грамотно ими управлять.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Реалии времени требуют новых подходов с учетом современных тенденций развития отношения подрастающего поколения к экономическим ценностям и правильно расставленных приоритетов.
Новшество опыта заключается в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.
Актуальность: В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Дети стараются подражать родителям. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Мой опыт строится на основе программы образовательного курса Поварницина Галина Петровна. / Киселева Юлия Александровна Финансовая грамотность дошкольника: Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры
Моя цель работы – Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Сформировать у детей первичные экономические понятия и умение применять их в конкретных условиях.
- Способствовать развитию правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями.
- Разработать систему экономического просвещения родителей.
- Модернизировать развивающую предметную пространственную среду, способствующую решению задач экономического воспитания.
-сформировать правильное отношение к деньгам как предмету, необходимого для жизни.
Так как Семья-это основа формирования предпосылок финансовой грамотности, которая является культурной базой, образцом социально-нравственных отношений
Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с опроса родителей. Результат анкетирования среди родителей показал, что:
57% - большинство считают, что необходимо внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание;
20% - считают, что эта тема детям не интересна,
23% - впринцепи не понимают о чём пойдёт речь.
На самом деле многие родители понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Были проведены с родителями беседы, консультации, оформлен для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи. Включение в образовательный процесс работы по формированию финансовой грамотности помогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.
Изучая проблему формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, я убедилась, что именно в дошкольный период можно сформировать у ребенка правильное представление о финансовых понятиях и посадить зерно богатства, которое будет расти вместе с ребенком, и сможет помочь ему стать независящим успешным человеком.
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В рамках реализации проекта будут использоваться методы и приемы:
- включение игровых упражнений;
- выполнение заданий;
- сюжетно-ролевые игры;
- Интеллектуальные Игры и развлечения
- Беседы и чтение
- Медиасредства (мультфильмы такие как Смешарики «Азбука финансовой грамотности», Три кота «Поход в магазин», Уроки тётушки совы»; виртуальные экскурсии)
Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» автор А.Д. Шатова
Для достижения положительных результатов В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности.
Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:
― сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Ярмарка»).
― дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»), ― настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),
Работа по формированию финансовой грамотности у дошкольников включает в себя: перспективный план, занятия с детьми старшего дошкольного возраста, которые носят интегративный характер, позволяющие знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений. Такие задания несут в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, но также доставляют радость детям, развивают их фантазию, воображение и логику. Решение логических задач увеличивает интерес ребенка к финансовым знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
В своей группе я создала такие условия и предметно-развивающую среду, которые помогают каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование, что облегчает умственному и личностному развитию.
1этап – Организационный: - Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. - Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист». - Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. - Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. - Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Изготовление лэпбука по финансовой грамотности
3 этап – Заключительный: Подведение итогов, диагностика уровня финансовой грамотности детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка. Дети приобретают навыки правильно вести домашнее хозяйство, экономить семейный бюджет. Это было заметно,когда я провела с детьми вечер досуг: «Аукцион». Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, что финансовая грамотность играет важную роль в развитие детей дошкольного возраста.
Результат моего опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Исходя из вышеизложенного,можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.41 МБ |
Мастер-класс для воспитателей | 1.92 МБ |
Мастер-класс для воспитателей | 162 байта |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого раннего возраста и показывает умение самостоятельно не только зарабатывать деньги но и грамотно ими управлять. Давай детям столько денег, чтобы они делали что-то, а не столько, чтобы они не делали ничего. Джордж Клуни ( Метт Кинг)
ФГОС ДО БЕРЕЖЛИВОСТЬ СМЕКАЛКА ТРУДОЛЮБИЕ УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАТЬ Ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах
Новизна: реалии времени требуют новых подходов с учетом Современных тенденций развития, отношения подрастающего поколения к экономическим ценностям и правильно расставленных приоритетов Актуальность: В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
ЦЕЛЬ
РАЗВИВАТЬ СФОРМИРОВАТЬ СПОСОБСТВОВАТЬ ЗАДАЧИ
Киреева Любовь Гавриловна Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры Поварницина Г.П. / Киселева Ю.А Финансовая грамотность дошкольника: Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры Райзберг , Борис Абрамович. Экономика для детей в играх, задачах и примерах: Практ . пособие / Б. А. Райзберг . - М. : Ось-89, 1996. - 71 с. Шатова Анна Демьяновна . Маленькая энциклопедия для дошкольников Методические материалы
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА Анкетирование родителей: 57% - за внедрение ФГ 20% - считают, что не интересно детям 23% - первый раз слышат Семья- основа формирования предпосылок финансовой грамотности, которая является культурной базой, образцом социально-нравственных отношений
Консультации для родителей Индивидуальные беседы
Методы и приёмы в работе с детьми Интеллектуальные Игры и развлечения Тематические занятия Беседы Чтение Сюжетно – ролевые Дидактические Настольные игры
23% - высоки уровень 1% - низкий уровень 76% - средний уровень Мониторинг детей Беседа: «Почему взрослые работают» Экскурсия по детскому саду: «Кто работает у нас в саду»
Медиасредства Виртуальные экскурсии
Планируемый результат Грамотный подход К денежным средствам Продукт труда Финансы нужно планировать
Продукт моего труда
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Давай детям столько денег, чтобы они делали что-то, а не столько, чтобы они не делали ничего.
Загадки
На товаре быть должна, обязательно …
Коль трудиться круглый год, будет кругленьким …
Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить …
Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой …
Люди ходят на базар: Там дешевле весь….
Приносить доходы стал. В банке папин ….
Сказки
В какой сказке жадность оставила медвежат без обеда?
Герой какой сказки закопал 5 золотых монет на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы вырастить золотое дерево. Как его зовут?
Назовите сказку о волшебном олене, у которого было особенное копытце с помощью которого можно добывать драгоценные камни
В какой сказке на трех сундуках с медными, серебряными и золотыми монетами сидели собаки.
Что нашла Муха, когда пошла по полю в сказке «Муха-Цокотуха»?
Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.
Играйте с детьми в экономику! Я благодарю всех! Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы
Обобщение опыта работы по теме: «Пути повышения двигательной активности в младшем дошкольном возрасте» Воспитателя МДОУ детский сад № 10 г. Кропоткин Савчук Ната...
Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.
Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...
Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.
Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество мам с детьми и с командой педагогов....
Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"
Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....
Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя
В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...
Понятие передового педагогического опыта. Объективные предпосылки обобщения опыта.
По мнению Я.С.Турбовского, «передовой педагогический опыт - это средство целенаправленного совершенствования воспитательно-образовательного процесса, удовлетиворяющее актуальные потребност...