Проект "Деньги - помощники"
проект по основам финансовой грамотности

Крикунова Ольга Николаевна

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Деньги - помощники"35 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ КРАСНОТУРАНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛЛЫКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

662664, Красноярский край, Краснотуранский район, село Беллык, улица  Ленина, дом 47, тел (3913) 474290,

E-mail: ugleva.ol@yandex.ru

Паспорт проекта

«Деньги - помощники»

для младших дошкольников

Вид проекта:

Информационно – практико – ориентированный.

Продолжительность проекта:

Долгосрочный  - на год.

Участники проекта:

Воспитатель, дети, родители.

Разработала: Крикунова О.Н.

с. Беллык 2021

Оглавление:

  1. Актуальность проекта, гипотеза……………………………………………3
  2. Цель проекта..………………………………………………………………..3
  3. Задачи  проекта………………………………………………………………3
  4. Принципы реализации проекта……………………………………………..4
  5. Условия реализации проекта..………………………………………………4
  6. Формы реализации проекта…………………………………………………4
  7. Методы и приемы реализации проекта…………………………………….4
  8. Ожидаемый результат……………………………………………………….5
  9. Этапы проекта………………………………………………………………..6
  10. Перспективный план реализации проекта на 2021 – 2022 год……………7

Актуальность проекта:

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Гипотеза:

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Цель проекта: 

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Формировать элементарных представлений детей о деньгах и их предназначении;
  • Совершенствовать навык детей делать реальную покупку в магазине с родителями;
  • Укреплять семейные связи.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
  • Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип наглядности;
  • Принцип доступности;
  • Принцип систематичности и последовательности;
  • Принцип прочности;
  • Принцип целенаправленности;
  • Принцип новизны;
  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Условия реализации проекта:

Проект реализуется в ходе совместной деятельности воспитателей, детей и родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: 

  • Наблюдение;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Просмотр мультфильмов.

Методы и приёмы реализации проекта:

  • Организационные;
  • Мотивирующие;
  • Словесные;
  • Игровые;
  • Наглядные;

Ожидаемый результат: 

  • Дети приобретут первичный экономический опыт;
  • У детей сформируются элементарные представления о деньгах и их предназначении;
  • Родители получат дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
  • Дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблеме;
  • Педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.

Этапы проекта:

Этапы проекта

Содержание

Срок реализации проекта

 I - подготовительный

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы по теме проекта;
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги – помощники».
  • Ввод детей в проблемную ситуацию;
  • Диагностика знаний детей;
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
  • Подбор наглядного материала, художественной литературы, дидактических игр по теме проекта;
  • Создание комфортной предметно-развивающей среды;
  • Разработка  перспективного  плана по реализации проекта.

апрель – август 2021 г.

II – практический

  • Работа по перспективному плану.

сентябрь  2021 г. – май 2022 г.

III – заключительный

  • Диагностика уровня финансовой грамотности детей; 
  • Представление результатов проекта среди коллектива педагогов МБДОУ;
  • Презентация по итогам образовательного проекта «Деньги – помощники»;
  • Оформление папки по теме проекта «Деньги – помощники»;
  • Публикация на персональном сайте и на сайте ДОУ.

май  2022 г.

Перспективный план реализации проекта на 2021 – 2022 год

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки реализации

Исполнители и соисполнители

Подготовительный этап

Работа с детьми
Диагностика уровня финансовых знаний и умений

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений детей в младшей группе.

сентябрь

воспитатель

Работа с родителями
Оценка уровня готовности родителей к совместной деятельности по развитию речи

Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми (беседа, анкетирование).

сентябрь

воспитатель

Работа с педагогами МБДОУ
Информирование педагогов о содержании и значении проекта

Выступление на педсовете в ДОУ.

сентябрь

воспитатель

Обеспечение методическими материалами, разработками, оборудованием.

Подбор наглядного материала (деньги – бумажные купюры, копейки); художественной литературы по теме проекта; мультфильмов; оборудования для сюжетно – ролевой игры.

Подбор бесед, обсуждений, рассматривание картин по теме проекта, просмотр презентаций, сюжетно – ролевых игр, занятий.

сентябрь

воспитатель

Прохождение курсов повышения квалификации

Курсы «Преподавание основ финансовой грамотности в условиях реализации ФГОС» 108 часов, г. Санкт – Петербург.

с 15 февраля по 8 марта 2021 года

воспитатель

Практический этап

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Труд и продукт труда (товар)

Беседа: «Беседа о труде».

НОД: «Все профессии нужны».

Рассматривание картин: «Профессии».

Пословицы и поговорки о труде

Загадки о труде и профессиях

Развивающая игра: «Профессии», «Какие ошибки допустил художник?».

Сюжетно – ролнвые игры: «На приеме у врача», «Продавец» и др.

Чтение худ. лит.: «Чем пахнут ремёсла?» Дж. Родари, «Все для всех» Ю.Тувим.

Просмотр мультфильмов: «Как старик корову продавал», серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности».

Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек

Дежурство по столовой и занятиям

сентябрь – октябрь

воспитатель и

дети

Деньги и цена (стоимость)

Беседа: «О деньгах».

НОД: «Деньги. Денежные знаки».

Рассматривание картин: «Деньги».

Пословицы и поговорки о деньгах

Чтение худ. лит.: «Клад» Т.В. Грековой.

Сюжетно – ролевая игра: «В магазин за покупками», «В аптеке», «Проездной билет».

Просмотр мультфильмов: серии мультфильма «Фиксики»: «Деньги»; «Копилка»; «Как делают деньги».

ноябрь – декабрь

воспитатель и дети

Реклама: правда и ложь, желания и возможности

Беседа: «Беседа о рекламе».

Беседа: «Почему мне нравиться реклама»

Просмотр рекламных видеороликов

Рассматривание карточек по темам «Реклама для детей»

Собирание тематических пазлов

январь – февраль

воспитатель и дети

Полезные экономические навыки и привычки в быту

Беседа: «Хорошо ли быть бережливым».

Развивающая игра: «Хорошо – плохо».

Обсуждение пословиц и поговорок

Чтение худ. лит.: «Что такое хорошо, что такое плохо?» В.В.Маяковский, «Заплатка» Н.Носов.

Просмотр мультфильмов: «Азбука денег. Уроки тётушки Совы»; «Богатый бобренок».

март – апрель

воспитатель и дети

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях
Совместные мероприятия с детьми

Родительское собрание «Азы финансовой грамотности в семье»

сентябрь

воспитатель

Стендовые консультации для родителей:

1. «Что такое финансовая грамотность?»

2. «Финансовое воспитание детей»

3. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами?»

Памятка:

«10 советов по воспитанию финансово грамотных детей»

Выставка поделок «Копилка для монет»

Выставка красочных реклам «Моя любимая игрушка»

Выставка  поделок - игрушек из бросового материала (пластиковые бутылки, одноразовая посуда, картон и др.)

сентябрь – ноябрь

декабрь – февраль

март – май

декабрь

ноябрь – декабрь

январь – февраль

март – апрель

Воспитатель

родители и дети

родители и дети

родители и дети

Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей.

май

воспитатель

Работа с педагогами МБДОУ
Транслирование опыта работы по проекту
Обмен опытом

Выступление на педсоветах,
взаимопосещение НОД и мероприятий.

Доклад на МО района.

сентябрь – май

воспитатель

Заключительный этап

Работа с детьми
Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений выявление динамики и полученных результатов у младших дошкольников.

май

воспитатель

Работа с родителями
Подведение итогов совместной работы

Собрание с родителями по итогам проекта «Деньги помощники».

май

воспитатель

Работа с педагогами МБДОУ
Представление результатов работы

Выступление на педсовете, подготовка и представление доклада и презентации о проделанной работе.

май

воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Проект: "Все помощники нужны, все помощники важны"

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: воспитание потребности в здоровом образе жизни, вызвать у детей интерес к роли органов чувств в жизни человека, развивать познавательн...

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста на тему: «Все помощники – важны, все помощники – нужны».

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:«Все помощники – важны, все помощники – нужны».Цель:·        Сформировать ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...