Проект на тему: "Маленькие финансисты"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города Новосибирска
«Детский сад № 401»
(383) 267-73-53
630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1
ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1
Азбука финансовой грамотности
ПРОЕКТ
на тему:
«Маленькие финансисты»
Подготовили:
Мордовина Е.А.
Ядрышникова Н.Е.
воспитатель общеразвивающей группы
Новосибирск 2022г.
Содержание проекта
1.Краткая аннотация проекта:
2. Описание учреждения:
2. Постановка проблемы:
3. Актуальность темы:
4. Цель и задачи проекта:
5. Этап реализации проекта:
6.Перспективный план реализации проекта
7. Предполагаемый результат:
8. Возможные риски;
9. Бюджет проекта:
10. Функционал участников проекта
11. Вывод:
12.Список литературы;
Приложение
Краткая аннотация проекта.
Проект по формированию финансовой грамотности составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности «Маленькие финансисты» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Данный проект будет реализован с воспитанниками МКДОУ №401 «гр. Колокольчик.»
Описание учреждения
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 401» расположено по адресу: ул. Кошурникова, 49/1 Дзержинского района.
Согласно приказа ГорОНО г. Новосибирска от 15.01.1969г. данный ясли - сад № 401 был открыт впервые.
На данное время в детском саду функционирует 10 комбинированных групп, посещает более 400 детей, из них 80 детей со статусом ОВЗ.
Задача МКДОУ детский сад № 401 заключается в создании условий для успешной адаптации и социализации воспитанников, их самореализации в обществе.
Если вести работу по воспитанию финансовой грамотности в течении длительного времени, давая материал, по принципу усложнения, используя множество финансовых игр, закреплять материал конкурсами, олимпиадами, то это поможет детям хорошо усвоить материал, сформировать личную заинтересованность в дополнительном изучении данной темы. И все это в целом даст возможность избежать детям много ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Постановка проблемы.
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Актуальность темы.
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Этапы проекта
этапы | Направление деятельности | сроки | ответственные |
I этап подго товительный |
| 18.03- 21.03.22 | Воспитатели |
II этап основной | Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта. Приложение №1 изготовление пособий для занятий и атрибутов для игры. Приложение №2 чтение художественной литературы. Приложение №3 просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), Приложение №4 Конспект НОД Приложение №5 | 22.03- 24.03.22 | Воспитатели, Родители |
III этап заклю чительный | План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. «Супермаркет» ролевая игра «Магазин». Приложение №6 Папка передвижка для родителей. Приложение №7 | 25.03.22 | Воспитатели, дети, Родители |
Перспективный план реализации проекта
№ п/п | Направление работы | Целевые ориентиры |
«Что такое деньги?» (вводное занятие) | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. | |
«Семейный бюджет и расходы семьи» | Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги. | |
Консуль- тация для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» | Папка передвижка | |
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Игровая деятельность. | Познакомить детей с игрой «Супермаркет». Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета. | |
Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности». | https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/materials/azbuka-finansovoj-gramotnosti-so-smesharikami/ | |
«Личные сбережения» | Формирование понятий у детей зачем надо копить и сберегать. Дать представления о том, что копить не просто, но полезно, ответственно и важно. Развивать осмотрительность в денежных тратах двух точек зрения «могу» и «хочу». | |
«Кредитование» | Формирование знаний у дошкольников о кредитовании и необходимости его использования. способствовать развитию экономического мышления; воспитывать потребность к активизации мыслительной деятельности, творческому поиску, ответственно принимать решения. | |
«Риски и финансовая безопасность» | Объяснить детям что такое «риски и финансовая безопасность»; рассказать детям какие бывают финансовые риски и способы их обезопасить. | |
Игра онлайн | https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/materials/onlajn-igra-smeshariki-v-mire-finansov/ | |
«Страхование» | Объяснить значение понятий «страховка», «страхование»; рассказать детям для чего нужна страховка. Формирование экономических знаний в разных видах экономической деятельности, расширять социальные представления о современном обществе. | |
«Инвестиции» | Сформировать у дошкольниках понятия об инвестициях, источниках и методах финансирования инвестиций, |
Предполагаемый результат
Дети понимают и ценят окружающий предметный мир.
Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Научаться быстро и эффективно усваивать математические операции: счет, сложение, вычитание.
Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Возможные риски
Риски | Пути предотвращения |
Большой списочный состав детей | Проводят реализацию данного проекта во второй половине дня |
Мотивационные (недостаточная познавательная активность родителей) | Консультации для родителей; ««Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» Создание условий для реализации проекта. |
Недостаток методических разработок по тематике проекта. | Использование ресурсов интернет-пространства. |
Бюджет проект
Наименование | Всего (рублей) | Имеющиеся средства | Требуемые средства |
Канцелярские товары | 1000 | 1000 | 0 |
Ноутбук | 25000 | 25000 | 0 |
Ламинатор | 5000 | 5000 | 0 |
Многофункциональное устройство (принтер) | 9000 | 9000 | 0 |
Фотоаппарат | 15000 | 15000 | 0 |
ИТОГО: | 0 |
Функционал участников проекта
№ п/п | Ответственные | Функционал обязанностей |
1 | Заведующий ДОУ | Создание условий для реализации и проведения мероприятий. Обеспечение материальной базы в рамках реализации проекта |
Старший воспитатель | Методическое сопровождение педагогов (консультации, семинары). | |
Воспитатели | Реализация совместной и самостоятельной деятельности с детьми Разработка системы взаимодействия педагогов и функционала Включение родителей в данный процесс | |
Дети | Активные участники в проектной деятельности. |
Вывод
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.
Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.
Литература
1.Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников». 2."Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
3.Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия:Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
4.Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»
5.Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем»/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
6. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Маленьким детям – большие права» для детей старшего дошкольного возраста
Мы взрослые, хотим воспитать у наших детей любовь к родине, а оказывается не в состоянии воспитать даже любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственн...
Проект на тему "Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят"
Педагогический проект для реализации в системе образования на разновозрастное общение с детьми, помощь старших дошкоьников младшим в обучении малышей лепить, рисовать, играть и т.д....
ПРОЕКТ Тема: «Маленький финансист»
Актуальность.«Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система,...
Проект на тему: "Маленькие обитатели нашей природы"
Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического ...
Проект на тему: "Маленькие чистюли"
Проект на тему: "Маленькие чистюли". Актуальность проекта, этапы проведения, результаты, приложения....
Проект на тему: « Маленькие огородники» во второй младшей группе
Наименование проекта: « Маленькие огородники»Тип проекта: познавательно – исследовательскийУчастники проекта: воспитатели, родители и детиСроки реализации проекта: июнь-авг...