Проект на тему: "Маленькие финансисты"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Ядрышникова Надежда Евгеньевна

Азбука финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_17.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Новосибирска

«Детский сад № 401»

(383) 267-73-53

630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1

ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1

Азбука финансовой грамотности

ПРОЕКТ

на тему:

«Маленькие финансисты»

                                                                       

                                                                         Подготовили:  

Мордовина Е.А.

Ядрышникова Н.Е.

воспитатель общеразвивающей группы

                                                                                                       

Новосибирск 2022г.

Содержание проекта   

1.Краткая аннотация проекта:

2. Описание учреждения:

2. Постановка проблемы:

3. Актуальность темы:

4. Цель и задачи проекта:

5. Этап реализации проекта:

6.Перспективный план реализации проекта

7. Предполагаемый результат:

8. Возможные риски;

9. Бюджет проекта:
10. Функционал участников проекта

11. Вывод:

12.Список литературы;

Приложение                                                                                                                                                                                                                          


Краткая аннотация проекта.

Проект по формированию финансовой грамотности составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности «Маленькие финансисты» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Данный проект будет реализован с воспитанниками МКДОУ №401 «гр. Колокольчик.»

Описание учреждения

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 401» расположено по адресу: ул. Кошурникова, 49/1 Дзержинского района.
    Согласно приказа  ГорОНО г. Новосибирска от 15.01.1969г. данный ясли - сад № 401 был открыт впервые.

На данное время в детском саду функционирует 10 комбинированных  групп, посещает более 400 детей, из них 80 детей со статусом ОВЗ.

Задача МКДОУ детский сад № 401 заключается в создании условий для успешной адаптации и социализации воспитанников, их самореализации в обществе.

Если вести работу по воспитанию финансовой грамотности в течении длительного времени, давая материал, по принципу усложнения, используя множество финансовых игр, закреплять материал конкурсами, олимпиадами, то это поможет детям хорошо усвоить материал, сформировать личную заинтересованность в дополнительном изучении данной темы. И все это в целом даст возможность избежать детям много ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Постановка проблемы.

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Актуальность темы.

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Этапы проекта

этапы

Направление деятельности

сроки

ответственные

I этап подго

товительный

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
  • подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме.

18.03-

21.03.22

Воспитатели

II этап основной

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта.

Приложение №1

изготовление пособий для занятий и атрибутов для игры.

Приложение №2

 чтение художественной литературы.

Приложение №3

 просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы),  Приложение №4

Конспект НОД

Приложение №5

22.03-

24.03.22

Воспитатели, Родители

III этап заклю

чительный

План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

«Супермаркет»

ролевая игра «Магазин».

Приложение №6

Папка передвижка для родителей.

Приложение №7

25.03.22

Воспитатели, дети,

Родители

Перспективный план реализации проекта

№ п/п

Направление работы

Целевые ориентиры

«Что такое деньги?»

(вводное занятие)

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;

воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

«Семейный бюджет и расходы семьи»

Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Расширять   представление   детей   о   том,    как   складывается   семейный  бюджет; Познакомить  с  новым  понятием   «расходы»,  какими  они  бывают  (на  товары длительного  пользования,  на  товары  кратковременного  пользования,  на  услуги);

Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Консуль-

тация для родителей

«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

Папка передвижка

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Игровая деятельность. 

Познакомить детей с игрой «Супермаркет». Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников супермаркета.

Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/materials/azbuka-finansovoj-gramotnosti-so-smesharikami/

«Личные сбережения»

Формирование понятий у детей зачем надо копить и сберегать. Дать представления о том, что копить не просто, но полезно, ответственно и важно. Развивать осмотрительность в денежных тратах двух точек зрения «могу» и «хочу».

«Кредитование»

Формирование знаний у дошкольников о кредитовании и необходимости его использования.

способствовать развитию экономического мышления; воспитывать потребность к активизации мыслительной деятельности, творческому поиску, ответственно принимать решения.

«Риски и финансовая безопасность»

Объяснить детям что такое «риски и финансовая безопасность»; рассказать детям какие бывают  финансовые риски и способы их обезопасить.

Игра онлайн

https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/materials/onlajn-igra-smeshariki-v-mire-finansov/ 

«Страхование»

Объяснить значение понятий «страховка», «страхование»; рассказать детям для чего нужна страховка.

Формирование экономических знаний  в разных видах экономической деятельности, расширять социальные представления о современном обществе.

«Инвестиции»

Сформировать у дошкольниках понятия об инвестициях, источниках и методах финансирования инвестиций,

Предполагаемый результат

Дети понимают и ценят окружающий предметный мир.

Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Научаться быстро и эффективно усваивать математические операции: счет, сложение, вычитание.

Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Возможные риски

Риски

Пути предотвращения

Большой списочный состав детей

Проводят реализацию данного проекта во второй половине дня

Мотивационные (недостаточная познавательная активность родителей)

Консультации для родителей; ««Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»

 Создание условий для реализации проекта.

Недостаток методических разработок по тематике проекта.

Использование ресурсов интернет-пространства.

Бюджет проект

Наименование

Всего (рублей)

Имеющиеся средства

Требуемые средства

Канцелярские товары

1000

1000

0

Ноутбук

25000

25000

0

Ламинатор

5000

5000

0

Многофункциональное устройство (принтер)

9000

9000

0

Фотоаппарат

15000

15000

0

ИТОГО:

0

Функционал участников проекта

№ п/п

Ответственные

Функционал обязанностей

1

Заведующий ДОУ

Создание условий для реализации и проведения мероприятий.

Обеспечение материальной базы в рамках реализации проекта

Старший воспитатель

Методическое сопровождение педагогов (консультации, семинары).

Воспитатели

Реализация совместной и самостоятельной деятельности с детьми

Разработка системы взаимодействия педагогов и функционала

Включение родителей в данный процесс

Дети

Активные участники в проектной деятельности.

 

Вывод

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Литература

1.Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников». 2."Методические рекомендации. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. ФГОС ДО"/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

 3.Сборник игр по организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия:Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

4.Советы родителям: говорите с детьми о финансах Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников»

5.Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем»/Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Издательство: Вита-Пресс, 2019 г. Серия: Занимательные финансы. Азы для дошкольников».

6. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Маленьким детям – большие права» для детей старшего дошкольного возраста

Мы взрослые, хотим воспитать у наших детей любовь к родине, а оказывается не в состоянии воспитать даже любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственн...

Проект на тему "Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят"

Педагогический проект для реализации в системе образования на разновозрастное общение с детьми, помощь старших дошкоьников младшим в обучении малышей лепить, рисовать, играть и т.д....

ПРОЕКТ Тема: «Маленький финансист»

Актуальность.«Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система,...

Проект на тему: "Маленькие обитатели нашей природы"

Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического ...

Проект на тему: "Маленькие чистюли"

Проект на тему: "Маленькие чистюли". Актуальность проекта, этапы проведения,  результаты, приложения....

Проект на тему: « Маленькие огородники» во второй младшей группе

Наименование проекта: « Маленькие огородники»Тип проекта: познавательно – исследовательскийУчастники проекта: воспитатели, родители и детиСроки реализации проекта: июнь-авг...