Занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги и зачем они нужны" для детей старшей группы
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Представлен конспект занятия по финансовой грамотности "Что такое деньги и зачем они нужны" для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_chto_takoe_dengi_i_zachem_oni_nuzhny.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная школа «Прогимназия»
Конспект
занятия по финансовой грамотности
на тему: «Что такое деньги и зачем они нужны»
для детей старшей группы
Подготовила: Чернявская Э.Х.,
воспитатель 2 группы
Сургут, 2021
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека; с понятиями: «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги;
- воспитывать отношение к деньгам, как к средству обмена денежных знаков на товары, удовлетворяющие разумные потребности;
- развивать речь детей, любознательность, логическое мышление, интерес к экономике.
Тип занятия: изучение и усвоение нового материала.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и демонстрационный материал: банкомат, мольберт, мяч, копилка, ракушки, перья, мех, купюры и монеты разного достоинства, пластиковая карта, кошельки, схема «Расходы семьи», дидактические материалы к игре «Что можно, а что нельзя купить за деньги».
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением монет и купюр (а также настоящих денежных средств, беседа о значимости и необходимости наличия денег для людей, чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха», индивидуальная работа.
Материал:«волшебная» коробочка, презентация «История возникновения
Ход занятия
Вводная часть. Орг.момент
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар.
- Из какого произведения этот отрывок?
Дети: Муха-Цокотуха.
Воспитатель: Правильно, а кто автор этого произведения?
Дети: Корней Чуковский.
Воспитатель: Правильно, ребята. А хотите узнать, какую денежку нашла Муха-Цокотуха?
Дети: Да.
Воспитатель: Что это у нас?
Дети: Копилка.
Воспитатель: А для чего нужна копилка?
Дети: Чтобы копить там деньги.
Воспитатель: Правильно, в моей копилке есть разные деньги (показывает).
- А как вы думаете, всегда ли были деньги или раньше что-то другое использовали, чтобы заплатить за товар? Ответы детей.
А хотите узнать?
Дети: Да.
Основная часть:
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами узнаем историю появления денег, что такое деньги и зачем они нам нужны.
- Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Но если у людей не было денег, как же они покупали товар?
Например, у тех людей кто жил недалеко от моря были ракушки и они их обменивали на масло и куриные яйца. У охотников были шкуры и мех животных, они обменивали их на топоры и глиняные горшки. Перья птиц на зерно. Но такой обмен стал вскоре неудобным и люди изобрели деньги.
Воспитатель: А какими деньгами мы с вами сейчас пользуемся, как они называются?
Дети: Монетами, банкнотами.
Воспитатель: Да, деньги бывают разные.
Железные деньги называются…(монетами), а бумажные… (банкнотами).
- А сейчас ответьте мне, пожалуйста, чем деньги отличаются.
Я начну предложение, а вы закончите:
- Монета железная, а банкнота (бумажная);
- Монета круглая, а банкнота (прямоугольная);
- Монеты железные, они звенят, а банкноты бумажные, они (шуршат);
- Монета тяжелая, а банкнота (легкая).
- Ребята, а может кто-то из вас знает где делают деньги?
Дети: В Монетном дворе.
Воспитатель: Правильно, монеты там чеканят, а бумажные деньги-банкноты, печатают.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, что же такое деньги?
Дети: За деньги можно купить какой-то товар.
Воспитатель: Деньги- это такой предмет, который можно обменять на любой товар или услугу. Например, хлеб можно купить за несколько монет, а куртку можно купить за несколько банкнот.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам встать и поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги» (с мячом). Подумайте и ответьте. (бросает мяч каждому ребенку с фразой «Для чего нам нужны деньги»).
Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:
-для покупки продуктов питания; для оплаты коммунальных услуг, бытовых услуг; для отдыха и развлечений; для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для оказания помощи бедным (такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
- Смотрите, сколько нужно всего купить, сколько нужно всего заплатить.
Но сколько же денег нм нужно для оплаты за различные товары и услуги. Давайте с вами посмотрим на схему, какая часть денег каждый месяц нужна на разные приобретения и услуги. (Схема на мольберте)
- Посмотрите, самая большая часть денег у нас идет на что?
Дети: на продукты.
Воспитатель: Правильно, мы покупаем целый месяц еду, чтобы нам быть здоровыми и сильными.
- Посмотрите, немного поменьше нам сумма денег нужна на что?
Дети: для дома.
Воспитатель: Мы с вами когда играли сказали, что нужно оплачивать каждый месяц коммунальные услуги: за электричество, свет, воду, газ, отопление. Эти деньги нам обязательно понадобятся.
- Ещё поменьше часть денег нужна на что?
Дети: на непродовольственные товары.
Воспитатель: Это те средства, которые необходимы в квартире, чтобы она была чистой. А также на обувь и одежду нужно тоже отложить деньги. Потому что может порваться обувь или одежда станет не по размеру.
- Ещё часть денег нужна нам для чего?
Дети: на транспорт.
Воспитатель: Правильно, прежде чем поехать на автобусе, поезде или самолете мы должны купить билет.
- И последняя часть, для чего откладываются деньги?
Дети: на отдых и развлечения.
- Правильно, здесь откладывается сумма денег для того, чтобы поехать в отпуск, на какие-то развлечения (поход в кино, театр, на выставку) или если кто-то заболел, нужно купить лекарства, даже если животное заболеет, его нужно вести в ветеринарную клинику и за эти услуги нужно заплатить.
- Ребята, теперь мы с вами знаем, сколько денег и куда тратится.
- А сейчас вспомним нашу физминутку «Покупка».
Мы бежали по дорожке (бег на месте),
Вдруг (хлопок) порвались босоножки (показываем на ноги),
Что же делать, как нам быть (руки в сторону, потом в другую),
Как же обувь нам добыть (руки у щек, качаем головой).
Будем обувь покупать (потопать ногами),
Станем денежки считать (пальцами пошевелить).
Раз, два, три, четыре (тарелочки хлопаем),
Вот и туфельки купили (показываем на ноги).
Воспитатель: Скажите, за что люди получают зарплату?
Дети: За работу.
Воспитатель: Правильно, взрослые люди ходят на работу. Там они выполняют свою работу добросовестно и качественно, и за это получают деньги.
Воспитатель: Ребята, скажите, а где хранят деньги ваши родители?
Дети: в кошельке.
Воспитатель: Да, у всех взрослых есть кошелек. В кошельке лежат деньги. В моём кошелке вот такие деньги (показывает). Мы их видим, мы можем их посчитать и можем узнать, хватит ли нам на ту или иную покупку. Эти деньги называются наличными, потому что мы держим их в руках, мы их видим.
- Посмотрите, а в этом кошелке наличных денег нет. А есть деньги безналичные, и они хранятся на пластиковой карте. Чтобы снять с неё наличные деньги, мы должны будем пойти в банк или в магазин, где стоит банкомат. Мы карточку вкладываем в банкомат и запрашиваем ту сумму, которая нам необходима. Но просто так банкомат нам деньги не выдаст, потому что у каждой карты есть свой пинкод. Цифры, которые нужно запомнить. Эти цифры как вы думаете, можно всем рассказывать.
Дети: Нельзя рассказывать, так как могут по этому пинкоду снять деньги с карты.
Воспитатель: Да, никому нельзя рассказывать свой пинкод, чтобы деньги с карты не пропали.
- Ребята, а как вы считаете за деньги можно купить абсолютно всё или есть что-то, что за деньги не купишь?
- А сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Что можно, а что нельзя купить за деньги». Участвуют две команды.
На каждую картинку нужно положить фишку.Если этот товар можно купить за деньги, вы положите фишку с нарисованными деньгами, а если этот предмет нельзя купить за деньги, вы положите фишку с зачеркнутыми деньгами.
- А сейчас мы сравним результаты у команд.
Мы с вами выяснили, что оказывается не всё можно купить за деньги.
Заключительная часть:
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).
- Давайте я сформулирую правило и вы его запомните на всю жизнь: Деньгами нужно распоряжаться экономно и бережно. Не тратить их по пустякам, а иметь привычку копить. Запомнили? Молодцы.
- Спасибо вам за хорошую работу на занятии. Будем и дальше знакомиться с финансовой грамотностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по формированию представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста
Занятие №1 «Деньги. Купюра. Монета»Цель:- раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;- учить находить отличительные и сходные приз...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Забавы вокруг печки» для детей старшей группы.
Приобщать детей к истокам народной культуры....
Конспект итогового занятия по развитию речи на тему "День Защитника Отечества" для детей старшей группы компенсирующей направленности
Данный конспект НОД по развитию речи на тему "День защитника Отечества" предназначен для детей старшей группы компенсирующей направленности(ЗПР/ЗПРР), но возможно его применение и в логопедических гру...
Конспект открытого занятия с использованием ИКТ по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы «Письмо от Незнайки»
презентация сжата...
Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы
Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы...
Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:- дать первичные знания по финансовой грамотности;- расширять представления о профессиях, соотносить ...
Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....