Мастер-класс «По ступенькам финансовой грамотности»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «По ступенькам финансовой грамотности»
КВИЗ – игра. «Финансовые ступеньки»
Цель: создание условий для повышения компетентности педагогов в области использования различных методов, приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности в условиях ДОО.
Задачи:
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы;
– расширять кругозор посредством игр по финансовой грамотности и способствовать развитию интереса к играм и сказкам экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДОО;
- актуализировать и расширить знания педагогов по применению методов и приемов в вопросах экономики и финансовой грамотности в работе с детьми;
- способствовать развитию умения работать в коллективе;
- способствовать созданию положительного образа финансово грамотного человека.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Нашу сегодняшнюю встречу мне хочется начать с высказывания:
Бертольда Ауэрбах
«Нажить денег - храбрость;
сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».
Обучение финансовой грамотности – это новый опыт не только для воспитанников, но и для меня – педагога со стажем.
Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте?» - спросите Вы.
Это задача трудная- отвечу вам я, но решаемая.
Решению этой задачи и посвящается наша квиз игра.
А сейчас несколько слов о том, что такое квиз – игра? Впервые этот термин прозвучал в 1781 году. Это слово употребляли для обозначения процесса игры, получения удовольствия от соревнований. Согласно Оксфордскому словарю, слово «квиз» обозначает буквально «вопрошение», «викторина»
Итак, мы начинаем. Сюрпризный момент. Внимание чёрный ящик. (звучит музыка)
Уважаемые игроки, то что лежит в черном ящике каждому из нас нужно. Чем их больше, тем лучше. (деньги)
Прошу вас взять по монетке. У кого монеты одинаковым номиналом, значит это ваша команда, приглашаю вас за столы.
Всякий труд должен быть оплачен, поэтому за правильный ответ вы будете получать монету. Прежде, чем ответить вы поднимаете флажок, кто первым поднимет, у того право первого ответа на вопрос.
Конечно же вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки. Используя в своей работе загадки, можно знакомить детей с финансовыми терминами. Предлагаю вам для разминки загадки – добавлялки, за разминку монетки не даются, так как у вас уже есть по 2 монетки в копилке.
1.«Экономические загадки – добавлялки»
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
6.И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
7.Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
8.Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся (залог)
Отличное начало, коллеги!
Следующая форма, которую можно использовать в своей работе – пословицы.
2.Экономическая викторина.
1. Кто, согласно пословице, платит дважды? Скупой
2. «Хороший товар сам себя». Хвалит
3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? Двигатель
4. Название какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? Блоха
Да. Молодцы. Все ответы верны. На этом примере дети узнают финансовую философию.
А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.
1. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»
2. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? «Курочка Ряба», золото
3. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его братьям? (Три поросенка).
4. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)
-Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
3. Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.
1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?
4. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
4. кроссворд
Ведущий Предлагаю попробовать попрактиковаться, актуализируем свои знания в товарно-денежных отношениях и решим «Кроссворд»
1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)
2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)
4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)
5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)
7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)
Предлагаю отдохнуть и поиграть.
«Сигнальщики» (товар или услуга)
Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».
Правила игры: Если я называет товар – топаете, а если услугу – хлопаете.
(парикмахерская (стрижка, покраска) – услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).
5. Скажите мне пожалуйста, какой основной вид деятельности у детей. (ответы: Игра). Давайте вспомним нашу образовательную программу и скажем: Какие сюжетно-ролевые игры способствуют развитию финансовой грамотности у детей?
Договоримся о правиле: та команда, которая называет игру последней, получает монетку. (магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов, и т.д.)
6. Игра «Груша и яблоко».
Учитывая то, что в настоящее время у детей уже дошкольного возраста появляются некоторые денежные средства, необходимо объяснять и помогать им в их использовании.
Нарисуйте, пожалуйста, на одной стороне бумаги грушу. А на оборотной стороне листа – яблоко. Вырежьте сейчас и грушу, и яблоко.
Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: планировать расходы нужно заранее. И учить этому ребенка бесспорно нужно.
7. «Продолжите предложение» на столах карточки.
- Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
- у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
- это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
- это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
- Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
- говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
- удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
- предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.
8. Для того чтобы преумножить свой капитал, необходима хорошая реклама товару. Предлагаю вам побыть в роли менеджеров по рекламе и вам необходимо презентовать товар. В нашем случае вы даете рекламу мобильному «Мини-банкомату». На работу 3 минуты. Время – деньги. Отчет пошел.
Реклама.
Ведущий: Благодарю вас, если бы я была покупателем, после такой рекламы обязательно приобрела ваш товар.
А сейчас посчитайте свои доходы. Кто сколько заработал? Не столь важно, кто и сколько заработал. Важнее то, как вы сумеете сохранить, преумножить и грамотно распланировать имеющийся бюджет.
(На слайде, во время чтения притчи - Чистое сердце в дорогу готовь, древняя мудрость сгодится и вновь. Не покупаются, не покупаются — доброе имя, талант и любовь)
Нашу встречу хочется закончить такой притчей:
«Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
– Папа, можно у тебя кое-что спросить?
– Конечно, что случилось?
– Пап, а сколько ты получаешь за час?
– Это не твоё дело! – возмутился отец. – И зачем это тебе?
– Просто хочу знать.
– Ну, вообще-то, 500. А что?
– Пап, ты можешь занять мне 300?
– Для чего? Опять на какую-нибудь ерунду.
– Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь!
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: "Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да бог с ними, с тремя сотнями, ведь он ещё ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
– Ты не спишь, сынок? – спросил отец.
– Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.
– Я слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он. Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот… Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот.
– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, ответил ребенок. – Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами…»
Порой за ворохом дел мы забываем о том, что самое лучшее, что мы можем дать своему ребенку – это любовь сердца, тепло души, личное внимание и свое бесценное время. Их нельзя «заработать», «купить» – они даются только сейчас. Мы не владеем прошлым – оно уже за плечами. Мы не берем авансом будущее – оно еще не наступило. Только ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС… Обязательно находите время для своих детей! Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой.
Благодарю вас! Я вам желаю стабильного финансового благополучия!
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса для педагогов "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Мастер - класс для воспитателей, направленный на привитие у детей дошкольного возраста финансовой грамотности...
Мастер-класс для родителей по финансовой грамотности.
Педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования основ финансовой грамотности....
Мастер–класс для воспитателей по финансовой грамотности. Тема: «Деньги любят счёт»
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...
Мастер-класс "Воспитываем в детях финансовую грамотность"
для педагогов...
Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность»
laquo;Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство» Б. АурбахПроблема низкой финансовой грамотности в стране дик...
Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»
Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»Добрый день, уважаемые коллеги!Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно та...
Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: "Воспитываем в детях финансовую грамотность"
Мастер-класс для воспитателей по финансовой грамотности: «Воспитываем в детях финансовую грамотность»Добрый день, уважаемые коллеги!Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, к...