Конспект мастер-класса для педагогов "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по математике
Мастер - класс для воспитателей, направленный на привитие у детей дошкольного возраста финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер - класса
«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Актуальность
Сегодня каждый понимает, что судьба нашей республики зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.
Цель педагогического опыта - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:
• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
• Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
• Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
• Расширять круг представлений о мире, человеческих отношениях
• Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Работа проводится во время занятий по формированию элементарных математических представлений. Использую такие учебно-методические пособия как: «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников). Крючкова Н. А. 2013 г
«Финансовая грамотность дошкольника» Поваршина Г. П., Киселева Ю. А. 2018 г.
Методы и приемы
В своей работе использовала следующие методы и приемы: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения и экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
А сейчас дорогие коллеги мы с вами поиграем в квест- игру и докажу вам что это интересно и очень увлекательно.
Квест- игра: «Путешествие в страну Экономики»
Я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.
(Мне нужны 4 человека)
Одеваю колпачок гнома.
Добрый день, друзья. Я – гном.
Мое имя – Эконом.
Люблю деньги я считать
И хозяйство возглавлять.
Я живу, не тужу –
С экономикой дружу.
А это моя страна Экономика.
(Слайд карта страна Экономика)
А вот и жители этой страны. Знакомьтесь, это семья.
(Наряжаю участников в семью)
Папа Магомед – банковский служащий (одеваю галстук и шапку)
Мама Зайнаб – няня в детском саду (одеваю платок и даю сумочку)
Сын студент Шамиль (одеваю папаху и даю телефон)
Маленькая дочь Амина воспитанница детского сада (даю куклу)
И вот однажды семья собралась на совет,
Чтоб там обсудить семейный бюджет.
Для этого нужно доход подсчитать,
Расход же не должен доход превышать.
(Участники собирают кошелек доходов)
Но как же как составить этот самый семейный бюджет?
Пригласим ка мы с вами бухгалтера. (Приглашаю из зала одного человека и даю ему табличку где написано главбух)
Главбух: Я спец зарплату выдавать! А по таким вопросам обращайтесь к министру финансов.
Я: К Юнусу Магомедовичу?
Алло, здравствуйте Юнус Магомедович. Такая вот проблема. Доход и расход дагестанской семьи в срочном порядке нужно посчитать.
М. Ф: Уважаемые, очень занят. Я разрабатываю план по повышению финансовой грамотности в республике Дагестан.
Что же делать? Где найти нам человека, который знает как составить семейный бюджет?
Девочка: Тетенька, а мы в садике уже составляли семейный бюджет. Я знаю, как посчитать доход и расход.
Ну вот проблема решена.
-Пока семья составляет семейный бюджет, предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, экономическую викторину.
Экономическая викторина.
1. Кто, согласно пословице, платит дважды?
Скупой
2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя.».
Хвалит
3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?
Двигатель
4. Продолжите дагестанскую пословицу: Не приложишь труда и шапку….
Не заимеешь.
Еще одна дагестанская пословица: Грамотный человек-словно солнце, неграмотный- что черная ночь.
-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с экономическими терминами. Вот некоторые из них.
(Загадываю экономические загадки – добавлялки).
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
-А теперь давайте посмотрим как справляется наша семья.
Физминутка
(Дорого-прыгаем вверх, дешево-приседаем)
На вес золота,
за бесценок,
по божеской цене,
как задаром,
цена кусается.
Не по карману,
По сходной цене,
влетит в копеечку,
За грош,
С Гулькин нос
-Так незаметно, в повседневных заботах, провела наша семья день.
А под вечер в гостиной семья собралась
В живые картинки играть принялась.
-Сегодня они попробуют оживить пословицы. Пройдите, пожалуйста, к столу, там вы найдете все необходимое.
Члены семьи получают задания и готовятся.
-А перед вами живая картинка. Отгадайте пословицу.
Зал угадывает пословицы, которые оживили члены семьи.
«Считай деньги, не отходя от кассы»
-Вторая картинка. Угадали пословицу?
«Будешь крутиться – будут и денежки водиться»
-Следующая картинка. Что за пословица?
«Доход лопнул, как мыльный пузырь»
-И последняя.
«Деньги к деньгам»
-Уважаемые знатоки экономики, я благодарю вас за помощь. Пройдите, пожалуйста, в зал.
С деньгами спокойно и радостно жить,
Но где-то ведь надо те деньги хранить.
-А где вы предпочитаете хранить сбережения!
Вытягивают по очереди картинки с изображением мест хранения денег
-Как видите, существует множество вариантов хранения денег. Выбирайте, а я вам желаю стабильного финансового благополучия!
Играйте с детьми в экономику!
А наше путешествие заканчивается.
И я благодарю всех! Спасибо за внимание!
Доход семьи
Зарплата папы- 12228руб
Зарплата мамы - 8476руб
Стипендия брата - 1800руб
Детское пособие-125руб
Посчитайте расход средств за месяц и распределите деньги в каждый конверт.
Продукты на месяц
Хлеб-400руб
Макароны 250руб
Крупа 150руб
Овощи-1400руб
Фрукты-1000руб
Сахар, соль- 110руб
Конфеты- 500руб
Масло 200руб
Мясо, птица, рыба – 1750руб
Молочные продукты-1500руб
Яйца-200руб.
Коммунальные услуги
На счетчике номер
000598
Оплата за квт
2,50руб
598 x 2,50= Оплата за детский сад
Оплата за детский сад в месяц
1200 руб Оплата за услуги мобильного телефона
Каждому члену семьи, кроме дочери 100 руб
3 x 100=
Потребительский кредит
Телевизор купленный в кредит стоит
10800.
На 9 месяцев с процентной ставкой 4%.
10800:9x 4= Расходы за машину и проезд
Без учета выходных
22дня
Бензин 50руб в день
Проезд 30руб в день
50x22=
30x22= Одежда, обувь
Куртка для папы 1000 руб.
Штаны сыну 600 руб.
Обувь маме 880 руб.
Платье дочке 700 руб. Моющие средства
Мытье посуды-30руб.
Порошок-100руб.
Мыло-20руб.
Зубная паста- 35 руб.
Прочие расходы
Экскурсия по достопримечательностям Дагестана
1000x 4=
Поход в кино всей семьей
200x 4=
Продукты на месяц
Коммунальные услуги
Оплата за детский сад
Оплата за услуги мобильного телефона
Потребительский кредит
Расходы за машину и проезд
Одежда, обувь
Моющие средства
Прочие расходы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...
Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...
Конспект мероприятия по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Викторина "Азбука финансов"...
Конспект викторины по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на тему «Азбука финансов»
Цель: формирование начальных представлений о финансовой грамотности, знакомство с денежными знаками.Задачи:- раскрыть понятия « деньги», «монета», « купюра»;-формир...
Мастер класс с педагогами "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов дошкольного образования, в сфере использования различных методов, приемов, техник работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грам...
Мастер класс для родителей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
В рамках IV Краевого семейного финансового фестиваля12 октября с целью педагогического просвещения родителей по вопросам формирования основ финансовой грамотности, в сфере использования различных...