Педагогическая находка : Мотивационная работа с детьми старшего дошкольного возраста
статья по основам финансовой грамотности

Костина Нина Викторовна
 Представляю вашему вниманию свой педагогический опыт по мотивационной работе с детьми старшего дошкольного возраста. 
Любое взаимодействие между ребёнком и взрослым начинается с мотивации. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. С ребятами своей группы я познакомилась в среднем возрасте. Моей задачей было не только влиться в уже устоявшийся коллектив и заработать авторитет, но и привлечь детей к различным видам деятельности быстро и мягко. 
Я применяла в своей работе, способы формирования мотивации детей дошкольного возраста идентичные традиционным методам воспитания 
 – это игровые, словесные, наглядные и практические методы. Но моим ребятам этого было не достаточно.
 Тогда я стала основательней изучать педагогическую литературу и разбираться с видами и приёмами мотивации, обращала внимание - как  коллеги  работают в данном направлении, посещала вебинары и семинары близкие по моей тематике. Нам с вами известно, что мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребенка или взрослого человека к деятельности. Мотивация придает деятельности направленность, которая ориентирована на достижение результата. 
Основная цель мотивации детей дошкольного возраста – сформировать у них интерес к занятию, делу или какой-нибудь  деятельности, создать условия вовлеченности в процесс.  
 Мы также знаем что выделяют 2 вида мотивации – внутренняя и внешняя.
Внутренняя мотивация – это искреннее желание ребенка заниматься чем-либо. Здесь говорится только о наличии личного интереса к деятельности, никто не принуждает ребенка, не заставляет его делать что-то, т.е. отсутствуют жесткие обязательства и требования.
Данный вид мотивации можно назвать идеальным. Проблема в том, что, как и любого другого идеала, достичь его достаточно трудно, особенно у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. 
Внешняя мотивация связана с любыми другими причинами что-либо делать, кроме внутреннего «интересно и приятно». 
Но и внешняя мотивация может быть разной. Одно дело, если ребенка заставляют выполнять какие  либо действия, и совсем другое – когда он делает это сам, потому что он знает, что именно эти действия приведут его к приятным последствиям.
 Данный вид мотивации я и взяла за основу в своей работе.
На первом плане у дошкольников стоят эмоции поэтому мне необходимо было создать ситуацию успеха для каждого ребёнка для эмоциональной мотивации. 
  Я обратила внимание, что мои коллеги - узкие специалисты (музыкальный руководитель, хореограф) хвалят детей путём приклеивания звёздочек на ладошку. Детям это очень нравилось и тогда, я решила применить это в своей практике, в повседневной жизни, на всех этапах деятельности детей.
 Создала мотивационную доску с изображением каждого ребёнка группы и местом для хранения и накопления. Для графического иллюстрирования успеха была также выбрана звезда т.к. на подсознательном уровне это символ знака качества продукта, на экране мы видим эстрадных «звёзд», военным на погоны так же прикрепляются звёзды за успехи. 
Вместе с ребятами мы разработали свою систему обмена звёзд  на приятности по индивидуальным интересам воспитанников.
 В нашем детском саду множество интересных мест, но не всегда у детей общеобразовательных групп есть возможность их посетить. Поэтому мы с ребятами решили обменивать накопленные звёзды на поход в любое интересующее место. Такими местами стали сенсорная комната, мультимедийная песочница, 
 интерактивный стол,  i-time театр, а также  можно было выбрать увлекательное общение с психологом, логопедом, дефектологом у которых в  кабинете  существует волшебная страна новых интересных дидактических пособий и игр. 
 Наивысшей платой за билетик стало количество 5 звёзд так мы, связали наших дошколят с будущей пятибалльной школьной системой. 
В начале неделе на утреннем круге ребята планировали куда хотят пойти и сколько необходимо для этого поработать, в пятницу у тех у кого получилось накопить меняли их на желаемое.
Ребята с большой инициативой принялись зарабатывать и накапливать желанные звёзды. Ведь получить их мог практически каждый, За активность на занятие, за правильные ответы, за помощь другу или помощнику воспитателя, за правильно накрытый стол и т.д. Даже самые без инициативные дети стали проявлять активность, а шалуны старались вести себя хорошо. 
В процессе работы нашей системы обмена, ребята вводили меньшие количественные критерии  на различные идеи, так появилась гибкая система обмена, дети учились договариваться с взрослыми о времени посещения и планировали своё свободное время в течение дня, давали в долг товарищам свои звёзды, копили для достижения цели. 
Похвала со стороны родителей и педагогов, различные подарки, сладости и другие позитивные способы мотивации формируют у детей положительную ассоциацию. Когда ребенка хвалят тогда, когда он действительно это заслужил, то это поднимает его уверенность в себе, он становится более мотивированным на дальнейшую деятельность.
 Похвала всегда поддерживает мотивацию. Даже если у ребенка нет пока особых достижений в каком-либо занятии, но если находить те незначительные моменты, за которые его можно похвалить, то это воодушевит его, и он будет заниматься намного более охотно. 
Мечта любого родителя – иметь воспитанного, послушного и целеустремленного ребенка. Добиваться этого нужно путем поэтапного процесса выстраивания правильных мотивационных ступеней. Это и стало моей педагогической находкой и основным направлением в моей работе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon pedagogicheskaya_nahodka.pdf2.82 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Опытно – экспериментальная деятельность в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Педагогический опыт по теме: "Опытно – экспериментальная деятельность в работе с  детьми  старшего дошкольного возраста"...

"Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

В работе описана методика коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР по развитию фонематического слуха, коррекции звукопроизношения и ориентировки в пространстве с пом...

Современные направления психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с СДВГ

Современные направления психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с СДВГ...

Педагогическая система работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста »

quot;Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.- Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним,...

Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».

laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Эксперимент "Кто и почему выходит сухим из воды?"

Данный конспект нацелен на расширение представлений детей о водоплавающих птицах Рязанского  края. В ходе  экспериментальной деятельности дети знакомятся с особенностью перьев водоплавающих ...

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....