ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Эксперимент "Кто и почему выходит сухим из воды?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Данный конспект нацелен на расширение представлений детей о водоплавающих птицах Рязанского края. В ходе экспериментальной деятельности дети знакомятся с особенностью перьев водоплавающих птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эксперимент.Кто и почему выходит сухим из воды.Старший дошкольный возраст. | 519.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №43»
Конспект НОД
по познавательному развитию
с детьми старшего дошкольного возраста.
Эксперимент «Кто и почему выходит сухой из воды?»
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Ходакова Наталья Владимировна
г. Рязань 2019г.
Цель: расширение представлений детей о водоплавающих птицах нашего края, их приспособлениях для жизни на воде.
Задачи:
Образовательная: установить связь между строением и образом жизни птиц в водной экосистеме; на основе экспериментальной деятельности дать детям новые знания о водоплавающих птицах родного края.
Развивающая: развивать любознательность, внимание, память, логическое мышление.
Воспитательная: прививать у дошкольников любовь к родной природе, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное отношение к окружающему нас миру.
Материал: фотографии с изображением диких водоплавающих птиц Рязанского края; по количеству детей: перья куриные и утиные, ёмкости с водой, пиалы с детским кремом, тканевые салфетки.
Предварительная работа: беседы о водоплавающих птицах Рязанской области, просмотр презентации «Мир водоплавающих птиц», экскурсии к водоему в поселке Голенчино с целью сбора материала для экспериментирования и наблюдения за водоплавающими птицами, создание проблемной ситуации в ходе этих мероприятий.
Ход деятельности:
1-я часть. Вводная.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами были совсем недавно?
Дети: В поселке Голенчино.
Воспитатель: Что мы там делали?
Дети: Любовались красотой родной природы, кормили уточек, наблюдали за ними, собрали перья уточек.
Воспитатель: А какие еще водоплавающих и живущих рядом с водоемами в нашем Рязанском краю птиц вы знаете?
Дети: Чомга, выпь, кулики, шилохвость, лысуха, камышница, цапля, журавль…
Воспитатель: Молодцы! Ребята, какой вопрос у вас возник, когда мы наблюдали за дикими утками на пруду?
Дети: Почему гуси и утки целый день могут плавать, нырять, а выходят сухими из воды?
Воспитатель: А как вы думаете, почему у водоплавающих птиц перья не намокают? (Ответы детей).
Воспитатель: Я могу помочь вам узнать птичий секрет водоплавающих. Приглашаю вас, юных исследователи, в лабораторию.
2-я часть. Основная.
Занимайте свои места. Прежде чем начать опыты давайте повторим правила работы в лаборатории.
(Повторение правил работы в лаборатории детьми с опорой на смайлики-сигнальчики).
Правила:
-В лаборатории соблюдай тишину.
-Нельзя без разрешения пробовать на вкус.
-Будь наблюдательным и внимательным.
-Соблюдай порядок на рабочем месте.
Воспитатель: Готовьте свое рабочее место.
(Дети готовят оборудование и материалы для опытов, надевают фартуки и садятся за столы, помощник воспитателя наливает воду в емкости).
Опыт 1.
Воспитатель: Итак, мои юные исследователи, готовы? Что же мы хотели узнать?
Дети: Почему утки и другие водоплавающие не намокают в воде.
Воспитатель: Тогда, самые внимательные и наблюдательные, опустите сухую руку в воду, а затем выньте. Что же произошло? Какая стала рука?
Дети: Часть воды стекла, часть осталась, кожа стала влажная.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Кожа ничем не защищена, поэтому стала влажной.
Опыт 2.
Воспитатель: А теперь, намажьте сухую руку жиром, опустите теперь обе руки в воду на несколько секунд, затем выньте. Что вы заметили?
Дети: Вода скатывается с руки, которая намазана жиром.
Воспитатель: А как вы думаете, почему вода стекает с рук?
Дети: Потому что рука намазана жиром.
Воспитатель: Да, вода превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с рук. Жировой слой не дает ей проникнуть в кожу. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, у всех водоплавающих птиц на спинке около хвоста есть жир, которым гуси и утки, при помощи клюва, смазывают свои перья и они становятся особенными - не промокаемыми, ведь вода легко скатывается с них.
Воспитатель: Даже маленькие утята, только вылупившись из яйца и обсушив свои перышки, спешат к пруду.
Физкультминутка.
Утка рано поутру
Всех утят ведет к пруду (ходьба на месте).
Эй, утятки, не ленитесь,
На носочки становитесь (ходьба на носочках),
А теперь на пятки,
Милые утятки (ходьба на пятках),
Мы пришли, мои ребятки,
Дружно моем свои лапки (массаж рук).
Бр-р-р! Холодная вода!
Закричала детвора.
Воспитатель: А вы любите купаться?
Дети: Да!
Воспитатель: А вот курица, хотя тоже птица, но почему-то воды боится? Как вы думаете, почему?
Дети: У нее перья обычные. Она может намокнуть и утонуть.
Воспитатель: Это мы сейчас и проверим. Сравним перья утки и курицы. Куриные перышки нам принесли родители, а откуда у нас утиные?
Дети: Мы их сами набрали около пруда.
Опыт 3.
Воспитатель: Опустите в воду утиные и куриные перья, наблюдайте за тем, что происходит. Что можно заметить?
Дети: Куриное перо намокло, стало некрасивым, потеряло форму, а утиное перо не смачивается, на пере образовались капель воды. После встряхивания вода стекла, перо осталось прежней формы, почти сухим.
Воспитатель: Почему?
Дети: Оно смазано жиром.
Воспитатель: Молодцы юные исследователи! Сами открыли секрет водоплавающих птиц. Приводите в порядок свои рабочие места.
(Дети самостоятельно убирают оборудование)
3-я часть. Заключительная.
Воспитатель: Хлопните в ладоши те, кто узнал что-то новое…(Ответы детей.)
Воспитатель: Какой птичий секрет вы сегодня сами разгадали?
Дети: Водоплавающие птицы смазывают жиром свои перья и поэтому они не намокают в воде.
Воспитатель: А сейчас хлопните в ладоши те, кому было интересно. Что было интересно? (Ответы детей.)
Воспитатель: А теперь хлопните в ладоши те, кому было трудно…(Ответы детей.)
Воспитатель: И я хочу вам поаплодировать! Вы настоящие экспериментаторы! Но мы разгадали не все птичьи секреты! В волшебной коробке у меня есть ключ к следующему секрету водоплавающих (из коробочки достаю лупу). Только это на ключ совсем не похоже. Что это, ребята?
Дети: Это лупа.
Воспитатель: А для чего она нужна?
Дети: Она помогает рассмотреть мелкие предметы.
Воспитатель: А вот что еще интересного мы откроем с помощью лупы в нашей лаборатории, узнаем в следующий раз. Приглашаю всех немного отдохнуть.
Минута шалости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
В настоящее время одна из актуальных проблем педагогики – это воспитание не только человека "разумного" , но и "творческого". Развитие творческих способ...
Статья «Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии».
laquo;Социоигровой стиль как эффективная педагогическая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»....
Педагогический проект «Моя семья» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель проекта заключается в создании условий, способствующих формированию представления о семье как «островке безопасности», гаранте прав ребенка посредством установления взаимод...
Педагогическая находка : Мотивационная работа с детьми старшего дошкольного возраста
Представляю вашему вниманию свой педагогический опыт по мотивационной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Любое взаимодействие между ребёнком и взрослым начинается с мотивации. Б...
«Педагогическая находка» Открытое занятие с детьми старшей группы «Что такое снег?»
Тип занятия: Интегрированное, познавательное занятие Тема занятия: Что такое снег? Форма занятия: «Снеготека Деда Мороза» Цель: Создать условия комфортного и эмоционального развития детей, воспитыв...
Педагогический проект "Поздравление ветеранов" с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
Драмматизация сказки для ветеранов через педагогический проект направлена на развитие связной речи детей с ЗПР...
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: « Самокат, велосипед - это радость для детей!» в рамках социально - педагогического проекта «Нам на улице не страшно»
Продолжаем знакомить детей с правилами дорожного движения при катании на велосипеде/самокате/роликах в городских условиях....