Конспект НОД по привитию детям основ финансовой грамотности Бережливость – залог финансового благополучия
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Соседова Оксана Владимировна

Конспект НОД по привитию детям основ финансовой грамотности
Бережливость – залог финансового благополучия

(«Богат не тот, кто имеет много денег, а тот, кто умеет ими распоряжаться»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_berezhlivost.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по привитию детям основ финансовой грамотности
Бережливость – залог финансового благополучия

(«Богат не тот, кто имеет много денег, а тот, кто умеет ими распоряжаться»).

Цель: дать азы финансовой грамотности детям дошкольного возраста.

Задачи:

−формировать финансовую грамотность, навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни;

- формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)

- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;

- развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.

- воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики

Оборудование: деньги (бумажные и металлические), копилка, карточки,

Мультимедийные средства : ноутбук, мульти-медиапроектор, экран, компьютерная мышка

Ход НОД:

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие в город «Экономинск». Познакомимся и подружимся с его жителями.

(Презентация «Жители города Экономинска, Приложение 1)

А вот и первый его житель (на экране слад с  изображением Буратино)

А ну-ка, ребятки, отгадайте-ка загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень-очень  важные!

Д.: Деньги, монеты

В:  А что такое деньги?

Д.: Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар. Это — богатство, которое можно копить, хранить в «Сбербанке».

В: Какие бывают деньги?
Д:  Бумажные, железные, медные, юбилейные. ( можно показать деньги)

В.: Правильно, ребята, а для чего людям нужны деньги?

Д.: Покупать еду, одежду, копить, ездить в отпуск.

 В.: Совершенно верно. Деньги нужны людям, без них прожить невозможно.

А сейчас, поиграем.

 Словесно/дидактическая игра «Доход – расход»

Хором мне вы отвечайте: «доход» или «расход»

Мама получила зарплату - доход

Папа получил премию - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграла приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Бабушка получила пенсию - доход

Купили куклу – расход

Буратино: - Молодцы, ребята! Приятного путешествия по нашему городу Экономинску!

(на экране слад с  изображением Кота Матроскина)

Воспитатель: Я, кажется, что-то слышу… (Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду, Я экономить буду.»)

В.: Ой, я слышу чей-то голос! Кто это?

Д.: Кот Матроскин.

В.: Правильно, ребята, это герой из мультфильма Э. Успенского «Трое из Простоквашино».  Он очень экономный. Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?

Д.: Да.

В.: Как вы можете помочь родителям экономить деньги?

Дети рассказывают о том, как они могут беречь бюджет семьи не лить зря воду; уходя, выключать свет; экономят электроэнергию; сокращают минуты разговора по телефону, ограничивают время игр на компьютере; без необходимости не включать электроприборы;  беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства; не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.

В.: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут покупать что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.

(слайд с изображением  Шарика из Простоквашино)

Шарик: Ребята, я предлагаю вам вспомнить поговорки об экономии и бережливости.

***

Деньги счет любят.

Копейка рубль бережет.

Подрасту — свое наживу.

Без счета и денег нет.

 Без копейки рубля не бывает.

Богат не тот, кто имеет много денег, а тот, кто умеет ими распоряжаться

Скупой платит дважды.

Сегодня густо, а завтра - пусто

Из копеек рубли вырастают.

Не деньги богатство - бережливость да разум.

Слову — вера, хлебу — мера, а деньгам — счет.

Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Считай деньги в своем кармане!

Копейка к копейке – проживет семейка.

Запасливый лучше богатого.

В.: Молодцы! Мы будем помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Ведь народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Теперь мы знаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными.

(на экране слад с  изображением Крота из сказки «Дюймовочка»)

Крот проводит игру  -  Д/игра «Скажи наоборот» (можно провести с мячом)

Покупатель — продавец.  

Покупка - продажа

Трудолюбивый — ленивый  

Много — мало

Дорого — дешево

Богатый — бедный.  

Доход — расход

Тратить — копить

Высокие /цены/ - низкие /цены/

Наличные — безналичные,

Монета – купюра.

Пустой карман – полный,

Мелкие деньги – крупные

Занимать – отдавать, возвращать

Транжирить - экономить

(на экране слад с  изображением Мальвины)

Д/игра «Подскажи словечко» (сделаем озвучку текста от лица Мальвины)

1. Кругленькая монетка из кармана упала, покатилась и …(пропала).

2. Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в ... (Банке)

3. На товаре быть должна обязательно ... (цена).

4. За сметану, хлеб и сыр на кассе чек пробьёт ... (кассир).

5. Мебель, хлеб и огурцы продают нам ... (продавцы).

6. На стене у магазина есть стеклянная….(витрина).

7. На кассу всё несем в корзине  в продуктовом... (магазине)

8. В магазин пойду, апельсин….(куплю)

9. Знает русский наш народ - «Копейка рубль ….(бережет)»

10. Кто имеет денег пачку, может спрятать их …(в заначку)???

Физминутка/пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать» 

Один, два, три, четыре, пять (поочередно выбрасываем пальцы на руке)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живем

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую купим поесть и попить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

(на экране слад с  изображением Знайки)

Знайка:  - Ребята, хочу проверить, что вы знаете про Экономию и бережливость

Беседа «Экономия.  Бережливость»

Необходимые траты — те вещи, без которых человек не может обойтись.

Желаемые траты — вещи, которые тебе хочется купить, но ты можешь обойтись без них.

Конечно, больше всего нас радуют желаемые траты. Но в условиях, когда у нас мало денег, мы можем обойтись без некоторых из них, т.е., сэкономить

Еда. Полноценное разнообразное питание необходимо каждому человеку. Но еда бывает разной. Что ребенку, для того чтобы он рос и развивался - нужно есть мясо, овощи, фрукты, творог, рыбу и орехи. Шоколад, сладости, печенье и пирожки — можно, но немного. Получается, что есть продукты, которые покупать необходимо, а есть продукты, без которых можно обойтись. Покупка мяса, овощей, молочных продуктов — это необходимые траты. Покупка киндер-сюрприза — желаемая трата.

Коммунальные услуги. Каждый месяц мы должны платить определенную сумму за то, что мы пользуемся электричеством, светом и водой. Все эти траты необходимы для того, чтобы жить в доме. А есть такие услуги, как интернет или кабельное телевидение: если за них не платить, мы все равно сможем жить в теплом и светлом доме, значит, они — желаемые траты.

Связь. Телефоны помогают нам общаться. С их помощью мы всегда можем узнать, где находятся наши близкие и друзья. Но можно использовать телефон для игр. Оплату звонков по делу можно отнести к необходимым тратам, а вот все остальное — это желаемые траты.

Транспорт. Обычно, чтобы добраться до работы, спортивной секции, нужно использовать транспорт (автобус или машину). Это необходимые траты. Но если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем ездить на машине, а не ходить пешком, это уже будет желаемой тратой.

Одежда и обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, то покупка новой пары ботинок является необходимостью. А если у тебя уже есть две пары ботинок, но тебе очень понравились еще одни, то такая покупка — желаемая трата.

 

Бытовая техника. Телевизор, холодильник, стиральная машина — вещи необходимые, они облегчают ведение домашнего хозяйства. Если старый холодильник сломался, то покупка нового является необходимостью.

Каждый раз, когда мы собираемся потратить деньги, нужно помнить о необходимых тратах и желаемых. Мы оплатили жилье и коммунальные услуги, телефоны, интернет, купили проездные билеты на автобус, отложили деньги на покупку продуктов на месяц. Остались ли у семьи еще деньги? Если остались, то можем думать о походе в кино или покупке новой игры. А если не остались, то исполнение желаний придется немного отложить.

Знайка: Какие вы, оказывается, умные! Молодцы!!!

(на экране слад с  изображением Белочки)

Белка:  - Меня зовут Экономная Белочка. Я люблю все экономить, копить и приумножать для того чтобы исполнилась моя мечта. А у вас есть своя мечта? Ответы детей.

Б.: Хорошо. Для того, чтобы она исполнилась, давайте вспомним как можно сэкономить деньги. Как вы думаете? Ответы детей.

Учимся экономить  - Д/игра «Хочу и надо» (Приложение 2 – картинки-карточки)

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Правила: определить, к какому понятию  «Хочу» или «Надо» относится изображенный на картинке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно (мольберт)

Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, сок, велосипед, сладости, яблоко, банан, апельсин, таблетки, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.;

Ребята раскладывают картинки согласно заданию.

Б.: Замечательно у вас все получилась. Правильно, сэкономленные деньги мы можем откладывать в копилку и таким образом накопить денег на свою мечту.  Желаю вам удачи в ваших накоплениях! Я дарю вам в  подарок  копилку

Дети благодарят белочку.

В: - А наше путешествие по городу Экономинску продолжается.

(на экране слад с  изображением поросенка Наф-Нафа)

Ребята, давайте вспомним правила бережливости, экономии:

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».

6. Бережно относиться к деньгам.

Наф-Наф: Теперь вы знаете, что значит «быть экономным».

Вот наше путешествие по городу Экономинску и подошло к концу (подведение итогов)

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Какие герои из сказок повстречались нам на пути?

- Какое задание показалось вам самым сложным, а легким, а интересным?

- Какие новые слова и понятия вы сегодня узнали?

- Что было интересным для Светы, Жени?

- Что понравилась Саше, Ане, Диме?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ о работе по проведению месячника по привитию детям основ патриотизма через воспитание любви к родному городу

ОТЧЕТ о работе по проведению месячника по привитию детям основ патриотизма через  воспитание любви  к родному городу...

«Привитие детям основ безопасного поведения на музыкальных занятиях»

Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей.   Главная цель работы  в области ОБЖ  – формировать у детей  навыки безопасного поведения в...

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Деньги. Купюра. Монета»

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Деньги. Купюра. Монета»Цель: знакомство с денежными знаками.Задачи...

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Достоинство монет и купюр»

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Достоинство монет и купюр»Цель: ознакомление с достоинством монет ...

«Привитие детям основ безопасного поведения на музыкальных занятиях»

Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей.   Главная цель работы  в области ОБЖ  – формировать у детей  навыки безопасного поведения в...

«Привитие детям основ безопасного поведения на музыкальных занятиях»

  Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей.   Главная цель работы  в области ОБЖ  – формировать у детей  навыки безопасно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей основ экономической грамотности «Финансовые секреты: про деньги»

Возрастная категория: 6-7 лет (подготовительная группа).Цель: формирование основ экономической грамотности у детей посредством углубления представлений о деньгах....