Конспект НОД по привитию детям основ финансовой грамотности Бережливость – залог финансового благополучия
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Конспект НОД по привитию детям основ финансовой грамотности
Бережливость – залог финансового благополучия
(«Богат не тот, кто имеет много денег, а тот, кто умеет ими распоряжаться»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_berezhlivost.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по привитию детям основ финансовой грамотности
Бережливость – залог финансового благополучия
(«Богат не тот, кто имеет много денег, а тот, кто умеет ими распоряжаться»).
Цель: дать азы финансовой грамотности детям дошкольного возраста.
Задачи:
−формировать финансовую грамотность, навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни;
- формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность)
- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
- развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.
- воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики
Оборудование: деньги (бумажные и металлические), копилка, карточки,
Мультимедийные средства : ноутбук, мульти-медиапроектор, экран, компьютерная мышка
Ход НОД:
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие в город «Экономинск». Познакомимся и подружимся с его жителями.
(Презентация «Жители города Экономинска, Приложение 1)
А вот и первый его житель (на экране слад с изображением Буратино)
А ну-ка, ребятки, отгадайте-ка загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень-очень важные!
Д.: Деньги, монеты
В: А что такое деньги?
Д.: Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар. Это — богатство, которое можно копить, хранить в «Сбербанке».
В: Какие бывают деньги?
Д: Бумажные, железные, медные, юбилейные. ( можно показать деньги)
В.: Правильно, ребята, а для чего людям нужны деньги?
Д.: Покупать еду, одежду, копить, ездить в отпуск.
В.: Совершенно верно. Деньги нужны людям, без них прожить невозможно.
А сейчас, поиграем.
Словесно/дидактическая игра «Доход – расход»
Хором мне вы отвечайте: «доход» или «расход»
Мама получила зарплату - доход
Папа получил премию - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграла приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Бабушка получила пенсию - доход
Купили куклу – расход
Буратино: - Молодцы, ребята! Приятного путешествия по нашему городу Экономинску!
(на экране слад с изображением Кота Матроскина)
Воспитатель: Я, кажется, что-то слышу… (Звучит голос Кота Матроскина: «А я ничего выписывать не буду, Я экономить буду.»)
В.: Ой, я слышу чей-то голос! Кто это?
Д.: Кот Матроскин.
В.: Правильно, ребята, это герой из мультфильма Э. Успенского «Трое из Простоквашино». Он очень экономный. Дети, как вы думаете, экономить - это хорошо?
Д.: Да.
В.: Как вы можете помочь родителям экономить деньги?
Дети рассказывают о том, как они могут беречь бюджет семьи не лить зря воду; уходя, выключать свет; экономят электроэнергию; сокращают минуты разговора по телефону, ограничивают время игр на компьютере; без необходимости не включать электроприборы; беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства; не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки.
В.: Правильно, дети, ведь на сэкономленные деньги родители могут покупать что-то полезное, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники.
(слайд с изображением Шарика из Простоквашино)
Шарик: Ребята, я предлагаю вам вспомнить поговорки об экономии и бережливости.
***
Деньги счет любят.
Копейка рубль бережет.
Подрасту — свое наживу.
Без счета и денег нет.
Без копейки рубля не бывает.
Богат не тот, кто имеет много денег, а тот, кто умеет ими распоряжаться
Скупой платит дважды.
Сегодня густо, а завтра - пусто
Из копеек рубли вырастают.
Не деньги богатство - бережливость да разум.
Слову — вера, хлебу — мера, а деньгам — счет.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит!
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Считай деньги в своем кармане!
Копейка к копейке – проживет семейка.
Запасливый лучше богатого.
В.: Молодцы! Мы будем помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Ведь народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Теперь мы знаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными.
(на экране слад с изображением Крота из сказки «Дюймовочка»)
Крот проводит игру - Д/игра «Скажи наоборот» (можно провести с мячом)
Покупатель — продавец.
Покупка - продажа
Трудолюбивый — ленивый
Много — мало
Дорого — дешево
Богатый — бедный.
Доход — расход
Тратить — копить
Высокие /цены/ - низкие /цены/
Наличные — безналичные,
Монета – купюра.
Пустой карман – полный,
Мелкие деньги – крупные
Занимать – отдавать, возвращать
Транжирить - экономить
(на экране слад с изображением Мальвины)
Д/игра «Подскажи словечко» (сделаем озвучку текста от лица Мальвины)
1. Кругленькая монетка из кармана упала, покатилась и …(пропала).
2. Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в ... (Банке)
3. На товаре быть должна обязательно ... (цена).
4. За сметану, хлеб и сыр на кассе чек пробьёт ... (кассир).
5. Мебель, хлеб и огурцы продают нам ... (продавцы).
6. На стене у магазина есть стеклянная….(витрина).
7. На кассу всё несем в корзине в продуктовом... (магазине)
8. В магазин пойду, апельсин….(куплю)
9. Знает русский наш народ - «Копейка рубль ….(бережет)»
10. Кто имеет денег пачку, может спрятать их …(в заначку)???
Физминутка/пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (поочередно выбрасываем пальцы на руке)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живем
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую купим поесть и попить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
(на экране слад с изображением Знайки)
Знайка: - Ребята, хочу проверить, что вы знаете про Экономию и бережливость
Беседа «Экономия. Бережливость»
Необходимые траты — те вещи, без которых человек не может обойтись.
Желаемые траты — вещи, которые тебе хочется купить, но ты можешь обойтись без них.
Конечно, больше всего нас радуют желаемые траты. Но в условиях, когда у нас мало денег, мы можем обойтись без некоторых из них, т.е., сэкономить
Еда. Полноценное разнообразное питание необходимо каждому человеку. Но еда бывает разной. Что ребенку, для того чтобы он рос и развивался - нужно есть мясо, овощи, фрукты, творог, рыбу и орехи. Шоколад, сладости, печенье и пирожки — можно, но немного. Получается, что есть продукты, которые покупать необходимо, а есть продукты, без которых можно обойтись. Покупка мяса, овощей, молочных продуктов — это необходимые траты. Покупка киндер-сюрприза — желаемая трата.
Коммунальные услуги. Каждый месяц мы должны платить определенную сумму за то, что мы пользуемся электричеством, светом и водой. Все эти траты необходимы для того, чтобы жить в доме. А есть такие услуги, как интернет или кабельное телевидение: если за них не платить, мы все равно сможем жить в теплом и светлом доме, значит, они — желаемые траты.
Связь. Телефоны помогают нам общаться. С их помощью мы всегда можем узнать, где находятся наши близкие и друзья. Но можно использовать телефон для игр. Оплату звонков по делу можно отнести к необходимым тратам, а вот все остальное — это желаемые траты.
Транспорт. Обычно, чтобы добраться до работы, спортивной секции, нужно использовать транспорт (автобус или машину). Это необходимые траты. Но если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем ездить на машине, а не ходить пешком, это уже будет желаемой тратой.
Одежда и обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, то покупка новой пары ботинок является необходимостью. А если у тебя уже есть две пары ботинок, но тебе очень понравились еще одни, то такая покупка — желаемая трата.
Бытовая техника. Телевизор, холодильник, стиральная машина — вещи необходимые, они облегчают ведение домашнего хозяйства. Если старый холодильник сломался, то покупка нового является необходимостью.
Каждый раз, когда мы собираемся потратить деньги, нужно помнить о необходимых тратах и желаемых. Мы оплатили жилье и коммунальные услуги, телефоны, интернет, купили проездные билеты на автобус, отложили деньги на покупку продуктов на месяц. Остались ли у семьи еще деньги? Если остались, то можем думать о походе в кино или покупке новой игры. А если не остались, то исполнение желаний придется немного отложить.
Знайка: Какие вы, оказывается, умные! Молодцы!!!
(на экране слад с изображением Белочки)
Белка: - Меня зовут Экономная Белочка. Я люблю все экономить, копить и приумножать для того чтобы исполнилась моя мечта. А у вас есть своя мечта? Ответы детей.
Б.: Хорошо. Для того, чтобы она исполнилась, давайте вспомним как можно сэкономить деньги. Как вы думаете? Ответы детей.
Учимся экономить - Д/игра «Хочу и надо» (Приложение 2 – картинки-карточки)
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Правила: определить, к какому понятию «Хочу» или «Надо» относится изображенный на картинке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно (мольберт)
Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, сок, велосипед, сладости, яблоко, банан, апельсин, таблетки, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.;
Ребята раскладывают картинки согласно заданию.
Б.: Замечательно у вас все получилась. Правильно, сэкономленные деньги мы можем откладывать в копилку и таким образом накопить денег на свою мечту. Желаю вам удачи в ваших накоплениях! Я дарю вам в подарок копилку
Дети благодарят белочку.
В: - А наше путешествие по городу Экономинску продолжается.
(на экране слад с изображением поросенка Наф-Нафа)
Ребята, давайте вспомним правила бережливости, экономии:
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. Потраченные средства уже не вернешь.
3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
4. Невозможно иметь все, что хочешь.
5. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».
6. Бережно относиться к деньгам.
Наф-Наф: Теперь вы знаете, что значит «быть экономным».
Вот наше путешествие по городу Экономинску и подошло к концу (подведение итогов)
- Где мы с вами сегодня побывали?
- Какие герои из сказок повстречались нам на пути?
- Какое задание показалось вам самым сложным, а легким, а интересным?
- Какие новые слова и понятия вы сегодня узнали?
- Что было интересным для Светы, Жени?
- Что понравилась Саше, Ане, Диме?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТЧЕТ о работе по проведению месячника по привитию детям основ патриотизма через воспитание любви к родному городу
ОТЧЕТ о работе по проведению месячника по привитию детям основ патриотизма через воспитание любви к родному городу...
«Привитие детям основ безопасного поведения на музыкальных занятиях»
Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. Главная цель работы в области ОБЖ – формировать у детей навыки безопасного поведения в...
Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Деньги. Купюра. Монета»
Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Деньги. Купюра. Монета»Цель: знакомство с денежными знаками.Задачи...
Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Достоинство монет и купюр»
Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Достоинство монет и купюр»Цель: ознакомление с достоинством монет ...
«Привитие детям основ безопасного поведения на музыкальных занятиях»
Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. Главная цель работы в области ОБЖ – формировать у детей навыки безопасного поведения в...
«Привитие детям основ безопасного поведения на музыкальных занятиях»
Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. Главная цель работы в области ОБЖ – формировать у детей навыки безопасно...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей основ экономической грамотности «Финансовые секреты: про деньги»
Возрастная категория: 6-7 лет (подготовительная группа).Цель: формирование основ экономической грамотности у детей посредством углубления представлений о деньгах....