"От финансовой грамотности к финансовому благополучию"
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Загребаева Татьяна Павловна

Как помочь детям овладеть начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«От финансовой грамотности к финансовому благополучию»

    В наше время дети получают все, что хотят, не прилагая при этом никаких усилий. Редко у детей дошкольников есть поручения дома, они вырастают в полной уверенности в том, что все им должно достаться просто так. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планировании финансов они стараются подражать родителям. Но, не всегда родители могут быть примером.

    Во - первых, не все привлекают детей к планированию бюджета семьи.

    Во - вторых, родители сами не умеют правильно планировать финансы. Ребёнок вырастет финансово неграмотным человеком.

    Возникает проблема: Дети не осознают, что денежные средства зарабатываются собственным трудом и не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье

Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

    Исходя из существующей проблемы, в  группе был разработан проект «Финансовая грамотность».

    Цель: создание условий для формирования у детей финансовой грамотности.

    Задачи:

-расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;

-        укрепление семейных связей;

-        получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

Участниками проекта являются дети, родители и педагоги.

    Во многих существующих программах по финансовой грамотности на первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр., а  также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Я считаю, что этого недостаточно. В своей группе мы создали условия для обучения детей умению зарабатывать деньги, экономить и копить их.

    Не буду останавливаться подробно  на самом проекте, расскажу о том, как мы формировали умение зарабатывать деньги.

     На начальном этапе мы провели работу с родителями.  Вместе определили  перечень детской деятельности, которая могла быть поощрена в рамках проекта. Сюда вошли:

-выполнение поручений

-подготовка к конкурсам с родителями;

-защита проектов;

-помощь товарищам;

-активная работа на занятиях;

-пополнение РППС;

-волонтерская деятельность;

-участие в акциях и др.

    Затем нами был создан «Детский муниципальный Фикси- банк» и валюта – «фикси - рубли».

    Каждый день    в специально оформленном журнале отмечали достижения детей. В конце недели подсчитывали «зарплату» и выдавали её детям. Деньги дети хранили в кошельках в личных шкафчиках. Не было случая, чтобы кто-то присвоил деньги своего товарища. В конце каждого месяца проводилась ярмарка, на которой дети могли за заработанные «фикси – рубли» купить самые настоящие товары.

    Представляете эмоции детей, первый раз купивших самый настоящий товар за свои собственные заработанные деньги!?

     Родители стали активными помощниками для своих детей, с увлечением готовились к осуществлению всех проектов, реализуемых в группе.

    Сроки выдачи зарплаты и ярмарок можно устанавливать самим. Наши родители решили, что смогут обеспечивать наш «магазин» товарами каждый месяц. Вначале дети скупали все, на что хватало денег. Постепенно они, поняв, что в следующий раз денег будет больше, оставляли часть заработанных средств на следующую ярмарку. Так у детей возникло желание экономить, копить и покупать более дорогой и желанный товар.

    Может возникнуть вопрос: «А правильно ли  платить детям за работу?». 

    Во-первых, оплачивается не всякая работа, а только та, в которой надо приложить максимум усилий. Например, найти материал по теме недели, подготовиться и преподнести детям. Дети и родители становятся активными помощниками в обучении. С их помощью  в подготовительной группе мы реализовали много проектов, таких, как «Символы городов России», «Как празднуют новый год в разных странах», «Наша Родина - Россия, мы в Башкирии живём», «Мой город». В последнем была сделана карта города Уфа, на которую наклеивались достопримечательности каждого района. И это все делали родители и дети. Таким образом, мы  развивали у детей не только познавательную активность, но и умение преподносить материал, говорить так, чтоб тебя поняли и слушали, уверенность в себе, желание быть полезным. И, самое главное, родители стали проводить больше времени с детьми, выполняя то или иное задание.

    Хочу привести пример из практики. Однажды мы изучали моря, омывающие нашу Родину. Родители в чате распределили, кто о каком море будет искать информацию. Дети рассказывали не только о том, где находится море, но и подводный мир представили. Это так завлекло детей, что некоторые долго изучали представителей подводного мира, и в свободные минуты делились знаниями с другими детьми.

    Во - вторых, дети начали понимать, что любой труд должен быть оплачиваем, и чем лучше ты поработаешь, тем больше получишь.

    До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился для них, более понятен и близок.

    На старте проектной работы были сомнения, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым.  Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация педагогам по финансовой грамотности детей "Финансовая сказка"

laquo;Мал золотник, да дорог»Народная мудростьРекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности.Перечитав много сказок, я выделила для себя нескольк...

Буклет для родителей "Финансовая грамотность = финансовое благополучие"

Буклет разработан для родителей воситанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста"...

Конспект квест-игры по финансовой грамотности "Азы финансовой грамотности" для детей старшей и подготовительной группы.

В данном конспекте представлен материал по новой направленности во всех детских садах - "финансовая грамотность". Сейчас, по моему мнения, дети должны со старшего дошкольного возраста понима...

Конспект образовательного события по финансовой грамотности «Азбука финансовой грамотности»

Данный материал пригодится в работе воспитателям. Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....

Сказка «Финансовая грамотность - это финансовая безопасность" (старший возраст)

laquo;Финансовая грамотность - это финансовая безопасность"  (сказка)...

Игра-викторина по финансовой грамотности "Знатоки финансовой грамотности"

Создание условий для закрепления знаний у детей по основам финансовой грамотности в игровой занимательной форме....

Конспект интегрированного занятия в средней группе по финансовой грамотности «Азбука финансовой грамотности».

Реализация содержания программы образовательных областях:«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное р...