"От финансовой грамотности к финансовому благополучию"
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Как помочь детям овладеть начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
финансовая грамотность дошкольников | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«От финансовой грамотности к финансовому благополучию»
В наше время дети получают все, что хотят, не прилагая при этом никаких усилий. Редко у детей дошкольников есть поручения дома, они вырастают в полной уверенности в том, что все им должно достаться просто так. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планировании финансов они стараются подражать родителям. Но, не всегда родители могут быть примером.
Во - первых, не все привлекают детей к планированию бюджета семьи.
Во - вторых, родители сами не умеют правильно планировать финансы. Ребёнок вырастет финансово неграмотным человеком.
Возникает проблема: Дети не осознают, что денежные средства зарабатываются собственным трудом и не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Исходя из существующей проблемы, в группе был разработан проект «Финансовая грамотность».
Цель: создание условий для формирования у детей финансовой грамотности.
Задачи:
-расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
- укрепление семейных связей;
- получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Участниками проекта являются дети, родители и педагоги.
Во многих существующих программах по финансовой грамотности на первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр., а также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Я считаю, что этого недостаточно. В своей группе мы создали условия для обучения детей умению зарабатывать деньги, экономить и копить их.
Не буду останавливаться подробно на самом проекте, расскажу о том, как мы формировали умение зарабатывать деньги.
На начальном этапе мы провели работу с родителями. Вместе определили перечень детской деятельности, которая могла быть поощрена в рамках проекта. Сюда вошли:
-выполнение поручений
-подготовка к конкурсам с родителями;
-защита проектов;
-помощь товарищам;
-активная работа на занятиях;
-пополнение РППС;
-волонтерская деятельность;
-участие в акциях и др.
Затем нами был создан «Детский муниципальный Фикси- банк» и валюта – «фикси - рубли».
Каждый день в специально оформленном журнале отмечали достижения детей. В конце недели подсчитывали «зарплату» и выдавали её детям. Деньги дети хранили в кошельках в личных шкафчиках. Не было случая, чтобы кто-то присвоил деньги своего товарища. В конце каждого месяца проводилась ярмарка, на которой дети могли за заработанные «фикси – рубли» купить самые настоящие товары.
Представляете эмоции детей, первый раз купивших самый настоящий товар за свои собственные заработанные деньги!?
Родители стали активными помощниками для своих детей, с увлечением готовились к осуществлению всех проектов, реализуемых в группе.
Сроки выдачи зарплаты и ярмарок можно устанавливать самим. Наши родители решили, что смогут обеспечивать наш «магазин» товарами каждый месяц. Вначале дети скупали все, на что хватало денег. Постепенно они, поняв, что в следующий раз денег будет больше, оставляли часть заработанных средств на следующую ярмарку. Так у детей возникло желание экономить, копить и покупать более дорогой и желанный товар.
Может возникнуть вопрос: «А правильно ли платить детям за работу?».
Во-первых, оплачивается не всякая работа, а только та, в которой надо приложить максимум усилий. Например, найти материал по теме недели, подготовиться и преподнести детям. Дети и родители становятся активными помощниками в обучении. С их помощью в подготовительной группе мы реализовали много проектов, таких, как «Символы городов России», «Как празднуют новый год в разных странах», «Наша Родина - Россия, мы в Башкирии живём», «Мой город». В последнем была сделана карта города Уфа, на которую наклеивались достопримечательности каждого района. И это все делали родители и дети. Таким образом, мы развивали у детей не только познавательную активность, но и умение преподносить материал, говорить так, чтоб тебя поняли и слушали, уверенность в себе, желание быть полезным. И, самое главное, родители стали проводить больше времени с детьми, выполняя то или иное задание.
Хочу привести пример из практики. Однажды мы изучали моря, омывающие нашу Родину. Родители в чате распределили, кто о каком море будет искать информацию. Дети рассказывали не только о том, где находится море, но и подводный мир представили. Это так завлекло детей, что некоторые долго изучали представителей подводного мира, и в свободные минуты делились знаниями с другими детьми.
Во - вторых, дети начали понимать, что любой труд должен быть оплачиваем, и чем лучше ты поработаешь, тем больше получишь.
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился для них, более понятен и близок.
На старте проектной работы были сомнения, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендация педагогам по финансовой грамотности детей "Финансовая сказка"
laquo;Мал золотник, да дорог»Народная мудростьРекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности.Перечитав много сказок, я выделила для себя нескольк...
Буклет для родителей "Финансовая грамотность = финансовое благополучие"
Буклет разработан для родителей воситанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста"...
Конспект квест-игры по финансовой грамотности "Азы финансовой грамотности" для детей старшей и подготовительной группы.
В данном конспекте представлен материал по новой направленности во всех детских садах - "финансовая грамотность". Сейчас, по моему мнения, дети должны со старшего дошкольного возраста понима...
Конспект образовательного события по финансовой грамотности «Азбука финансовой грамотности»
Данный материал пригодится в работе воспитателям. Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....
Сказка «Финансовая грамотность - это финансовая безопасность" (старший возраст)
laquo;Финансовая грамотность - это финансовая безопасность" (сказка)...
Игра-викторина по финансовой грамотности "Знатоки финансовой грамотности"
Создание условий для закрепления знаний у детей по основам финансовой грамотности в игровой занимательной форме....
Конспект интегрированного занятия в средней группе по финансовой грамотности «Азбука финансовой грамотности».
Реализация содержания программы образовательных областях:«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное р...