"Занимательная экономика"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Проект

по формированию основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 «Калинка»

г. Назарово Красноярского края

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

                                                                                                         Выполнила: Вайшля Е.А.

Воспитатель старшей группы №8 «Фея»

Проект

по формированию основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста.

Название проекта: "Занимательная экономика"

Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды образовательной деятельности.

Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, познавательно – исследовательский.

Автор и разработчик проекта:  Вайшля Екатерина Адреевна воспитатель гр. №8 «Фея» МАДОУ «Детский сад №9 «Калинка».

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Актуальность создания проекта: Экономика и ребёнок лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией, пока еще на начальном уровне.

Введение экономического воспитания - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. И это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представление о рыночной экономике и ее закономерностях, способность развитию самостоятельности детей, научить бережливости, поиску рационального решения проблемы, открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, а не делать все за него.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования разных видов образовательной деятельности максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности.

Педагогические технологии, методы и приёмы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:

  • Наглядный:  (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.)
  • Демонстрационный: (выставки детских работ аппликаций и рисунков)
  • Практический: (исследование, моделирование и др.)
  • Словестный:  (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.)

Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты:

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности, разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам. 

Задачи: 

Образовательные: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе;

Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий,

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.

Воспитывающие: воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.  

Ожидаемые результаты:

Для детей: - приобретение новых знаний социально-экономического характера,

- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи

- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;

- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;

- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;

- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;

- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей: Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам.

Для педагогов: Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)

  • Ознакомление родителей с проектом "Занимательная экономика"
  • Рассматривание альбома «Поговорим о деньгах»
  • Беседа «Что такое деньги, и какими они бывают»
  • Чтение художественной литературы
  • Создание рисунков: «Денежное дерево»
  • Создание аппликаций: «Моя первая копилка»
  • ННОД «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»

Ключевые моменты проекта:

Краткое содержание:  

  • I этап – подготовительный: Составление поэтапного плана работы проекта; Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта; Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
  • II этап – основной: Обеспечить реализацию и коррекцию проекта. Провести занятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда. Спланировать и провести экскурсию в магазин, музей, библиотеку, почту. Организовать и провести сюжетно- ролевые игры «Магазин», «Банк», «Кафе». Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; родительские собрания; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; поисковая деятельность – коллекционирование старинных и иностранных денег; оформление «папки – передвижки». Организовать экскурсии в магазин, музей, почту. Систематизировать накопленный материал.
  • III этап – заключительный: Осуществить анализ работы по проекту. Выступление на заседаниях методического совета МАДОУ.  Публикация результатов проекта.  Применение в практике педагогической деятельности.

Описание продукта, полученного в результате проекта:

  • Оформление  альбома «Поговорим о деньгах»: родители вместе с детьми находят и  приносят

иллюстрации (муляжи) разнообразных банкнот, пластиковых карт которыми пользуются в различных странах.

  • Выставка детских рисунков «Денежное дерево» в нетрадиционной технике рисования

«Фроттаж» представляет собой нетрадиционный вид рисования – через отпечаток. Дети берут, чистый лист бумаги под него кладут фактурный объект (шаблон дерева с монетами), а затем карандашом или восковым мелком совершаются штрихобразные или натирающие движения. В результате работы получается рисунок-отпечаток.

  • Выставка аппликаций «Моя первая копилка»: Дети используют шаблон копилки вырезают,

его наклеивают на картон (или белый лист бумаги). А затем, вырезают монеты, и «опускают» приклеивают их в копилку.

Интеграция образовательных областей:

№ п.п

Название образовательной области

Содержание (краткое)

Задачи

1

Художественно – эстетическое развитие (изобразительное искусство, аппликация)

Аппликация:  

«Моя первая копилка»

Рисование:

«Денежное дерево»

Формировать умения передавать свои творческие замыслы через изобразительное искусство:

- использовать широкий спектр материалов и приёмов рисования, аппликации

- воспитывать в детях самостоятельность; развивать любознательность, интерес к овладению изобразительными нестандартными способами рисования, аппликации.

2

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

- сказка «Хранители бюджета» авт. Ястребова Л., Мальгина Н.

- «Что почём?» изд.дом «КАРАПУЗ»

- отрывок из сказки «Буратино»

Беседа: «Что такое деньги, и какими они бывают»

Формировать умение внимательно слушать сказки, отвечать на вопросы по содержанию, расширить словарный запас детей.

Развивать диалогическую речь, умение задавать вопросы и отвечать на них.

3

Познавательное развитие

ННОД :

«Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»

Обогатить представление детей о разнообразии денег, Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход

4

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин»; «Кафе»;

д.и. «Кто что делает?»

Развивать интерес и уважение к разным профессиям. Обогащать словарь, развивать речь детей.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:

  • Организация родителей (их ответственность в выполнении заданий)
  • Изучение различной литературы по теме проекта.
  •  Интернет сайты:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/23/proekt-finansovaya-gramotnost-doshkolnika

https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-finansovaja-gramotnost.html

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • Центр «Говорушки»: в центре расположены альбомы «Мир финансов»
  • Центр «В гостях у сказки»: в центре находятся книги со сказками, картотека

пословиц, поговорок, загадок «Занимательная экономика»

  • Центр сюжетно-ролевых игр «Игралочка»: в центре находятся игрушки- персонажи, пластиковые модули (магазин, кухня) атрибуты, наборы посуды, продуктов питания, коробочки, контейнеры.
  • Центр «Весёлый карандаш»: в центре находятся различные шаблоны, трафареты, раскраски по теме проекта «Занимательная экономика» Дети могут сами по желанию выбирать нужный им материал и работать самостоятельно.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

  • Время года: весна
  • Продолжительность проекта: краткосрочный: с 15.03.2021г. по 26.03.2021г.

№ п.п

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

  • Поиск дополнительной информации об овощах (энциклопедии, интернет)
  • Актуализация темы для родителей, заинтересованность  идеей детей
  • Подбор наглядного дидактического  материала
  • Ознакомление родителей с проектом

15.03.21г.

2

Аналитический

  • Анализ тематических бесед
  • Анализ тем рисунков, аппликаций

15.03.21г.

3

Практический

Дети:

  • изготовление аппликации

«Моя первая копилка»

  • рисование «Денежное дерево»

Родители:         

  • Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы
  • Консультация  для родителей: «Зачем  ребенку нужна финансовая грамотность?»
  • Рекомендации «Как обучить ребенка финансовой грамотности»

Педагог:

  • подбор бесед, художественной литературы
  • создание альбома
  • выставка детских работ

(рисунки, аппликации)

  • проведение итогового мероприятия

с 15.03.21г. по 26.03.21г.

4

Презентационный

Итоговое мероприятие: презентация проекта, фотоотчёт

26.03.21г.

Организационные формы работы над проектом:

№ п.п

Формы работы

Название \ тема

Сроки

1

Занятия

Беседа «Что такое деньги, и какими они бывают»

Чтение художественной литературы:

- сказка «Хранители бюджета» авт. Ястребова Л., Мальгина Н.

- «Что почём?» изд. дом «КАРАПУЗ»

- отрывок из сказки «Буратино»

ННОД «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»

с 15.03.2021г

по

19.03.2021г

2

Самостоятельная работа

конструирование: поделки  «Моя первая копилка», оформление индивидуальных выставок детских рисунков.

с 17.03.2021г

по

25.03.2021г

3

Взаимодействие

с родителями

Беседа по теме проекта; консультация для родителей «Дайте ребенку знания о деньгах»

с 15.03.2021г

по

 26.03.2021г

Список литературы:

  1. Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт.- сост. А.А. Смоленцева. – Спб., 2001.
  2. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. Аношина Л.М.
  3. Беседы об экономике: методическое пособие/авт.- сост. Т.А. Шорыгина.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

Использование интернет  ресурсов:

  1. Maam. Ru
  2. Nsportal.ru

Конспект ННОД по художественно – эстетическому развитию

"Моя первая копилка"

Цель: формирование у детей основ финансовой грамотности, развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи:

  • раскрыть сущность понятия "деньги", "монета", "банкнота";
  • закреплять знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажными и металлическими;
  • продолжать учить, правильно держать ножницы;
  • закреплять умение вырезать круг из квадрата;
  • продолжать учить составлять задуманную композицию из частей и наклеивать их.
  • воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость)

Образовательная среда: письмо, копилка, муляжи купюр, шаблон «копилки», манет на каждого ребёнка, ножницы, клей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Характер взаимодействия: эмоционально-личностное, ситуативное, деловое.

Руководство деятельностью:

Мотивационно-целевой этап:

В-ль: Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: "Привет!",

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Здравствуйте, ребята!

(после приветствия воспитатель предлагает детям пройти и присесть за столы).

 Стук в дверь. Почтальон: "Здравствуйте, ребята! Вам пришла посылка от вашего друга Кота Матроскина. (воспитатель вместе с детьми благодарит почтальона). Воспитатель распечатывает посылку и демонстрирует копилку детям.

В-ль: Что это нам такое прислал Кот Матроскин? ответы детей.

Постановка цели: В-ль: Для чего же нужна эта копилка? ответы детей.

В-ль: Правильно, чтобы копить деньги. Ребята, подскажите, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? ответы детей.

Совместная деятельность: В-ль: А давайте сейчас поиграем в игру "Для чего нам нужны деньги?". Я бросаю вам мяч и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете.

Игра "Для чего нам нужны деньги?" 

Воспитатель опрашивает всех детей.

В-ль: А вам интересно узнать, что лежит в копилке? Какие там деньги? Давайте посмотрим.

Рассматриваем сначала монеты.

В-ль: Что это такое? ответы детей

В-ль: Правильно, монеты. Какая монета? ответы детей

В-ль: Круглая, металлическая, монета может звенеть (взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после чего дети смогут самостоятельно назвать признак).

В-ль: Посмотрите, ребята в копилке еще есть деньги. Как можно назвать эти деньги? ответы детей "БАНКНОТЫ"

В-ль: Какая "Банкнота"? Дети называют признаки.

В-ль: Бумажные, прямоугольные, шуршат. Продемонстрировать, как шуршит банкнота.

В-ль: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется "Дополни". Я называю признак монеты, а вы противоположный признак банкноты и наоборот:

Монета круглая, а банкнота.

Банкнота бумажная, а монета.

Монета звенит, а банкнота.

В-ль: Ребята, думаю, что каждый из вас мечтает купить игрушку, которую родители вам еще не купили из-за того, что она стоит очень дорого. Давайте, мы сегодня, поможем мамам и папам накопить на вашу любимую игрушку.

В-ль: Но, прежде чем приступить к работе, нам нужно хорошенько размяться.

Физминутка  «Карманов много у меня»

*У меня в кармане груша,            Дети достают из правого кармана      

                                                       воображаемую грушу.

А в другом конфета есть.                Достают из левого кармана, конфетуподносят ко рту, облизывают губы.

*В заднем брючном —                Колют себя указательным пальцем.

Злая кнопка.

Не могу я даже сесть.                 Чуть приседают и быстро выпрямляются.

*А в рубашечном кармашке        Показывают пальцем на карман рубашки.

Маленький лежит платок,            Рисуют указательным пальцем платок.

Чтобы я лицо и руки                     «Вытирают» лицо и руки.

Вытирать им смело мог.

На ладошку я монетку                  Показывают раскрытую ладонь.

Из кармана положу.

— Где орел?                                  Подбрасывают воображаемую

А может, решка? —                      монетку на ладони.

У монетки я спрошу.

Самостоятельная деятельность: У каждого из вас на столе лежит «копилка», которую мы с вами вырежем и наклеим на картон. А затем, вырежем монеты и опустим их в копилку.

Рефлексия: ребята, что мы с вами сегодня делали?

От кого нам пришла посылка?

Что в ней было?

Как мы с вами помогли нашим родителям?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «занимательная экономика»

Среди широкого круга проблем, связанных с воспитанием детей, значимое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников. Ведь современный человек должен обладать азами экономической ку...

Интеллектуальная викторина «Занимательная экономика»

Представленная викторина помогает формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран), представления о содержании деятель...

Кружковая работа для детей 5 - 7 лет "Занимательная экономика"

Формирование основ экономических знаний "Занимательная экономика для детей"...

Дополнительная образовательная программа "Занимательная экономика"

Программа предназначена для проведения кружковой деятельности с детьми подготовительной группы....

Конспект викторины "Занимательная экономика" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект викторины по обучению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

Картотека по финансовой грамотности, Художественное слово "Занимательная экономика"

Картотека с содержанием художественного слова по финансовой грамотности дошкольников...