Педагогический проект по формированию основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет «ЭКОНОМиЯ»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Помелова Лариса Борисовна

Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи. Множество разных профессий, продажа и покупка товаров в магазинах и в интернете, реклама по телевизору, разговоры родителей о семейном бюджете – это далеко не всё, с чем приходится сталкиваться детям дошкольного возраста. Сложные экономические процессы так притягивают детей, и первоначальные экономические представления они приобретают самопроизвольно, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателей и родителей сделать ее инструментом для использования. Именно поэтому экономическое образование надо начинать как можно раньше, с дошкольного возраста. Реализация данного проекта позволит детям старшего дошкольного возраста сформировать представления об элементарных экономических понятиях в соответствии с их возрастными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekonomiya.docx46.83 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по формированию основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет «ЭКОНОМиЯ»

СОДЕРЖАНИЕ

I

Актуальность……………………………………………………...

2

II

Цель, задачи……………………..………………………………...

3

III

Описание проекта…………………………………………………

3

3.1.

Тип проекта, сроки реализации, целевая аудитория……………

3

3.2.

Основные формы реализации проекта ………………………….

3

3.3.

Этапы реализации проекта

3

3.4.

Ресурсное обеспечение проекта………………………………….

3

3.5.

Новизна проекта………………………………………..................

4

3.6.

Ожидаемые результаты и социальный эффект…………………

4

3.7.

Перспективы дальнейшего развития проекта…………………..

5

IV

Библиография……………………………………………………..

6

Приложение 1 План проектных мероприятий ………………….

7

Приложение 2 Анкета для родителей …………………………...

10

  1. Актуальность

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи. Множество разных профессий, продажа и покупка товаров в магазинах и в интернете, реклама по телевизору, разговоры родителей о семейном бюджете – это далеко не всё, с чем приходится сталкиваться детям дошкольного возраста. Сложные экономические процессы так притягивают детей, и первоначальные экономические представления они приобретают самопроизвольно, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателей и родителей сделать ее инструментом для использования.

Именно поэтому экономическое образование надо начинать как можно раньше, с дошкольного возраста. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, законопослушность, взаимопомощь, умение подчинять свои желания возможностям и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на доступном возрасту материале. В образовательной программе ДОУ уделено недостаточно внимания формированию экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Учитывая актуальную социальную ситуацию мы разработали проект «ЭКОНОМ и Я». Реализация данного проекта позволит детям старшего дошкольного возраста сформировать представления об элементарных экономических понятиях в соответствии с их возрастными особенностями.

  1. Цель, задачи проекта

Цель: Формирование основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Задачи:

  1. Формировать первичные экономические представления и компетенции детей (труд и продукт труда, потребности, деньги, бюджет, реклама, товар, цена).
  2.  Развивать экономическое мышление дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности.
  3. Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
  4. Раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры.  
  5. Подготовить консультативный материал для родителей по вопросам экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.  
  1. Описание проекта

3.1. Тип проекта, сроки реализации, целевая аудитория. Проект среднесрочный, практико-ориентированный, реализуется среди детей 6-7 лет одной группы и их родителей.

3.2. Основные формы реализации проекта. В процессе реализации данного проекта используются следующие формы взаимодействия с родителями и организации детской деятельности.

Формы организации детской деятельности

Формы взаимодействия с родителями

Фронтальные: беседа, практическая ситуация, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, чтение художественной литературы, детское художественное творчество

Информационно-аналитические, наглядно-информационные, познавательные

3.3. Этапы реализации проекта. 

Подготовительный

Основной

Заключительный

На данном этапе осуществляется методическая и организационная подготовка проекта, а также оценка уровня экономических представлений детей, оценка отношения родителей к существующей проблеме  

Реализация плана проектных мероприятий

На данном этапе проводится повторная оценка уровня экономических представлений детей, изучение мнения родителей о результативности проекта, анализ диагностических данных, результатов, осмысление и корректировка результатов проекта, а также диссеминация педагогического опыта

3.4. Ресурсное обеспечение проекта Реализация проекта и его дееспособность в значительной степени зависят от того, насколько полно используются имеющиеся ресурсы.

1) Человеческие (кадровые) – педагогу необходимо освоить курсы повышения квалификации по теме «Основы финансовой грамотности для дошкольников».  

2) Материально-технические (финансовые) – групповое помещение должно быть обеспечено техническими материалами и пособиями:

  • персональный компьютер и МФУ;
  • SMART-доска или телевизор;
  • Игрушка Гном и игровые наборы «Магазин» (продуктовый, канцелярский и т.п.);
  • музейные экспонаты (образцы денежных купюр, монет, ракушки каури и пр.);
  • настольно-печатные игры: «Денежное домино», «Мемори. Российские деньги», «Профессии», «Ассоциации. Профессии», «Умное лото. Профессии», «Лото с загадками, изучаем профессии» и т.п.
  • атрибуты для проведения подвижных игр (маски, фишки, карточки)
  • видеоматериалы: «Навигатум. В мире профессий», «Как старик корову продавал», «Фиксики. Деньги», «Барбоскины и реклама», «Фиксики. Копилка»

3) Информационные ресурсы – библиография проекта.

3.5. Новизна проекта Новизна данного педагогического проекта заключается в изменении подходов по содержанию образовательного процесса, отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками. Разработанная система использования занимательных бесед, игр, упражнений оказывает положительное влияние на формирование основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

3.6. Ожидаемые результаты и социальный эффект

Для детей

Для родителей

Для педагогов

У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама, цена, товар, семейный бюджет и пр.). Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. Дети могут активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий. Способны осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Повышается уровень педагогической культуры родителей в проблеме экономического воспитания детей.

Повышается уровень педагогических компетенций  в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
Пополняется педагогическая копилка.

Обогащается предметно-развивающая среда группы.

 

 

3.7. Перспективы дальнейшего развития проекта Экономическое воспитание старших дошкольников будет успешным в процессе ознакомления с новыми профессиями.

  1. Библиография

Литературные источники

  1. Аношина, Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями [Текст]/ Аношина, Л.М.// Детский сад от А до Я. – 2003. - №4. – 103с.
  2. Киреева, Л.Г. Играем в экономику [Текст]: комплексные занятия: сюжетно-ролевые дидактические игры/Киреева, Л.Г. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169с.
  3. Стахович, Л.В. Занимательные финансы: Азы финансовой культуры для дошкольников [Текст]: программа ФГОС ДО/Стахович, Л.В., Семенкова, Е.В., Рыжановская, Л.Ю.– Москва: Вита-Пресс, 2020. –  32с.
  4. Табих, Е.Н. Дошкольникам об экономике [Текст]: пособие для педагогов/Табих, Е.Н.– Минск: Выш. шк., 2007. – 48с.
  5. Шатова, А.Д. Обсуждая проблему. Экономика и дети [Текст]/Шатова, А.Д.// Детский сад от А до Я. – 2003. - №4. – 148с.
  6. Шатова, А.Д.  Тропинка в экономику [Текст]: программа: методические рекомендации:  конспекты занятий с детьми 5-7 лет.   ФГОС/ Шатова, А.Д. – Москва:  Вентана-Граф, 2015. – 176с.
  7. Шатова, А.Д. Тропинка в экономику. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников [Текст]: методическое пособие/Шатова, А.Д. – Москва:  Вентана-Граф, 2018. – 174с.
  8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике. [Текст]: методическое пособие/Шорыгина, Т.А – Москва: Сфера, 2020. – 96с.
  9. Ягункова, Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности [Текст]/Ягункова, Н.М.// Детский сад от А до Я. – 2003. - №4. – 128с.

Интернет – источники:

  1. Ахметьянова, К.Д. Экономика для детей [Научная электронная библиотека eLIBRARI.RY]/Ахметьянова, К.Д., Мулюкова Ю.А., Брежнева, О.В. – Электронные данные. – Тенденции развития науки и образования: Самара, - 2020.-№68-5. – 13с.-14с. – режим доступа https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44508517, свободный. – яз. рус.
  2. Райзберг, Б.А. Экономика для детей в рассказах [Научная электронная библиотека eLIBRARI.RY]:словарь/ Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Цымук, М.И. – Электронные данные. – Москва: Экономика,  2003. – 159с. – режим доступа https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19762809, свободный. – яз. рус.

Приложение 1

План проектных мероприятий

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Ожидаемый результат

Тема дня – «Труд и продукты труда (товар)»

 1-2 день

«В гостях у гнома Эконома» - просмотр мультфильма «Навигатум. В мире профессий» (4 мин.).

Беседа «Профессии моих родителей».

Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?».

Заучивание пословиц: «Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться»; «Всякому молодцу ремесло к лицу»; «Всякое дело мастера красит».

Дидактические словесные  игры: «Кому что нужно?»; «Кто что делает?».

Дидактические настольно-печатные игры: «Профессии»; «Ассоциации. Профессии»; «Умное лото. Профессии»; «Лото с загадками, изучаем профессии».

Подвижная игра «Царь Горох».

У детей сформировано представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода. Каждый человек имеет свою профессию. Результатом труда людей является продукт – полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед и т. п.). Продукты труда – это мир вещей, который окружает нас. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. 

Тема дня – «Что такое деньги»

3-4 день

Экскурсия в музей ДОУ «Монетка».

Беседа «Как появились деньги».

«В гостях у гнома Эконома» - просмотр мультфильма «Фиксики. Деньги» (4 мин.);  слушание индийской аудио сказки   «Золотая антилопа».    

Заучивание пословиц: «Деньги не щепка с полу не поднимешь»; «Денежки труд любят»; «Хуже всех бед, когда денег нет».

Игровая ситуация «Бартер».

Рисование монетками в технике «Фроттаж».

Дидактические настольно-печатные игры: «Денежное домино»; «Мемори. Российские деньги».

Подвижная игра «Коршун», «Найди пару».

Дети знают, что такое деньги, зачем они нужны людям, что за свой труд взрослые получают деньги. Дети знают обозначение денежной единицы – купюра, монета. Дети приобретают опыт    элементарных торгово-экономических отношений в социуме (обмен). Знакомы с новой техникой рисования.

Тема дня –  «Семейный бюджет и дети»

5-6 день

«В гостях у гнома Эконома» - просмотр мультфильма «Навигатум. Зачем родители ходят на работу» (4 мин.); «Фиксики. Копилка» (4 мин.); чтение повести Э.Н. Успенского «Зима в Простоквашино» (отрывок)

Беседа «Наши потребности».

Заучивание пословиц: «Пока не купил – жалей деньги, а купил – жалей вещь»; «Без копейки рубля нет».

Проблемно-игровая ситуация «Планирование семейного бюджета».

Дидактические настольно-печатные игры: «Что важнее»; «Хочу - надо»; «Экономная хозяйка».

Подвижная игра «Царь Горох».

У детей сформировано представление о том, что такое семейный бюджет (деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению) и из чего он складывается (зарплата, стипендия, пенсия); понятия «доходы» и «расходы». Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие. Дети знакомы с разнообразием потребностей людей и ограниченными возможностями. Понимают, что нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что в следующий раз (приоритетность, планирование). Определяют разницу между «хочу» и «надо». Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить. Дети понимают, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей, понимают что несут ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. Обладают элементарными сведениями о рациональном использовании остатков продуктов питания (из хлеба можно приготовить гренки; крошки дать птичкам; кости отдать собакам; остатки от чая использовать как удобрение для комнатных растений).

Тема дня –  «Рынок и магазины»

7-8 день

«В гостях у гнома Эконома» - просмотр мультфильма «Птичий рынок» (3 мин.); чтение стихотворения Ю. Тувина «Овощи».

Беседа «Рынок и магазины. Какие бываю магазины».

Дидактические настольно-печатные игры: «Товарный поезд»

Дидактическое упражнение «Размен денег»

Сюжетно-ролевая игра «Канцелярский магазин»

У детей сформировано представление о понятиях «цена» и «товар», «дороже», «дешевле». Дети приобретают опыт размена крупной купюры (монеты) на несколько более мелких, закрепляют умения счета монет с разным номиналом. Активны в принятии на себя игровой роли, пользуются в игре сформированными понятиями.  

Тема дня –  «Реклама вокруг нас»

9 день

«В гостях у Гнома Эконома» - просмотр мультфильмов «Как старик корову продавал» (4 мин.), «Барбоскины и реклама» (4 мин.)

Беседа «Реклама вокруг нас».

Проблемно-игровая ситуация «Рекламное агентство».

Дидактическая игра «Что быстрее купят?»; «Что и когда лучше продать».

Дети знают, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, телевидении, на досках объявлений, раздается на улицах и т. д.). Понимают, что купить все нереально и не нужно, отличают реальные потребности от навязанных, знакомы с новыми профессиями (рекламный агент, специалист по рекламе). Понимают, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека. Умеют устанавливать зависимость между потребностью и ценой товара.

Тема дня – «Финансовая грамотность – это интересно!»

10 день

Игра-квест «Финансовый переполох».

Дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

 

Уважаемые родители!

Ни для кого не секрет, что нынешним дошкольникам предстоит осваивать мир, складывающийся из множества сложных картин, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Просим Вас принять участие в анкетировании, ответить на вопросы и выделить правильный ответ.

  1. Нужно ли дошкольникам рассказывать о деньгах?         да;         нет
  2. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?        да;         нет
  3. Согласны ли Вы с желанием ребёнка иметь копилку?        да;         нет
  4. Знают ли дети профессии родителей?        да;         нет
  5. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?        да;         нет
  6. Знает ли ребенок на что тратятся деньги?        да;         нет
  7. Знакомите ли Вы, своего ребенка с бюджетом вашей семьи?        да;        нет
  8. Объясняете ли Вы ребёнку, на что нужно потрать деньги, прежде всего?        да;        нет
  9. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?        да;         нет
  10. Какие методы Вы применяете при экономическом воспитании ребёнка?

а) игры        б) чтение сказок        в) совместные походы в магазин, банк, аптеку и т. д.

г) другое__________________________________________________________________

  1. Объясняете ли Вы ребенку на доступном ему уровне, какую роль играют электроэнергия, газ, вода в жизни человека?        да;         нет 
  2. Объясняете ли Вы ребенку, правила экономного пользования водой, электроэнергией, газом?                да;         нет
  3. Всегда ли сами экономите свет, тепло и воду?        да;         нет
  4. Нуждаетесь ли Вы в помощи воспитателя по вопросам экономического воспитания ребенка?        да;         нет

Благодарим за сотрудничество!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»

Цель  работы -  формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...

Статья "Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

Экономическое воспитание дошкольников — новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти треб...

Статья "Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

Экономическое воспитание дошкольников — новое направление дошкольной педагогики. Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ эконо...

Педагогический проект на тему «Формирование предпосылок финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проект на тему«Формирование предпосылок финансовой культуры у детей старшегодошкольного возраста»...

Формирование эколого-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Учитель-логопед:Колесникова В.Д.Воспитатели: Новожилова Ж.В,Рыкова М.В.  Содержанием эколого–экономического образования является идея о взаимосвязи и взаимодействии человека(общества) ...