Квест-игра по финансовой грамотности "В поисках сокровищ"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Для детей дошкольного возраста нет ничего интереснее и увлекательнее, чем игра. Особенно, если эта игра приключенческого характера, где нужно искать сокровища, выполнять разные задания, чтобы добыть самый главный приз! Дети подготовительной группы участвовали в увлекательной квест – игре, которая проходила на территории детского сада. Их ждало множество испытаний, из которых они выходили еще более смелыми, ловкими, находчивыми и сообразительными, но и финансово осведомленными!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poiskah_sokrovishch.docx | 43.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В поисках сокровищ»
Цель: создавать условия для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, развития познавательных и социально-коммуникативных способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления детей экономических понятий: «деньги», «монеты», «купюры», «труд»;
- раскрыть сущность понятия «банк», «банкомат», «пластиковая карта»;
- знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание и воображение;
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость)
- формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы:
Наглядный (показ видео презентации, показ карты сокровищ, демонстрация купюр и монет)
Словесный (беседа, отгадывание загадок)
Практический (экспериментирование с деньгами, экскурсия в магазин)
Оборудование и материалы: видео презентация, карта сокровищ, корабль, кошелек, голубая ткань для «денежного пруда», рыбки с загадками и удочка; напечатанные купюры и монеты, атрибуты для эксперементирования: стакан с водой, металлические монеты, бумажные купюры, вывеска с название «Лаборатория денег», сундук с монетами, сладкий сюрприз в виде монет, энциклопедия «Хочу все знать».
Предварительная работа: знакомство с понятиями: «деньги», «купюры», «монеты», «семейный бюджет», «доход», «расход»; рассматривание купюр и монет разных стран и разного достоинства, повторение сказок.
Ход
Вводная часть
Организационный момент
1слайд. Муз. (Дети входят в зал под музыку из кинофильма «Пираты Карибского моря»)
Пират Крюк:
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (дети отвечают)
- Я – знаменитый пират Крюк. Ребята, посмотрите, что у меня есть! (показывает детям карту в бутылке)
2. Проблемная ситуация
- Как думаете, что это? (ответы детей)
- Верно, это пиратская карта!
- А зачем пиратам нужна карта? (ответы детей)
- Да, раньше пираты по картам искали сокровища…
Может, и эта карта приведет нас к настоящим сокровищам…
А вы бы хотели отправиться в путешествие на поиски сокровищ? (ответы). И мне бы хотелось! Но как же нам это сделать? (предположения детей, приходят к выводу: нужно превратиться в пиратов). Нам нужно превратиться в пиратов и отправиться на поиски сокровищ. Готовы?
- Да!
2 слайд. Муз.
- Тогда, повторяйте за мной:
Ножкой топни,
В ладоши хлопни
Вокруг себя повернись,
Глаза закрыли – покружись,
И в пиратов превратись!
(Стоп-кадр)
Основная часть
- Чтобы добыть сокровища нам придется пройти сложные испытания: где-то проявить интеллект и смекалку, а где-то даже ловкость. Поэтому нужна команда умных и смелых ребят! Хотите быть в моей команде и добыть сокровища? (дети отвечают)
- Сейчас то, я и проверю годитесь ли вы в пираты. Посмотрите на карту, какое первое испытание мы должны преодолеть?
Дети: денежный пруд!
- Верно! Сейчас нам придется немного потрудиться. А вы знаете пословицу о труде? (Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда!»
3 слайд.
- Хорошая пословица. А теперь, посмотрите на пруд, сколько рыбок в нем плавает, каждая рыбка особенная и каждая из этих рыб хранит в себе загадку. Давайте, мы попробуем отгадать эти загадки. Но для этого нам нужно потрудиться и поймать рыбку удочкой.
Муз. Загадка № 1.
Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтобы они подросли? (Буратино)
Загадка № 2.
Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (клад)
Загадка № 3.
Какой сказочный герой выполнял все пожелания старухи? (Сказка о золотой рыбке)
Загадка № 4.
Героиня какой сказки нашла денежку и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха Цокотуха)
Загадка № 5.
Какая русская народная сказка показывает эффективность совместного труда? (Репка)
Крюк:
- Молодцы! Отгадали все загадки! Теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путь, за сокровищами. А значит теперь вы - команда «Умных и Смелых ребят»!
- Вы за свой труд заработали монеты по 10 рублей за каждую загадку. Как же мы будем нести деньги?
Дети: положим в общий кошелек.
- Хорошо! Это будут наши общие деньги, они нам еще пригодятся.
- Но прежде, чем мы отправимся в путь, расскажу вам одно важное правило: нам нужно будет не просто найти сокровища, а необходимо будет выкупить их у пирата Барбосы.
- Чем быстрее мы справимся с заданиями, тем быстрее мы найдем клад.
- Ребята, а на чем обычно пираты отправляются в путешествие? (дети предлагают варианты. Выбирают корабль).
- Верно, настоящие пираты путешествуют на кораблях. А вот и наш корабль!
- Подходите, осмотрите, подходит ли корабль к нашему путешествию?
Дети замечают, что у корабля нет штурвала.
- Ребята, что же нам делать? Где нам взять штурвал?
Дети приходят к выводу, что его нужно купить в магазине.
- Ребята, нам ничего не мешает пойти в магазин и купить себе штурвал! Деньги у нас есть, карта тоже! В путь!
Стоп-кадр.
(По дороге смотрим на карту и видим Поле чудес, где нас встречают Лиса Алиса и Кот Базилио, в руках держат горшок с землей)
Лиса:
- Здравствуйте, ребята! А куда это вы собрались? Что у вас в руке? Кошелек? (хитро улыбаются, переговариваются)
Дети: мы идем в магазин.
Кот: А, вы не хотите приумножить свои богатства? Вам всего то нужно посадить свои деньги в горшок, и у вас станет миллион монет! И вы сможете купить все что захотите!
Дети: Нет, мы не отдадим заработанные деньги! В земле деньги не растут! Вам нас не провести!
Лиса: Где же нам взять деньги?
Дети: Деньги можно заработать.
Кот: А как и где можно хранить деньги?
Дети: в кошельке, в банке, на карточке, копилке и т.д.
Лиса и кот: спасибо, дети, теперь мы будем знать где взять деньги и как их хранить.
Стоп-кадр.
Магазин.
Заходим, здороваемся.
Крюк: команда, наша задача – купить штурвал! Кто будет вести переговоры с продавцом? (если желающих несколько, то покупателя выберем с помощью считалочки:
Раз, два, три, четыре, пять!
Буду деньги я считать!
Прилетят они ко мне,
Поселяться в кошелке!
На карточке поселяться
И сразу мир измениться!)
Ребенок-покупатель:
- Скажите, пожалуйста, у вас продается штурвал?
Продавец:
- Да.
Ребенок-покупатель:
- Сколько стоит?
Продавец:
- 20 рублей.
Крюк:
- Ребята, посчитайте, сколько у нас в кошельке денег, и сколько нужно заплатить за штурвал, хватит ли у нас средств для оплаты?
(Дети отсчитывают 20 рублей, у них остается еще 30 рублей).
- хорошо, штурвал мы купили, деньги сохранили, смотрим на карту, держим путь к кораблю через рощу.
Игра. «Разгадай ребус»
Крюк:
- Ребята, куда же нам идти? (оглядывается Крюк)
- Посмотрите на дереве указатель! Давайте посмотрим. Ой, так, это не указатели, а ребусы какие-то! А вы знаете, что такое ребусы? (дети отвечают, что это зашифрованные слова).
- Давайте, попробуем расшифровать все ребусы и поскорее отправиться дальше по карте. (все отгадали)
- Ребята - молодцы, и снова в путь! (приходим в муз.зал на корабль)
Стоп-кадр. Сидим на корабле. Музыка шум моря.
Крюк:
- Ребята мы держим курс на остров Барбоса, где нас ждут сокровища. Но прежде чем дойти до сокровищ, мы заглянем в лабораторию.
На экране появляется кит.
4 слайд. Кит:
- Здравствуйте, пираты! Куда вы держите путь?
Дети: На остров Барбоса! За сокровищами!
Кит: Как вы думаете, какие сокровища вас ждут?
Дети: Деньги. Золото.
Кит: А что такое деньги? Как они появились?
Крюк:
- Команда! Давайте расскажем киту об истории возникновения денег.
Дети:
5 слайд
- Давным-давно, денег совсем не существовало, люди жили в пищерах и все свое время тратили на добывание себе пропитания, и им деньги не были нужны.
- Позже люди начали обмениваться друг с другом товаром.
Крюк:
6 слайд
- А что это за перья на картине?
- У народов Тихого океана деньги были в виде перьев. Чем ярче перья, тем дороже оно считалось.
Крюк:
7 слайд
- Посмотрите, что за красивые ракушки! Как они связаны с историей возникновения денег?
- Ракушки каури были денежной единицей в южных странах, которые нанизывались на шнур для удобства переноски.
8 слайд
Крюк: Чем же обменивались на Руси и Европе?
- На Руси и Европе высоко ценились: мех (пушнина) и соль.
Крюк:
- В какой стране начали чеканить деньги?
9 слайд
- В Древней Греции начали чеканить монеты из пластин серебра. На Руси тоже начали чеканить свои монеты из меди, серебра и золота. Позже появились бумажные деньги разного достоинства.
Крюк:
10 слайд
- Посмотрите, на картину, здесь изображены уже современные монеты и купюры.
Кит: Ребята, как выдумаете, какая форма денег самая удобная и качественная монеты или купюры?
Дети: монеты и бумажные деньги.
Крюк: Друзья, для того чтобы узнать какие деньги лучше, удобнее и нужнее предлагаю провести опыты в мини-лаборатории и ответить увереннее на этот вопрос.
Кит: Спасибо, ребята за подробный рассказ об истории возникновения денег. До скорых встреч! До свидания!
Стоп-кадр.
Крюк:
- Вот мы и добрались до острова. Ребята, вы наверное засиделись на корабле, давайте немного поиграем!
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЫ МОНЕТКИ»
Дети встают вокруг обруча – кошелька.
Монетки:
«Мы не детки, мы не детки,
А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)
Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)
Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)
Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)
И обратно в кошелек.
Крюк:
- Детки-монетки, посмотрите, что за ленточка привязана к нашему кошельку? Куда она нас ведет? Давайте посмотрим. Так это же самая настоящая лаборатория денег!
Игра. «Лаборатория денег»
Крюк:
- Ребята, мы пришли в мини-лабораторию, как выдумаете, что мы будем делать?
Дети: проводить опыты.
Стоп-кадр. Переоделись.
Крюк: Напомните мне правила – как надо вести себя в лаборатории? (Аккуратно, без разрешения воспитателя не следует брать приборы и объекты исследования, в лаборатории нельзя принимать еду и напитки, в лабораторию не следует приносить посторонние предметы и игрушки, при выполнении опытов нельзя толкаться и мешать друг другу).
- Итак, зачем же мы сюда пришли? А пришли мы, чтобы узнать, что лучше и удобнее монеты или купюры. И в конце мы сделаем общий вывод.
- Начинаем проводить эксперименты.
Музыка
Эксперимент №1: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать (бумага мнётся, рвется; монета - нет.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Что лучше? (Ответы детей)
- Правильно, монета качественнее. Она не мнётся и не рвется.
Эксперимент №2.
Воспитатель: Нам нужен стакан с водой. Предлагаю положить в воду купюру и посмотреть, что с ней произойдет? (Ответы детей)
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт? (Она порвется)
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? (Она утонула, с ней ничего не произошло)
- Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? (Монетка)
Эксперимент №3.
Воспитатель: А теперь в одну руку возьмите мешочек, в нем 10 монет, а в этом мешочке 10 купюр. Какой мешочек легче?
- (мешочек с бумажной купюра)
Крюк:
- Ребята, скажите, а можем ли мы использовать для покупок только бумажные купюры или только металлические монеты? (Нет)
- К какому выводу мы можем с вами прийти, какие деньги нам нужнее: монеты или купюры?
Дети:
- нам нужны и монеты, и купюры!
- Правильно, нужны нам и монеты, и купюры.
Крюк: Молодцы, команда! А теперь вперед по карте прямо к сокровищам Барбоса!
Стоп-кадр. Переоделись.
Муз. Раздаются фанфары. На экране появляются пират Барбоса и три сундука: большой, средний и маленький. Под сундуками надписи: цена 30 рублей (большой сундук), цена 20 рублей (средний), цена 10 рублей (маленький).
Барбоса:
- Ну что ж, ребята, вы проделали большой путь, выбирайте сундук!
Крюк:
- Ребята, какой сундук мы можем выбрать? Давайте посчитаем наши монеты. (дети подсчитывают заработанные монеты и решают, какой сундук могут выбрать).
Дети выбирают сундук.
Барбоса:
- А вот и ваш сундук!
Крюк выносит сундук.
Дети и Крюк вместе открывают и достают энциклопедию «Хочу все знать» и шоколадные монеты.
Крюк:
- Ребята, как вы думаете, почему в сундуке сокровищ лежит энциклопедия?
Дети:
- Потому что знания – это наше сокровище, сила.
Крюк:
- Я желаю вам внимательно изучить эту книгу и узнать еще больше интересного о нашем мире. А шоколадные монеты вам за ваши старания!
- А теперь пора возвращаться в детский сад:
Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем,
Глаза закроем, скажем ах!
И очутимся на местах!
Стоп-кадр. Переоделись.
Заключительная часть
Рефлексия
Крюк:
- Ребята, скажите, во время нашего путешествия вы узнали что-то новое, чему-то научились? (ответы детей)
- Легко ли было проходить испытания?
- Какие были ли трудности? Почему?
Крюк:
- Ребята, если вам понравилось путешествие давайте поднимем флажок и крикнем: «Ура»!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест - игра в подготовительной группе «В поисках сокровищ»
Квест - игра в подготовительной группе «В поисках сокровищ» Автор: Балабанова Вероника КареновнаЦель: Закрепление и обобщение полученных знаний детей в процессе реализации образовател...
Конспект в форме квест-игры в старшей группе «В поисках сокровищ».
Развивать у детей внимание, логическое мышление,воображение, любознательность, взаимопомощь. Формировать навыкисотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки...
Конспект НОД по ФЭМП в форме квест - игры в старшей группе «В поисках сокровищ»
Квест - игра "В поисках сокровищ"...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ КВЕСТ-ИГРЫ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ В СТРАНЕ СМЕШАРИКОВ»
Цель этого занятия – развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций.Задачи:1. Закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, о результатах труда че...
Методическая разработка Игровое занятие с детьми 6-7 лет по развитию финансовой грамотности «Поиск сокровищ пирата Фини в денежной стране»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 91Красносельского района Санкт-Петербурга Методическая разработкаИгровое занятие с детьми 6-7 ...