Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_fin_gramotnosti.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
Описание проекта:
Проект направлен на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников, социумом.
Актуальность проекта:
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин.
К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования ими в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.
Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить не больше, чем зарабатывается.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Цель проекта – финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста, формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи.
Задачи:
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению проблемных ситуаций посредством игровых действий.
- Воспитывать представления о таких нравственных категориях, как экономность, бережливость, честность, благотворительность.
- Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.
Участники проекта:
- Воспитанники подготовительной к школе группы;
- педагоги группы;
- родители;
- социум.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (в течение 2018-2021 гг).
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.
Материалы и оборудование:
Методический материал:
-программа «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой.
-картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет,
-картотека проблемно-игровых ситуаций,
-экономические кроссворды,
-картотека пословиц и поговорок,
-технологические карты сюжетно-ролевых игр по формированию основ финансовой грамотности.
Материалы для работы с родителями:
Конспекты родительских собраний, конспекты мероприятий с участием родителей.
Информационное обеспечение:
Технические средства (компьютер, проектор)
Художественная литература по теме проекта
Демонстрационный материал:
Презентации, иллюстративный материал
Игровой материал:
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Этапы проекта:
1этап – Организационный:
- Формирование рабочей группы
- Повышение профессиональной компетентности членов рабочей группы
- Информирование общественности о запланированной работе
- Разработка нормативно - правового обеспечения
- Разработка системы мониторинга для воспитанников
- Создание развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.
2 этап – Практический:
- Внесение изменений в ОП
- Реализация мероприятий рабочей программы
- Организация работы клуба «Мир финансов» для родителей
- Реализация планов совместной деятельности с социальными партнерами
3 этап – Заключительный:
Трансляция опыта работы на различных уровнях
Самоанализ реализации проекта.
Ожидаемый результат проектной деятельности.
- Приобретение детьми первичного финансового опыта
- Сформированность нравственных представлений (экономность, бережливость, честность, благотворительность).
- Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности детей.
- Реализация педагогами системы работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников
План работы по реализации проекта
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки | |
1 этап - подготовительный | ||||
Создание творческой группы по разработке проекта «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» из числа административных, педагогических работников ДОУ и социальных партнеров. | Старший воспитатель, воспитатель группы, социальные партнеры | Сентябрь 2018г | ||
-Изучение справочной, методической, художественной литературы, Интернет-ресурсов, -Прослушивание вебинаров, -Обучение на курсах повышения квалификации в ГАУДПО МО «ИРО» по теме «Преподавание основ финансовой грамотности» | заведующий д\с №2, воспитатель группы | В течение учебного 2018-2019гг По плану ГАУДПО МО «ИРО» | ||
Публичное обсуждение проекта «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» с использованием СМИ, официального Сайта учреждения, группы ВКонтакте для родителей | Ответственный за ведение официального Сайта учреждения | Сентябрь – октябрь 2018г | ||
Разработка рабочей программы с использованием современных форм и методов работы с воспитанниками. | Члены рабочей группы. | Сентябрь – октябрь 2018г | ||
Разработка перспективного планирования работы клуба «Мир финансов» для родителей | Члены рабочей группы. | Сентябрь – октябрь 2018г | ||
Согласование планов по взаимодействию с социальными партнерами (банк, магазины, детская библиотека, ДК и т.д.) | Старший воспитатель, | Сентябрь – октябрь 2018г | ||
Определение начальных основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. | Члены рабочей группы. | Сентябрь – октябрь 2018г | ||
Создание игрового центра «Финансовая грамотность», в котором расположен лэпбук с дидактическими играми, настольно-печатные игры: «Бизнес-лайф», «Монополия», «Менеджер», атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Банк» (макет банкомата светло-зеленая косынка, сберегательные книжки, квитанции, кассовый аппарат) и т.д. | заведующий д\с №2, воспитатель, родители | Сентябрь – декабрь 2018 г. | ||
2 этап – основной | ||||
Включение раздела «Основы финансовой грамотности» в вариативную часть ОП | Члены рабочей группы. | Сентябрь – октябрь 2018г | ||
1 2 4 | Мероприятия для воспитанников - Чтение художественной литературы: А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х. Андерсон «Новое платье короля» и т.д.), - Чтение детских экономических историй «Как Миша стал бизнесменом», «Как Миша цену назначал» и т.д. - Проведение интегрированных занятий: «Денежные истории», «Путешествие в страну Экономика», «Мы любим рекламу», «Покажи товар лицом»; - Организация продуктивной деятельности: «Изготовление чеков», «Банковские карточки» и т.д. -Организация сюжетно-ролевых игр: «Банк», «Супермаркет», «Книжный магазин», «Дом моды» и т. д; - Организация театрализованной деятельности: «Муха цокотуха», «Приключения Буратино» и т.д.; -Проведение познавательных бесед по основам финансовой грамотности на темы: «Что такое деньги, и какими они бывают?», «Откуда берутся деньги и на что тратятся?», «Как «растут» деньги?» -Просмотр презентаций, фрагментов обучающих мультсериалов: «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», «Как старик корову продавал» | Воспитатели, родители, | В ходе реализации проекта | |
6 7 | Мероприятия для педагогов: -Мастер-класс: «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», -Деловая игра: «Финансовый ринг». -Участие в муниципальном мероприятии «День открытых дверей» с показом открытого интегрированного занятия «Покажи товар лицом» -Марафон финансовой грамотности (на базе сайта «Инфоурок») | Воспитатель, родители | В ходе реализации проекта | |
Мероприятия для родителей: -Родительские собрания по теме: «Дети и деньги, или как воспитывать предприимчивого ребенка», «Как научить ребенка экономить». -Брейн-ринг «Азбука финансов» -Викторина «По дорогам финансовой грамотности». -Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране «Экономика» -Интерактивный практикум «Поиск ресурсов» -Консультации: «Принципы воспитания в семье», «Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребенка», «Система финансового обучения ребенка в семье» и т.д. | Воспитатели, родители | В ходе реализации проекта | ||
Мероприятия, организованные с социальными партнерами: -Экскурсии в Операционный офис с. Ловозеро Санкт-Петербургского РФ АО «Россельхозбанк, магазины и т.д. -Тематические презентации -Интерактивные игры -Тематические выставки и т.д. | Заведующий д\с №2, воспитатели, социальные партнеры | В ходе реализации проекта | ||
-Выступления на мероприятиях различного уровня. -Разработка методических рекомендаций по организации работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. -Участие воспитанников, педагогов и родителей в тематических конкурсах -Публикации лучших результатов работы. | Воспитатели, родители, воспитанники | В течение учебного 2020-2021гг | ||
Внесение корректив в деятельность рабочей группы. | Члены рабочей группы | В течение учебного 2020-2021гг |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
7. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
9. Статья «Как в разных странах учат детей обращаться с деньгами». http://finance.bigmir.net/career/10255-Kak-v-raznyh-stranah-uchat-detej-obracshat-sja-s-den-gami
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" на 2021-2022 учебный год Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24441206","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Проект по формированию основ финансовой грамотности...
Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – в...
Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»
Как говорил С. Я. Рубинштейн «Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональн...
Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
Создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни подрастающего гражданина....