Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Бондарева Алёна Владимировна

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_fin_gramotnosti.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Описание проекта:

Проект направлен на формирование у дошкольников начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности современной семьи. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями дошкольников, социумом.

Актуальность проекта:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования ими в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить не больше, чем зарабатывается.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

    На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.

Цель проекта – финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста, формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи.

Задачи:

  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  •  Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
  •  Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  •  Развивать умение творчески подходить к решению проблемных ситуаций посредством игровых действий.
  •    Воспитывать представления о таких нравственных категориях, как экономность, бережливость, честность, благотворительность.
  • Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей.

Участники проекта:

  • Воспитанники подготовительной к школе группы;
  • педагоги группы;
  • родители;
  • социум.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (в течение 2018-2021 гг).

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.

 

     Материалы и оборудование:

Методический материал:

-программа «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой.

-картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет,

-картотека проблемно-игровых ситуаций,

-экономические кроссворды, 

-картотека пословиц и поговорок,

-технологические карты сюжетно-ролевых игр по формированию основ финансовой грамотности.  

Материалы для работы с родителями:

Конспекты родительских собраний, конспекты мероприятий с участием родителей.

Информационное обеспечение:

Технические средства (компьютер, проектор)

Художественная литература по теме проекта

Демонстрационный материал: 

Презентации, иллюстративный материал

Игровой материал:

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • Формирование рабочей группы
  • Повышение профессиональной компетентности членов рабочей группы
  • Информирование общественности о  запланированной работе
  • Разработка нормативно - правового обеспечения
  • Разработка системы мониторинга для воспитанников
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.

2 этап – Практический: 

  • Внесение изменений в ОП
  • Реализация мероприятий рабочей программы
  • Организация работы клуба «Мир финансов» для родителей
  • Реализация планов совместной деятельности с социальными партнерами

3 этап – Заключительный:

Трансляция опыта работы  на различных уровнях

Самоанализ реализации проекта.

Ожидаемый результат проектной деятельности.

  • Приобретение детьми первичного финансового опыта
  • Сформированность нравственных представлений (экономность, бережливость, честность, благотворительность).
  • Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности детей.
  • Реализация педагогами системы работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

 

План работы по реализации проекта

Мероприятия

Ответственные

Сроки

1 этап - подготовительный

Создание творческой группы по разработке проекта «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»  из числа административных, педагогических работников ДОУ и социальных партнеров.

Старший воспитатель,

воспитатель группы, социальные партнеры

Сентябрь 2018г

-Изучение справочной, методической, художественной литературы, Интернет-ресурсов,

-Прослушивание вебинаров,

-Обучение на курсах повышения квалификации в ГАУДПО МО «ИРО» по теме «Преподавание основ финансовой грамотности»

заведующий д\с №2,

воспитатель группы

В течение учебного 2018-2019гг

По плану ГАУДПО МО «ИРО»

Публичное обсуждение проекта «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» с использованием СМИ, официального Сайта учреждения, группы ВКонтакте для родителей

Ответственный за ведение официального Сайта учреждения

Сентябрь – октябрь 2018г

Разработка рабочей программы с использованием современных форм и методов  работы с воспитанниками.

Члены рабочей группы.

Сентябрь – октябрь 2018г

Разработка перспективного планирования работы клуба  «Мир финансов»  для родителей

Члены рабочей группы.

Сентябрь – октябрь 2018г

Согласование планов по взаимодействию с социальными партнерами (банк, магазины, детская библиотека, ДК и т.д.)

Старший воспитатель,

Сентябрь – октябрь 2018г

Определение начальных основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Члены рабочей группы.

Сентябрь – октябрь 2018г

Создание игрового  центра «Финансовая грамотность», в котором расположен лэпбук с дидактическими играми, настольно-печатные игры: «Бизнес-лайф», «Монополия», «Менеджер», атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Банк» (макет банкомата светло-зеленая косынка, сберегательные книжки, квитанции, кассовый аппарат) и т.д.

заведующий д\с №2, воспитатель,  родители

Сентябрь – декабрь

2018 г.

2 этап – основной

Включение раздела «Основы финансовой грамотности» в вариативную часть ОП

Члены рабочей группы.

Сентябрь – октябрь 2018г

1

2

4

Мероприятия для воспитанников

- Чтение художественной литературы: А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х. Андерсон «Новое платье короля» и т.д.),

- Чтение детских экономических историй «Как Миша стал бизнесменом», «Как Миша цену назначал» и т.д.

- Проведение интегрированных занятий: «Денежные истории», «Путешествие в страну Экономика», «Мы любим рекламу», «Покажи товар лицом»;

- Организация продуктивной деятельности: «Изготовление чеков», «Банковские карточки» и т.д.

-Организация сюжетно-ролевых игр: «Банк», «Супермаркет», «Книжный магазин», «Дом моды» и т. д;

- Организация театрализованной деятельности: «Муха цокотуха», «Приключения Буратино» и т.д.;

-Проведение познавательных бесед по основам финансовой грамотности на темы: «Что такое деньги, и какими они бывают?», «Откуда берутся деньги и на что тратятся?», «Как «растут» деньги?»

-Просмотр презентаций, фрагментов обучающих мультсериалов: «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», «Как старик корову продавал»

Воспитатели, родители,

В ходе реализации проекта

6

7

Мероприятия для педагогов:

-Мастер-класс: «Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»,

-Деловая игра: «Финансовый ринг».

-Участие в муниципальном мероприятии «День открытых дверей» с показом открытого интегрированного занятия «Покажи товар лицом»

-Марафон финансовой грамотности (на базе сайта «Инфоурок»)

Воспитатель, родители

В ходе реализации проекта

Мероприятия для родителей:

-Родительские собрания по теме: «Дети и деньги, или как воспитывать предприимчивого ребенка», «Как научить ребенка экономить».

-Брейн-ринг «Азбука финансов»

-Викторина «По дорогам финансовой грамотности».

-Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране «Экономика»

-Интерактивный практикум «Поиск ресурсов»

-Консультации: «Принципы воспитания в семье», «Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребенка», «Система финансового обучения ребенка в семье» и т.д.

Воспитатели, родители

В ходе реализации проекта

Мероприятия, организованные с социальными партнерами:

-Экскурсии  в Операционный офис с. Ловозеро Санкт-Петербургского РФ АО «Россельхозбанк, магазины и т.д.

-Тематические презентации

-Интерактивные игры

-Тематические выставки и т.д.

Заведующий д\с №2, воспитатели, социальные партнеры

В ходе реализации проекта

  1. этап – заключительный:

-Выступления на мероприятиях различного уровня.

-Разработка методических рекомендаций по организации работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

-Участие воспитанников, педагогов и родителей в тематических конкурсах

-Публикации лучших результатов работы.

Воспитатели, родители, воспитанники

В течение учебного 2020-2021гг

Внесение корректив в деятельность рабочей группы.

Члены рабочей группы

В течение учебного 2020-2021гг

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

7. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

9. Статья «Как в разных странах учат детей обращаться с деньгами». http://finance.bigmir.net/career/10255-Kak-v-raznyh-stranah-uchat-detej-obracshat-sja-s-den-gami


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – в...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

Как говорил С. Я. Рубинштейн «Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональн...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни подрастающего гражданина....