Проект "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-этетическому развитию детей»
Проект в старшей группе №2
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составители: Любомирская Елена Григорьевна
Ачинск, 2021
Актуальность
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Цель проекта
Сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта
- сформировать первичные финансовые и экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
Срок реализации проекта - май 2021
Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатели группы, родители (законные представители)
Продолжительность - долгосрочный
Тип проекта - Информационно-познавательный
Продукт проекта Атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Супермаркет»: деньги, чеки, бейджики
Этапы проекта
1 этап - подготовительный
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта
2 этап – основной
Реализация проектных мероприятий:
Понедельник, 17 мая
- НОД «Почему взрослые работают?». Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.
- Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал». Цель: развивать представления о рекламе товара
Вторник, 18 мая
- НОД «Азбука денег». Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
- Чтение произведения А. Романова «Чудеса в кошельке» Цель: раскрыть сущность понятия «деньги»
Среда, 19 мая
- НОД «Семейный бюджет и расходы семьи». Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).
- Д\и «Что быстрее купят?» [см. приложение № 2] Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Четверг, 20 мая
- НОД «Открываем супермаркет». Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.
- Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек, бейджиков для с/р игры «Супермаркет»
Пятница, 21 мая
- Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Цель: развивать представление о рекламе
- НОД «Юные финансисты». Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека.
Понедельник, 24 мая
- Демонстрация презентации «История денег» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста
- Игра «Купи другу подарок» [см. приложение № 2] Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Вторник, 25 мая
- Чтение К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Цель: сформировать представление о том, что не все можно купить за деньги (дружба)
- НОД «Школа банкиров». Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Среда, 26 мая
- НОД «Деньги всякие нужны». Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».
- Д\и «Угадай, где продаются» [см. приложение № 2] Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов
Четверг, 27 мая
- НОД «Музей денег». Цель: расширять представление детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России.
- Д\И «Кто трудится, кто играет» [см. приложение № 2] Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)
Пятница, 28 мая
- НОД «Путешествие в страну Экономград». Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.
- Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: познакомить с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов. Учить определять разницу между «хочу» и «надо».
3 этап - заключительный
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»
Предполагаемые результаты
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Заключение
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневались, сможет ли воспитаннник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Список литературы
Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
Интернет ресурсы
https://dohcolonoc.ru/
http://e.stvospitatel.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест-игра по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Вперед, к победе!»
Цель - формирование навыка составления бюджета семьи....
Проектная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «К копейке копейка – проживет семейка!»
В данной статье мы рассматриваем один из приоритетных национальных проектов в сфере образования - проблему формирования основ финансовой культуры посредством освоения дошкольниками правил и норм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...
Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Цель: знакомство воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры...
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" на 2021-2022 учебный год Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24441206","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...