Игровая деятельность по финансовой грамотности
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Ситуативная игра «Магазин», Игра «Деньги получили – ерунды накупили»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_po_fin.gram_.docx | 44.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность по финансовой грамотности
Ситуативная игра «Магазин»
Проведение ситуативной игры «Магазин», во время которой дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами». Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги.
Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Включение в подготовительную работу занятий по математике (простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше), рисованию и аппликации (реклама, изготовление «денег», вывесок и др.).
Игра «Деньги получили – ерунды накупили»
Цель: формируем представление о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и тратам денег.
Образовательные области: познание, социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.
Словарь: покупки, тратить, покупать, упаковка, реклама.
Материалы: карточки с изображением товаров, таблички с рекламой, табличка с названием «Супермаркет Дюймовочка», картонные монеты (условные деньги).
Ход игры:
Ведущий: Научиться тратить деньги грамотно нелегко. В магазинах много интересных товаров в красивой упаковке, разных коробочек, пакетиков. Хочется купить и то, и другое. Но на всё денег никогда не хватит. Деньги зарабатываются трудом, поэтому к ним надо относиться бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее.
Сейчас мы сыграем в игру и убедимся, если покупки не планировать, а покупать только из-за красивой упаковки или, следуя призывам рекламы, можно истратить деньги на ненужные товары.
Ведущий делит детей на условные семьи, каждая семья получает по пять монет на покупки и отправляется в супермаркет.
На столе с табличкой «супермаркет» раскладываются карточки лицевой стороной, где нарисована только упаковка товара. Ведущий предупреждает, что, делая покупки, члены семьи должны советоваться и ориентироваться на упаковку и рекламу, не переворачивая карточки, кладут их в сумку (пакет, коробочку и пр.). Каждая покупка (карточка) имеет цену в одну монету. Сделав покупки (истратив все деньги) семьи возвращаются на свои места и вскрывают упаковки (переворачивают карточки). На обратной стороне каждой карточки указано, что за товар купили.
Все вместе подводят итог, правильно ли так тратить деньги.
Работа с поговорками
«Послушайте поговорки и сделайте вывод, как следует правильно браться за дело:
- «Думай с вечера, что делать поутру»
- «За все дела браться – ничего не сделать»
- «Делали наспех и сделали на смех»
Из поговорок можно сделать вывод, что следует планировать свои дела, браться вначале за одно дело, а не за все сразу и не выполнять на скорую руку, не торопиться».
Труд и трудолюбие
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим с вами говорить о труде и трудолюбии. Скажите мне, пожалуйста, часто вы сидите дома без дела или всегда находите себе занятие? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение:
«Пусть игрушки дружат с нами
Обижать мы их не станем
Поиграем, а потом
Все на место уберём
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!»
Воспитатель: А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые?
Игрушки стоят на своих местах и ждут нас!
наша группа всегда чистая, красивая.
Что для этого нужно сделать? (Ответы детей).
Игровая ситуация «Куклы загрустили»
Воспитатель: Ребята, наши куклы загрустили. Скоро праздник 8 Марта, а у них испачканы платья. Как мы можем им помочь?
Дети: Можно платья постирать.
Воспитатель: Правильно. А что нам для этого понадобится?
Дети: Вода, мыло, тазики, клеёнка на столы, мыльницы, кукольная одежда, верёвка и прищепки.
Воспитатель: А как мы будем стирать бельё?
Дети отвечают по очереди:
- Накроем столы клеёнкой.
- Нальём воду в тазики.
- Намочим бельё в воде.
- Возьмём мыло из мыльницы, намылим бельё, потрём его.
- Затем бельё надо прополоскать.
- Отжать бельё двумя руками. Стряхнуть.
- Развесить на верёвке, аккуратно расправив, закрепить прищепками.
Воспитатель: Где находится мыло, после намыливания белья?
Дети: Мыло надо положить в мыльницу, чтоб «не убежало» со стола.
Воспитатель: Ребята, что мы должны сделать, чтоб не намочить свою одежду во время работы?
Дети: Надо надеть фартуки и закатать рукава.
Дети выполняют трудовые действия. В процессе детской самостоятельной деятельности, воспитатель подходит к детям и, если нужно, помогает советом или показом действий.
Пословицы и поговорки о труде
Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о труде.
1-ый ребёнок: Терпение и труд всё перетрут
2-ой ребёнок: Без труда не вынешь и рыбку из пруда
3-ий ребёнок: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится
4-ый ребёнок: Птицу узнают в полёте, а человека в работе
Воспитатель: Дети, мы уже с вами знаем, все существа на земле должны трудиться, и люди, и животные, и насекомые, и птицы. Но бывает и так, что не все трудятся. Даже среди насекомых можно встретить и трудолюбивых и ленивых как в басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Загадки
Для закрепления понятий, изученных в ходе занятий, рекомендуется применять загадки:
На товаре быть должна
Обязательно…..(цена). [1]
Коль трудился целый год
Будет кругленьким……(доход).
Очень вкусная витрина
Овощного…… (магазина).
Тематические стенды, фотовыставки
Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ
Дошкольники готовят рисунки на тему «Деньги будущего», придумывают, какие должны быть деньги, какой формы, что на них должно быть нарисовано и какие средства защиты должны быть у денег от подделки мошенниками. Рисунки дошкольников будут размещены на специальном стенде, который смогут просматривать родители.
Взаимодействие с семьей
Для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», следует «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должны быть приведен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, представлены рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения.
Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.
Игровая ситуация «Родители подарили на день рождения Ане подарок»
. Подарком оказался долгожданный котенок. Папа предупредил девочку, что придётся не лениться, каждый день трудиться и ухаживать за котенком. Сначала Аня вместе с родителями изучила, как следует ухаживать за её питомцем: кормить, поить, играть с ним, менять лоток и пр. Через некоторое время Аня всему научилась и решила, что теперь будет самостоятельно ухаживать за котёнком.
Вопросы воспитателя детям:
Можно ли сказать, что Аня не только любит котёнка, но и любит трудиться?
Как вы думаете, кто должен ухаживать за питомцем: родители или ребенок, который просил приобрести питомца?
Согласны ли вы, что чтобы иметь питомца, надо быть трудолюбивым человеком?
Какое вознаграждение может получить человек, который ухаживает за своим питомцем?»
Источником для разработки ситуационных задач, как формы образовательной работы ДОО, может послужить многое: факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации и др.
Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально- коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.
Ситуации
Дошкольники готовят рисунки, лепят из пластилина, теста, глины, вырезают из цветной бумаги или клеят «деньги будущего». При этом важно приучить ребенка к самостоятельности – сам придумал и сам слепил, склеил, вырезал и т.д. (но, не отказывая ему в поддержке и помощи).
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Сегодня мы узнаем, кто у нас знаток экономики. За каждый правильный ответ команда получит монетки. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего монет – выиграет.
Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.
Вопросы:
1) Что хранится в кошельке? (монеты, деньги).
2) Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него есть пятачок).
3) Какие бывают деньги (бумажные и металлические).
Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «физическое развитие». Пример театрализованной интерактивной мини-постановки представлен в
Краткая характеристика современных технологий
1. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почётно», «Наше богатство» - формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.
2. Ситуационные задачи - обучения на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребёнка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребёнок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребёнка познавательный интерес, а также сформировать определённый опыт.
Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.
Средства организации изучения основ финансовой грамотности.
Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства - совокупность материальных и идеальных объектов.
Общепринято их деление на:
- демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
- визуальные (для зрительного восприятия);
- аудийные (для слухового восприятия);
- аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);
- естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
- реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.
В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:
- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.);
- игровой (игры, игрушки);
- трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);
- коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
- музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.);
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).
Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.
Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.
Основные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по итогам изучения основ финансовой грамотности.
Ребенок:
- овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;
- осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
- различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;
- знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
С этой целью дошкольная образовательная организация должна:
- быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребёнка;
- предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»;
- разъяснять специфику образовательного процесса и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ;
- предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности;
- по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.
Воспитателю следует объяснять родителям о необходимости чаще беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.
Наибольший эффект даёт обучение ребёнка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности», обучении и развитии самого ребенка.
Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями) в процессе изучения программы «Основы финансовой грамотности» представлены
Таблица 2. Направления и формы взаимодействия с родителями
Направления | Формы работы |
Информационное | Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки. |
Познавательное | Создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки. |
Досуговое | Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб. |
Аналитическое | Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей. |
Обучающие видео
- Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
- Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0
- Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
- Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
- Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
- Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
- Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
- Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs
- Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
- Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
- «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)
- Союзмультфильм «Так сойдет»
- Союзмультфильм «Пятачок»
- «Вершки и корешки»
- Союзмультфильм «Сказка про лень»
- Мультсериал «Навигатум»:
- Профессия Ветеринар»
-«Детский стоматолог»
Финансовая грамотность для дошкольников
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение
Поэтому на этапе обучения дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире
Эффективная педагогическая деятельность дошкольной образовательной организации по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители
На уровне развития каждого отдельного ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:
- познакомить дошкольника с первичными финансовыми и экономическими представлениями;
- обогатить словарный запас дошкольника основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
- способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
- стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- заложить начало формированию финансово-экономического мышления;
- способствовать формированию основных качеств у дошкольника по умению принятия самостоятельных решений;
- сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
- содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
В процессе формирования и развития личности ребёнка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания — важнейшее условие эффективности современного образовательного процесса. Поэтому при организации образовательного процесса в области формирования финансовой грамотности дошкольников обязательно должны ставиться воспитательные задачи.
Среди основных воспитательных задач можно выделить:
- побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
- воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающего взаимопомощь между членами семьи, друзьями и соседями;
- воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтролю, уверенности в себе, находить наилучший выход в ситуации;
- воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
- побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости, прийти на помощь ближнему.
Решение вышеописанных образовательных и воспитательных задач может служить одним из основных показателей социального прогресса общества путем создания новых ценностных ориентиров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Конспект игрового НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе "Путешествие в страну финансов"
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта...
Презентация на тему "ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ГРУППЕ"
Цели: Формирование у детей дошкольного возраста экономических представлений через игровую деятельность, и правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости. Задачи: Науч...
Сценарий игрового занятия по финансовой грамотности. КВН «Финансы — это интересно и увлекательно»
Сценарий игрового занятия по финансовой грамотности. КВН «Финансы — это интересно и увлекательно»Группа: подготовительная Форма занятия: игроваяЦель: Формирование у д...
Игровая деятельность по финансовой грамотности
Ситуативная игра «Магазин», Игра «Деньги получили – ерунды накупили...
Игровая деятельность по финансовой грамотности
Ситуативная игра «Магазин», Игра «Деньги получили – ерунды накупили"...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по финансовой грамотности детей подготовительного дошкольного возраста Тема: «Финансовая азбука»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста,создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Задачи:1. Формировать представления детей о поня...