Дидактическое (игровое) пособие по финансовой грамотности «По ступенькам финансовой грамотности»
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Людмила Владимировна Ермолаева

Дидактическое пособие «По ступенькам финансовой грамотности» представляет собой комплект, состоящий из  развивающих тематических портфелей:  «Кошелек и его жители», «С мамой в магазин», «Цена-Товар-Покупка», «Супермаркет», «Семейный бюджет», «Копилка», «Купюры, монеты и банкноты», «Банк», «Торговые предприятия», «Реклама».

Каждый из портфелей включает в себя проблемные картинки, фотографии, карточки, носители аудио и видеоинформации, книжки-малышки, раскраски, пазлы, дидактические и познавательные экономические игры, головоломки, кроссворды, ребусы, лабиринты, тематические альбомы, коллекции, развивающие задания  в картинках, материалы и упражнения, посвященные конкретной финансовой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie.docx109.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида г.Валуйки Белгородской области

 Дидактическое (игровое) пособие по финансовой грамотности

 «По ступенькам финансовой грамотности»

                                 

C:\Users\User\Desktop\1706804000989 (1).jpg

F:\ЕРМОЛАЕВА\IMG_20240221_173608_085.jpg

 Подготовил:  Ермолаева Л.В.

воспитатель МДОУ д/с № 5

комбинированного вида

г.Валуйки Белгородской области

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Назначение дидактического (игрового) пособия: Дидактическое (игровое) пособие по финансовой грамотности «По ступенькам финансовой грамотности».

Цель, задачи использования дидактического игрового пособия: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Закрепить названия русских денег, формировать умение применять в игре полученные знания с помощью авторского развивающего пособия «По ступенькам финансовой грамотности».

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию логического мышления, коммуникативных навыков.

Развивать познавательный интерес, речь, память, внимание, воображение.

Воспитывать интерес к теме финансов, бережное отношение к деньгам, дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Описание дидактического (игрового) пособия: Дидактическое пособие «По ступенькам финансовой грамотности» представляет собой комплект, состоящий из  развивающих тематических портфелей:  «Кошелек и его жители», «С мамой в магазин», «Цена-Товар-Покупка», «Супермаркет», «Семейный бюджет», «Копилка», «Купюры, монеты и банкноты», «Банк», «Торговые предприятия», «Реклама».

Каждый из портфелей включает в себя проблемные картинки, фотографии, карточки, носители аудио и видеоинформации, книжки-малышки, раскраски, пазлы, дидактические и познавательные экономические игры, головоломки, кроссворды, ребусы, лабиринты, тематические альбомы, коллекции, развивающие задания  в картинках, материалы и упражнения, посвященные конкретной финансовой теме.

Например, портфель «Кошелек и его жители» содержит альбом «Деньги разных стран», лепбук «Путешествие золотой монетки», лабиринты, загадки, ребусы, книжка-малышка «Маленький почемучка», разные виды монет и купюр стариных, комплект кругов луллия «Виды денег», «Монеты и купюры России» и др.).

Описание примеров использования в разных видах детской деятельности: Для того, чтобы сделать первое целенаправленное знакомство с экономикой интересным и понятным, мною был подобран для детей старшего дошкольного возраста доступный познавательный материал.

Предложенные игровые задания из портфельчика не только заинтересуют ребёнка, и закрепят пройденный материал, и помогут преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

Дидактическое пособие активно применяется в процессе организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, и в индивидуальной работе с детьми, в качестве демонстрационного материала, мотивации к занятию, помогает закрепить и систематизировать изученный материал по теме «Финансовая грамотность», стимулирует активность детей благодаря сменяемости игрового материала, возможности пополнения и усложнения содержания. Дети вместе с педагогом и родителями могут участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию, участвовать в оформлении игр.

Для этой цели было создано авторское дидактическое (игровое) пособие: «По ступенькам финансовой грамотности». Наполнение портфельчика по экономике включает в себя разнообразные задания и приглашает ребят выполнить их.

Система работы с пособием предполагает его использование в рамках различных образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Например, для познавательного развития использовались портфели: «Супермаркет», «Реклама», «Банк». В рамках речевого развития  применялись портфели «Ярмарка», «Трудись-не ленись», которые помогают развивать навыки общения и решения конфликтных ситуаций. В рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для формирования навыков работы в команде, принятия решений  использовались  портфели «Семейный бюджет», «Купюры, монеты и банкноты».

В процессе работы с пособием широко применяются иллюстрации, которые отличаются от наглядного материала тем, что предполагают знакомство с реальной или предполагаемой проблемой, выработку детьми своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети анализируют  полученную информацию, обсуждают ее и  принимают решение.

Иллюстрации активизируют мыслительную деятельность, развивают воображение, коммуникативные навыки и формируют финансовую грамотность у детей, мотивируя их интерес к этой теме.

В начале работы детям предъявляется иллюстрация  или фотоматериал с проблемной ситуацией и организуется обсуждение. Дети знакомятся с картинкой, выявляют проблему. Самостоятельно анализируют, предлагают свои варианты решения со сверстниками и делятся  идеями со сверстниками.  

В ходе режимных моментов дети обучаются работе с иллюстрациями через совместную игровую деятельность. Например, детям предлагалось рассмотреть иллюстрацию из портфеля «С мамой в магазин», на которой изображена ситуация: мама с ребенком в магазине, вокруг покупатели, ребенок плачет, тянет маму к полке с игрушками и показывает на саму большую игрушку.  Показ иллюстрации сопровождался текстом: «Как - то раз мама с сыном отправились в магазин. Нужно было купить продукты. Миша увидел красивую игрушку в магазине и стал просить маму её купить. Мама сказала: "Сегодня нам надо купить продукты, а завтра мы с тобой пойдем и купим эту игрушку». Миша закричал: "Не хочу завтра, хочу сейчас! Мне не нужны твои продукты!". Он стал топать ногами и бросать продукты на пол. Мама расстроилась, собрала продукты, и они пошли домой». После конкретного примера обсудили ситуацию, иллюстрирующую проблему, с которой ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Дети активно включились в обсуждение. Использовались приемы, стимулирующие познавательный поиск. Детям задавались вопросы, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется неправильным, почему, по их мнению, ребенок так поступает, правильно ли такое поведение. Рассмотрели, какие покупки совершает мама. Для закрепления полученной информации  использовалась  дидактическая игра из портфеля «На полках магазина», в которой дети получили представления о том, какие товары продаются в магазинах, для чего нужны покупки. Рассматривая иллюстрации в энциклопедии, определили, какие продукты необходимы каждой семье и покупаются регулярно. Вместе придумали историю, в которой мама потратила все деньги на игрушки и не купила продукты, рассуждали, что произошло дальше. В ходе работы сделали вывод о том, что есть покупки, важные для семьи, игрушки нужно беречь, а новую игрушку родители купят, когда будет возможность. Работа мотивировала детей на организацию сюжетно-ролевой игры «Магазин», и способствовала активизации познавательной активности.

В образовательной ситуации с использованием портфеля «Кошелек и его жители», детям было предложено рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен мальчик с пустым кошельком в руках, справа изображены купюры, слева монеты, возле кошелька стоит знак вопроса. Дети рассмотрели картинку, высказали свои предположения, совместно с педагогом порассуждали и пришли к мнению, что мальчик не знает, что лучше положить в кошелек, монеты или купюры. Организовалось обсуждение, использовались вопросы. Для решения проблемы дети обратились к портфелю, нашли внутри подсказки, рассмотрели виды монет и купюр. В дидактической игре «Определи верно» закрепили, из какого материалы сделаны деньги, какой они формы, цвета, какой издают звук. С помощью опытов на практике закрепили свойства денег. Рассмотрев энциклопедии по финансовой грамотности, определили, что человеку необходимы монеты, и купюры,  и мальчику нужно их положить  в кошелек. В процессе работы с портфелем дети получили первичные представления о деньгах, сделали выводы об их роли в жизни человека.

В работе с детьми также применялся портфель с фотоиллюстрациями и описанием проблемной ситуации, который способствовал формированию стратегии принятия решений, учил преодолевать различные жизненные ситуации.

Например, педагог предлагал детям рассмотреть фото из портфеля, где изображена семья и поломанная стиральная машина. Дети рассмотрели ситуацию, сделали свои предположения, что могло произойти.  

Описание проблемы в портфеле: «У Светы было желание, она хотела большой набор посуды для кукол. Чтобы исполнить свое желание, девочка старалась не тратить деньги, которые ей давали родные на мелочи и безделушки. Вернувшись однажды с прогулки, увидела, что родители расстроены. Оказалось, сломалась стиральная машина и нужны деньги на ремонт, но их как раз не хватает. Папа сказал, что попробует занять у соседа».

Проблема: Как распределить деньги, чтобы купить стиральную машинку и при этом не остаться без средств на необходимые покупки? В ходе обсуждения дети предлагали свои варианты решения. В дидактической игре «Что можно купить за деньги, а что нет» и «Распредели товар», дети закрепили знания о том, какие товары приобретаются за деньги, а какие-нет, а также приобрели  знания о местах продажи товаров (продукты, мебель, бытовая техника, одежда). Творческое задание - моделирование кошелька методом оригами - напомнило детям о важности экономии денежных средств.

Фотографии из портфеля помогли визуализировать финансовые ситуации из реальной обстановки, что делает процесс ознакомления со сложными финансовыми более понятиями интересным и понятным для детей.

В некоторых портфелях использовались мультфильмы из серии «Уроки финансовой грамотности». В начале занятия приходил герой, который предлагал  посмотреть отрывок из мультфильма, после чего дети обсуждали проблемную ситуацию, в которую попали герои и представляли свои варианты решения. На основе информации из мультфильма и материалы из портфеля, дети решали практические задачи, находили правильные ответы: что выберу в магазине, какими монетами расплатиться за покупку, посчитать сдачу, какие действия – семейный расход, какие – семейный доход  и другие. В ходе такой деятельности активизировались мыслительные процессы, формировалось умение сравнивать, обобщать, видеть ситуацию в целом, обобщенно воспринимать действительность, совместно работать в команде.

Авторское развивающее пособие применялось и в досуговой деятельности. Проведены игры-путешествия «В страну Рублика», «Открываем супермаркет», познавательный досуг «Юный финансист», праздник «Школа финансовых наук», где некоторые игровые задания требовали от детей самостоятельного использования портфелей.

Разнообразные индивидуальные игры с использованием развивающего пособия способствовали уточнению и закреплению знаний детей о мире финансов, развитию познавательной активности дошкольников и  стимулированию детской инициативы, самостоятельности.

Кроме того, в пособие включены экономические игры, где дети могут «зарабатывать» очки, монеты, баллы, выполняя различные задания, что требует от них более глубокого анализа ситуации,  умения рационально использовать деньги, правильно распределять доходы, планировать бюджет, применять элементарные экономические знания в практической деятельности. Такие игры вносят элемент соревновательности и активизируют воспитанников.

Дидактическое пособие находится в свободном доступе детей, что позволяет самостоятельно организовывать игровую деятельность с ним, как в подгруппах, так и индивидуально.  

Авторское пособие «По ступенькам финансовой грамотности» позволяет воспитанникам проявлять инициативу. Ребята создали тематический альбом «Путеводитель по магазину», состоящий из рисунков и фотоматериалов, сделанных вместе с родителями. Данный альбом вошел в содержание портфеля «С мамой в магазине». Дети всегда с интересом рассматривают альбом и  используют в своих играх.  

Использование пособия повысило интерес у дошкольников к изучению основ финансовой грамотности в процессе проведения квест-игр, таких как «Тайна потерянного кошелька», «В поисках сокровищ Гнома-Финансиста». С помощью материалов портфелей дети расшифровывали послания, выполняли игровые задания, что способствовало формированию у детей умения решать экономические задачи, работать в команде, развитию коммуникативных навыков и воспитанию основ бережливости.

Применялась портфели в реализации образовательных проектов с детьми, проведении клубных часов. В ходе  мероприятий с помощью пособия дети углубили знания о функционировании банковской системы, правилах работы банков, попробовали себя в роли экономиста, бухгалтера, продавца. Используя методы анализа, синтеза, обобщения, дети успешно разрешали проблемные ситуации, совершенствуя свою финансовую грамотность.

Развивающее пособие нашло свое применение и в работе с родителями воспитанников. В условиях работы дежурных групп общение с родителями  крайне ограничено. С целью мотивирования  родителей к активному сотрудничеству в вопросах формирования основ финансовой грамотности данное пособие использовалось в качестве помогатора для детей, в том числе и не посещающих детский сад. Авторское пособие регулярно использовалось для занятий с детьми в домашних условиях.  

Использование пособия имеет ряд преимуществ: способствует  получению конкретных знаний по финансовой грамотности, формированию практических навыков обращения с деньгами,  развитию системы ценностей, жизненных установок, социально-коммуникативных позиций. Применение портфелей позволяет уйти от прямого изложения материала и вовлекает детей в активную деятельность, что помогает применять знания на практике, развивать самостоятельное мышление. Создание ситуации успеха в рамках общего достижения является базовым основанием для формирования позитивной мотивации к познавательной деятельности и познавательной активности. В результате применения развивающего пособия дети приобретают знания и формируют положительные личностные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие по финансовой грамотности "Экономика и дошколята"

Финансовое просвещение детей, знакомство с миром экономики....

Дидактическое пособие по финансовой грамотности

Настольно-печатная игра "Копейка рубль бережет"Возраст детей: 6-7 летЦель игры: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи:Образовательные: развивать п...

Дидактическое пособие по финансовой грамотности

Дидактическое пособиепо финансовой грамотности «Что можно и нельзя купить за деньги» ...

Дидактическое пособие по финансовой грамотности «Магазин»

Дидактическое пособиепо финансовой грамотности «Магазин»...

Дидактическое пособие по финансовой грамотности «Копилка»

Дидактическое пособиепо финансовой грамотности «Копилка»...

Дидактическое пособие лэпбук «Юный экономист» по формированию финансовой грамотности

Цель создания лэпбука: формирование у детей азов финансовой культуры....