Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Формирование основ финансовой грамотности»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Кокшарова Алена Сергеевна

Проект «Формирование основ финансовой грамотности» в подготовительной группе  направлен на финансовое просвещение и экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. На повышение интереса детей и родителей к данной теме через комплекс мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_koksharova.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Теремок» г.Котлас

Познавательно-творческий

 проект в подготовительной группе

 «Формирование основ финансовой грамотности»

Подготовил воспитатель:

Кокшарова Алена Сергеевна

г.Котлас

2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Актуальность проекта                                                                                        3

Цель, задачи проекта                                                                                          3

Формы организации совместной и самостоятельной деятельности:            4

Методы и приемы                                                                                              4

Материально-технические ресурсы                                                                 4

Участники, возраст участников проекта                                                         5                                                                                        

Тип проекта, сроки реализации                                                                        5

Предполагаемый результат                                                                               5

Риски реализации проекта                                                                                5

Продукт проектной деятельности                                                                    5

Основное содержание проекта                                                                         5

Этапы реализации проекта                                                                                6

Список литературы                                                                                            8

Актуальность

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  1. Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о труде, потребностях, о купле и продаже товаров.
  2. Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
  3. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  4. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
  5. Научить применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  6. Способствовать формированию у родителей понимания необходимости знакомства детей с деньгами, как средством платежа и обмена;  с такими понятиями, как товар, платежи, накопления.

Формы организации совместной и самостоятельной деятельности:

Совместная деятельность с детьми (интегрированные виды непосредственно-образовательной и совместной деятельности в режимных моментах, продуктивная деятельность).

Самостоятельная деятельность детей (рассматривание тематических стендов, картинок, дидактические игры, сюжетно-ролевые  игры).

Взаимодействие с родителями (информационный стенд, папки-передвижки, участие родителей в пополнении предметно-развивающей среды, в совместных педагогических мероприятиях).

Методы и приемы:

-словесные: объяснение и рассказ воспитателя, беседа, речевые игры, чтение литературы,

-практические: игровые и проблемные ситуации, конструирование из строительного материала;

-наглядные: рассматривание иллюстраций, показ презентации,.

Материально-технические ресурсы:

- средства ИКТ, картинки, оборудование для художественно-эстетической деятельности.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Тип проекта:

-по деятельности: познавательно-творческий

-по продолжительности:  среднесрочный (январь-май)

-по численности: групповой

Предполагаемый результат:

Для детей

- получат  знания о деньгах, товаре, платежах, потребностях, бюджете;

-активно проявляют интерес к профессиям взрослых;

-научатся применять полученные умения и навыки в практических ситуациях.

Для родителей

- примут участие  в пополнении предметно-пространственной среды группы; в  совместных педагогических мероприятиях.

Риски реализации проекта:

-Малая активность детей и их личностные особенности.

-Незаинтересованность родителей.

Продукт проектной деятельности:

-Выставка рисунков  «Наши денежки»;

-Выставка по лепке «Товары для магазина игрушек»;

-Выставка поделок «Лисичка из яичка», «Валюта-это круто!»;

-Изготовление группового альбома «Кем я хочу быть»;

-Создание сборника сказок «Путешествие в страну Экономию».

Основное содержание проекта:

   Проект «Формирование основ финансовой грамотности» в подготовительной группе  направлен на финансовое просвещение и экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. На повышение интереса детей и родителей к данной теме через комплекс мероприятий.

Этапы реализации проекта

Этап

Мероприятия

Цель

I этап-Подготовительный

Январь

- Изучение материала и литературы по данной теме;

- Разработка мероприятий педагогического проекта «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»;

- Планирование работы с детьми и взаимодействия с родителями.

-Создание системы мероприятий проекта по взаимодействию с детьми и родителями

II этап –

Основной

Февраль

-Беседа: «Что нужно человеку для жизни»

 -Демонстрация презентации «История денег»

-Беседа «Деньги нашей страны» Показ купюр и монет.

-Памятка для родителей

«Финансовые» взаимоотношения с ребенком»

-Рисование «Денежки»

-НОД «Дом, в котором «живут» деньги»

-Д.и. «Копилка»

-Д.и. «Что можно  купить, а что нельзя»

-НОД «Путешествие денежки»

-Папка-передвижка «Дети и деньги»

-Создание книги сказок «Денежная долина »

Знакомство с деньгами как с универсальным средством платежа, с купюрами нашей страны и  с Банком.

Март

-НОД «Доход семьи»

-Д.и.  «Бюджет семьи: расходы и доходы»

-Беседа «Магазин. Виды магазинов».

-Лепка «Товары для магазина игрушек»

-С-р.и. «Магазин детских игрушек»- продажа игрушек собственного производства.

-Д\и «Угадай, где продаются»

-Чтение и обсуждение сказок «Как барин овцу продавал», «Чудесная рубашка».

Ознакомление с такими понятиями, как: бюджет, доходы и расходы; магазины, их виды  и какие товары в них продаются.

Апрель

-Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»

-Д\И «Кто трудится, кто играет»

-Чтение литературы о многообразии профессий

-Беседа «Мужские и женские профессии»

-Д.и. «Кто что производит»

-С-р.и. «Парикмахерская»

-Познавательная беседа и показ иллюстраций «Откуда берется хлеб».

-Беседа «Товары и услуги»

Формирование положительного отношения к труду и профессиям взрослых.

III этап – Заключительный

(Май)

НОД «Путешествие в страну Экономию»

Изготовление альбома «Кем я хочу быть».

Организация почтового ящика «Ваши вопросы-наши ответы» с родителями.

Повторение и закрепление полученных знаний по теме.

Литература

1. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

3. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

4. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

5. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет.

6. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/02/10/osnovy-finansovoy-gramotnosti-dlya-detey-starshego

7. https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-osnov-finansovoi-gramotnosti-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-5-7-let.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Родительское собрание в старшей группе «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста через разные виды деятельности»

Родительское собрание способствует  укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей; содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, по...