Рабочая программа по финансовой грамотности "В гостях у гнома Эконома"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Зотова Елена Юрьевна

Данная программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет в рамказ дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonom_1.doc443.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Ладошки»

Муниципального образования «Барышский район»

Рабочая программа

по финансовой грамотности

 «В гостях у гнома Эконома»

г.Барыш 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел № 1Комплекс основных характеристик  

программы:

      1.1 Пояснительная записка……………………………….…… …3 - 6

      1.2 Цель и задачи программ…………. …………………………..6 - 7

      1.3 Содержание программы………………………………………...7 - 12

      1.4 Планируемые результаты………………………………………12 -14

Раздел № 2 Комплекс организационно – педагогически условий

2.1 Календарный учебный график ……….………………………..15 - 28

2.2 Условия реализации программы ………………………………29 - 30

2.3 Форма аттестации………………………………………………. 30 - 35

       2.4 Методическое обеспечение …………………………………….35 - 39

2.5 Список литературы………………………………………………39 - 42

       

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспитание и образование приобретает особое значение, появляется необходимость в формировании нового экономического мышления, соответствующего измененным условиям жизни.
       Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.

         Действительно, экономическое воспитание в его традиционном понимании как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития. А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по уровню является ознакомительной. Срок реализации 1 год. Возраст детей 5-7 лет.

  •  Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».  Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  •   Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности»
  •  Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Далее – Методические рекомендации) подготовлены в целях реализации единой государственной политики в сфере дополнительного образования.
  •  Методические рекомендации предназначены для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программа
  • Устав МБДОУ ЦРР «Ладошки» МО «Барышский район»

Направленность:  социально – педагогическая.

       В связи с возникновением в нашей стране особой социально-экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования, экономическое воспитание и образование приобретает особое значение, появляется необходимость в формировании нового экономического мышления, соответствующего измененным условиям жизни.

       Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.

Актуальность программы

      Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. У детей формируются деловые качества личности, что обеспечивает необходимость преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца.

        Раннее разумное экономическое воспитание является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребенка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже дошкольник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный ( экономически- рациональный ) выбор представлял назначение денег, понимал из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Отличительные особенности

        Отличительной особенностью данной программы является отсутствие специально – организованной деятельности детей. Игры с экономическим содержанием используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной, самостоятельной и игровой деятельности, в режимных моментах.

Характеристика возрастных особенностей воспитанников 5-7 лет 

        Дети достаточно четко выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют и, в соответствии с ними, строят свое поведение; ролевые действия разнообразны. Ребенок может создавать цепочку действий, объединенных одним сюжетом, способен подчиняться правилу, установленному в игре, ролевая речь детей достаточно четка. Расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится дифференцированным и разноплановым. Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а ведет создание продукта за собой. Дети 5-6 лет помимо вербальных средств общения овладевают также невербальными (жесты, мимика), способны регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные интонации. При развитии познавательных способностей основное внимание переносится с содержания обучения на его средства. Что касается развития других общих способностей и личности ребенка, то тут по-прежнему, основными задачами являются становление его активной позиции (через предоставление инициативы), развитие произвольности и осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка. И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие педагога с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества.

Адресат программы  - воспитанники образовательных организаций в возрасте 5-7 лет

Объем программы – 72 часа

Формы обучения и виды занятий – очная, игра, наблюдения, беседы, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, ИКТ.

Срок освоения программы – 1год

Программа разделена на 2 модуля.

Режим занятий -  два раза в неделю по 1 часу. Итого: 72ч

 1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

        Целью программы является формирование финансовой культуры и основ финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста .

       Задачи:

Образовательные:

- Формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей.

- Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями).

Развивающие:

-  Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями.

Воспитательный:

- Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда

 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

      Теоретической основой программы являются идеи  развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.А. Занкова, проблемного обучения М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, М.Н. Скаткина, В.С. Безрукова и личностно-ориентированной модели воспитания М.В. Клариной, В.И. Логиновой, Н.Н. Подьякова.

      В работе использованы идеи авторской программы А.Д Шатовой «Дошкольник и экономика».

     Принципы реализации программы:

  • Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).
  • Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
  • Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).
  • Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно - коммуникативных технологий).
  • Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).
  • Здоровье сберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

     Реализация задач экономического воспитания предполагает следующие направления работы:

  • проведение анализа уровня экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста;
  • обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом
  • создание картотеки игр;
  • организация и проведение интегрированных занятий с использованием игр с экономическим содержанием;
  • накопление информационной базы по теме;
  • составление плана работы;
  • взаимодействие с родителями.

Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре через игру  строится на основе дидактических принципов:

  • от простого к сложному
  • от известного к неизвестному
  •  от занимательного к новому

 Учебный план

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Форма аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

Модуль № 1

1.

Потребности – 8 часов

1.1

Что такое потребности?

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

1.2

Что необходимо человеку

2

1

1

Педагогич наблюден.

1.3

Потребности семьи

2

1

1

Педагогич наблюден.

1.4

Что мне нужно

2

1

1

Собеседов.

2.

Труд – 8 часов

2.1

Как гном Эконом лень преодолел

2

1

1

Педагогич наблюден.

2.2

Как гном Эконом решил себе дом построить

2

1

1

Педагогич наблюден.

2.3

Почему взрослые работают

2

1

1

Собеседов.

2.4

Всякому делу нужно учиться

2

1

1

Педагогич наблюден.

3.

Товар – 8 часов

3.1

Как гном Эконом узнал, что такое товар

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

3.2

Обмен и покупка

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

3.3

Что такое цена?

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

3.4

Ярмарка

2

1

1

Рисун.тест

4.

Деньги – 8 часов

4.1

Что такое деньги?

2

1

1

Собеседов.

4.2

Деньги, монета, банкнота

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

4.3

Дом, где живут деньги

2

1

1

Рисун.тест

4.4

Как правильно тратить деньги?

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

5.

Семейный бюджет – 4 часа

5.1

Что такое семейный бюджет

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

5.2

Копейка рубль бережет

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

Модуль № 2

6.

Все профессии нужны – 10 часов

6.1

Как гном Эконом профессию выбирал?

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

6.2

Сначала учеба потом работа

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

6.3

Профессии прошлого

2

1

1

Собеседов.

6.4

Профессии настоящего

2

1

1

Рисун.тест

6.5

Профессии будущего

2

1

1

Собеседов.

7

Откуда берутся деньги и куда они исчезают – 8 часов

7.1

Как приходят деньги в семью  или азбука доходов

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

7.2

Для чего родители ходят на работу

2

1

1

Собеседован.

7.3

Наука Экономика

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

7.4

Тратим разумно, сберегаем экономно

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

8.

Путешествие в банк – 8 часов

8.1

Гном Эконом идет в банк

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

8.2

Банковская карта

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

8.3

Раз найден клад-беги в банке делать вклад

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

8.4

Где мы расплачиваемся деньгами

2

1

1

Собеседов.

9.

Моя первая копилка – 10 часов

9.1

Жители кошелька

2

1

1

Собеседов.

9.2

Сбережения

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

9.3

Как стать экономным

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

9.4

Занимательная экономика от гнома Эконома

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

9.5

Зачетное занятие

2

1

1

Педагогич.

наблюден.

Итого

72

36

36

Программа состоит из 2 модулей, которые поделены на 9 разделов.

1 модуль

Раздел 1. Потребности.

Раздел 2. Труд.

 Раздел 3. Товар

Раздел 4. Деньги

Раздел 5. Семейный бюджет

2 модуль

Раздел 6. Все профессии нужны

Раздел 7. Откуда берутся деньги и куда они исчезают

Раздел 8. Путешествие  в банк

Раздел 9.Моя первая копилка

 

   В 1 разделе воспитанники знакомятся с экономическими терминами: «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности». У детей формируются представления об ограниченности возможностей. Воспитанники определяют не только основные потребности человека, но и самые жизненно важные потребности человека в различных ситуациях. Дети выбирают необходимые для жизни предметы и соотносят собственные желания и возможности, понимают разницу между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу».

    - Изучение раздела «Потребности» подготавливает дошкольников к изучению раздела «Труд», способствует пониманию взаимосвязи между категорией «потребности» и трудом как основным источником для удовлетворения многочисленных потребностей человека.

   В 2 разделе воспитанники знакомятся с трудом взрослых, определяют продукт труда, соотносят профессию с ее атрибутами.У детей формируется понятие значимости труда для человека. - Изучение раздела «Труд» подготавливает дошкольников к изучению разделов «Товар» и «Деньги». Способствует пониманию взаимосвязи между понятием «труд», «товар», «деньги» как основных источников для удовлетворения многочисленных потребностей человека.

   В 3 разделе воспитанники знакомятся с понятиями: «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама». Учатся определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара. У детей формируются первоначальные представления о купле-продаже товаров. На практике сравнивают цены на товар, объясняют разницу. Учатся выбирать товар в соответствии с ценой и качеством.

   - Изучение раздела «Товар» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Труд», закрепляет понимание того, что любой товар создаётся трудом для удовлетворения потребностей человека. Усвоение раздела «Товар» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Деньги», способствует пониманию роли денег в процессе купли-продажи. На практике закрепляют знания о внешнем виде современных денег. Учатся находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства. Формируется разумное отношение к расходованию денег.

   В 4 разделе воспитанники знакомятся с первоначальными представлениями о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления. Дети знакомятся с понятиями: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта». На практике закрепляют знания о внешнем виде современных денег. Учатся находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства. Формируется разумное отношение к расходованию денег.

   - Изучение раздела «Деньги» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Товар», закрепляет понимание того, что любой товар, созданный для удовлетворения потребностей человека, покупается и продаётся за деньги. Усвоение раздела «Деньги» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Семейный бюджет», способствует пониманию роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.

    В 5 разделе воспитанники знакомятся, с первоначальными представлениями о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. У детей формируются первоначальные представления о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи. На практике формируется представление о расходах семьи. Учатся понимать и выделять основные потребности семьи и способы их удовлетворения.

   - Изучение раздела «Семейный бюджет» завершает реализацию 1 модуля.

    В рамках раздела «Семейный бюджет» расширяются представления, полученные в ходе изучения разделов «Потребности», «Деньги», «Труд».

   В 6 разделе  происходит знакомство с многообразием профессий человека.  На практике дети видят, что людям многих профессий для облегчения труда помогают разнообразные машины и техника (станки, аппараты, оборудование). Формируется представление о труде людей творческих профессий. Дети узнают о новых современных профессиях, которые появляются, благодаря запросам современного образа жизни. Знакомятся с профессиями, востребованными в родном крае. Формируется представление о профессиях будущего, которые используют нано - технологии.

    В 7 разделе воспитанники знакомятся с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи. Расширяется словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия», «выигрыш». Формируется чувство меры в своих желаниях, правильное отношение к деньгам. Воспитанники определяют и различают потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.

      В 8 разделе у воспитанников формируется умение подмечать простейшие экономические явления. Знакомятся со словами и действиями, относящимися, к экономике. На практике дети прослеживают пути денег из семейного бюджета на покупки товаров, оплату услуг. Раскрывается сущность понятия «пластиковая карта» и знакомятся с наличными и безналичными деньгами. Узнают, что при помощи пластиковой карты можно производить различные финансовые операции: расплатиться за покупку, услугу, перевести деньги в любой регион.

   В 9 разделе воспитанники знакомятся с экономическим термином «семейные сбережения». На практике выясняют, что могут осуществлять действия, экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета, сохраняя семейные сбережения. Учатся высказывать своё мнение по вопросам семейной экономики. Формируются такие качества: бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие. Осуждается жадность и расточительность. Проявляется собственное отношение к вопросам семейной экономики. Формируется разумное отношение к расходованию денег.

1.4  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Ожидаемые метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- использование знаково

-символических средств представления информации

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение навыками смыслового чтения в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;  

- готовность слушать собеседника и вести диалог

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

Ожидаемые предметные результаты:

Иметь представление:

- о потребностях;

 - о семье, ее вариантах, членах семьи;

- о том, что работа-это способ удовлетворения потребностей;

- о различных профессиях;

- о потребителе, о том, кто потребляет товар;

- о товаре как продукте, созданном для обмена.

Знать:

- экономика - это наука;

- экономика - это точный расчет, знание основных законов, понятий, категорий; - технику безопасности на занятиях;

- что такое «потребности», «товар», «услуга»;

Уметь:

- делать выбор между «хочу» и «надо»;

- отличать товар от услуги;

- давать характеристику различным профессиям;

- приводить примеры из жизни к созданной на уроке ситуации;

- изображать рисунок к теме;

- сопоставлять ранее изученный материал с новым материалом;

- отстаивать собственную позицию

 2.1 КАЛЕНДАРНО – УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/№

Месяц

Число

Время

проведения

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Фомы контроля

1.

Сентябрь

02

15.30-16.30

Беседа- рассуждение

1

«Что такое потребности?»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

2.

06

15.30-16.30

Просмотр мультфильма

1

«Кому, что нужно»»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

3.

09

15.30-16.30

Беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?»,

1

«Что необходимо человеку?»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

4.

13

15.30-16.30

Просмотр мультфильма

1

«Если не будет дома»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

5.

16

15.30-16.30

Познавательное занятие

1

«Потребности семьи»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

6.

20

15.30-16.30

Игровая деятельность

1

«Потребности и желания»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

7.

23

15.30-16.30

Творческое рассказывание

1

«Что мне нужно?»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

8.

27

15.30-16.30

Тестирование

1

«Заветные желания»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

9.

30

15.30-16.30

Познавательное занятие

1

«Как гном Эконом лень преодолел»»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

10

Октябрь

04

15.30-16.30

Игровая деятельность

1

«Труд в моей семье»»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

11.

07

15.30-16.30

Беседа - рассуждение

1

«Как гном Эконом решил себе дом построить»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

12.

11

15.30-16.30

Коллективный труд

1

«Трудиться нам не лень»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

13.

14

15.30-16.30

Творческая работа

1

«Почему взрослые работают»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Рисуночный тест

14.

18

15.30-16.30

Мини-спектакль

1

«Без труда не вытащишь рыбку из пруда»»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

15.

21

15.30-16.30

Презентация

1

«Всякому делу надо учиться»»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

16.

25

15.30-16.30

Сюжетно-ролевая игра

1

«Трудимся играя»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

17.

28

15.30-16.30

Видеофильм

1

«Как гном Эконом узнал, что такое товар»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

18.

Ноябрь

01

15.30-16.30

Викторина

1

«Маршрут товаров»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

19.

08

15.30-16.30

Познавательное занятие

1

«Обмен и покупки»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

20.

11

15.30-16.30

Творческая работа по лепке

1

«Приобрел вещь -  умей с ней обращаться»»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

21.

15

15.30-16.30

Сюжетно-ролевая игра

1

«Что такое цена?»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

22.

18

15.30-16.30

Мастерская

1

«Ценники и чеки»»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

23.

22

15.30-16.30

Видеофильм

1

«Ярмарка»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

24.

25

15.30-16.30

Творческое задание

1

«Куда идем за товаром»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Рисуночный тест

25.

29

15.30-16.30

Видеофильм

1

«Что такое деньги»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

26.

Декабрь

02

15.30-16.30

Творческое задание

1

«Как придумали деньги»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

27.

06

15.30-16.30

Видеофильм

1

«Деньги, монеты, банкноты»  

Кабинет «Лаборатория «Знайки»

Педагогическое наблюдение

28.

09

15.30-16.30

Спортивная деятельность

1

«Деньги разных стран»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

29.

13

15.30-16.30

Познавательное занятие

1

«Дом, где живут деньги»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

30.

16

15.30-16.30

Коллекционирование

1

«Экскурсия в мини - музей»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Выставка

31.

20

15.30-16.30

Бесседа - рассуждение

1

«Как правильно тратить деньги»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Журнал

посещений

32.

23

15.30-16.30

Мастерская

1

«Не имей сто рублей, а имей сто рублей»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

33.

27

15.30-16.30

Беседа

1

«Что такое семейный бюджет»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

34.

30

15.30-16.30

Флипчарт

1

«Планируем вместе»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Выставка рисунков

35.

Январь

10

15.30-16.30

Моделирование

1

«Копейка рубль бережет»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

36.

13

15.30-16.30

Творческая работа

1

«А нужно ли тратить все деньги»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Выставка рисунков

37.

17

15.30-16.30

Викторина

1

«Как гном Эконом профессию выбирал»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

38.

20

15.30-16.30

Творческая работа

1

«Женские и мужские профессии»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Выставка рисунков

39.

24

15.30-16.30

Экскурсия

1

«Сначала учеба, потом работа»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

40.

27

15.30-16.30

Развлечение

1

«До чего же хорошо работать маляром»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

41.

31

15.30-16.30

Познавательное занятие

1

«Профессии прошлого»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

42.

Февраль

03

15.30-16.30

Конкурс рисунков

1

«Кем работали наши предки»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Выставка рисунков

43.

07

15.30-16.30

Презентация

1

«Профессии настоящего»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

44.

10

15.30-16.30

Творческая работа

1

«Мои родители работают…»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Выставка рисунков

45.

14

15.30-16.30

Видеофильм

1

«Профессии будущего»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

46.

17

15.30-16.30

Проектная деятельность

1

«Кем я мечтаю быть»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Защита проекта

47.

21

15.30-16.30

Беседа-рассуждение

1

«Как деньги приходят в семью или азбука доходов»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

48.

24

15.30-16.30

Моделирование

1

«Считай деньги в своем кармане»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Выставка работ

49.

28

15.30-16.30

Познавательное занятие

1

«Для чего родители ходят на работу»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

50.

Март

03

15.30-16.30

Творческая работа

1

«Трудовая денежка всегда крепка»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

51.

10

15.30-16.30

Викторина

1

«Наука Экономика»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

52.

14

15.30-16.30

Мини-спектакль

1

«Первые уроки царицы Экономики»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

53.

17

15.30-16.30

Беседа-рассуждение

1

«Тратим разумно, сберегаем, экономим»»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

54.

21

15.30-16.30

Мастерская

1

«Удачная покупка»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

55.

24

15.30-16.30

Виртуальная экскурсия

1

«Гном Эконом идет в банк»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

56.

28

15.30-16.30

Сюжетно-ролевая игра

1

Экскурсия в банк

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

57.

31

15.30-16.30

Беседа

1

«Банковская карта»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

58.

Апрель

04

15.30-16.30

Коллективное конструирование

1

«Мои деньги на банковской карте»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Защита проекта

59.

07

15.30-16.30

Беседа

1

«Раз найден клад - беги в банке делать вклад»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

60.

11

15.30-16.30

Мастерская

1

«Гном Эконом берет деньги в банке»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Выставка продуктов детского творчества

61.

14

15.30-16.30

Видеофильм

1

«Где мы расплачиваемся деньгами»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

62.

18

15.30-16.30

Мастерская

1

«Где мы платим и за что»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Выставка рисунков

63.

21

15.30-16.30

Чтение

1

«Жители кошелька»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

64.

25

15.30-16.30

Конструирование

1

«Где хранить деньги»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

65.

28

15.30-16.30

Беседа

1

«Сбережения»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

66.

Май

05

15.30-16.30

Видеофильм

1

«Карманные деньги»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

67.

12

15.30-16.30

Видеофильм

1

«Как стать экономным»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Собеседование

68.

16

15.30-16.30

Коллективное творчество

1

«Жадность или экономия»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

69.

19

15.30-16.30

Познавательное занятие

1

«Занимательная экономика от гнома Эконома»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

70.

23

15.30-16.30

Викторина

1

«Экономическая игра «Что? Где? Когда?»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

71.

26

15.30-16.30

Итоговое

1

«Что я узнал о финансах?»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Рисуночный тест

72.

30

15.30-16.30

Зачетное занятие

1

«Финансовая грамотность»

Кабинет «Лаборатория Знайки»

Педагогическое наблюдение

Содержание календарно – тематического плана.

Занятие, тема

Содержание занятия

Формы и методы проведения

1. «Потребности»

1.1

Что такое потребности?

Дом, еда, одежда, вода, тепло – главные потребности человека.

Беседа-рассуждение, дидактическая игра «Потребности моей семьи».

«Кому, что нужно»

Личные жизненные потребности и желания.

Просмотр мультипликационного мульфильма, «Телефон»

1.2

Что необходимо человеку?

Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п. Потребности материальные и нематериальные.

Беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?»,

«Если не будет дома»

Жизненно важные потребности, ограничение потребностей в различных ситуациях.

Творческая работа по рисованию «Мой дом», просмотр мультфильма С.Я.Маршака «Кошкин дом»

1.3

Потребности семьи

Разнообразие потребностей членов семьи.

Занятие «Что нужно моим маме и папе»

Потребности и желания

Желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности.

Игровая деятельность «Магазин»

1.4

Что мне нужно?

Личные жизненные потребности и желания.

Творческое рассказывание «Подарок ко дню рождению»

Заветное желание

Понятия «Я хочу», «Я могу», «Мне надо»

Тест «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь»

2. «Труд»

2.1

Как гном Эконом лень преодолел

Что такое труд? Труд – потребность человека. Труд помогает удовлетворить разнообразные потребности.

Беседа, чтение художественной литературы, упражнение

Труд в моей семье

Помощь родителям по дому, по хозяйству, домашние обязанности. Виды домашнего труда.

Игра – эстафета «Мои домашние обязанности», дидактические игры «Мамины помощники»

2.2

Как гном Эконом решил себе построить дом

Труд, которому человек посвящает свою жизнь.

Профессии. Профессиональные знания и умения.

Чтение художественной литературы, демонстрация фрагмента мультфильма, беседа, ситуативный разговор, игровые упражнения

Трудиться нам не лень

Совместная трудовая деятельность в игровом центре, распределение обязанностей.

Коллективный труд, помощь воспитателю.

2.3

Почему взрослые работают

Понятия «ответственность», «добросовестность», значимость труда родителей в обществе»

Рисование «Мамино работа», чтение сказки «Заработанный рубль»

Без труда не вытянешь рыбку из пруда.

Закрепление понятий: трудиться, работать, зарабатывать.

Интерактивный мини спектакль.

2.4

Всякому делу надо учиться

Чтобы стать в какой-нибудь сфере специалистом, мастером своего дела,

нужно много и упорно трудиться.

Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков

Трудимся, играя

Знакомство  с функциональными обязанностями сотрудников детского сада в игре

Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»

3. «Товар»

3.1

Как гном Эконом узнал, что такое товар?

Что такое «товар»? Откуда берутся товары в магазине? В чем состоит полезность товара?

Беседа, дидактическая игра, упражнение

Маршрут товаров

Производители товаров: заводы, фабрики, комбинаты, концерны – магазины, салоны, супермаркеты – покупатель. Знакомство с понятием «потребитель»

Викторина «Путь товара до потребителя»

3.2

Обмен и покупка

Чем обмен отличается от купли-продажи? Всё ли можно купить?

Беседа, дидактическая игра, решение экономических задач

Приобрел вещь – умей с ней обращаться

Понятие: совершил покупку – приобрел товар, можешь им пользоваться»

Дидактическая игра «Магазин», творческая работа по лепке «Подарок другу»

3.3

Что такое цена?

Понятия «Купля – продажа», «цена товара». Сравнение цена один и тот же товар.

Беседа «Почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже от чего это зависит?» (сюжетная игра «Аукцион»)

Ценники и чеки

Зависимость цены от товара от его качества, количества и производителя.

Мастерская: изготовление ценников и чеков» Проблемная ситуация «Расставь ценники на товары»

3.4

Ярмарка

От чего зависит цена товара? Зачем проводят распродажи? Что такое

ярмарка?

Чтение художественной литературы, беседа, ролевая игра

Куда идем за товаром

Кондитерские, хлебобулочные изделия, молочные продукты, строительные материалы. Реклама товаров.

Беседа «Какие бывают товары», творческое задание «Прорекламируй товар»

4. «Деньги»

4.1

Что такое деньги?

Необходимость обмена для удовлетворения потребностей людей. Деньги, как универсальное средство обмена.

Всё ли можно купить?

Рассказ, беседа, просмотр мультфильма

Как придумали деньги

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).

Творческое задание «Мои виртуальные деньги»

4.2

Деньги, монеты, банкноты

Отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства.

Беседа, дидактическая игра «Отличи деньги»

Деньги разных стран

Знакомство с денежными единицами разных стран, внешний вид. Понятие «валюта».

Рассказ – виртуализация. Спортивная игра «Каждая банкнота к своему флагу»

4.3

Дом, где живут деньги

Банки (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг), монетный двор, валюта.

Заочная экскурсия, просмотр мультфильма

Экскурсия в мини музей

Монеты Российского двора, монеты разных стран, России.

Выставка в мини – музее «Коллекция монет и банкнот»

4.4

Как правильно тратить деньги

Обучение детей пользованию деньгами. Разумное отношение к расходованию денег. Что такое «вклад» и «кредит».

Видеофильм «Выгодные предложения»

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Знакомство с пословицами разных народов мира о деньгах.

Мастерская «Книжки – малышки «Пословицы  о деньгах».

5. «Семейный бюджет»

5.1

Что такое семейный бюджет

Знакомство с общими деньгами в семье их использованием на различные нужды каждого члена семьи.

Рассматривание плаката «Семейный бюджет», беседа рассуждение «Как разумно распоряжаться деньгами»

Планируем вместе

Помощь семье – ограничивать свои запросы.

Флипчарт  «Расходы нашей семьи.

5.2

Копейка рубль бережет

Умение правильно делать покупки (потребительская грамотность), умение экономить

Решение ситуативных задач «Как ты поступишь?» Моделирование «Что можно купить, а что нельзя?»

А нужно ли тратить все деньги

Понятие: «первоочередная покупка», «незапланированные расходы»

Чтение сказки «Как Косолапый все деньги тратил» Ю. Варыхановой Творческая работа по рисованию «На что я потрачу деньги»

6. «Все профессии нужны»

6.1

Как гном Эконом профессию выбирал

Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар)

Викторина «Угадай профессию», Игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается». Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны».

Женские и мужские профессии

Понятия «мужская» и «женская» профессия, опасные, редкие, профессии.

Загадки о профессиях. Коллективная работа «Кому, что нужно для работы»

6.2

Сначала учеба потом работа

Понятия «мастер своего дела», «лучший специалист».

Экскурсия в индустриальный техникум

До чего же хорошо работать маляром

Умения и навыки строительных профессий (штукатур, маляр, столяр). Понятия: ответственность, аккуратность, трудолюбивость.

Спортивные состязания , сюжетно – ролевая игра «Мы строим дом»

6.3

Профессии прошлого

Труд людей в прошлом.

Видеофильм «Жители сел», «Народные промыслы».

Кем работали наши предки

Понятия «ручной» и «механизировался».

Конкурс рисунков «Кто, что выполняет»

6.4

Профессии настоящего

Как изменились профессии прошлого.

Презентации «Необычные профессии»

Мои родители работают…

Знакомство с трудом родителей, орудиями труда, обязанностями.

Выставка рисунков

6.5

Профессии будущего

Понятия «нано-технологии», сити-фермер, урбанист, проектировщик интерфейсов беспилотной авиации, рециклинг-технолог.

Видеофильм «Перспективные профессии будущего»

Кем я мечтаю стать

Понятие «выбор профессии

Проекты «Кем я мечтаю стать»

7. Откуда берутся деньги и куда они исчезают

7.1

Как деньги приходят в семью или азбука доходов

Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек.

Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач.

Считай деньги в своем кармане

Объяснение поговорки «У чужих денег свой хозяин есть»

Моделирование «На что я потрачу деньги» Творческая работа «Мои покупки

7.2

Для чего родители ходят на работу

Понятие «заработная плата», «премия», «отпуск»

Беседа - рассуждение

Трудовая денежка всегда крепка

Понятие «добросовестный труд – достойная оплата»

Чтение «Трудовые сказки». Пословицы о труде

7.3

Наука экономика

Понятие: можно экономить не в ущерб своим желаниям и потребностям.

Викторина «Экономия в квартире. На чём можно сберечь доход

Первые уроки царицы Экономики

Понятие: почему денег всегда бывает мало и как их лучше тратить»

Мини – спектакль «Царица Экономика и злодейка Инфляция»

7.4

Тратим разумно, сберегаем, экономим

Знакомство с понятиями «выгода», «убыток».

Лэпбук «Юные экономисты»

Удачная покупка

Умение детей выбирать товар с выгодой – за большую упаковку платить меньше, чем за 2 маленькие, уметь экономить денежные средства.

Дидактическая игра «Выгода или убыток» Мастерская «Карточки для игры «Магазин»

8. «Путешествие в банк»

8.1

Гном Эконом идет в банк

Знакомство с банком, сотрудниками, хранилище, сейф.

Виртуальная экскурсия, беседа, дидактическая игра

Экскурсия в банк

Уважение к труду работников банка.

Сюжетно-ролевая игра

8.2

Банковская карта

Знакомство с внешним видом пластиковой банковской картой, с их сущностью – имеется специальный пин-код, наносится номер, данные владельца.

Рассматривание банковских карт. Беседа «Безопасность и защита банковской карты»

Мои деньги на банковской карте

Показать преимущество банковской карты по сравнению с наличными деньгами

Конструирование банковской карты для сюжетной игры

8.3

Раз найден клад беги делать в банке вклад

Познакомить с понятиями « сберегательный вклад», «проценты».

Сказка с элементами театрализации, ее обсуждение, обучающая наглядная демонстрация

Гном Эконом берет деньги в банке

Показать преимущества хранения денег в банке

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическое упражнение

8.4

Где мы расплачиваемся деньгами

Знакомство с социально значимыми объектами, где можно заплатить деньгами за услуги, товар, налоги.

Викторина «Узнай здание города»

Где мы платим и за что

Закрепление понятий «плата за услуги»

Творческая работа по рисованию «Почта» (РКЦ)

9. «Моя первая копилка»

9.1

Жители кошелька

Понятие: « в кошельке храним монеты, купюры, пластиковые банковские карты»

Чтение сказки «Где живут денежки». Игра «Денежкин домик»

Где хранить деньги

Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр.

Мастерская «Кошелёк»

9.2

Сбережения

Для чего нужны сбережения

Беседа, анализ игровой ситуации, подвижная игра, выставка

Карманные деньги

Что такое карманные деньги, для чего они нужны

Просмотр мультфильма, обсуждение, проблемный диалог, дидактическая игра

9.3

Как стать экономным

Понятие «планирование бюджета, бережливость»

Чтение сказки «Как Мышка копить училась»

Жадность или экономия

Понятие: «рачительность, расточительность», «разумное отношение к расходованию денег».

Раскраски «Как Миша бизнесменом стать хотел» Ситуативные задачи

9.4

Занимательная экономика от гнома Эконома

Закрепление знаний о финансовой грамотности

Чтение художественной литературы, беседа, анализ игровой ситуации, объяснение, проблемный диалог

Экономическая игра «Что? Где? Когда?»

Закрепление знаний о финансовой грамотности

Игра-викторина

9.5

Что я узнал о финансах?

Понятия «семейный бюджет, экономия»

Флипчарт «Доходы, расходы и экономия»

Зачетное задание

Подведение итогов

Мастерская - изготовление атрибутов, настольно – печатных игр по финансовой культур

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 Особенности организации образовательного процесса 

Программа реализуется с 02 сентября по 30 мая, состоит из 72 занятий, периодичность занятий 2 занятия в неделю, продолжительность занятий не более 30 минут.

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса Программы: --- учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

--- психологический и эмоциональный комфорт как условие самореализации воспитанника;

--- доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к самоутверждению.

Кадровые условия реализации Программы 

Дополнительная общеразвивающая программа «Финансовая азбука» реализуется руководителем объединения - воспитателем Зотовой Еленой Юрьевнай. Имеющим профессиональное образование в области дошкольной педагогики, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства по финансовой грамотности дошкольников. Высшая квалификационная категория.

Материально-техническое обеспечение Программы 

Программа предполагает обеспечение группы необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Для занятий театрализованной деятельностью необходимо наличие зала. Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника, ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей подгруппы.

 1. Технические средства обучения:

 - музыкальный центр,

 - ноутбук,

- мультимедиа,

-фотоаппарат,

-обучающие мультфильмы,

- презентации «Денежкин дом», «Экскурсия в банк».

 2. Учебно-наглядные пособия:

- Плакаты «Семейный бюджет», «Семейный доход».

- Дидактические карточки «Профессии»

 - Дидактическое пособие «Банкир».

-Дидактическое пособие «Профессии. Играем с карточками»

- Методическое пособие «Профессии» Беседы с ребёнком»

- Лэпбук «Моя первая копилочка».

- Папка – передвижка «Все работы хороши, выбирай на вкус»

3. Оборудование и материалы:

- Коллекция «Монеты разных стран», «Монеты СССР» 21 21

- Флипчарт «Семейный бюджет»

- Оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования. - Игровые модули «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Автопарк» , «Аптека», «Стройка».

- Пазлы «Банкомат».

- Настольно – печатные игры «Лото «Профессии», , «Узнай профессию», «Профессии», «Ателье», «Выбери профессию».

- Магнитная доска с магнитами.

- Игрушки. - Счёты, калькуляторы.

- Фотоальбом «Монеты Российского двора».

- Книги – пособия «Необычные профессии», «Важные профессии», «Творческие профессии», «Полезные профессии».

 - Костюмы по теме «Профессии».

 - Художественная литература – стихи, загадки, сказки.

- Альбом «Загадки и пословицы о труде и профессиях»

- Раскраски «Про копеечку

2.3.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Планируемые результаты освоения воспитанниками 5-7 лет содержания программы

        Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.

Личностные результаты:

В итоге освоения Программы дошкольник сможет:

  • разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;
  • чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
  •  знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
  • осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия). Практические результаты:
  •  освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
  •  научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
  •  освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр;
  •  заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать   свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами. Определение уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. 

          Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста; проверка эффективности проекта по повышению уровня финансовой грамотности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

          Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности была модифицирована диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

         Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация. С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяла уровень экономической воспитанности.

 Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.

Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

 Опираясь на теоретические исследования были выделены следующие показатели сформированности финансовой грамотности, динамику, которых стремимся отследить в ходе реализации проекта (см. табл. 1).

Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей)

 

  • знание ребенком потребностей семьи;
  • представления о труде родителей;
  •  представления об экономических понятиях;
  •  проявление интереса к окружающим явлениям современного общества

Поведенческодеятельностный компонент (экономические умения)

  • отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;
  •  общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели

Эмоциональноценностный компонент (нравственноэкономические качества личности)

  • проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости;
  •  оценка проявления этих качеств у сверстников

        По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.

Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечёткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

       Уровень экономических знаний определялся с учетом успешности выполнения всех трёх заданий.

       По успешности выполнения заданий судилось об уровне экономических знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

      Модифицированная диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

Задание 1.

1) Люди ходят на базар: Там дешевле весь…(Товар) Мебель купили, одежду, посуду. Брали для этого в банке мы…(Ссуду) Чтобы дом купить я смог, Взял кредит, внеся…(Залог)

2)- У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо)  - Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки)

3)- Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Что потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).

Задание 2. 

1) Он финансовый факир, В банк к себе вас ждёт …(Банкир) - В море коварном товаров и цен Бизнес-корабль ведёт …(Бизнесмен) - Мебель, хлеб и огурцы Продают нам …(Продавцы) - Папа к зеркалу садится: - Мне постричься и побриться. (Услуга)

) - Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина) - А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле) - Люди, каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь) - А, какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь)

3) Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимо и для чего.

Задание 3. 

1) На товаре быть должна Обязательно…(Цена) - Коль трудился целый год, Будет кругленьким … (Доход) - И врачу, и акробату Выдают за труд …(Зарплату)

2) - На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги) - Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться) - А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)

3) Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят) Задание 4. 

1)- Как ребёнка нет без мамы, Сбыта нету без…(Рекламы) - Яркой краской привлекает, Покупать нас заставляет. (Рекламный плакат) - Прохожу мимо витрины, И стоит там человек, Говорит он так красиво, Кто же этот человек? (Рекламный агент)

2) - Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да) - Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные) - Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали)

3) Представь любой товар. Попытайся мне его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя. В программе используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками образовательного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия - исследования и пр.).

        Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини - постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения, формировать ценностную ориентацию, и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

2.4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

      Методическое обеспечение программы предусматривает следующие формы и методы реализации:

  •  игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
  • словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
  • наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
  •  практические (исследование, экспериментирование и др.).

      Базовой формой и методом реализации Программы является игра. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные игры театрализованные, режиссёрские, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, семейные и др.  

       В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.

        Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.

        Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника достигается и с помощью ситуационных задач, занятийисследований, занятий-бесед, интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.

         Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей. Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т. д.). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.

       Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания.

       Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.

       Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.

       Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно - развлекательного содержания.

       Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.

        Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».

         Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.

         Проекты по темам программы - эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель - родитель - ребёнок». Участники проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой культуре. Воспитатель является организатором продуктивной деятельности, источником информации, консультантом, экспертом, основным руководителем проекта, при этом партнёром и помощником родителей и ребёнка в саморазвитии. Метод проектов - универсальный интегрированный метод, способствующий развитию исследовательской активности и познавательно-практической деятельности участников проекта, - расширяет ориентировку дошкольников в окружающем мире и развивает самосознание, открывает большие возможности для воспитания детских дружеских взаимоотношений и сотрудничества, развития социальных чувств и представлений.

           Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы и проводится воспитателями ДОУ. Основными методами изучения достижений развития ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

          Формы и методы реализации программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации программы в целях стимулирования 29 29 деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.

         Формы подведения итогов: интерактивная театрализованная минипостановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание и др.      

         Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на достижениях технологического прогресса.

          Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие условия:

 • активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

• использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;

• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

• предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

 • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях принципы и подходы к формированию программы.

        2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     Литература, используемая при разработке программы:

1. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

2. Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТАПРЕСС, 2019.

3. Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

4. Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

5. Бирина Г.Н. Приключения кота Белобока или экономика для малышей - Волгоград, 2015.

6. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. - СПб: Питер, 2013. - 464 с.

7. Майданкина Н.Ю. Формирование конкурентоспособности педагога в процессе приобщения детей дошкольного возраста к миру финансов/Ульяновск, Издатель Качалин А.В., 2019

      8. Майданкина Н.Ю. «Садко» в мире финансов: формирование основ    

     финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста/ Парциальная    

    образовательная программа. – Ульяновск, Издатель Качалин А.В., 2019.

    9. Майданкина Н.Ю. Формирование у дошкольников представлений о мире    

    профессий в регионе//Детский сад: теория и практика - Ульяновск, 2016.

    10. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. -    

    М., 2005. - 254 с

Литература, используемая при проведении занятий с воспитанниками:

Сказки, рассказы:

1. Н.Иволга «Когда я вырасту я стану сбербанкиром»

2. «Кем быть и кем не быть?» По Я. Пинясову

3. «Сами виноваты» По С. Михалкову

 4. Т.А. Шорыгина «Беседы о профессиях»

5. Т.А. Шорыгина «Трудовые сказки»

6. Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?»

7. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»

8. В. Сухомлинский «Жадный мальчик»

9. Сказка «Хранители бюджета»

10. Аким Яков «Жадина»

11. Татьяна Казырина «Жадина»

12. Эмма Мошковская «Жадина»

13. К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»

14. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

15. Рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала»

Игры, дополнительный раздаточный материал

 Картинки «Профессии» - онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/ kartinkiprofessiidlya-detej.html

Раскраски «Деньги» - онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/ detskieraskraski/raskraska-dengi

Электронные ресурсы:

1. Методические материалы по финансовой грамотности для дошкольников Министерства финансов Калининградской области [Электронный ресурс].

- https://www.fingram39.ru/materials/materialy-dlya- doshkolnikov

Список литературы, рекомендуемой родителям

1. Александров, И. Большая иллюстрированная энциклопедия для дошкольников. Litres, 2018.

 2. Арефьева, Т.А. Дети и деньги / Т.А. Арефьева. - СПб: Речь, 2006. - 246 с. - (Детская психология).

3. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 80 с.

 4. Бодо, Ш. Мани, или Азбука денег // Б. Шефер. - Попурри, 2006. - 60 с.

5. Бродникова, Е. Дети и деньги. Растим миллионера / Е. Бродникова, Е. Красавина. - СПб.: Питер, 2013. - 256 с.

 6. Годфри, Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами / Джолайн Годфри. - М.: Добрая книга, 2006. - 224 с.

7.Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «Финансовый грамотей»: Пособие для воспитания финансовой грамотности от 5 до 99 / Иркутск: Альмира, 2012. - 28 с. ил.

- Электронный ресурс: http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/ Denegnie_skazki_Raskraska.pdf

8. Детские деньги: полезная информация для детей и родителей о деньгах и управлении ими/ Сбербанк для детей и родителей.

 - Электронный ресурс: http://школа-банкира.рф/шр-соШ:еШ:/ир1оаб5/2016/02/ Detskie-dengi.pdf

 9. Иванова, Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2000.

- № 2. - С.12-14.

10. Йулли, Б. Как воспитать правильное отношение к деньгам / Б. Йулли // Семья и школа. - 2007. - № 6. - С. 10-14.

11. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, О.В. Попова. - М.: Педагогика Пресс, 1996. -125 с.

12. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Курак. - М.: СФЕРА, 2002. - 80 с.

13. Липсиц, И. В. Удивительные приключения в стране Экономика / И.В. Липсиц. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 336 с.

14. Матвеев, Э. Лесная биржа. Поучительная сказка о финансах / Э. Матвеев. - Пермь: Янус, 2012. - 305 с.

15. Поляков, С. Д. Технологии воспитания: учебно-методическое пособие / С. Д. Поляков. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 144

16. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье / И.А. Сасова. - М., 1989.

 Сказки, рассказы:

 Два жадных медвежонка (Венгерская сказка) С. Михалков «Как старик корову продавал» Х.-К. Андерсен «Новое платье короля» Х.-К. Андерсен «Огниво» В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» 33 33 Народная сказка «Мена» К.И. Чуковский «Федорино горе» К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Народная сказка «Жадная старуха» Народная сказка «Чудесная рубашка»

Видео:

 Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»:

 - Азбука денег тётушки Совы

- Что такое деньги?

- Азбука денег тётушки Совы

 - Умение экономить.

- Азбука денег тётушки Совы

- Карманные деньги.

- Азбука денег тётушки Совы

- Потребности и возможности.

- Азбука денег тётушки Совы

- Домашние питомцы.

-Фиксики

- Деньги Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977.

«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей).

Союзмультфильм «Так сойдёт». Союзмультфильм «Пятачок». «Вершки и корешки». Союзмультфильм «Сказка про лень».

Мультсериал «Навигатум»: Профессия «Ветеринар», «Детский стоматолог» Игры, занятия Настольная игра «Лото «Профессии», издательство «МИФ» Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов Калининградской области - электронный ресурс: https://www.fingram39. ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fdlc2069d8a466a78.pdf  

Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области - электронный pecypc:https://www.fingram39. ru/upload/iblock/44e/44ele34705398d818ca04628236beflb.pdf  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»

Образовательная программа «Финансовая грамотность»  разработана в целяхфинансового просвещения детей дошкольного возраста.Требования современного общества сделали проблему экономическ...

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"

В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по Финансовой грамотности (старшая группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (СТАРШАЯ  ГРУППА)...

Проект по формированию финансовой грамотности дошкольников "Школа Гнома Эконома" для детей 5-6 лет

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).Проект по формированию основ финансовой грамо...

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»

Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»

Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...