Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности образовательной области познавательное развитие, финансовая грамотность, в подготовительной к школе группе .
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Конспект занятия может быть интересен воспитателям подготовительных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.docx | 45.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики администрации Городецкого округа Нижегородской области муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» 606503 Нижегородская область г. Городец ул. Фурманова д.17
тел.(883161) 9-07-63
Конспект проведения
непосредственно образовательной деятельности
образовательной области познавательное развитие,
финансовая грамотность,
в подготовительной к школе группе на тему:
«Царица экономика»
Разработала
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №29»
Богомолова А.Ю.
2024 г.
Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.
Задачи занятия
Образовательные
- познакомить с разными видами денег в России (монеты, банкноты, пластиковые карты); развивать умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой; защитные свойства бумажных купюр.
- способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
Развивающие.
- расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Развивать мелкую моторику рук, через конструирование поделок оригами.
- Развивать артикуляционный аппарат.
Воспитательные:
- прививать доброжелательное отношение, уважение друг к другу;
- воспитывать навыки сотрудничества и совместного решения задач;
воспитывать эмоциональную отзывчивость.
- воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие.
Дополнительные задачи.
Закреплять умение выполнять математические вычисления, продолжать знакомить детей со знаками больше, меньше, равно, освоению знаковой системы соотношений между числами.
Формировать умение складывать «кошелек», передавать сходство предмета;
Словарная работа: банк, доход, расход, зарплата, потребности.
Подготовительная работа: чтение детям сказки Муха Цокотуха, знакомство с знаковой системой.
Материалы и оборудование: мячики-ежики, презентация, кошелек, костюмы героям; сорока, еж, заяц. Купюры бумажные, монеты, набор цифр со знаками. 2 доски магниты , игра что можно купить, а что нельзя, мяч, лупы, кармашки, 6 столов, цветные бумажные прямоугольники.
Организованная деятельность:
Дети играют в группе, педагог звенит в колокольчик. Колокольчик мой звени всех ребят скорей зови, колокольчик мой играет, всех ребяток собирает. Ребята, я предлагаю вам взять мячики.
Воспитатель: Самомассаж с мячом.
На поляне, на лужайке катать шарик между ладонями
Целый день скакали зайки. прыгать по ладошке шариком
И катались по траве, катать шарик вперед – назад
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, прыгать по ладошке шариком
Но напрыгались, устали. положить шарик на ладошку
Мимо змеи проползали, вести шариком по ладошке
«С добрым утром! » - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. гладить шариком каждый палец
А зайчата разбежались, лишь один пришел сюда.
Зайчик (ребенок) Здравствуйте. Я прыгал по лесу и нашел вот такую штуку. Подскажите, что это?
Дети Кошелек.
Сорока. Нет, есть это точно нельзя, Давай лучше, заглянем внутрь, может там есть, что- то интересное.
Зайчик. Но там что-то гремит.
Сорока. Давай же уже откроем и посмотрим, что там может греметь.
Заяц. Так это игрушки такие. Кругляшки можно подбрасывать вверх и потом ловить. Бумажки рвать на мелкие кусочки или на них рисовать.
Ежик. Постойте, постойте. Спросите ребят. Дети, а вы знаете, что это такое.
Дети Деньги.
Ежик. Молодцы ребята, это не просто кружочки и бумажки - это деньги. Кружочки называются монетами, а бумажки – купюрами. Они почти волшебные. Как вы думаете, для чего они нужны?
Дети высказываются
Ежик Их можно обменять на разные полезные вещи. Например: молоко, мороженное или на конфеты.
Заяц. Я бы лучше обменял их на какую-нибудь игрушку.
Ежик. Можно обменять и на игрушку. Деньги могут удовлетворять наши потребности.
Сорока Что ты будешь с ними делать?
Заяц. Я лучше буду их беречь. Я не буду их рвать, мять и играть с ними. Теперь - то я знаю, что деньги можно обменять на нужные и полезные вещи.
Ежик. Деньги очень важные предметы, рассмотрите их.
Воспитатель. Давайте соберем их и дадим детям рассмотреть. Чем купюра отличается от монеты? (купюра бумажная и прямоугольная, а монета металлическая и круглая) Из чего делают деньги (из бумаги) Как вы уже сказали, банкноты делают из бумаги, но из специальной бумаги. Для чего делают из специальной бумаги, как вы думаете. (Чтобы защитить деньги от подделок). С тех пор, как появились, бумажные деньги нечестные люди, пытаются их подделать. Чтобы этого не допустить, придумали помечать банкноты специальными невидимыми знаками. Попробуем найти их.
Серебряная полосочка. Правильно, но это называется защитная нить. Сейчас я предлагаю рассмотреть купюру подробнее, с помощью лупы. Посмотрите где серебряная полосочка. Еще на банкнотах есть водяные знаки их видно только на просвет. Поднимите купюру и посмотрите на свет. Видите, на купюре есть рисунок. А теперь посмотрите и скажите, что нарисовано в центре купюры.(Памятники). Исторические места России. А теперь посмотрите ребята, у каждой купюры есть свой номер. Нашли этот номер. Да, он длинный.
А еще ребята посмотрите, вот это, что за цифры. Это называется номинал, стоимость купюры. Но есть одна деталь, которая есть на всех банкнотах. Рассмотрите, пожалуйста, внимательно, что это за деталь. Обратите внимание, что это нарисовано? Герб - это эмблема Российского банка. Все нашли, он в виде орла.
Давайте рассмотрим монетки. Посмотрите, монетка с обеих сторон одинаковая? Что изображено на одной стороне? (цифра, обозначающая количество рублей) а на другой? Двуглавый орел – герб, какой страны? В какой стране мы живём?
Выложите монетки в порядке возрастания: сначала монетку, где обозначена цифра 1, затем 2 и т.д.(это коллективное задание, у каждого ребёнка монеты разного достоинства от 1 до 10). На какую монетку можно купить больше товара? Почему? 10 рублей больше 1,2,5. А кому попались монетки в 3,4,6,7,8 или 9 рублей? Никому? Это потому что таких монет не существует. Чем похожи монеты и бумажные деньги (банкноты)? (перечисляют: и на монетах и на банкнотах есть цифра, обозначающая количество рублей, есть герб России (найти на банкноте), украшены изображениями) что на банкнотах есть какие-то тайные знаки. Почему их не видно и для чего они?
Откуда у взрослых наличные деньги? Деньги взрослые зарабатывают на работе. Целый месяц взрослые работают, в конце месяца за труд получают заработную плату, которая выдаётся наличными деньгами (рублями) или переводится на карту.
А теперь ребята подойдите к доске и отметьте все защитные элементы купюры. Ребята, а сейчас я вам предлагаю найти нашу Российскую валюту.
Предлагаю вам немного отдохнуть.
Один , два, три четыре пять Шагают на месте
Будем денежки считать кулачки сжимаются и разжимаются
Один, два оплатим дом разгибают мизинец и четвертый палец.
Дом в котором мы живем.
Третья монетка, одежду купить разгибаем средний палец.
На четвертую купим есть и пить разгибаем палец указку.
Ну а пятую пока спрячем на донышке кошелька.
Ребята, а вы знаете, что можно купить на деньги? Сейчас мы это проверим. На столе лежат карточки, что можно купить, а что нельзя купить за деньги. Рассчитываемся на первый второй. Первая команда переносит то, что можно купить за деньги, вторая то, что нельзя купить. Молодцы вы справились и с этим заданием.
Ежик. Интересно, а можете ли вы, объяснить, что как называется ?
Вы название говорите, сколько в нем слогов, пройдите( на полу разложены квадраты дети должны прошагать столько квадратов, сколько слогов в слове отгадке).
- деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности. Это доход
- деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей. Это расход .
- подсчет доходов и расходов. Это бюджет
- организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и давать их в долг под проценты. Это банк
- деньги, которые получает человек за свою работу. Это зарплата
- Потребности - это то, что нам необходимо для жизни и что хотелось бы иметь. Молодцы справились с загадками.
Воспитатель Я знаю интересную игру «Доход и расход» (игра с мячом) хотите поиграть? Я буду называть, а вы определять к чему это относится к доходам или расходам.
Папа получил, зарплату к чему это относится. (Доход).
Заболел ребенок (расход) Почему (нужно купить лекарство).
Бабушка с дедушкой получили пенсию (доход потому, что есть деньги).
Заплатили за свет (это расход, потому что деньги израсходовали)
Папа с мамой получили большую зарплату (доход потому, что есть деньги).
А сейчас я вам предлагаю подсчитать семейный бюджет. Пройдите к доске
Арина будет писать на доске, а вы открывайте тетради. Запишите в тетрадях. Предположим, что папа зарабатывает 4 рубля, мама 3 рубля, а бабушка с дедушкой зарабатывают пенсию 2 рубля. Из какой суммы состоит их семейный доход?
К 4 прибавить 3 , будет 7 . К 7 прибавить 2 будет девять. Значит, их семейный доход будет 9 рублей
Вот так ребята подсчитывается общий семейный доход.
Вы уже взрослые скоро пойдете в школу и, иногда будете заходить в магазин, и вы должны уметь различать какой товар дешевле, а какой дороже. Чтобы знать какой товар вы сможете купить , а на какой товар не хватит денег. Давайте мы с вами поучимся это делать. Перед вами шариковая ручка и йогурт. Как вы думаете, что из них дороже, а что дешевле. (Дети объясняют). А что вы можете сказать о цене орехов и тетрадей. (орехи стоят 9 рублей, а тетради стоят15 рублей. Тетради дороже. чем орехи.
Воспитатель. Почему ( Потому, что число 15, больше чем число 9.) Иди, поставь знак. Согласны вы с Максимом? Вот так вы научились сравнивать какой товар дороже, а какой дешевле. А сейчас давайте сделаем веселую разминку монетки (или артикуляционная гимнастика под музыку)
Мы не детки, мы не детки Делают наклоны вправо влево.
А веселые монетки
Гордо катимся вокруг Кружатся вокруг себя.
Радуемся мы друг другу Поворачиваемся друг к другу
Скачем мы скок скок, скок Прыгаем на месте
И обратно в кошелек. Присели
Ребята, скажите, пожалуйста, когда мы идем в магазин, что мы берем с собой (кошелек). А в кошелек, что кладем (деньги). А сейчас я предлагаю вам смастерить своими руками кошелек.
Давайте и мы сделаем кошельки для наших денег и познакомимся с новой базовой фигурой «дверь». Воспитатель показывает образец и объясняет по схеме порядок выполнения, поэтапно вместе с детьми складывают кошелек в технике оригами. Важно каждый следующий этап складывания показывать после того, как дети завершат предыдущий.
1. Возьмите квадратный лист бумаги и сложите его пополам справа налево. Разверните и снова сложите, но на этот раз сверху вниз. Таким образом, вы наметите складку середины листа.
2. С обеих сторон загнуть уголки на себя к намеченному посередине горизонтальному сгибу.
3. Получившиеся уголки снова загнуть на себя.
4. Оба края загнуть к намеченному посередине вертикальному сгибу.
5. Перевернуть на обратную сторону.
6. Верхний и нижний края загнуть к намеченному посередине горизонтальному сгибу.
7. Согнуть пополам по вертикали.
8. Получился кошелек с двумя отделениями.
9. Внутри каждого отделения есть уголок. Если один из них вынуть, он станет клапаном кошелька.
В конце занятия воспитатель проводит анализ поделок.
Второй вариант изготовления кошелька.
У вас на столе лист бумаги, какой он формы, он прямоугольной формы. Сгибаем пополам по длине, и проглаживаем по линии сгиба, теперь раскрываем лист бумаги и сгибаем его пополам по ширине, уголок к уголку и также прогладить по линии сгиба, раскрываем наш листочек и проверяем. А теперь нам нужно согнуть каждый из уголков к вертикальному сгибу, аккуратно его прогладив. У вас получилось 2 треугольника. Теперь каждый из уголков нужно согнуть в центр треугольника, а теперь согнем каждую из сторон, до вертикального сгиба. Разворачиваем, наше получившееся изделие, прогладим хорошенько его и сгибаем опять каждую из сторон, одну сторону погладим хорошенько пальчиками, а потом другую. Теперь мы его разворачиваем и складываем снова пополам. У вас получились 2 кармашка? Теперь из одного кармашка вынимаем уголочек, ищем его и вынимаем наружу. Получились у вас кошелечки. Какие вы молодцы.
Ребята, вот мы и прошли с вами школу финансовых наук. Скажите, пожалуйста, что вам понравилось, что запомнилось, с какими трудностями вы столкнулись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация с детьми подготовительной к школе группы»
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация с детьми подготовительной к школе группы»Закрепить и обобщить знания детей об осенних яв...
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в логопедической подготовительной группе "Полет на Луну в поисках клада"
Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений....
Конспект занятия (организованной образовательной деятельности) по математическому развитию «В стране Математики» (подготовительная к школе группа)
Содержание данного конспекта занятия направлено на решение задач математического развития воспитанников посредством занимательного математического материала....
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности образовательной области Познавательное развитие Ознакомление с окружающим в средней группе "Мой родной город Городец"
Занятие разработано для первоначального ознакомления с родным городом Городцом...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности образовательной области Художественно эстетическое развитие Декоративное рисование в средней группе "Знакомство с Городецкой росписью"
Занятие разработано для первоначального ознакомления с народным промыслом Городца, Городецкой росписью....
Итоговая непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (интегрированное) с детьми подготовительной к школе группы № 5 на тему: «В гостях у Старичка - Лесовичка»
НООД "Вгостях у Старичка - Лесовичка" - способствует углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природы; умение анализировать, делать выводы,развивает познаватель...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности Геокешинг «В поисках сокровища рыцаря Эдварда» Подготовительная к школе группа
Авторский конспект интегрированной НООД "В поисках сокровищ рыцаря Эдварда" для детей подготовительной к школе группы...