Проектная деятельность "Азбука финансов"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты – Мансийского района «Детский сад «Березка»
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»
Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Название проекта: «Азбука финансов».
Автор проекта: воспитатель Лобода Галина Николаевна.
МАДОУ ХМР «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск».
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
1.Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.
2.Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.
Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.
Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.
Актуальность:
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Проблема:
У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: педагог группы, дети и их родители.
Планируемые результаты:
• У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
• Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
• Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.
• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
• Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Познавательное развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
Основные формы реализации проекта: беседы, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.
Реализация проекта:
Работа с детьми проводится на протяжении всей недели.
Каждый день недели имеет свою общую структуру: название, в конце дня подводятся итоги.
Перспективный план:
Тема дня | Ожидаемый результат | |
«Труд и продукты труда (товар)» |
| |
Что такое деньги» | Дети знают, что такое деньги, зачем они нужны людям, что за свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие | |
«Семейный бюджет и дети» | Дети должны знать, что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы». Из чего складывается бюджет (зарплата, стипендия, пенсия). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование). | |
«Реклама вокруг нас» | Дети знают, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, телевидении, на досках объявлений, раздается на улицах и т. д.). Понимают, что купить все нереально и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. | |
Игра – КВН «Путешествие по стране «Экономика»
| Закрепление полученных знаний по финансовой грамотности «Азбука финансов» |
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
Проведение мониторинга детей для выявления начального уровня представлений об экономических понятиях.
Работа с родителями.
Цель: повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений.
• Консультации: «Финансовая грамотность начинается в семье», «Зачем нужна финансовая грамотность ребенку»; «Что значит финансово грамотный человек?».
Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к формированию финансовой грамотности детей.
Основной этап:
Описание деятельности:
Вторник.
Тема: «Труд и продукты труда (товар)»
• Рассказ воспитателя о труде и его продуктах; все работы хороши.
Задачи: формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества и каждого человека; формировать обобщенные представления о труде взрослых; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; обогащать речь детей пословицами о труде, трудолюбии.
• Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессии»
• Чтение произведения: Г.П. Шалаева «Кем мне стать».
• Рефлексия: Дети рассказывают, кем хотят стать, когда вырастут и объясняют почему; выбирают карточку с изображением соответствующей профессии.
Среда
Тема: «Что такое деньги»
• Демонстрация презентации «История возникновения денег»
• Рассказ воспитателя «Что такое деньги?»
Задачи: закрепить представления детей экономического понятия: деньги; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; развивать умение подмечать в произведениях простейшие экономические явления.
• Продуктивная деятельность: изготовление банковских карточек для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
• Рефлексия: Дети по кругу передают монетку и рассказывают о том, что больше всего запомнилось по теме дня.
Четверг
Тема: «Семейный бюджет и дети»
• Беседа «Семейный бюджет и дети»
Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.
• Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
• Рефлексия: Решение проблемных ситуаций на тему «Семейный бюджет».
Пятница
Тема: «Реклама вокруг нас».
• Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
• Беседа о том, что такое реклама, для чего она нужна, положительные и отрицательные стороны рекламы.
• Игровая ситуация «Рекламное агентство» (Детям предлагается попробовать себя работником рекламного агентства: художника, дизайнера, литератора, редактора, рекламного агента.).
• Дидактическая игра «Что быстрее купят?»
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
• Рефлексия: Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» на тему «Реклама товара»
Вторник
• Итоговое мероприятие: Игра – КВН «Путешествие по стране «Экономика»
Цель: Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных во время проведения недели финансовой грамотности; формирование положительных взаимоотношений в коллективе детей.
• Рефлексия: Дети заполняют «экран настроения» смайликами-монетками.
Заключительный этап:
Проведение анализа результатов мониторинга, планирование дальнейшей работы по повышению уровня финансовой грамотности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта : содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи: 1.Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас. 2.Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. 3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей. Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей. Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.
Актуальность: Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Проблема: У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях. Тип проекта : информационно-практико-ориентированный. Сроки реализации проекта: краткосрочный (1 неделя). Участники проекта : педагог группы, дети и их родители.
Планируемые результаты: • У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике. • Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. • Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности. • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей. • Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.
Интеграция образовательных областей: • Социально-коммуникативное развитие; • Речевое развитие; • Познавательное развитие; • Художественно-эстетическое развитие. Основные формы реализации проекта: • беседы, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями. Реализация проекта: • Работа с детьми проводится на протяжении всей недели. • Каждый день недели имеет свою общую структуру: название, в конце дня подводятся итоги.
Перспективный план: Тема дня: «Труд и продукты труда (товар)» Ожидаемый результат: Дети должны знать, что каждый человек имеет свою профессию. Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Тема дня: «Что такое деньги». Ожидаемый результат: Дети знают, что такое деньги, зачем они нужны людям, что за свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие Тема дня: «Семейный бюджет и дети» Ожидаемый результат: Дети должны знать, что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы». Из чего складывается бюджет (зарплата, стипендия, пенсия).
Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование). Тема дня: ««Реклама вокруг нас» Ожидаемый результат: Дети знают, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, телевидении, на досках объявлений, раздается на улицах и т. д.). Понимают, что купить все нереально и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. Тема дня: Игра – КВН «Путешествие по стране «Экономика» Ожидаемый результат: Закрепление полученных знаний по финансовой грамотности «Азбука финансов»
Этапы проекта: Подготовительный этап. Проведение мониторинга детей для выявления начального уровня представлений об экономических понятиях. Работа с родителями. Цель: повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений. • Консультации: «Финансовая грамотность начинается в семье», «Зачем нужна финансовая грамотность ребенку»; «Что значит финансово грамотный человек?». Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к формированию финансовой грамотности детей.
Основной этап: Описание деятельности: 1. Тема: «Труд и продукты труда (товар)» • Рассказ воспитателя о труде и его продуктах; все работы хороши. Задачи: формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества и каждого человека; формировать обобщенные представления о труде взрослых; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; обогащать речь детей пословицами о труде, трудолюбии. • Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессии» • Чтение произведения: Г.П. Шалаева «Кем мне стать». • Рефлексия: Дети рассказывают, кем хотят стать, когда вырастут и объясняют почему; выбирают карточку с изображением соответствующей профессии.
2. Тема: «Что такое деньги» • Демонстрация презентации «История возникновения денег» • Рассказ воспитателя «Что такое деньги?» Задачи: закрепить представления детей экономического понятия: деньги; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; развивать умение подмечать в произведениях простейшие экономические явления. • Продуктивная деятельность: изготовление банковских карточек для сюжетно-ролевой игры «Магазин». • Рефлексия: Дети по кругу передают монетку и рассказывают о том, что больше всего запомнилось по теме дня.
3. Тема: «Семейный бюджет и дети» • Беседа «Семейный бюджет и дети» Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам. • Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха». • Сюжетно-ролевая игра «Магазин». • Рефлексия: Решение проблемных ситуаций на тему «Семейный бюджет».
4. Тема: «Реклама вокруг нас». • Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал» • Беседа о том, что такое реклама, для чего она нужна, положительные и отрицательные стороны рекламы. • Игровая ситуация «Рекламное агентство» (Детям предлагается попробовать себя работником рекламного агентства: художника, дизайнера, литератора, редактора, рекламного агента. ). • Дидактическая игра «Что быстрее купят?» Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него. • Рефлексия: Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» на тему «Реклама товара»
• Итоговое мероприятие: Игра – КВН «Путешествие по стране «Экономика» Цель: Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных во время проведения недели финансовой грамотности; формирование положительных взаимоотношений в коллективе детей. • Рефлексия: Дети заполняют «экран настроения» смайликами-монетками. Заключительный этап: Проведение анализа результатов мониторинга, планирование дальнейшей работы по повышению уровня финансовой грамотности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Азбука финансов" "Волшебные деньги"
Без копейки рубля нет.Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.Горе — деньги, а вдвое — без денег.Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жит...
Конкурс методических и проектных разработок по финансовой грамотности в рамках региональной образовательной акции «Финансы в нашей жизни» Номинация: «Методическая разработка»
Обучение детей финансовой грамотности - это новое направление в дошкольном воспитании. Наши дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 5 – 7 лет дети имеют карманные деньги. Но ...
Проектная деятельность. "О финансах просто". Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей по ознакомлению с социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста " Такие разные деньги".
Конспект по ознакомлению с социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста "Такие разные деньги"....
Проектная деятельность"Занимательные финансы"
Реализовала проект по теме "Творческий подход в формировании элементарных азов финансовой культуры у дошкольников в форме игры". Что такое деньги и для чего они нужны знает...
Квест-игра по Финансов грамотности в старшей группе "Путешествие в страну финансов"
Формирование первичных экономических представлений и компетенций; правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.Развивающие: развивать экономическое мышл...
Отчет проектной деятельности по финансовой грамотности "Занимательные финансы" за год
Презентация по финансовой грамотности https://disk.yandex.ru/i/RwIoEm6UFja1VQ Финансовая грамотность играет важную роль в развитии детей с самого раннего возраста. Умение понимать ценность денег,...