Проектная деятельность «Занимательные финансы» для воспитанников 6 – 7 лет
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Принято проектным УТВЕРЖДАЮ:
советом МДОАУ д/с № 29 ____________ заведующий
протокол №___ МДОАУ д/с № 29 Н.А. Стрехина
от «__» __________20__ г. СОГЛАСОВАНО ___________
Руководитель проектного совета
МДОАУ д/с № 29 Е.А.Баркова
Проект
«Занимательные финансы»
для воспитанников 6 – 7 лет
муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада №29 городского округа города Райчихинска
Амурской области
срок реализации: ноябрь 2020 г – май 2021 г
Разработчик:
Рачкова Екатерина Александровна,
педагог первой квалификационной
категории
Актуальность и социальная значимость
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле - продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям необходимо привить чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Проблема:
недостаточный уровень сформированности финансовой грамотности у детей 6-7 лет.
Цель проекта: сформировать основы финансовой грамотности у детей 6-7 лет через различные виды деятельности.
Задачи:
- создать условия для формирования финансовой грамотности у детей;
- сформировать правильное отношение к деньгам как предмету, необходимого для жизни;
- расширить знания детей и дать осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - товар - деньги» и «стоимость товара в зависимости от качества»;
- воспитать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: информационно - познавательный;
Вид проекта: групповой
Сроки реализации проекта: ноябрь 2021г. – май 2022г.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие у детей знаний о следующих понятиях:
- деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;
- сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить;
- стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести;
- деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине);
- финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде);
- твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности);
- не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- финансы – это интересно и увлекательно.
2. Пополнение развивающей среды.
Этапы проекта:
- этап – Организационный:
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту.
- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Практический: реализация проектных мероприятий.
3 этап - Заключительный: подведение итогов реализации проекта в форме игры - викторины «Что? Где? Когда?».
Формы реализации проекта:
- занятия;
- дидактические и сюжетно – ролевые игры;
- беседы;
- игра-драматизация;
- заучивание пословиц и поговорок о труде;
- чтение сказок, их разучивание и показ другим детям;
- проблемные ситуации;
- работа с родителями;
- экскурсии;
- игровые ситуации.
Образовательные области, в содержание которых включен проект: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
План реализации проекта
Вид деятельности, Тема | Программное содержание | Материал |
Ноябрь | ||
ООД «Откуда пришли деньги» | Познакомить с историей развития денег, с монетами, денежными единицами: выяснить, что такое деньги; определять функции денег. | Денежные купюры и монеты. |
Чтение сказки о деньгах | Учить детей слушать воспитателя, воспитывать понятие о деньгах, о из значении и умении их потратить. | Литература: К. И.Чуковский |
Игра-занятие «Семейный бюджет: доход, расход». | Раскрыть сущность понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия). | Литература: Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены». |
Сюжетно-ролевая игра «Семья». | Продолжать расширять представления о семье, продолжать знакомить с составляющими семейного бюджета. | Таблицы «Доход», «Расход», денежные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья». |
Декабрь | ||
Игровая ситуация «Сберегательный банк», чтение отрывков «Бизнес Крокодила Гены», «Золотой ключик» | Раскрыть смысл вложения денег в сберегательный банк. Развивать у детей интерес к экономическим знаниям. | Литература: Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», А. Толстой «Золотой ключик» |
Игра-занятие «Путешествие денежки». | Дать детям представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. | Персонажи сказок. |
Чтение сказки о рекламе Ш. Перро «Кот в сапогах». | Объяснить детям понятие «Реклама». Для чего она нам нужна. | Литература: Ш. Перро «Кот в сапогах» |
Сюжетно-ролевая игра «Менеджер». | Реализовать знания о работе менеджера и художника-оформителя. | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин-самообслуживание». |
Январь | ||
Игра-занятие «Монетный двор». | Закрепить знания детей о производстве денежных знаков (купюр и монет). | Купюры и монеты разного достоинства; игровые деньги |
Д/и «Какие бывают доходы?» (деньги и их назначение) | Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов | Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают заработную плату. |
Сюжетно - ролевая игра «Банк» | Расширять первичное представление детей о банке и производимых им операциях (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги в долг); совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности. | Материал: модели: банк, касса, банкомат; аксессуары для игры: чековые книжки, пластиковые карты, игровые денежные знаки, договоры для оформление кредита. |
вв Игровое занятие «Путешествие в страну «Сказочная экономика» | Расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли. | Материал: различные денежные знаки (бумажные, металлические); сказочные герои. |
Февраль | ||
ввв Дидактическая игра: «Хочу и надо». | Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу», «надо». | Материал: картинки с изображением проблемных ситуаций. |
вв Игра - занятие «Рынок». | Закрепить представления детей о разных видах цен, расширить знания детей о специфике купли-продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество продавцов и покупателей). | Материал: ценники, товары, картинки с изображением персонажей сказок, необходимое оборудование (весы, гири, пакеты) |
Сюжетно - ролевая игра «Фермер». | Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни; закрепить понятие «бартер» (обмен); воспитывать навыки трудолюбия. | Материал: сельскохозяйственная техника, набор «Домашние животные». Литература: Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот», О. Меньшиков «Экономика детям большим и маленьким». |
Март | ||
Дидактическая игра «Что? Где? Почем?» | В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, воспитывать интерес к экономике. | Материал: атрибуты к игре |
Игра - занятие «Приключения Умника и Торопыжки» | Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится. Уточнить от чего зависят потребности человека. | Материал: игрушки-мышата, деньги |
вв Игра «Сказочная страна финансов» | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. | Деньги, кошельки. Чеки, атрибуты к игре. |
Игра-занятие «Реклама». | Знакомить детей с назначением рекламы и её видами: печатная (журналы, брошюры). Телевизионная, уличная и т.д. Учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков и стихов. | Различные рекламные материалы (наклейки, газеты, календари), краски, бумага, фломастеры, картинки с изображением людей разных профессий. |
Апрель | ||
Игра «Юный бизнесмен» | Ввести в словарь детей новое понятие бартер, рыночные отношения. | Картинки с изображением предметов, вещей для игры “Что быстрее купят?” |
Экскурсия по Экономинску | Выявить уровень знаний детей по экономическому воспитанию. | Картинки с изображением предметов, вещей для игры “Что быстрее купят?” |
Игра-занятие «Обмен игрушками». | Закрепить первичные представления детей о необходимости товарного обмена между странами. Активизировать словарный запас детей: импорт, экспорт. | Разнообразные игрушки отечественного и зарубежного производства. |
Сюжетно-ролевая игра «Добрые дела инвестора». | Познакомить детей с понятием «инвестор» (человек или группа людей, вкладывающая деньги в производство материальных благ); продолжать учить ребят пользоваться экономическими терминами | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»; костюмы животных (лиса, сорока, белка, ёж, медведь, филин). |
Май | ||
Беседа на тему «Меценаты, спонсоры». | Рассказать детям о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся: сиротам, талантливым, но бедным детям, детским садам и школам. Среди богатых людей много людей добрых. | Информация о местных спонсорах. |
Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль». | Помочь детям понять смысл сказки: будешь работать – и деньги будут, и всё у тебя будет. А не будешь работать, так и чужие деньги тебе не помогут. | Хрестоматия по детской литературе. |
Игра-занятие «Путешествие в страну товаров». | Закрепить знания детей о том, что есть товары первой необходимости и товары, просто украшающие наш быт; рассказать о них, обратив внимание детей на эстетику предметов быта | Народные игрушки. подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые фигурки и др. |
Игра-викторина «Что? Где? Когда?» | Учить работать в команде; находить коллективный ответ путем обсуждения; закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года. | Оборудование для игры «Что? Где? Когда?»; конверты с вопросами. |
Результат усвоения материала по проекту
№ п\п | Фамилия имя Ребёнка | Что такое деньги? | Зачем нужны деньги? | Что такое бюджет? | Что такое доход? Расход? | итог | |||||
н | к | н | к | н | к | н | к | Н | к | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 |
План работы с родителями
№ п/п | Тема | Сроки выполнения |
3. | Изготовление стенгазеты совместно с детьми «Дети и деньги» | Ноябрь |
4. | Презентация «Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Супермаркет» своими руками». | Декабрь |
5. | Презентация книги по страницам «Комсомольской правды» «Денежная Азбука» | Январь |
6. | Буклет «Сбербанк и ребёнок» | Февраль |
7. | Консультация «Реклама – двигатель торговли». | Март |
8. | Семинар-практикум для родителей по теме: «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» | Апрель |
9. | Участие в игре - викторине «Что? Где? Когда?» | Май |
Литература.
1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.
2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.
3.Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
4. Кнышова Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / М. Просвещение, 1996. – с. 128
5 . Успенский Э. Бизнес Крокодила Гены/ М.: Владос, 2000. – с. 125
6. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
7. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26
8. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16
9. Меньшиков, О. И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О. И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с. 127
10. Рыжова, Н. А. Играем в рекламу [Текст]/ Н. А. Рыжова // Обруч. - 1998. - №3.- с. 26-29
11. Сорокина,А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение,1998 – с. 113
12.Табулова, Л. П. Страна детства [Текст] / Л. П. Табулова. – М. Просвещение, 1974.- с. 95
13. Шатова, А. Д. Дошкольник и. экономика [Текст] / А. Д. Шатова. Программа. – М. Просвещение, 2005. – 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность – треугольник взаимодействия ПЕДАГОГ - ВОСПИТАННИКИ - РОДИТЕЛИ.
Консультация для родителей...
Проектная деятельность – треугольник взаимодействия ПЕДАГОГ - ВОСПИТАННИКИ-РОДИТЕЛИ. Консультация для родителей
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными события из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, де...
Проектная деятельность "Азбука финансов" "Волшебные деньги"
Без копейки рубля нет.Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.Горе — деньги, а вдвое — без денег.Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жит...
Проектная деятельность. "О финансах просто". Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей по ознакомлению с социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста " Такие разные деньги".
Конспект по ознакомлению с социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста "Такие разные деньги"....
Проектная деятельность "Азбука финансов"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты – Мансийского района «Детский сад «Березка» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкол...
Проектная деятельность"Занимательные финансы"
Реализовала проект по теме "Творческий подход в формировании элементарных азов финансовой культуры у дошкольников в форме игры". Что такое деньги и для чего они нужны знает...
Рабочая программа кружковой деятельности "Занимательная экология" для воспитанников 5-7 лет
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опы...