Проектная деятельность «Занимательные финансы» для воспитанников 6 – 7 лет
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Рачкова Екатерина Александровна

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zanimatelnye_fin.docx52.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Принято проектным                                     УТВЕРЖДАЮ:  

 советом МДОАУ д/с № 29                           ____________    заведующий

 протокол №___                                             МДОАУ д/с № 29 Н.А. Стрехина

 от «__» __________20__ г.                          СОГЛАСОВАНО ___________

                                                                         Руководитель проектного совета

                                                                         МДОАУ д/с № 29  Е.А.Баркова

 

 

Проект

«Занимательные финансы»

для воспитанников 6 – 7 лет

муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада №29 городского округа города Райчихинска

Амурской области

срок реализации: ноябрь 2020 г – май 2021 г

 

           Разработчик: 

                                                           Рачкова Екатерина Александровна,

                                                           педагог первой квалификационной

                                                           категории

Актуальность и социальная значимость

Дети рано включаются в  экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле - продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

 Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

 Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям необходимо привить чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.                                                     

Проблема:

недостаточный уровень сформированности финансовой грамотности у детей 6-7 лет.

Цель проекта: сформировать основы финансовой грамотности у детей 6-7 лет через различные виды деятельности.

Задачи:

- создать условия для формирования финансовой грамотности у детей;

- сформировать правильное отношение к деньгам как предмету, необходимого для жизни;

- расширить знания детей и дать осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - товар - деньги» и «стоимость товара в зависимости от качества»;

- воспитать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту. 

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: информационно - познавательный;

Вид проекта: групповой

Сроки реализации проекта:  ноябрь 2021г. – май 2022г.

Ожидаемые результаты:

1. Развитие у детей знаний о следующих понятиях:

-   деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;

- сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить;

-  стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести;

-  деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине);

-  финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде);

- твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности);

-  не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

-  финансы – это интересно и увлекательно.

2. Пополнение развивающей среды.

Этапы проекта:

  1. этап – Организационный:

- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту.

- Подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап -  Практический: реализация проектных мероприятий.

3 этап -  Заключительный:  подведение итогов реализации проекта в форме игры - викторины «Что? Где? Когда?».

Формы реализации проекта:

- занятия;

- дидактические и сюжетно – ролевые игры;

- беседы;

- игра-драматизация;

- заучивание пословиц и поговорок о труде;

- чтение сказок, их разучивание и показ другим детям;

- проблемные ситуации;

- работа с родителями;

- экскурсии;

- игровые ситуации.

Образовательные области, в содержание которых включен проект: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

План реализации проекта

Вид деятельности,

Тема

Программное содержание

Материал

Ноябрь

ООД «Откуда пришли деньги»

Познакомить с историей развития денег,  с монетами, денежными единицами: выяснить, что такое деньги; определять функции денег.

Денежные купюры и монеты.

Чтение сказки о деньгах  
К.И.Чуковского «Муха - Цокотуха».

Учить детей слушать воспитателя, воспитывать понятие о деньгах, о из значении и умении их потратить.

Литература:

К. И.Чуковский

Игра-занятие

«Семейный бюджет: доход, расход».

Раскрыть сущность понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия).

Литература: Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Продолжать расширять представления о семье, продолжать  знакомить с составляющими семейного бюджета.

Таблицы «Доход», «Расход», денежные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья».

Декабрь

Игровая  ситуация

«Сберегательный банк», чтение отрывков «Бизнес Крокодила Гены», «Золотой ключик»

Раскрыть смысл вложения денег в сберегательный банк. Развивать у детей интерес к экономическим знаниям.

Литература: Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», А. Толстой «Золотой ключик»

Игра-занятие «Путешествие денежки».

Дать детям представление о разнообразии денежных знаков в разных странах.

Персонажи сказок.

Чтение сказки о рекламе Ш. Перро «Кот в сапогах».

Объяснить детям понятие «Реклама». Для чего она нам нужна.

Литература:

Ш. Перро «Кот в сапогах»

Сюжетно-ролевая игра «Менеджер».

Реализовать знания о работе менеджера и художника-оформителя.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин-самообслуживание».

Январь

Игра-занятие «Монетный двор».

Закрепить знания детей о производстве денежных знаков (купюр и монет).

Купюры и монеты разного достоинства; игровые деньги

Д/и «Какие бывают доходы?» (деньги и их назначение)

Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов 

Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают заработную плату.

Сюжетно - ролевая игра «Банк»

Расширять первичное представление детей о банке и производимых им операциях (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги в долг); совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности.

Материал: модели: банк, касса, банкомат; аксессуары для игры: чековые книжки, пластиковые карты, игровые денежные знаки, договоры для оформление кредита.

вв Игровое занятие «Путешествие в страну «Сказочная экономика»

 Расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли.

Материал: различные денежные знаки (бумажные, металлические); сказочные герои.

Февраль

ввв Дидактическая игра: «Хочу и надо».

Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу», «надо».

Материал: картинки с изображением проблемных ситуаций.

вв Игра - занятие «Рынок».

Закрепить представления детей о разных видах цен, расширить знания детей о специфике купли-продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество продавцов и покупателей).

Материал: ценники, товары, картинки с изображением персонажей сказок, необходимое оборудование (весы, гири, пакеты)

Сюжетно - ролевая игра «Фермер».



Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни; закрепить понятие «бартер» (обмен); воспитывать навыки трудолюбия.

Материал: сельскохозяйственная техника, набор «Домашние животные».

Литература: Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот», О. Меньшиков «Экономика детям большим и маленьким».

Март

 Дидактическая игра «Что? Где? Почем?»

В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, воспитывать интерес к экономике.

Материал: атрибуты к игре

 Игра - занятие

«Приключения Умника и Торопыжки»

Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится. Уточнить от чего зависят потребности человека.

Материал: игрушки-мышата, деньги

вв Игра «Сказочная страна финансов»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Деньги, кошельки. Чеки, атрибуты к игре.

 Игра-занятие «Реклама».

Знакомить детей с назначением рекламы и её видами: печатная (журналы, брошюры). Телевизионная, уличная и т.д. Учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков и стихов.

Различные рекламные материалы (наклейки, газеты, календари), краски, бумага, фломастеры, картинки с изображением людей разных профессий.

Апрель

Игра «Юный бизнесмен»

Ввести в словарь детей новое понятие бартер, рыночные отношения.

Картинки с изображением предметов, вещей для игры “Что быстрее купят?”

Экскурсия по Экономинску

Выявить уровень знаний детей по экономическому воспитанию.

Картинки с изображением предметов, вещей для игры “Что быстрее купят?”

 Игра-занятие «Обмен игрушками».

Закрепить первичные представления детей о необходимости товарного обмена между странами. Активизировать словарный запас детей: импорт, экспорт.

Разнообразные игрушки отечественного и зарубежного производства.

Сюжетно-ролевая игра «Добрые дела инвестора».
ыы

Познакомить детей с понятием «инвестор» (человек или группа людей, вкладывающая деньги в производство материальных благ); продолжать учить ребят пользоваться экономическими терминами

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»; костюмы животных (лиса, сорока, белка, ёж, медведь, филин).

Май

 Беседа на тему «Меценаты, спонсоры».

Рассказать детям о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся: сиротам, талантливым, но бедным детям, детским садам и школам. Среди богатых людей много людей добрых.

Информация о местных спонсорах.

Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль».

Помочь детям понять смысл сказки: будешь работать – и деньги будут, и всё у тебя будет. А не будешь работать, так и чужие деньги тебе не помогут.  

Хрестоматия по детской литературе.

Игра-занятие «Путешествие в страну товаров».

 Закрепить знания детей о том, что есть товары первой необходимости и товары, просто украшающие наш быт; рассказать о них, обратив внимание детей на эстетику предметов быта

Народные игрушки. подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые фигурки и др.

Игра-викторина «Что? Где? Когда?»

Учить работать в команде;

находить коллективный ответ путем обсуждения;

закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года.

Оборудование для игры «Что? Где? Когда?»; конверты с вопросами.

                         Результат усвоения материала по проекту

п\п

Фамилия имя

Ребёнка

Что такое деньги?

Зачем нужны деньги?

Что такое бюджет?

Что такое доход? Расход?

итог

н

к

н

к

н

к

н

к

Н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

План работы с родителями

п/п

Тема

Сроки выполнения  

3.

Изготовление стенгазеты совместно с детьми «Дети и деньги»

Ноябрь

4.

Презентация «Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Супермаркет» своими руками».  

Декабрь

5.

Презентация книги по страницам «Комсомольской правды» «Денежная Азбука»

Январь

6.

Буклет «Сбербанк и ребёнок»

Февраль

7.

Консультация «Реклама – двигатель торговли».

Март

8.

Семинар-практикум для родителей по теме: «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»

Апрель

9.

Участие в игре - викторине «Что? Где? Когда?»

Май

Литература.

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.

3.Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

4.  Кнышова  Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом /  М. Просвещение, 1996. – с. 128

5 . Успенский Э. Бизнес Крокодила Гены/ М.: Владос, 2000. – с. 125

6.  Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.

7. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26

8. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16

9. Меньшиков, О. И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О. И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с. 127

10. Рыжова, Н. А. Играем в рекламу [Текст]/ Н. А. Рыжова // Обруч. - 1998. - №3.- с. 26-29

11. Сорокина,А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение,1998 – с. 113

12.Табулова, Л. П. Страна детства [Текст] / Л. П. Табулова. – М. Просвещение, 1974.- с. 95

13. Шатова, А. ДДошкольник иэкономика [Текст] / А. Д. Шатова. Программа. – М. Просвещение, 2005. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность – треугольник взаимодействия ПЕДАГОГ - ВОСПИТАННИКИ-РОДИТЕЛИ. Консультация для родителей

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными события из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, де...

Проектная деятельность "Азбука финансов" "Волшебные деньги"

Без копейки рубля нет.Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.Горе — деньги, а вдвое — без денег.Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жит...

Проектная деятельность "Азбука финансов"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты – Мансийского района «Детский сад «Березка» Проект по финансовой грамотности для детей старшего дошкол...

Проектная деятельность"Занимательные финансы"

Реализовала проект по теме  "Творческий подход в формировании элементарных азов финансовой культуры у дошкольников в форме игры".   Что такое деньги и для чего они нужны знает...

Рабочая программа кружковой деятельности "Занимательная экология" для воспитанников 5-7 лет

Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опы...