Программа самообразования "Формирование основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет"
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_2021-2022.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 «Сказка»
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЯ КОВАЛЕВОЙ ЕЛЕНЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ
(СЕНТЯБРЬ 2021- МАЙ 2022 г.г.)
ТЕМА: «Формирование основ финансовой грамотности у детей
старшего дошкольного возраста»
( 6-7 лет )
Городской округ город Бор 2021 г.
Актуальность
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Сроки реализации программы: сентябрь 2021г.- май 2022г.
Цель: совершенствование профессиональной деятельности, повышение профессионального развития по теме.
Задачи:
1.Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу по данной теме.
2.Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
3.Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в старшем дошкольном возрасте.
4.Определить направления работы по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.
5.Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.
6. Оптимизировать работу с родителями: подготовить консультативный материал для родителей, провести анкетирование с целью выявления компетенции родителей в вопросах финансовой грамотности детей, установление обратной связи.
Ожидаемые результаты:
Воспитатель:
- оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
- повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
- участие в педсоветах, семинарах;
- повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.
Родители:
повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Дети:
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги;
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
- в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведется хозяйство в семье).
Основные направления реализации программы саморазвития:
1.Самообразование по теме «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
2.Взаимодействие с детьми по поводу апробации материалов.
3.Взаимодействие с коллегами по проблеме.
4.Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах выбранной темы.
Основные формы реализации плана по самообразованию:
• Беседы.
• Основная образовательная деятельность.
• Дидактические игры.
• Моделирование ситуаций – тренингов.
• Чтение художественной литературы.
•Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.
Этапы реализации:
1 этап: аналитико-проектировочный.
2 этап: практический.
3этап: обобщающий.
Планы мероприятий и формы отчета по проделанной работе:
Сроки реализации | Задачи | Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой | Форма предоставления результатов самообразования | |||
I. Аналитико-проектировочный этап | ||||||
Сентябрь | 1. Анализ ФГОС ДО, изучение литературы по данной проблеме. Изучение опыта педагогов ДОУ. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете. 2.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. 4. Создание личной психолого- педагогической копилки. | Изучение литературы по теме, интернет-ресурсов, опыта работы других педагогов. Анкетирование родителей по теме «Финансовая грамотность детей", Подбор практического материала. Диагностика детей. | Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта. Формулировка цели и задач работы над темой. Наличие методической копилки по теме. Планирование. Конспекты занятий. Педагогический мониторинг образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». | |||
II. Практический этап | ||||||
Октябрь | Способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях; Формирование первоначальных представлений о труде. | Рисование «Как я помогаю близким». Чтение стихотворений о труде и профессиях. Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?». Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе? Беседа «Хлеб – всему голова». Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино» Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка». Дидактическая игра «Идем в поликлинику». Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций». | Консультация для родителей «Семейный бюджет и ребенок» Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме финансовой грамотности детей. |
Ноябрь Декабрь Январь | Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей. Развивать умение анализировать произведение. Способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров Приобщать детей к истокам народной культуры. Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления. Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления. | Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках». Беседа с детьми с правилами экономии. Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». Сюжетно-дидактическая игра «Магазин». Экскурсия в магазин. Рисование «Экскурсия в магазин». Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка». Заучивание пословиц об экономии и бережливости. Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги. Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?» Игра-эстафета «Хорошо-плохо». Рассказ воспитателя об истории денег. Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо». Рисование «Монеты моей страны». Аппликация «Необычные формы денег». | Помещение разработок на сайтах интернета. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.) Подбор и разработка игр, способствующих экономическому развитию. Консультация для родителей «Дети и деньги». Создание картотеки дидактических игр. Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?» Консультация для родителей «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания». Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр). |
Февраль Март Апрель | Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. Способствовать развитию умений признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.). Способствовать формированию у детей знаний о рекламе, как способе продвижения товаров и услуг. | Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши». Экономический КВН. Чтение книги Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены». Сюжетно – дидактическая игра «Банк». Экскурсия в банк. Литературная викторина по русским народным сказкам. Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Сюжетно-дидактическая игра «Ателье». Решение арифметических задач. Беседа о рекламе. Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе». Рисование «Моя любимая реклама». Игра «Как нам может помочь реклама?». | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: (игрушки-предметы для с. р. и). Встреча-обсуждение с родителями "Обсуждаете ли вы с детьми вопросы семейного бюджета?" Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом. Создание картотеки арифметических задач. Создание альбома «Реклама для детей». Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования |
III. Обобщающий этап | |||
Май | Повторный анализ усвоенного материала с целью осмысления результатов работы. | Открытое мероприятие для педагогов. Открытое мероприятие для родителей воспитанников. Диагностика детей. | Транслирование опыта работы в сетевом интернет-сообществе, на сайте детского сада. Педагогический мониторинг образовательной деятельности. |
Список используемой литературы:
1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.
2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
5.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.
6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
7. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С. Ю., Вихарева М. Б., Истомина Е. А. и др---Пермь, 201ё9.-158 с.
8. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики,или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
10. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
12. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
13. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...
Программа по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста на основе книги Э. Матвеева «Дима и совенок»
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" на 2021-2022 учебный год Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24441206","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...