«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Табакаева Олеся Александровна

Цель: Содействовать развитию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • Углублять знания воспитанников о семейном бюджете. 
  • Расширять представления детей о деньгах. 
  • Закреплять понимание экономических понятий: деньги, цена, дорого-дёшево. 
  • Уточнять названия основных потребностей человека и их составляющие. 
  • Продолжать обогащать словарный запас детей по теме «Расходы и доходы».

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, мышление, а также навыки слушания и анализа. 
  • Стимулировать формирование связной диалогической речи, а также коммуникативного и личного взаимодействия как между детьми, так и со взрослыми. 
  • Способствовать развитию экономического и логического мышления, расширению кругозора. 
  • Воспитывать нравственные качества, формировать правильное отношение к деньгам и их разумному использованию. 
  • Развивать навыки слушания, умение договариваться и достигать общего мнения. 
  • Стимулировать развитие двигательных навыков и умение согласовывать движения с партнёром

Воспитательные:

  • Содействовать развитию нравственных качеств; развивать любознательность, уважение к представителям различных профессий, формировать дружеские отношения между детьми в процессе игры.
  • Воспитание социально-личностных характеристик и ценностных ориентиров, необходимых для адекватного поведения в экономической сфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_finansy.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

в подготовительной группе

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках клада».

Составила: воспитатель Табакаева О.А.

г. Сосновоборск 2024

Цель: Содействовать развитию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. 

Задачи:

Образовательные:

  • Углублять знания воспитанников о семейном бюджете.  
  • Расширять представления детей о деньгах.  
  • Закреплять понимание экономических понятий: деньги, цена, дорого-дёшево.  
  • Уточнять названия основных потребностей человека и их составляющие.  
  • Продолжать обогащать словарный запас детей по теме «Расходы и доходы». 

Развивающие:

  • Развивать речь, внимание, мышление, а также навыки слушания и анализа.  
  • Стимулировать формирование связной диалогической речи, а также коммуникативного и личного взаимодействия как между детьми, так и со взрослыми.  
  • Способствовать развитию экономического и логического мышления, расширению кругозора.  
  • Воспитывать нравственные качества, формировать правильное отношение к деньгам и их разумному использованию.  
  • Развивать навыки слушания, умение договариваться и достигать общего мнения.  
  • Стимулировать развитие двигательных навыков и умение согласовывать движения с партнёром 

Воспитательные:

  • Содействовать развитию нравственных качеств; развивать любознательность, уважение к представителям различных профессий, формировать дружеские отношения между детьми в процессе игры.
  • Воспитание социально-личностных характеристик и ценностных ориентиров, необходимых для адекватного поведения в экономической сфере. 

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Вводно-организационный, 1 мин.

Развивать связную диалогическую речь, коммуникативное и личное взаимодействие друг с другом, со взрослыми.

Считалка

Методы: словесный, наглядный.

Один, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть

Дети слышат слова считалки, встают вкруг на ковре, выражают согласие на игру.

Мотивационно-побудительный,

2 мин

Развивать умение слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению;

Приветствие, проблемно-игровая ситуация. Эмоционально настроить детей на предстоящее путешествие, ввести детей в игровую ситуацию, актуализировать имеющиеся знания по теме.

Методы: словесный, наглядный.

Ребята, вы любите приключения?

Сегодня у нас с вами будет квест-игра под названием «В поисках клада»! Вы готовы начать? Это путешествие обещает быть увлекательным и познавательным!

Ну что, двигаемся вперед! Нам предстоят удивительные приключения!

Ой, подождите, кажется, я не знаю, в какую сторону нам идти?

Я потеряла карту, на которой был обозначен маршрут к остановкам с подсказками. Нам нужно её отыскать. Поможете мне, друзья?

Итак, давайте все вместе искать карту. Она, из старой бумаги, с перевязана веревкой!

Ну, вы просто молодцы!

 

  • Верно!
  • Да!
  • Давайте начнем!
  • Мы готовы!
    Дети исследуют карту под звучащую мелодию.
  • Ура!!!
    Они находят, вместе с педагогом внимательно изучают карту

Актуализация,

7 мин

Углублять понимание детей о финансовых вопросах.

Формировать экономическое и логическое мышление, расширять их кругозор.

Игра: «бывает - не бывает».

Беседа.

Игра «Подскажи словечко».

Беседа.

Поговорки и пословицы.

Итак, первая станция: «Отгадайкино».

  • Ребята, вам нравятся загадки?
  • Сейчас мы это и проверим.
  • Садитесь на ковер.
  • Давайте сыграем в игру под названием «Подскажи словечко». Я загадала!
  • Верно, я загадала банкомат.
  • А зачем он нужен людям?
  • Отлично, давайте посмотрим на нашу карту.
  • Следующая станция — «Копеечная».
  • Друзья, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Подскажи словечко».
  • Монета круглая, а банкнота…?
  • Банкнота бумажная, а монета…?
  • Монета звенит, а банкнота…?
  • Монета металлическая, а банкнота…?
  • В Америке есть доллары, а в России?
  • Какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?
  • Молодцы, ребята!

Что же нам говорит наша карта.

-  Да!
Детские вопросы и ответы.

  • Для оплаты различных услуг.
  • Снять деньги с карточки.
  • Положить средства на карту.
  • Перевести деньги другому человеку.
    Эти действия необходимы для того, чтобы можно было получить свои деньги с помощью банковской карты. У каждой карточки есть уникальный код, который не даст другим снять ваши средства.
    Ответы детей.
    (дети упоминают пословицы)
  • Деньги любят счет;
  • Копейка бережет рубль;
  • Деньги, как птицы: иногда утекают, иногда возвращаются;
  • Лучше иметь сто друзей, чем сто рублей;
  • Деньги — это не только то, что зарабатывается, но и то, что умело тратится.
  • Все деньги не заработать;
  • Средства приходят и уходят;
  • Когда кошелек пуст, на душе тяжело.
  • Хлеб дорог, если нет денег.
  • Сначала накопи, потом купи.

Да!
Детские вопросы и ответы.

  • Для оплаты различных услуг.
  • Снять деньги с карточки.
  • Положить средства на карту.
  • Перевести деньги другому человеку.
    Эти действия необходимы для того, чтобы можно было получить свои деньги с помощью банковской карты. У каждой карточки есть уникальный код, который не даст другим снять ваши средства.
    Ответы детей.
    (дети упоминают пословицы)
  • Деньги любят счет;
  • Копейка бережет рубль;
  • Деньги, как птицы: иногда утекают, иногда возвращаются;
  • Лучше иметь сто друзей, чем сто рублей;
  • Деньги — это не только то, что зарабатывается, но и то, что умело тратится.
  • Все деньги не заработать;
  • Средства приходят и уходят;
  • Когда кошелек пуст, на душе тяжело.
  • Хлеб дорог, если нет денег.
  • Сначала накопи, потом купи.

Расширение

имеющихся

представлений

8 мин

Формировать интерес к окружающему миру и уважение к специалистам различных профессий. Расширять представления учащихся о семейных финансах. Продолжать увеличивать словарный запас детей, касающийся тематики «Семейный бюджет».

Беседа.

Вопросы.

Дидактическая игра с применением  мяча: «Семейный бюджет».

  • В современном мире людям нужны деньги, без них невозможно жить. Когда мы что-то покупаем на свои средства, мы их расходуем. Наши расходы — это затраты.
  • На что люди обычно тратят свои деньги?
  • Доход и расходы вместе образуют…? Это и есть доход семьи. А еще существуют расходы. Давайте поиграем с вами в игру «Доход и расходы».
    Игра с мячом:
  • Папа получил зарплату;
  • Бабушка заболела;
  • Мама выиграла в конкурсе;
  • Сестра утратила кошелек;
  • Мы оплатили квартиру;
  • Брат получил стипендию;
  • Мы купили телевизор;
  • Бабушка продала пирожки;
  • Брат порвал куртку.

- Родители получают заработную плату;

  • Дедушка с бабушкой получают пенсионные выплаты;
  • Сдают в аренду жилье;
  • Брат получает денежную стипендию.

Ответы детей:

  • Для покупки продуктов;
  • Для приобретения одежды;
  • Для оплаты коммунальных услуг;
  • Для организации досуга;
  • Для совершения покупок;
  • Для приобретения подарков;
  • Для поддержки благотворительных организаций;
  • Для погашения расходов по квартире;
  • Для оплаты услуг связи;
  • Для детского сада;
  • Для интернет-услуг;
  • Для содержания дома;
  • Для оплаты электричества;
  • Для газоснабжения;
  • Для транспортных расходов;
  • Для обогрева жилья.

Это все составляет семейный бюджет.

Динамическая

пауза, 2 мин

Развивать двигательные навыки, умение согласовывать движения с товарищем.

Подвижная игра «Копилка».

- А теперь давайте поиграем в  подвижную игру «копилка».

«Копилка». Детям раздаются имитации денег – купюры и монеты (их можно распечатать на принтере и вырезать). На полу располагаются два больших обруча – один для купюр, другой для монет. Пока играет музыка, дети свободно перемещаются по залу. Когда музыка останавливается или по сигналу, дети с купюрами и монетами должны занять соответствующий обруч.

Эта игра помогает детям осознать, что деньги можно хранить в копилке.

Расширение

имеющихся

представлений

8 мин

Содействовать формированию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и их разумному использованию.

Уточнить названия основных потребностей человека и их составляющие.

Закрепить у детей понимание экономических понятий: деньги, цена, дорого-дёшево.

Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в экономической сфере.

Содействовать развитию нравственных качеств.

Развивать навыки активного слушания, умения договариваться и достигать единого мнения.

Д/Игра «Хочу и надо»

Деловая игра «Контрольная закупка».

Д/Игра «Все ли купишь за деньги?».

Д/Игра «Соображалкино»

Игра «Горячо-Холодно».

 -Здорово, давайте глянем на  На нашей карте следующая остановка — «Хочу и надо». Нужно ли тратить все деньги на свои желания? Почему? Можно ли обойтись без трат? У каждого из нас есть разные потребности. Давайте сыграем в игру «Потребности и расходы».

Работаем в командах. Отлично! А теперь у нас новое задание: представьте, что ваши родители попросили вас купить продукты вот по эжтому списку. Куда мы можем отправиться за покупками? (на рынок, в супермаркет).

Отлично, мы почти достигли нашей цели, осталась последняя станция: «Соображалкино». Здесь нас ждет игра: «Что можно купить за деньги?» (колбаса, дружбу, цветы, ветер, машина, радуга, молоко, улыбка и т.д.).

Молодцы, ребята! Есть вещи, которые не купишь за деньги — это любовь, дружба и забота близких. Каждому человеку необходимы забота и любовь.

- Посмотрите, а пока мы ходили запродуктами совсем проголодались. Давайете поиграем в игру

Это была последняя станция, теперь мы должны найти клад!

Игра «Иди куда скажу».

Молодцы, ребята! И я Вам дарю частичку любви и тепла! Ведь человек не может прожить без дружбы и любви!

Ответы детей.

Дети делятся на 2 команды.

На столах карточки : материальные потребности и нематериальные;  расходы обязательные и необязательные.

На столах (столы обозначены как рынок и супермаркет) лежат картинки с продуктами необходимыми для покупки. Каждой команды выдаётся список продуктов для борща и кошелек с одинаковым количеством денег. Дети покупают продукты и подсчитывают сколько они потратили, а сколько у них осталось. Делают вывод где продукты обошлись дешевле.

Дети стоят в кругу.

Если этот предмет можно купить за деньги, дети хлопают  в ладоши, если нет, то приседают.

Игра: «Котик к печке подошел» Дети образуют круг, взявшись за руки. Вместе с педагогом идут по кругу. Котик к печке подошел, Котик к печке подошел. Горшок каши он нашел, Горшок каши там нашел. (Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки.) А на печке калачи, Ох, вкусны и горячи! (Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши.) Пироги в печи пекутся(выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх), Они в руки не даются. (Выпрямляются, прячут руки за спину.)

Дети ищут клад.

Находят сундучок с сокровищами. (внутри картонные монетки для следующих игр).

Заключительный этап. Рефлексия,

2 мин

Развивать навыки речи, концентрации, мышления, а также умение слушать и анализировать информацию.

Игра «Сегодня мне понравилось...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет

План - конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности в смешанной группе «Родничок» к районному семинару - практикуму по теме: «Формировани...

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» ( 6-7 лет )

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой,...

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Дидактические пособия для детей старшей и подготовительной групп.

Методические разработки  для формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста .Участники проекта: воспитанники подготовительных к школе групп, воспитатели .Целью моих р...

Проект по познавательному развитию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» для детей старших групп

Прект финансовой  и экономической направленности поможет детям сформировать представления об экономических понятиях....

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...