Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Доклад по Финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНОНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время превратилась в актуальную.
Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом, что определяется ФГОС дошкольного образования. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.
Изучив данную проблему, я пришла к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов. Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет применения игр финансовой направленности максимально полно использовать интерес детей в мир экономики, расширять их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
В связи с этим, мной были выявлены следующие противоречия:
- между социальной значимостью основ финансовой культуры и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях;
- между необходимостью развития у детей экономического взгляда на окружающий их социальный мир и отсутствием предметно-развивающей среды для ее осуществления;
- между стремлением педагога к организации непрерывного, последовательного процесса формирования финансовой культуры и педагогической некомпетентностью родителей в данном вопросе.
Становится очевидным, что для разрешения противоречий необходимо создать условия для формирования и реализации финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста.
Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения. Система работы по формированию финансовой грамотности дошкольников была построена на основе игр экономической направленности, которые проводятся с детьми в свободное время. Почему игра? На мой взгляд, именно через игру эффективнее, ненавязчиво, приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
В работе с детьми, я широко использую дидактические, настольно-печатные игры, в которых закрепляем полученные знания. Дети знакомятся с составом монет. Игра «Денежное домино» формирует у детей бережное отношение к монетам, умению их правильно использовать, закрепляет состав числа; «Помоги Буратино найти монету» - дети знакомятся с составом монет, их хранениями, правильным использованием. Настольно-печатная игра «Бизнес» раскрывает для детей смысл вложения денег на хранение и использование их сберегательным банком. Лэпбук «Игротека Рублика» по данной теме помог нам в ознакомлении детей с новыми понятиями
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста я начала с разделения материала на блоки:
1 блок – «Потребности»
2 блок – «Труд»
3 блок - «Товар»
4 блок – «Деньги»
5 блок – «Семейный бюджет»
Знакомство детей с блоками проходит поэтапно.
На первых ступенях работы блока «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье т.е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. В работе с детьми использовались игры, которые проводились не только на этапе ознакомления нового материала (««Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Где продают и покупают»
В ходе знакомства с блоком «Потребности» дети усваивают основные экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.
В блоке «Труд» детям дается представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т. д.); формируется умение выделять последовательность трудовых действий; воспитывается уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.
В блоке «Товар» формируются системные знания о предмете, выделению новой стороны предмета - товар, как результат труда, также детям даются знания о последовательности изготовления товаров; зависимости цены товара от его качества и количества; происходит знакомство с разными формами сбыта товара: различные магазины, рынки, ярмарки. Одним из важных разговоров в этом блоке является разговор о рекламе.
В блоке «Труд» даю представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т. д.); учу выделять последовательность трудовых действий; воспитываю уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.
В блоке «Товар» формирую системные знания о предмете, выделяю новую сторону предмета - товар, как результат труда. Показываю детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; знакомлю с разными формами сбыта товара: различные магазины, рынки, ярмарки. Воспитываю бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.
В блоке «Деньги» моей задачей является: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли- продажи). Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг
В блоке «Семейный бюджет», я подвожу детей к понятию новым словам: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).
Даю представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показать, как много их в повседневной жизни. Воспитываю бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждаем жадность. Детям предлагалось представить себе семейную ситуацию: «Ты будешь исполнять роль папы (мамы) и сегодня у тебя день зарплаты. Надо пойти в магазин и купить всё, что нужно твоей семье. Всё, что нарисовано на этих картинках, как бы настоящее. Как ты думаешь, что можно купить на полученные деньги? Оказалось, все дети очень хорошо ориентировались в потребностях семьи, и самое главное, в своих возможностях. У большинства из них выбор был приблизительно одинаков, то есть, ребята покупали предметы первой необходимости. Работая с детьми на практике, мы убедились, что многие предпосылки будущей экономической деятельности закладываются очень рано и если не сформировать их своевременно, то могут проявиться такие негативные стороны в поведении детей как небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам, книгам, игрушкам, к материалам для игр и занятий.
Сделать экономику понятной помогли сюжетно – дидактические игры, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике («Кем быть?», «Кому что нужно?», «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки»). Дети старшего дошкольного возраста переносят увиденные наблюдения в игру, поэтому мы считаем важным правильно организовать сюжетно-ролевые игры с целью привития уважения к чужому труду («Магазин детской одежды», «Банк», «Парикмахерская», «Завод игрушек»). Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьёй сможет заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни. Немаловажную роль в формировании элементарных экономических знаний у детей имели игры-путешествия. Например, в игре «Путешествие в мир профессий» педагогами были организованы в игровой форме наблюдения за трудом людей разного рода профессий в детском саду, чтобы дети наглядно смогли убедиться, за что именно работники получают заработную плату.
Проведённая работа способствовала тому, что дети не только получили определённые экономические знания, у них, расширился экономический словарь, они овладели экономическими терминами, умением правильно применять их в разговоре. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни, правильно ведут себя в реальных жизненных ситуациях, у них развиты разумные потребности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
В статье представлен опыт работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности через внедрение блочной системы посредством игровой деятельности....
Опыт работы "Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности"
В статье опыт работы воспитателей с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности, который представлен единой системой разработанных модулей, игр, методических материал...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Презентация содержит информацию о трех проектах по финансовой грамотности1 проект: Окружающий мир каак результат труда людей2 проект: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны3 проект: По...
Обобщенный опыт работы по теме Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
Обобщенный опыт работы...
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредствомигровой деятельности...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности старших дошкольников в игровой деятельности»
Формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....