Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в средней группе
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (средняя группа)
Финансовое обучение и воспитание детей в детском саду -сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. А ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Финансовая грамотность – это качество человека, которое показывает степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Например, в нашей стране не много кто знает какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в финансовую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первыми уроками финансовой грамотности, пока еще на житейском уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого занятия по финансовой грамотности | 969.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение
Детский сад №8 «Звездочка»
г.о. Краснознаменск
Конспект
Открытого занятия по финансовой грамотности в средней группе
«Юные экономисты»
Подготовила:
Курбанова Яна Владимировна
воспитатель МБДОУ №8
143090, МО, г. Краснознаменск, ул. Связистов 16/1
Тел. 8(498)676-30-05
Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в средней группе №6 «Белочка» МБДОУ №8 «Звездочка» «Юные экономисты»
Подготовила:
Воспитатель Курбанова Я.В.
Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).
Задачи: Расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет; Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги, повторить понятие «Что такое деньги?» (виды денег).
Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.
Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотоха», В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь», просмотр мультфильма из серии смешарики «Благородное дело» (финансовая грамотность), просмотр презентация «Откуда появились первые деньги?»
Совместная работа: сюжетно ролевая игра «Супермаркет», «Сбербанк», дидактическая игра «Какие бывают доходы», «Назови профессии», «Парные картинки – Валюта», настольная игра-ходилка «Семейный бюджет», игра «Что можно и нельзя купить за деньги?», лото «Экономические сказки», «Магазин», игра «Разложи и расскажи».
Материал и оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Сбербанк», банкомат, бейджик для сотрудников банка, деньги разных наименований, счетная машинка для денег, детектор банкнот, карточки для участников игры: кассир, инкассатор, банкир, администратор, начальник, клиент, сейф, обменный пункт валют, бланки для оплаты и перевода денег, игрушка Незнайка.
Ход образовательной деятельности:
(Стук в дверь, заходит Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята. Вам пришла посылка.
(Воспитатель с детьми благодарит Незнайку)
Воспитатель распечатывает посылку и демонстрирует лэпбук по финансовой грамотности (см. приложение №1 (фото))
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья. - Что такое семья? Сколько человек в вашей семье? - Из кого она состоит?
Дети: Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности. - Что делает мама?
Дети: Работает, стирает, убирает, готовит обед ит. д.
Воспитатель: Чем занимается папа?
Дети: Работает, занимается ремонтом квартиры, занимается спортом, чинит сломанные вещи и т.д.
Воспитатель: Как помогаете маме и папе вы?
Дети: Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки,
вещи и т.д.
Воспитатель: Что делает бабушка?
Дети: Вяжет носки, печет пироги и т. д.
Воспитатель: Что делает дедушка?
Дети: Чинит телевизор, готовит и т.д.
Воспитатель: Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было
уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и
гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный
обед, нужно купить что?
Дети: Продукты.
Воспитатель: Для того чтобы постирать белье, нужно иметь что?
Дети: Порошок, мыло.
Воспитатель: А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно
приобрести что?
Дети: Чистящее средство.
Воспитатель: То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же
нельзя обойтись при покупке товара?
Дети: Без денег (см. приложение №2)
Воспитатель: Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги (просмотр презентации «Откуда появились деньги?») (см. приложение №3)
Дети: Папа и мама зарабатывают деньги.
Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться. А сейчас мы поиграем с Вами в игру «Парные картинки Валюта» (см. приложение №4)
Воспитатель: Давайте передохнем немного и посмотрим мультфильм из серии смешарики «Благородное дело» (финансовая грамотность) (см. приложение №5)
Физминутка: «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими
руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об
левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку, то
правую, то левую ножку).
Воспитатель: Продолжаем работать. Кто мне скажет, кем же работают ваши родители?
Дети: кассир, банкир, администратор, начальник, инкассатор, клиент, продавец.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Профессии», «Семейный бюджет» (см. приложение №6)
Воспитатель: Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам... (пенсию).
Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.
Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.
Воспитатель: Так что же такое семейный бюджет?
Дети: зарплата мамы и папы.
Воспитатель: А теперь поговорим о том, что же такое «расходы». На что тратятся деньги у вас в семье?
Дети: на оплату квартиры, на продукты питания.
Воспитатель: За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели. Воспитатель обращается к Незнайке. Тот называет много ненужных вещей. Взрослый обращается к детям с вопросом, прав ли Незнайка. Все вместе приходят к выводу, что Незнайка тратит деньги попусту.
Воспитатель: Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать
деньги. Они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем совершить денежные
расходы на то, чтобы купить, например, большой холодильник, а можем купить порцию пирожного. Холодильником мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит пирожного?
Дети: не надолго.
Воспитатель: А тетерь мы поиграем с Вами в сюжетно-ролевую игру «Сбербанк».
Благодарю всех участников этой игры за активное участие (см. приложение №7)
Воспитатель: Значит, холодильник мы назовем товаром длительного пользования,
а порцию пирожного - товаром кратковременного пользования. Незнайка спорит с детьми и говорит, что очень долго ест пирожное, поэтому пирожное тоже можно назвать товаром длительного пользования. Дети объясняют, почему это не так. Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования. Назовите, какие это товары?
Дети: машина, утюг, телевизор, пылесос, компьютер, мясорубка.
Воспитатель: А сейчас произведем денежные расходы на товары длительного пользования. Назовите эти товар?
Дети: Продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок и т.д.
Воспитатель: Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т.е. это: а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ); 6) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).
Дети: За телефон, за детский сад, за свет. ит.д.
Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем и нарисуем деньги для игр в нашей группе. Вы должны придумать форму, название и нарисовать монету или банкноту, которыми можно оплатить покупки в нашем сказочном магазине. После выполнения задания дети представляют результаты своей работы,
Воспитатель: Молодцы ребята. Красивые денежки и монеты у вас получились.
Воспитатель: Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями.
Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они? Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу.
Каждый из нас отправится в магазин, приобретет, необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства. Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» (см. приложение №9)
Незнайка: Спасибо Вам ребята, научили меня попусту не тратить деньги, а - экономить. Теперь я знаю, что такое семейный бюджет, расходы, доходы, какие бывают деньги и откуда они появились. До свидания, ребята.
Дети: До свидания, Незнайка.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по финансовой грамотности для средней группы «Какие бывают магазины?»
Цель: Развитие логического мышления посредством активизации мыслительных операций....
Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Что нельзя купить»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:Повторить понятие «потребности человека»;Закрепить названия осно...
Конспект открытой НОД по финансовой грамотности в средней группе «В гости к Мухе-Цокотухе»
формирование элементарные представления о понятии монета, банкнота, кошелек, деньги, продавец, покупки, магазин....
Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккура...
Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Что нельзя купить»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:Повторить понятие «потребности человека»;Закрепить названия осно...
конспект открытого занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Как деньги попадают к нам в дом»
конспект открытого занятия по фин.грам.в старшей группе...
Конспект открытого занятия по финансовой грамотности в старшей группе : "Найди клад"
Цель:формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....