«Юный финансист»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Еремчукова Мария Васильевна

Педагогический проект на тему:

«Юный финансист»

                                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesenka_2021_eremchukova_m.v.docx101.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №3» Тайгинского городского округа

Педагогический проект на тему:

«Юный финансист»

       

                           Выполнила: воспитатель            

  Еремчукова М.В.                      

2021

Паспорт проекта

Название проекта

«Юный финансист»

Автор проекта

Еремчукова Мария Васильевна, воспитатель

Название образовательного учреждения

МАДОУ «Детский сад № 3» ТГО

Адрес образовательного учреждения

Кемеровская область, город Тайга, ул. Щетинкина, 63 к

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

Цель проекта

Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта

Сформировать основы финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста;

Развивать основы финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов детской деятельности;

Совершенствовать коммуникативные качества детей старшего дошкольного возраста;

Содействовать проявлению интереса у детей старшего дошкольного возраста к профессиональной деятельности взрослых.

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).

Ожидаемые результаты

1. Разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий;

2. Чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;

3. Знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

4. Понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей);, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

5. Осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Сроки проекта

Сентябрь 2019 – май 2020 г.

ПРОЕКТ

Тема проекта: «Юный финансист».

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020 г.)

Актуальность: Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Постановка проблемы: помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Гипотеза: финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Цель проекта: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Сформировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).

Особенности организации работы по формированию финансовой

культуры старших дошкольников.

1. Принципы реализации проекта:

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

2. Методы реализации проекта:

  • игровые (дидактические игры, игровые упражнения, игровые приемы, сюжетно-ролевые игры и др.);
  • словесные (беседа, объяснения, рассуждения, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.)
  • наглядные (наблюдения, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

3. Ресурсное обеспечение проекта

Нормативное правовое обеспечение проекта:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании  в  Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;

- Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 г. № 2039-р «Об утверждении

Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации» на 2017-2023 г.г., в котором говорится, что для формирования компетенций в сфере

финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо организовать разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности на всех уровнях образования, включая дошкольное;

- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении СанПин 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

- Программа кружка «Финансовая грамотность дошкольника» разработчик Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселева; Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» разработчик Л.В. Стахович.

4. Информационное обеспечение проекта:

- создание банка данных по реализации проекта;

- мониторинговые мероприятия;

- организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.

5. Материально-техническое обеспечение проекта: успешная реализация проекта и достижение поставленной цели предполагают формирование целостного и качественного образовательно-воспитательного пространства, основанного на сотрудничестве всех участников проекта через стандартные формы взаимодействия.

6. Этапы  реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

1. Изучение и анализ методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

2. Определение цели и задач проекта.

3. Информирование  родителей о планирование работы с детьми по проекту «Юный финансист».

4. Разработка анкет для родителей;

5. Анкетирование родителей.

6. Подготовка информации для родителей по теме проекта.

7. Ознакомление родителей с планом реализации проекта, внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей.

8. Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике

9. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

10. Подбор дидактических игр.

11. Диагностика детей.

Сентябрь

Воспитатели

О

С

Н

О

В

Н

О

Й

1. Создание консультационного пункта для родителей «Дети и деньги».

2. Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.

3. Чтение художественной литературы.

4. Беседы по данной тематике.

5. Просмотр мультфильмов.

6. Решение проблемных ситуаций, кроссвордов, загадок.

7. Решение арифметических задач.

8. Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.

9. Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия.

10. Игровые упражнения для развития математических способностей.

11. Проведение  сюжетно-ролевых игр: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Почта», «Аптека», «Ателье», «Больница».

12. Дидактические игры.

13.Викторины, квесты.

14. Экскурсии.

15. Художественное творчество.

16. Организация выставок детских работ.

17. Организация выставок детских работ выполненных в совместной деятельности с родителями дома.

18. Изготовление развивающих игр в группу совместно с родителями.

Сентябрь - май

Воспитатели

Дети

Родители

З

А

К

Л

Ю

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Й

1. Подведение итогов проекта.

2. Диагностика детей.

3. Итоговое мероприятие: "Путешествие с Монеткой по стране Экономике"

 4. Создание папки по итогам реализации проекта.

Май

Воспитатели

Дети

7. Ожидаемые результаты:

1. Разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий;

2. Чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;

3. Знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

4. Понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей);, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

5. Осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

8. Реализация проекта:

Система работы по формированию финансовой грамотности старших дошкольников состоит из 34 занятий и рассчитана на один учебный год  (Приложение 1). Занятия проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет 30 минут.

        Занятия проводятся в помещении группы детского сада, в музыкальном или спортивном зале, в зависимости от целей занятий и необходимого оборудования.

        Знания по экономике даются в различных формах: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, занятия-соревнования, занятия-экскурсии, занятия-викторины, квесты.

На подготовительном этапе было важно заинтересовать родителей проблемой. Для этого использовалась наглядная информация, папки-передвижки, был создан консультационный пункт для родителей.

В группе создали уголок умных игр – это дидактические и сюжетно-ролевые игры, который пополнялся по мере знакомства с играми. Для родителей была организована выставка групповых настольно-дидактических игр с учетом возрастных особенностей.

С помощью родителей была организована выставка детских работ выполненных в совместной деятельности с родителями дома «Копилка моей мечты».

9. Диагностика уровня финансовой грамотности старших дошкольников

        В рамках реализации проекта проводилась диагностика уровня финансовой грамотности на подготовительном и заключительном этапах.

        Для определения уровней финансовой грамотности диагностика проводилась на основе программы кружка Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселева «Финансовая грамотность дошкольника» (Приложение 2 )

        Цель диагностики: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста; проверка эффективности проекта по повышению уровня финансовой грамотности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

        С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания определялся уровень финансовой грамотности (Приложение 3).

        В соответствии с классификацией К.Ф. Исаевой, В.И. Логиновой и др. выделены 3 уровня сформированности экономических знаний у старших дошкольников: низкий, средний, высокий (Приложение 3).

        Из диагностики, проводимой на подготовительном этапе мы видим, что 64% детей имеют низкий уровень  34% детей – средний уровень, 2% детей имеют высокий уровень.

                

Рисунок 1 – Уровень сформированности финансовой грамотности на подготовительном этапе проекта

        

На заключительном этапе проекта произошли изменения в уровнях сформированности экономических знаний старших дошкольников, а именно:22% детей имеют низкий уровень, 47% – средний уровень, 31%  детей имеют высокий уровень.

Рисунок 2 - Уровень сформированности финансовой грамотности на заключительном этапе проекта

Заключение

Быть финансово грамотным – очень важно для современного человека. Практически ежедневно человек сталкивается с финансами и подчас не знает или не понимает, как ими правильно воспользоваться. За всю жизнь через руки человека проходит много финансов, поток которых человеку необходимо контролировать. Он должен уметь принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами. Поэтому финансовая грамотность является важнейшим фактором жизненного благополучия и успеха человека.

Работая с детьми дошкольного возраста свои взаимоотношения строила, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я

познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности: «Финансовая грамотность дошкольника» программа кружка  Г.П. Поварницина , Ю. А. Киселева,  программа Л.В. Стахович «Азы финансовой культуры для дошкольников».

Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. Считаю, что тема воспитания финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна.

Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников решались в разных видах детской деятельности и развития. Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей была разработана рекомендация «дети и их карманные деньги», и рекомендован список прочтения с детьми сказок, в которых отражаются экономические аспекты. Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не содействуют приобщению детей к миру финансов.

Дети имеют представление о деньгах, их значении в жизни человека, и из первого опроса, мне стало ясно, что у детей есть опыт карманных денег.

Конечно, в повседневной жизни у детей формируется естественным путем некоторый опыт общения с деньгами (покупка сладостей, мороженного и т.д.). Это закономерно, так как ребенок неотделим от современной действительности. Это дает возможность проявить творчество, индивидуальность и что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей.

Главное – говорить с ребенком на доступном ему языке, поэтому предпочтение отдаю таким формам как беседа и игра. На занятиях дети получили знания о том что такое деньги, какие виды денег бывают, как распределить свои расходы путем определения желаемого и необходимого, а так же как безопасно использовать банковские карты. Расширились знания о труде взрослых, об их трудолюбии и мастерстве. Работая по данной теме, могу с уверенностью сказать, что тема актуальна, своевременна и, несомненно, интересна. Об этом свидетельствуют результаты последнего опроса детей. Дети занимаются с удовольствием. Этому способствовали создание развивающей среды. В дальнейшем планирую продолжить работу по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников. Для себя поставила цель: повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу и продолжить работу с детьми начиная с младшего дошкольного возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тематическое планирование

План проектных мероприятий с детьми

№ п/п

Тема

Месяц

Педагогические средства

Оборудование

1

Что такое потребности?

Потребности семьи

Сентябрь

Д/И «Заветные желания», демонстрация м/ф «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф по сказке К.И. Чуковского «Телефон», лото «Заветные желания». лото «Кому что нужно?».

2

Что необходимо человеку?

Д/И «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки совы», беседа, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов,

тетрадь по финансовой грамотности, лото «Кому что нужно?».

3

Как  построить дом?

Беседа, чтение художественной литературы, игровые упражнения, демонстрация мультфильмов, ситуативный разговор.

Компьютер, м/ф «Самый главный», картинка- коллаж с изображением людей разных профессий.

4

Почему все взрослые работают?

Октябрь

Беседа, соревнование, д/и, упражнение.

Картинки- путаницы с изображением людей разных профессий,  фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия),

цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности.

5

Путешествие в страну профессий

Сюжетно- ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение.

Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка- схема с изображением аэропорта, картинки- коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.

6

Всякому делу учиться надо

Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков.

Компьютер, м/ф «Незнайка учится» по сценарию Николая Носова.

7

Что такое товар?

Обмен и покупка товаров

Ноябрь

Беседа,  д/и, упражнение.

Карточки с изображением профессий и результатов труда, карточки зелёного цвета для игры «Сигнальщики», монеты для ролевой игры «Покупка мороженого», тетрадь по финансовой грамотности.

8

Что такое стоимость товара?

Что такое цена?

Беседа,  д/и, упражнение.

Картинки для д/и «Составь рассказ», карточки с примерами товаров. Компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (2 серия), загадки, картинки товаров с ценниками

9

Ярмарка

Беседа, чтение художественной литературы, игровое упражнение.

Товары для игрового упражнения «На ярмарке».

10

Что такое деньги?

Декабрь

Беседа, рассказ, просмотр м/ф.

Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия), тетрадь по финансовой грамотности.

16

Деньги. Монета. Банкнота.

Беседа,  д/и, НОД, изобразительная деятельность.

Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.

17

Дом, где живут деньги

Экскурсия, просмотр мультфильма.

Изображение автобуса, здания и внутреннего помещения банка, компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (10 серия).

18

Как правильно тратить деньги?

Беседа, упражнения, просмотр м/ф.

Картинки с изображением товаров, которые покупает семья; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (11 серия).

19

«Семейный бюджет»

Январь

Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход».

Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.

20

Как приходят деньги в семью, азбука доходов

Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет».

Изображение человека (ребенка), модель круга, набор карточек с изображением членов семьи.

21

С мамой в магазин

Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов.

Картинки с изображением

аптеки, магазина игрушек, магазина спорттоваров, продовольственного магазина, конверт с заданиями, картинки для составления рассказов.

22

Семейные доходы и расходы

Февраль

Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, анализ домашнего задания, дидактическая игра «Семейные расходы», составление экономического словаря.

Разноцветный клубок, конверты разного цвета с карточками, рисунки- схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями), обложка для экономического словарика,

модель круга, карточки которые являются секторами расхода, мяч, тетрадь по финансовой грамотности.

23

Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку»

Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы.

Компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки.

24

Откуда берутся товары в магазине?

Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность.

Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши.

25

«От купца до продавца»

Март

Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ- визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность.

Материалы для детского творчества, картинка с изображением супермаркета, карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров, компьютер, презентация.

26

Откуда появились деньги

Беседа, дидактическая игра, рассказ, просмотр мультфильма.

Компьютер, плакат с изображением участников обмена в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»

27

Что такое номинал и как деньги разменивают

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра.

Плакат с изображением для поиска клада,  карточка с указателем трёх направлений: направо- гора, налево- озеро, прямо- сундук; коробка, оформленная под «сундук»; банкноты разного достоинства; монеты разного достоинства; плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты; магнитная доска с магнитами.    

28

Жители кошелька

Апрель

Сюжетно- ролевая игра с подвижными элементами.

Макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка;

«товары» для магазина, «товары» для дома; таблички с ценами на все товары; две пластиковые карты; изображение маленького мешочка соли и большого кол-ва золотых монет, изображение большого пакета «Соль» и несколькими банкнотами; таблички с  изображением кошелька с монетами и банкнотами,  таблички с  изображением монет  и банкнот;

Изображение пластиковой карты; игрушки.

29

Путешествие денег в разные страны

Подвижная игра, беседа- рассуждение, творческая изобразительная деятельность.

Круги жёлтого, синего, красного цветов для размещения на полу;  изображения банкнот со знаками доллара США, евро, йены, рубля; плакат со схематичным  изображением элементов защиты рублей; изображение банкнот разных стран; листы бумаги формата А-5; наборы для рисования.

30

Магазины бывают разные. Как правильно выбирать товары в магазине?

Сюжетно- ролевая игра, рассказ,

дидактическая игра, подвижная игра.

Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар товаров

31

Банк

Май

Беседа, дидактическая игра, виртуальная экскурсия.

Плакат с изображением внутреннего устройства банка; таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка; изображение м/ф.  «Уроки тётушки совы» (10 серия).

32

Центральный банк

Рассказ, дидактическая игра, беседа, театрализованная игра.

Таблички с изображением дракона, гнома и короля; атрибутика короля; листы с нарисованными эмблемами разных банков, весы с двумя чашами; два предмета одинакового веса с наклеенным изображением монет; набор предметов равного веса с изображением монет; игрушки.

33

Профессии работников банка

Сюжетно- ролевая игра, рассказ,

дидактическая игра, подвижная игра, беседа.

Иллюстрации с изображением людей разных профессий, изображения монет, договоры, чековая лента, таблички для детей с надписями «Кассир», «Операционист»,  «Консультант», «Кредитный специалист», мяч.

34

Экономический квест «Страна Экономика»

Игра- викторина.

Призы- медали, музыкальный центр,

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Диагностика для определения уровня финансово-экономических знаний.

Задание №1 «Выбери верное предложение»

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)

Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».

  1. Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.
  2. Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
  3. Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для продажи товаров.
  4. Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
  5. Бюджет семьи-это только доходы. Бюджет семьи-это доходы и расходы.
  6. Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже цена товора.

1 балл – правильно один или два ответа;

2 балла – правильно четыре ответа;

3 балла – правильно больше пяти ответов;

Задание № 2 «Найди лишнее»

Материал:  6 карточек на которых изображены:

- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»);

- банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5-копеечная монета (категория «деньги»);

- кондитерская фабрика, мебельная фабрика , магазин (категории «товар», «производство»);

- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);

- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);

- одежда\, дом, продукты, книга ( категория «потребности»).

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?»

1 балл – все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;

2 балла –две карточки – с помощью воспитателя;

3 балла – все карточки отобраны правильно;

Задание № 3 «Продолжи предложение»

Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.

Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложения, а ты закончи».

  1. Любой труд приносит …(пользу).
  2. Моя мама получает за свой труд … , бабушка получает … , а брат учится в институте и получает … (зарплату, пенсию, стипендию).
  3. Доходы семьи можно увеличить, если …(вести дополнительное хозяйство; кто то из членов семьи пойдет на работу и т.д.).
  4. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это … (профессии).
  5. Любой товар можно … (продать, купить, изготовить).
  6. Место хранения и накопления денег называется … (банк).
  7. Чтобы люди узнали о товаре, нужна …(реклама).

1 балл – правильно  два ответа;

2 балла – правильно четыре – пять ответов;

3 балла – правильно больше пяти ответов;

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Уровни сформированности финансовой грамотности старших дошкольников

Уровень – низкий.

Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Уровень - средний

Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведения их, тем не менее, характеризуется последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.

Уровень – высокий.

Для детей находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Конспект квеста по финансовой грамотности в старшей группе на тему:

"Путешествие с монеткой по стране Экономики"

 Цель: Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности; расширять социальные представления о современном обществе.

Задачи: 

- закрепить представления детей экономических понятий: деньги,

семейный бюджет: доход и расход;

- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие

экономические явления;

- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать

словарный запас;

-закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие

диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации;

-развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и

воображение;

- воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой

деятельности;

- формировать положительные взаимоотношения детей

Ход квеста.

Воспитатель:  - Ребята, сегодня я получила посылку. Но она закрыта. Что бы ее открыть нужен ключ, а что бы его найти нужно пройти несколько испытаний. Для этого нам нужно отправиться в страну Экономику. За каждое выполненное задание мы будем получать часть ключа, которым откроется наша посылка. Отправляемся в путешествие! Закройте глаза и повторяйте за мной: «Вокруг себя повернись и в сказке очутись».

А путешествовать мы будем с моей знакомой, а кто она отгадайте:

- Маленькая, кругленькая

   Из кармана в карман скачет. (Монета).

Выходит «Монетка» 

Монетка: -  Здравствуйте ребята, вы меня узнали? А знаете ли вы пословицы и поговорки?

1 задание :

- Без труда не выловишь…(рыбку из пруда).

- Любишь кататься, люби и …(саночки возить).

- Как потопаешь, так и …(полопаешь).

-  Труд человека кормит, а …(лень портит).

-   Не наклоняясь до земли, и грибка…( не подымешь).

-  Без учебы и труда не придет …(на стол еда).

-  Кто любит трудиться, тому без дела…( не сидится).

-Молодцы ребята, много знаете пословиц и поговорок.  А теперь поиграем в игру «Отгадай профессию», я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте.

Воспитатель: Дети , а что такое профессия? (ответы детей)

Профессия — это дело, которым человек занимается каждый день и которое полезно для других людей.

2 задание:

1) Кто, когда придёте в садик,

по головке вас погладит?

С кем вы день свой проведёте,

если мама на работе?

Кто прочтёт стихи и сказки,

даст вам пластилин и краски,

рисовать, лепить научит,

ложки раздавать поручит?  (Воспитатель)

2)Скажите, кто так вкусно 
Готовит щи капустные, 
Пахучие котлеты, 
Салаты, винегреты, 
Все завтраки, обеды?  
(Повар)

3) Если вьется пламя,

Дым валит столбом,

«Ноль- один» мы наберем,

Его на помощь позовем. (Пожарный)

4) Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не пугайся и не плачь,

Ведь тебе поможет ... (врач).


5) У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый.
(Парикмахер)

Монетка: В  моей стране, деньги бывают разные и у каждой есть свое название. Кто знает, как называются деньги, которыми мы пользуемся? (Дети.....)А какие бывают деньги?(Дети....) Скажите для чего нам нужны деньги?(..Дети: Покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать..)

Воспитатель: -Я предлагаю поиграть с вами в игру «Что можно купит за деньги?»

3 задание:

Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если  нет то топаете.

(Показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко, … ).

Монетка: - А кто из вас знает за что можно получить деньги? ( за труд-зарплата, за хорошую учебу-стипендия ,пенсия, клад и т.д)

-Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы и расходы.

- А сейчас  я вам предлагаю поиграть в игру: « Доход - расход»

4 задание:

- Я начну читать сейчас.

Я начну, а вы кончайте

Хором мне вы отвечайте: доход или расход

 

Мама получила зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграла приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала  бабушка пирожки - доход

Заплатили за квартиру - расход

Нашла монетку - доход

Купили куклу - расход

 

Воспитатель: -А сейчас предлагаю немного отдохнуть(физминутка):

 

Раз, два, три, четыре, пять. Можно все пересчитать.

(Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.)

Сколько в комнате углов? ( Показать на углы с поворотами туловища.)

Сколько ног у воробьев? (Приподнимать поочередно ноги.)

Сколько пальцев на руках? ( Раскрыть пальцы рук.)

Сколько пальцев на ногах? ( Присесть, коснуться носков ног.)

Сколько в садике скамеек? (Полуприседания.)

Сколько в пятачке копеек?

Воспитатель: 5 задание:  Игра “Что быстрее купят?”

Сравните эти картинки, и какой предмет, по-вашему, быстрее купят?

  • тот, который целый
  • могут купить и поломанный, ведь он стоит дешевле и его можно отремонтировать.

(по аналогии проводится игра с остальными рисунками) Игра «Что стоит дороже»

6 задание:

Монетка: Я буду задавать вопрос. Кто будет готов дать ответ - отвечает.

 

На товаре быть должна

Обязательно… (цена)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким… (доход).

  

Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без… (рекламы).

 

 Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно… (весы)

 

Очень вкусная витрина

У овощного… (магазина).

 

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в … (банке).

 

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь… (товар).

И врачу, и акробату

Выдают за труд… (зарплату).

Очень вкусная витрина

У овощного… (магазина).

 

Воспитатель: - И так ребята - деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно.

Монетка: - Молодцы. Ну а мне пора прощаться, до свидания ребята!

Воспитатель: - Ну, а нам пора отправляться в детский сад,  а чтобы вернуться обратно детский сад закрываем глаза и повторяем за мной: «Вокруг себя повернись и в детском саду очутись».

Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие?

(Дети открывают посылку и достают шоколадные монетки

Список литературы:

1.Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. М.- 1989.-159с.

2. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.

3. Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157с.

4. . Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь.М.- 1997.- 78с.

5. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М.- 1989.-137с.

6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

7. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2006.-88с.

8. Смоленцева, А.А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А.А. Смоленцева, М.А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с.12-16.

9. Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д.  Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с.21-23.

10.Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.

11.Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

12. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

13.Эльконинова,Л.Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников/ Л.Л. Эльконинова // Мир психологии.- 1998.-№3.- с.42-51

14. Якобсон, С.Г. Дошкольник, какой он?/ С.Г. Якобсон, Е.В Соловьева -М.- 2002.-78с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

методическая разработка программы кружка «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программакружка по интересам«Юный финансист»для детей подготовительной к школе группы...

Кружок "Юный финансист"

Кружок был разработан для старшей группы.В этом кружке мы знакомили детей с деньгами, откуда они берутся и как зарабатывают их родители....