Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников
учебно-методический материал

Фазылгаянова Юлия Фагиловна

Общие подходы к формированию основ финансовой грамотности в соответствии ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ

 ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

(по материалам Методических рекомендаций  для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования

 в части экономического воспитания дошкольников)

 Принципы экономического воспитания дошкольников Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность должно происходить на основе принципов, сформулированных в пункте 1.4 ФГОС ДО:

 1. «Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития». 

В основу воспитания и развития ребенка должен быть заложен принцип «не навреди». Интеллектуальные и физические перегрузки детей дошкольного возраста недопустимы. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26. По достижении возраста 5 лет действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется в своих действиях прежде всего на поведение взрослых. Дошкольник с любопытством наблюдает за актами купли-продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывать не только свое, но и чужое мнение. Уровень психологического развития дошкольника позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной выгоды). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Важно приучать детей 5-7 лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды 9 для себя, но и с культурно-нравственной позиции. Взаимосвязь нравственного и финансового воспитания очевидна так же, как и важность формирования основ здорового отношения к деньгам в ранний период взросления дошкольника.

2. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». 

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. Поэтому это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Нельзя забывать о том, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем. Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время.

3. «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений».

После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, является полностью оправданной. Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечить тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров дошкольников.

 4. «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».

Поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности означает, что воспитатель на протяжении всего периода обучения должен оказывать воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощрять различные виды самоутверждения и самовыражения. Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью: создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности; создания условий для выражения своих чувств и мыслей, принятия детьми решений; поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности. Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.

5. Принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей» означает, что при включении основ экономического воспитания в образовательную деятельность воспитатель должен придерживаться очень важного правила: при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи, например, исключается сравнение доходов семьи, уровня и качества жизни. Ряд вопросов может быть предложен для совместного изучения ребенка и его родителей (законных представителей). Этот принцип предполагает максимальное включение родителей в обсуждение с ребенком тех вопросов и тем, о которых он говорил на занятиях с воспитателем.  Программа может включать ряд дополнительных занятий, направленных на вовлечение детей в образовательную деятельность, и рассказать о тех понятиях, которые изучают воспитанники.

 6. «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Программа по изучению детьми основ финансовой грамотности, включенная в образовательную деятельность ДОО, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и воспитателей и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретной ДОО. Одной из форм организации приобщения к финансовому миру могут стать экскурсии в финансовые и иные учреждения, на предприятия малого бизнеса и пр. Например, дети создают макет окрестностей. Во время занятия они знакомятся с разными местами, которые являются частью их окрестностей, узнают, какое значение имеют разные места в окрестности, определяют свое любимое место в окрестности. Примером также может служить знакомство дошкольников с ярмаркой и ее атрибутами: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска, кулачные бои.  Необходимо способствовать тому, чтобы ребенок умел делать выводы и отвечал на такие вопросы, как «подумай», «отгадай», «ответь на вопрос» и пр.

7. При реализации принципа «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» следует учитывать, что изучение детьми основ финансовой грамотности имеют выраженный прикладной характер. Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности – активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии вопросам. Педагог обязательно должен подводить итоги с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей. Образовательную деятельность рекомендуется строить на доступных и увлекательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Занятия должны включать специфическую детскую активность, специально организованную воспитателем, подразумевающую деловое взаимодействие и общение детей, накопление интересной информации в сфере личных и семейных финансов, формирование базовых первичных знаний, умений и навыков рационального финансового поведения. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность дошкольников.

8. «Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)».

Это один из основных принципов организации образовательной деятельности с дошкольниками. Рекомендуется осуществлять выбор тех парциальных образовательных программ или отдельных модулей и тем, а также форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей. Кроме того, следует учитывать возможности педагогического коллектива, сложившиеся традиции ДОО и детской группы. Выбор модулей и программ и степени погружения в образовательную деятельность зависит от вида ДОО (детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и др.).

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

 Введение региональной составляющей дает возможность организовать в ДОО  работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника.

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности дошкольника....

Формирование финансовой грамотности дошкольников

в данной публикации расположены рекомендации для педагогов по формированию финансовой грамотности...

Формирование финансовой грамотности дошкольников

В данном материале раскрывается важность формирования финансовой граммотности у дошкольников....

"Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Материалы семинара для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"...

Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников

Общие подходы к формированию основ финансовой грамотности в соответствии ФГОС...

"Современные подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников"

Автором представлен материал по формированию финансовой грамотности у дошкольников....