Проект Огонь друг или враг
проект по обж
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogon_drug_ili_vrag.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новобирюсинский детский сад "Солнышко"
Паспорт социально -значимого проекта по пожарной безопасности «Огонь: друг или враг?»
Автор: Зиновьева Светлана Николаевна
Паспорт проекта по пожарной безопасности «Огонь: друг или враг?»
Длительность проекта с 10 января по 20 мая 2022 года
Актуальность проекта
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей, стремлением к самостоятельности, что нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Непосредственность, любопытство часто ставит детей перед реальной опасностью пожара.
Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.
Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.
Тип проекта – информационно-практико-ориентированный, творческий.
По продолжительности – среднесрочный.
По количеству участников – групповой.
Форма представления – презентация.
Гипотеза:
Активная совместная деятельность всех участников проекта поможет сформировать у детей навыки осознанного, безопасного поведения, создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.
Цель проекта : формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.
Задачи проекта :
Образовательные
• Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.
• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом.
• Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
• Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
• Воспитывать чувство благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
• Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
НАШ ДЕВИЗ:
Не пожалеем, братцы, сил,
Чтоб огонь лишь другом был!
Участники проекта :
• Педагоги;
• Дети средней группы
• Родители.
Действия:
• Специально организованное обучение:
- непосредственная образовательная деятельность, направленная на социальное развитие личности;
- экскурсия;
- продуктивные виды деятельности.
• Совместная деятельность воспитателя с детьми:
- беседы;
- игровые ситуации на образовательной основе;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений;
- игры: подвижные, творческие, дидактические;
- развлечение;
- просмотр мультфильмов.
• Самостоятельная деятельность:
- игры;
- продуктивная деятельность.
• Работа с родителями:
- анкетирование;
- консультации, памятки;
- наглядно-текстовая информация;
- совместные мероприятия детей с родителями;
- родительское собрание.
• Работа с педагогами:
- консультации;
- представление проекта в форме презентации.
Принципы реализации проекта :
• Принцип системности:
систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
• Принцип диалогического общения:
неотъемлемое условие - взаимодействие субъектов проекта, которое отражает тесную связь между ними, целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду и дома.
• Принцип доступности и креативности:
позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области пожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
• Принцип гуманизации:
во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
• Принцип доступности:
предусматривает осуществление воспитательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Ожидаемый результат:
• привитие уважение к героической профессии «Пожарный»;
• овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, осознанное выполнение правил противопожарной безопасности, знакомство со средствами пожаротушения;
• профилактика панического страха перед огнём;
• привлечение родителей к данной проблеме;
• обучение правильному поведению в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
• пополнение методической копилки пособиями, реквизитами, методической литературой, рекомендациями, конспектами НОД, развлечений по пожарной безопасности.
Механизм реализации проекта
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
Подготовительный этап:
• Составление паспорта проекта.
• Анкетирование родителей.
• Родительское собрание.
• Оформление серии выставок для родителей по пожарной безопасности.
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
• Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
• Подбор презентаций для просмотра.
• Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Основной этап:
• Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности.
• Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, развлечения.
• Чтение художественной литературы детям, заучивание стихов, загадывание загадок по теме.
• Рассматривание картин, организация выставки рисунков, выпуск стенгазеты, изготовление открыток ко Дню пожарной охраны России, проведение НОД по теме.
• Экскурсия по детскому саду (знакомство с системой пожарной безопасности).
• Проведение опытов, экспериментов.
Заключительный этап:
• Выставка совместных работ детей и родителей «Осторожно: огонь!».
• Развлечение для детей и родителей «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!».
• Представление материалов проекта в виде презентации.
Формы и методы работы
Познавательное развитие:
- НОД: «Пожарная безопасность в природе», «Огонь - друг и враг человека», «Человеку друг огонь, только ты его не тронь»;
- просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Умизуми» («Правила пожарной безопасности»);
- опытно-экспериментальная деятельность «Опыт со свечой», «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?», «Огонь дышит», «Водой масло не затушишь»;
- решение проблемных ситуаций: «Бабушка забыла выключить утюг», «В доме зажгли бенгальские огни»;
- беседы: «Пожароопасные предметы», «Предметы, требующие осторожного обращения», «Пожар»;
- образовательные ситуации с применением ИКТ «Азбука пожарной безопасности», «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!»;
- экскурсия по детскому саду (знакомство с системой пожарной безопасности).
Речевое развитие:
- составление рассказов по схематической модели «Мальчик – спички – пожар – пожарная машина»;
- составление рассказов со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода;
- творческий рассказ типа: «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец»;
- составление творческих рассказов: «Откуда может прийти беда», «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых», «Спичка-невеличка и большой пожар»;
- рассматривание плакатов, иллюстраций на тему «Осторожно, огонь».
Ознакомление с художественной литературой:
- загадки о пожаре;
- чтение: К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Сказка про спички», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Горит – не горит», «Хорошо – плохо», «Причины пожаров», «Собери картинку», «Угадай профессию», «Отгадай загадку», «4-ый лишний», «Доскажи словечко», «Выбери нужное»;
- сюжетно-ролевые: «Мы пожарные», «Пожар в городе» и др.
Изобразительное искусство:
- рисование на тему: «Эта спичка – невеличка», «Пожар»;
- аппликация: «Пожарные машины» – открытки ко Дню пожарной охраны России (30 апреля).
Двигательная активность:
- подвижные игры: «Кто быстрее», «Быстрые и ловкие», «На пожар», «Смелые пожарные»;
- практические тренировки:
а) из имеющейся ткани делаем повязку. Смачиваем водой, дышим через повязку.
б) очень сильный дым, стараемся сидеть как можно ниже, там меньше дыма.
в) в комнате начался пожар, открыты дверь и форточка. Как себя нужно вести?
г) рядом с тобой вдруг загорелся какой-то предмет. Воды нет. Как ты потушишь огонь? (можно высыпать на него землю, например, из цветочного горшка)
Работа с родителями:
- родительское собрание;
- анкетирование родителей по теме проекта;
- выставка семейного рисунка «Осторожно: огонь!»;
- папка-передвижка «Пожарная безопасность»;
- оформление стенгазеты;
- консультации по теме;
- проведение совместного с детьми развлечения «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!».
Результат:
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволил на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности. У детей повысился уровень знаний о пожарной безопасности. Уровень профессионального мастерства педагогов по теме проекта стал более совершенным. Скоординирована деятельность по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. В результате активной совместной деятельности всех участников проекта у детей сформировались некоторые навыки осознанного безопасного поведения; созданные в процессе проекта условия способствовали усвоению и закреплению знаний детей о правилах пожарной безопасности.
Использованные источники:
Авдеева Н. Н., Князева О. Л. «Безопасность».
Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М. : Скрипторий 2003, 2007.
Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2009.
Кононова И. В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников».
ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. Первая часть. / Сост. Фисенко М. А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
Пикулева Н. Пожарная безопасность. // Дошкольное воспитание. – 2007 - №4 Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.
Петухова Е. Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1
Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет. - Ярославль: Академия развития, 2003.
Саво И. Л. «Пожарная безопасность в детском саду».
Широкова С. Г. Занятия – опыты. // Управление ДОУ. - 2009 - №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Проект "Огонь - друг или враг?"
в презентации представлена работа по организации и проведению проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками по теме "Огонь - друг или враг?"...
презентация "Проект "Огонь - друг или враг?"
в презентации представлена работа по организации и проведению проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками по теме "Огонь - друг или враг?"...
Презентация "Проект "Огонь друг или враг?"
в презентации представлен проект для детей дошкольного возраста по теме "Огонь друг или враг?"...
Проект "Огонь: друг или враг?"
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста...
Детско- родительский проект "Огонь- друг или враг?"
В данном материале раскрыт проект разрешения противоречия выведенного детьми подготовительной группы....
Презентация к проекту "Огонь - друг или враг?"
Презентация к проекту "Огонь -друг или враг?" к занятиям по "Безопасности" в старшей группе....
Системная паутинка по проекту « Огонь- друг или враг?;
Презентация « Огонь- друг или враг?; оформление уголка противопожарной безопасности,Проблема, ее актуальность: не умение правильно себя вести в экстремальных ситуациях.Цель: сформировать у детей ...